Публикации > Просмотр публикации
Из Казани в Таос и обратно
Этот маленький рассказ - о Николае Фешине, русском художнике, ставшем живописцем американского Запада. Он родился в 1881 году в Казани, получил образование в Петербургской академии художеств, затем эмигрировал в Америку, сначала поселившись в Нью-Йорке, а потом, в 1927 году, когда состояние его здоровья потребовало сухого климата, перебрался с семьей в местечко Таос, штат Нью-Мексико. В этой маленькой деревушке в Скалистых горах он вместе с друзьями-художниками и писателями основал небывалое для Америки, замечательное поселение, где и по сей день ведется большая творческая работа. Годы, проведенные в Нью-Мексико, оказались самыми .-плодотворными в жизни Фешина. Именно здесь он создал серию полотен о жизни американского Запада, которые обеспечили ему постоянное место в экспозиции "Зала ковбойской славы" в Оклахоме.
Корни художественного стиля Фешина - конечно же в русской классике. Но и воздействие современных изобразительных школ в нем также ощутимо. Ученик великого Репина, не избежал он и влияния Малявина. Меня всегда поражали яркость и широта того русского творческого наследства, которое Фешин переработал в себе и принес в дар Америке. Широкие, нервные мазки кисти, что так восхищали Фешина у Малявина, художник обогатил собственной, удивительной палитрой красок, добавивших динамики его полотнам. Его портреты, как русского, так и американского периода. это продолжение великой традиции русской портретной живописи. Достаточно взглянуть на краски его полотна "Девочка в пурпурном платье".
Но не только в живописи проявился его необычный талант. Одной из самых замечательных его работ стали дом и мастерская Фешина в Таосе. В конструкции и интерьере дома он удачно соединил традиции русского деревянного зодчества с испанским духом архитектуры Нью-Мексико. Деревянное кружево дверей, узорные панели кабинета, множество других деревянных деталей интерьера были вырезаны им собственноручно. Дом Фешина в 1979 году был занесен в Национальный регистр исторических памятников Америки. Некоторое время в этом здании находился Институт Фешина, а теперь в нем располагается всемирно известная гостиница для ценителей изящных искусств.
Известность Фешина, заслуженная им в Америке, со временем пришла и на его родину. В 1975 году книги о нем были одновременно изданы в Соединенных Штатах и в Ленинграде; в 1976 году состоялась его первая выставка в Советском Союзе, а в 1981 году столетний юбилей художника ; был отпразднован в его родной Казани, где прошли конференция и выставка, посвященные его творчеству.
Но вернемся немного назад....В 1955 году Фешин умер. Он никогда не забывал своих корней и тех драматических событий, с которых начался американский период его жизни. Он покинул Казань больным и бедным, в тяжкий для его страны момент революционных испытаний. Представители Американской администрации помощи ("АРА"), с которыми он подружился во время их пребывания в Казани, организовали в 1923 году его перелет в Соединенные Штаты.
Но в итоге он все-таки вернулся на родину: в 1976 году дочка и внучка Фешина привезли его прах в Казань...
Я надеюсь, что читателей вашего журнала не оставят равнодушными жизнь и творчество Фешина. Для тех россиян, которым доведется побывать в Америке, Фешин может стать интересным и знающим проводником по американскому Западу.
Этот маленький рассказ - о Николае Фешине, русском художнике, ставшем живописцем американского Запада. Он родился в 1881 году в Казани, получил образование в Петербургской академии художеств, затем эмигрировал в Америку, сначала поселившись в Нью-Йорке, а потом, в 1927 году, когда состояние его здоровья потребовало сухого климата, перебрался с семьей в местечко Таос, штат Нью-Мексико. В этой маленькой деревушке в Скалистых горах он вместе с друзьями-художниками и писателями основал небывалое для Америки, замечательное поселение, где и по сей день ведется большая творческая работа. Годы, проведенные в Нью-Мексико, оказались самыми .-плодотворными в жизни Фешина. Именно здесь он создал серию полотен о жизни американского Запада, которые обеспечили ему постоянное место в экспозиции "Зала ковбойской славы" в Оклахоме.
Корни художественного стиля Фешина - конечно же в русской классике. Но и воздействие современных изобразительных школ в нем также ощутимо. Ученик великого Репина, не избежал он и влияния Малявина. Меня всегда поражали яркость и широта того русского творческого наследства, которое Фешин переработал в себе и принес в дар Америке. Широкие, нервные мазки кисти, что так восхищали Фешина у Малявина, художник обогатил собственной, удивительной палитрой красок, добавивших динамики его полотнам. Его портреты, как русского, так и американского периода. это продолжение великой традиции русской портретной живописи. Достаточно взглянуть на краски его полотна "Девочка в пурпурном платье".
Но не только в живописи проявился его необычный талант. Одной из самых замечательных его работ стали дом и мастерская Фешина в Таосе. В конструкции и интерьере дома он удачно соединил традиции русского деревянного зодчества с испанским духом архитектуры Нью-Мексико. Деревянное кружево дверей, узорные панели кабинета, множество других деревянных деталей интерьера были вырезаны им собственноручно. Дом Фешина в 1979 году был занесен в Национальный регистр исторических памятников Америки. Некоторое время в этом здании находился Институт Фешина, а теперь в нем располагается всемирно известная гостиница для ценителей изящных искусств.
Известность Фешина, заслуженная им в Америке, со временем пришла и на его родину. В 1975 году книги о нем были одновременно изданы в Соединенных Штатах и в Ленинграде; в 1976 году состоялась его первая выставка в Советском Союзе, а в 1981 году столетний юбилей художника ; был отпразднован в его родной Казани, где прошли конференция и выставка, посвященные его творчеству.
Но вернемся немного назад....В 1955 году Фешин умер. Он никогда не забывал своих корней и тех драматических событий, с которых начался американский период его жизни. Он покинул Казань больным и бедным, в тяжкий для его страны момент революционных испытаний. Представители Американской администрации помощи ("АРА"), с которыми он подружился во время их пребывания в Казани, организовали в 1923 году его перелет в Соединенные Штаты.
Но в итоге он все-таки вернулся на родину: в 1976 году дочка и внучка Фешина привезли его прах в Казань...
Я надеюсь, что читателей вашего журнала не оставят равнодушными жизнь и творчество Фешина. Для тех россиян, которым доведется побывать в Америке, Фешин может стать интересным и знающим проводником по американскому Западу.
Кэтрин С Роббинс, Апьбукерк, Нью-Мексико.
"Родина", N 12 (2000)
"Родина", N 12 (2000)