Публикации > Просмотр публикации
"Татнефть" прощается с налоговыми льготами
Приведение законодательства Татарстана в соответствие с федеральным и, соответственно, возвращение республики в единое налоговое поле страны означает автоматическое завершение многих значимых для нее проектов. Один из них - уникальная для нефтяной отрасли России прогрессивная система налогообложения малодебитных и низкорентабельных скважин, а также разработки новых месторождений.
Смысл проекта, длившегося с 1994 по 2000 год включительно, состоял в том, чтобы дифференцированно подойти к процедуре налогообложения средств, получаемых за счет эксплуатации скважин, из которых нефть "бьет фонтаном", и тех, из которых ее можно извлечь, только применив новые изощренные методы добычи. Законсервировать последние - значит потерять их навсегда, поскольку расходы на возобновление разработки вряд ли покроют доходы от продажи извлеченного сырья. А разрабатывать при существующей системе налогообложения - убыточно. Поэтому, несмотря на перспективу снижения общего объема добычи, "Татнефти" выгодно было закрыть эти скважины раз и навсегда.
В начале 90-х годов специалистами "Татнефти" совместно с институтом "ТатНИПИнефть" и правительственной консалтинговой структурой "Татнефтехиминвест-холдинг" была проведена ревизия всех существующих малодебитных и низкорентабельных скважин. Их оказалось около 8 тысяч. По каждой был произведен расчет по специальной методике, показывающий, при каком уровне добычи, цены на нефть и объеме налогообложения разработка может быть рентабельной. При повышении мировых цен на нефть часть скважин автоматически выходила из разряда нерентабельных, при снижении - включалась в их число снова.
Целью этого проекта властей Татарстана была не столько забота о "Татнефти", как может показаться на первый взгляд, сколько поддержка нефтехимического комплекса республики, прежде всего одного из крупнейших в Европе нефтехимического комбината - "Нижнекамскнефтехима" (а с него, в свою очередь, получает сырье крупнейший в России производитель шин - "Нижнекамскшина"). В условиях экономического кризиса 90-х годов "Нижнекамскнефтехим" был не в состоянии покупать для себя сырье - нефть и прямогонный бензин - по рыночным ценам. Выжить предприятие могло только при одном условии: если "Татнефть" будет поставлять ему сырье по льготным ценам и щадящей системе оплаты. С другой стороны, правительству Татарстана не хотелось снижать объемы экспорта нефти, что, естественно, сказалось бы на бюджете региона. Для поддержки нефтехимии республики решили задействовать малодебитные и низкорентабельные скважины. Благодаря прогрессивной системе налогообложения, "Татнефть" стала дополнительно получать 5-6 миллионов тонн нефти ежегодно. Примерно такой объем сырья и требовался "Нижнекамскнефтехиму" для загрузки мощностей.
Конец политики дифференцированного налогообложения (льготы перестали действовать с 1 января этого года) на "Татнефти", скорее всего, не отразится. Убытки от разработки малодебитных и низкорентабельных скважин "растворятся" в прибылях от основной добычи. По словам советника президента Татарстана по недрам Рената Муслимова, мера эта, по большому счету, была антикризисной. Во времена кризиса нефтяной отрасли и угрозы уничтожения нефтехимического комплекса республики она себя оправдала.
"Однако это не значит, - сказал Ренат Муслимов, - что проблему не надо решать на федеральном уровне". Прежде всего, по мнению советника президента Татарстана, необходимо разработать систему налоговых льгот для разработки новых месторождений и повышения нефтеотдачи истощенных пластов. Времена "легкой" нефти давно закончились, и сейчас компании вынуждены вкладывать огромные средства в разведку, бурение и разработку новых месторождений, использовать дорогостоящие технологии для более эффективной работы на старых месторождениях без всяких перспектив их окупить при существующей системе налогообложения. Особенно это касается кампаний (к их числу относится и "Татнефть"), которые сполна платят налоги, не стараясь скрыть их за так называемыми "внутренними ценами". Законодательно все это предусмотрено как федеральным, так и местным законами "О недрах", но механизм исполнения нигде не прописан.
Впрочем, в условиях нынешней ценовой эйфории вряд ли кто-то на федеральном уровне будет задумываться о тонкостях работы нефтяников. А когда мировые цены на нефть упадут, вот тогда об опыте Татарстана, скорее всего, и вспомнят.
Надеясь, что Федеральный центр о них еще вспомнит
Приведение законодательства Татарстана в соответствие с федеральным и, соответственно, возвращение республики в единое налоговое поле страны означает автоматическое завершение многих значимых для нее проектов. Один из них - уникальная для нефтяной отрасли России прогрессивная система налогообложения малодебитных и низкорентабельных скважин, а также разработки новых месторождений.
Смысл проекта, длившегося с 1994 по 2000 год включительно, состоял в том, чтобы дифференцированно подойти к процедуре налогообложения средств, получаемых за счет эксплуатации скважин, из которых нефть "бьет фонтаном", и тех, из которых ее можно извлечь, только применив новые изощренные методы добычи. Законсервировать последние - значит потерять их навсегда, поскольку расходы на возобновление разработки вряд ли покроют доходы от продажи извлеченного сырья. А разрабатывать при существующей системе налогообложения - убыточно. Поэтому, несмотря на перспективу снижения общего объема добычи, "Татнефти" выгодно было закрыть эти скважины раз и навсегда.
В начале 90-х годов специалистами "Татнефти" совместно с институтом "ТатНИПИнефть" и правительственной консалтинговой структурой "Татнефтехиминвест-холдинг" была проведена ревизия всех существующих малодебитных и низкорентабельных скважин. Их оказалось около 8 тысяч. По каждой был произведен расчет по специальной методике, показывающий, при каком уровне добычи, цены на нефть и объеме налогообложения разработка может быть рентабельной. При повышении мировых цен на нефть часть скважин автоматически выходила из разряда нерентабельных, при снижении - включалась в их число снова.
Целью этого проекта властей Татарстана была не столько забота о "Татнефти", как может показаться на первый взгляд, сколько поддержка нефтехимического комплекса республики, прежде всего одного из крупнейших в Европе нефтехимического комбината - "Нижнекамскнефтехима" (а с него, в свою очередь, получает сырье крупнейший в России производитель шин - "Нижнекамскшина"). В условиях экономического кризиса 90-х годов "Нижнекамскнефтехим" был не в состоянии покупать для себя сырье - нефть и прямогонный бензин - по рыночным ценам. Выжить предприятие могло только при одном условии: если "Татнефть" будет поставлять ему сырье по льготным ценам и щадящей системе оплаты. С другой стороны, правительству Татарстана не хотелось снижать объемы экспорта нефти, что, естественно, сказалось бы на бюджете региона. Для поддержки нефтехимии республики решили задействовать малодебитные и низкорентабельные скважины. Благодаря прогрессивной системе налогообложения, "Татнефть" стала дополнительно получать 5-6 миллионов тонн нефти ежегодно. Примерно такой объем сырья и требовался "Нижнекамскнефтехиму" для загрузки мощностей.
Конец политики дифференцированного налогообложения (льготы перестали действовать с 1 января этого года) на "Татнефти", скорее всего, не отразится. Убытки от разработки малодебитных и низкорентабельных скважин "растворятся" в прибылях от основной добычи. По словам советника президента Татарстана по недрам Рената Муслимова, мера эта, по большому счету, была антикризисной. Во времена кризиса нефтяной отрасли и угрозы уничтожения нефтехимического комплекса республики она себя оправдала.
"Однако это не значит, - сказал Ренат Муслимов, - что проблему не надо решать на федеральном уровне". Прежде всего, по мнению советника президента Татарстана, необходимо разработать систему налоговых льгот для разработки новых месторождений и повышения нефтеотдачи истощенных пластов. Времена "легкой" нефти давно закончились, и сейчас компании вынуждены вкладывать огромные средства в разведку, бурение и разработку новых месторождений, использовать дорогостоящие технологии для более эффективной работы на старых месторождениях без всяких перспектив их окупить при существующей системе налогообложения. Особенно это касается кампаний (к их числу относится и "Татнефть"), которые сполна платят налоги, не стараясь скрыть их за так называемыми "внутренними ценами". Законодательно все это предусмотрено как федеральным, так и местным законами "О недрах", но механизм исполнения нигде не прописан.
Впрочем, в условиях нынешней ценовой эйфории вряд ли кто-то на федеральном уровне будет задумываться о тонкостях работы нефтяников. А когда мировые цены на нефть упадут, вот тогда об опыте Татарстана, скорее всего, и вспомнят.
Дмитрий МИХАЙЛИН, соб. корр., Казань, "Российская бизнес-газета", 23 января 2001 г.