Публикации > Просмотр публикации
Вопрос о земле, остается открытым
ВЛАДИМИР ПУТИН еще в конце прошлого года твердо пообещал решить земельный вопрос, то есть добиваться скорейшего принятия Земельного кодекса. Депутаты ожидали, что он внесет его проект на обсуждение в Госдуму не позднее 20 января. А председатель Думы Геннадий Селезнев даже публично уведомил об этом представителей возглавляемого им движения "Россия" на недавно состоявшемся съезде. Однако президент медлит, хотя и правые, и левые фракции едины во мнении, что большого резерва времени для решения этого вопроса у Путина нет.
Дебаты вокруг Земельного кодекса шли весь прошлый гол. Главный вопрос - разрешать ли свободную куплю-продажу земли и каким способом регулировать право частной собственности на землю, чтобы не ущемлять ни конституционных прав граждан, ни прав субъектов на регулирование этого вопроса, который находится в совместном ведении Центра и регионов. Свою точку зрения высказали правительство, законодатели, Государственный земельный комитет, аграрное лобби и руководители субъектов федерации. Однако, согласно регламенту Госдумы, после того как в 1998 году она не смогла принять рамочный для земельной реформы страны закон в третьем, заключительном чтении, он может быть принят только в редакции, предложенной президентом РФ, или с учетом его позиции.
Даже если оставить в стороне правовые нюансы (за 6 лет работы над кодексом субъекты внесли более 2,4 тыс. поправок), выбор будет сделать непросто. Государственный подход определяется прежде всего серьезностью дискуссии. Критики закона справа и слева - не только среди депутатов Думы, но и среди глав регионов, которые отстаивают диаметрально противоположные точки зрения, пытаются перетянуть президента на свою сторону. Доводы и тех и других звучат одинаково убедительно: во многих регионах земельное законодательство де-факто действует уже в течение нескольких лет (всего более 1.5 тыс. правовых актов), так что опыт накопился самый разный.
На днях сразу несколько глав регионов публично высказали свое мнение о земельной реформе. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает этот вопрос настолько приоритетным, что собирается вынести его в качестве основного пункта повестки следующего заседания Госсовета. Лидер республики настаивает на том, чтобы разрешить куплю-продажу земли, оговорив ряд условий. "Закон должен содержать в себе требование о том, чтобы продаваемые земли могли быть использованы лишь для производства продуктов питания или кормов. В любом другом случае землю покупать невыгодно, так как приходится платить большие налоги", - считает Шаймиев. Президент Татарстана настаивает на принятии лишь рамочного федерального закона, остальное с учетом специфики региона должно отрегулировать региональное законодательство.
Такую же точку зрения - принятие закона о частной собственности на землю "со всеми его атрибутами; купля-продажа, залог, ипотека и прочее" - разделяют губернаторы Новгородской и Саратовской областей Михаил Прусак и Дмитрий Аяцков. Более того, как считает Прусак, закон должен быть дополнен определенной "тарифной, банковской, лизинговой политикой". Без этого, по его мнению, разговоры о наболевшем для России земельном вопросе имеют не больше смысла, чем "политическая трескотня вокруг перезахоронения тела Ленина".
Оппоненты в лице вновь избранного губернатора Тюменской области Сергея Собянина убеждены в обратном: России лучше иметь не рамочный закон, а единое, действующее на всей территории страны общефедеральное законодательство. В противном случае исход "крупномасштабного эксперимента" будет зависеть от "политической окраски региона". По мнению Собянина, весь опыт приватизации доказал, что никакие ограничения и условия продажи земли, заложенные в Земельный кодекс, скорее всего выполняться не будут. "Так же как не были выполнены в свое время условия конкурса по продаже социально значимых объектов, когда законом ставились четкие условия, под какие конкретно нужды они должны использоваться", - уверяет Собянин.
На селе же больше всего опасаются того, что земли, в том числе и самые плодородные, будут просто скуплены, отданы либо под производственные постройки, либо под коттеджи и тем самым выведены из оборота. Другую беду защитники интересов крестьян усматривают в том, что последние, продав за бесценок свой пай, будут стремительно образовывать новый слой российских батраков. Поэтому, как считает заместитель полпреда Центрального округа по экономическим вопросам Василий Кичеджи, "закон должен быть прежде всего социальным". Для регионов Центральной России и юга страны, где сельскохозяйственные земли составляют один из главных экономических ресурсов, это наиболее актуально. По словам Кичеджи, начальники сельскохозяйственных АО равно опасаются как своих, так и иностранных инвесторов: "Продашь им землю - они будут высаживать на ней "десантуру" и защищать свои фабрики". Словом, никто из оппонентов не сомневается в том, что у нас появится много аграрных "чубайсов", но мало аграрных "лужковых".
Пока из дискуссии ясно одно - вопрос о земле остается в России столь же запутанным, как и полтора столетия назад. В конечном итоге - это вопрос образа жизни и выживания большой части страны (сельское население составляет 30%). Параграфом из Центра и идеологической дискуссией его не решишь. Если землю начать продавать, то российская деревня как образ жизни может погибнуть. От президента ждут ответа, как ее спасти.
В России может появиться много аграрных "чубайсов", но мало аграрных "лужковых"
Сегодня президиум Госсовета рассмотрит вопрос о земельной реформе в России. С основным докладом по этой теме выступит губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Напомним, что на прошлой неделе Государственная Дума утвердила в первом чтении поправки и дополнения к Гражданскому кодексу, создающие основу для рыночного оборота земельных участков и охраны прав их владельцев. Главный предмет спора - земли сельскохозяйственного назначения - законодатели договорились вывести под юрисдикцию отдельного закона, содержание которого должно, в частности, прояснить и сегодняшнее заседание президиума Госсовета.
ВЛАДИМИР ПУТИН еще в конце прошлого года твердо пообещал решить земельный вопрос, то есть добиваться скорейшего принятия Земельного кодекса. Депутаты ожидали, что он внесет его проект на обсуждение в Госдуму не позднее 20 января. А председатель Думы Геннадий Селезнев даже публично уведомил об этом представителей возглавляемого им движения "Россия" на недавно состоявшемся съезде. Однако президент медлит, хотя и правые, и левые фракции едины во мнении, что большого резерва времени для решения этого вопроса у Путина нет.
Дебаты вокруг Земельного кодекса шли весь прошлый гол. Главный вопрос - разрешать ли свободную куплю-продажу земли и каким способом регулировать право частной собственности на землю, чтобы не ущемлять ни конституционных прав граждан, ни прав субъектов на регулирование этого вопроса, который находится в совместном ведении Центра и регионов. Свою точку зрения высказали правительство, законодатели, Государственный земельный комитет, аграрное лобби и руководители субъектов федерации. Однако, согласно регламенту Госдумы, после того как в 1998 году она не смогла принять рамочный для земельной реформы страны закон в третьем, заключительном чтении, он может быть принят только в редакции, предложенной президентом РФ, или с учетом его позиции.
Даже если оставить в стороне правовые нюансы (за 6 лет работы над кодексом субъекты внесли более 2,4 тыс. поправок), выбор будет сделать непросто. Государственный подход определяется прежде всего серьезностью дискуссии. Критики закона справа и слева - не только среди депутатов Думы, но и среди глав регионов, которые отстаивают диаметрально противоположные точки зрения, пытаются перетянуть президента на свою сторону. Доводы и тех и других звучат одинаково убедительно: во многих регионах земельное законодательство де-факто действует уже в течение нескольких лет (всего более 1.5 тыс. правовых актов), так что опыт накопился самый разный.
На днях сразу несколько глав регионов публично высказали свое мнение о земельной реформе. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает этот вопрос настолько приоритетным, что собирается вынести его в качестве основного пункта повестки следующего заседания Госсовета. Лидер республики настаивает на том, чтобы разрешить куплю-продажу земли, оговорив ряд условий. "Закон должен содержать в себе требование о том, чтобы продаваемые земли могли быть использованы лишь для производства продуктов питания или кормов. В любом другом случае землю покупать невыгодно, так как приходится платить большие налоги", - считает Шаймиев. Президент Татарстана настаивает на принятии лишь рамочного федерального закона, остальное с учетом специфики региона должно отрегулировать региональное законодательство.
Такую же точку зрения - принятие закона о частной собственности на землю "со всеми его атрибутами; купля-продажа, залог, ипотека и прочее" - разделяют губернаторы Новгородской и Саратовской областей Михаил Прусак и Дмитрий Аяцков. Более того, как считает Прусак, закон должен быть дополнен определенной "тарифной, банковской, лизинговой политикой". Без этого, по его мнению, разговоры о наболевшем для России земельном вопросе имеют не больше смысла, чем "политическая трескотня вокруг перезахоронения тела Ленина".
Оппоненты в лице вновь избранного губернатора Тюменской области Сергея Собянина убеждены в обратном: России лучше иметь не рамочный закон, а единое, действующее на всей территории страны общефедеральное законодательство. В противном случае исход "крупномасштабного эксперимента" будет зависеть от "политической окраски региона". По мнению Собянина, весь опыт приватизации доказал, что никакие ограничения и условия продажи земли, заложенные в Земельный кодекс, скорее всего выполняться не будут. "Так же как не были выполнены в свое время условия конкурса по продаже социально значимых объектов, когда законом ставились четкие условия, под какие конкретно нужды они должны использоваться", - уверяет Собянин.
На селе же больше всего опасаются того, что земли, в том числе и самые плодородные, будут просто скуплены, отданы либо под производственные постройки, либо под коттеджи и тем самым выведены из оборота. Другую беду защитники интересов крестьян усматривают в том, что последние, продав за бесценок свой пай, будут стремительно образовывать новый слой российских батраков. Поэтому, как считает заместитель полпреда Центрального округа по экономическим вопросам Василий Кичеджи, "закон должен быть прежде всего социальным". Для регионов Центральной России и юга страны, где сельскохозяйственные земли составляют один из главных экономических ресурсов, это наиболее актуально. По словам Кичеджи, начальники сельскохозяйственных АО равно опасаются как своих, так и иностранных инвесторов: "Продашь им землю - они будут высаживать на ней "десантуру" и защищать свои фабрики". Словом, никто из оппонентов не сомневается в том, что у нас появится много аграрных "чубайсов", но мало аграрных "лужковых".
Пока из дискуссии ясно одно - вопрос о земле остается в России столь же запутанным, как и полтора столетия назад. В конечном итоге - это вопрос образа жизни и выживания большой части страны (сельское население составляет 30%). Параграфом из Центра и идеологической дискуссией его не решишь. Если землю начать продавать, то российская деревня как образ жизни может погибнуть. От президента ждут ответа, как ее спасти.
Марина Калашникова, "Независимая газета", 30 января 2001 г.