Публикации > Просмотр публикации
Татарский президент готовит региональную революцию

Рабочая группа Госсовета во главе с президентом Татарии Минтимером Шаймиевым подготовила проект концепции государственной политики по разграничению полномочий между центром и регионами. Его авторы предлагают резко расширить полномочия субъектов федерации и фактически поставить федеральные органы власти под контроль регионов.

По радикализму проект господина Шаймиева может сравниться разве что с концепцией Владимира Путина по реформированию власти и строительству единой исполнительной вертикали. Вот только в "варианте Шаймиева" эту вертикаль предполагается перевернуть на 180 градусов: если президент Путин посчитал необходимым "выстроить" регионы под жестким командованием центра, то его татарский коллега, напротив, выступает за фактический диктат субъектов федерации.

Сделать это предлагается ради свободы и демократии. Как констатируют авторы, федерализм - это "территориальный каркас демократии" и "основа общественно-политической стабильности". Но поскольку настоящего федерализма в России до сих пор нет, то и демократия оказывается неполноценной. А выправить ее можно, лишь вернув заложенному в Основной закон принципу разграничения полномочий между центром и субъектами федерации его изначальный конституционный смысл.

Смысл этот, как полагают авторы проекта, заключается в значительном расширении полномочий регионов. Сделать это необходимо во всех сферах - политической, законодательной, бюджетной и даже в сфере психологии, ведь одной из проблем российского федерализма остается "отрицательное влияние психологии и многовековых традиций унитаристского мышления".

Впрочем, бороться с многовековым наследием унитаризма авторы предлагают не силой убеждения, а силой закона. Так, расширение прав регионов должно произойти за счет передачи им некоторых полномочий, отнесенных ныне к предметам совместного ведения. Конкретных примеров в концепции не приводится, но можно догадаться, что губернаторов прежде всего заинтересуют такие многообещающие полномочия, как владение землей и недрами, разграничение госсобственности, установление налогов и сборов, кадры правоохранительных и судебных органов.

Законы по предметам совместного ведения федеральный парламент сможет принимать, лишь посоветовавшись с субъектами федерации. Авторы проекта даже советуют применять принцип консенсуса, когда один-единственный депутат Госдумы или член Совета федерации от национального региона может заблокировать принятие закона. С регионами предложено согласовывать и кандидатуры федеральных министров, чья деятельность относится к сфере совместного ведения. А вот центру вмешиваться в исключительную компетенцию регионов категорически запретят: местные законы в этом случае получат приоритет над федеральными и заниматься "приведением а соответствие" придется уже не региональным парламентам, а федеральному.

Не забыли авторы документа и о других насущных для каждого губернатора вопросах - о деньгах и о местном самоуправлении. В проекте предлагается срочно изменить пропорции распределения доходов между федеральным и местными бюджетами, дабы сверхплановые доходы регионов большей частью оставались в их распоряжении. Мэров же собираются укрощать, создавая параллельные муниципальным структуры государственной власти, подчиняющиеся губернаторам.

Понятно, что проведение столь масштабных преобразований главы регионов никому доверить не могут. Поэтому руководство реформой готов взять на себя Госсовет, который будет не только координировать государственную региональную политику, но и выполнять "определенные контрольные функции".

Хотя Кремль еще не высказался по поводу труда, представленного группой Шаймиева, можно не сомневаться, что у федеральной власти эти планы восторгов не вызывают. Не случайно замглавы администрации президента Александр Абрамов вчера буквально умолял членов думского комитета по госстроительству побыстрее дать свое заключение на проект концепции, уже зная о том, что оно будет резко отрицательным. Видимо, президент Путин, который через неделю заслушает новую концепцию на заседании Госсовета, просто не хочет лично говорить горькую правду уважаемому татарскому коллеге и надеется, что за него это сделают другие. Правда, депутаты надежд президента не оправдали и дать заключение без тщательного изучения проекта отказались. Так что за оставшееся время Кремлю придется найти другие способы объяснить господину Шаймиеву, что он не прав.

Из проекта концепции

В целях совершенствования федеративных отношений целесообразно:

практиковать предварительное рассмотрение Госсоветом наиболее важных законопроектов, вносимых в Госдуму президентом РФ;

провести экспертизу федеральных нормативных правовых актов в части выявления вмешательства в компетенцию субъектов РФ. Президенту РФ правительству, депутатам Госдумы необходимо выйти с законодательной инициативой по приведению федеральных законов в соответствие- с Конституцией РФ;

воссоздать на федеральном уровне орган, аналогичный комиссии при президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами госвласти субъектов РФ. Таким органом могла бы стать специальная межведомственная комиссия Госсовета;

обеспечить правовое закрепление участия представителей органов исполнительной власти субъектов РФ в разработке законопроектов федеральными органами исполнительной власти.

Дмитрий Камышев, Газета "Коммерсантъ" от 13 февраля 2001г.