Публикации > Просмотр публикации
"Сделано в Татарии"
В последние десять лет за Татарией закрепилась характеристика политически самостоятельного субъекта Федерации. Татария как пример относительной политической самостоятельности. Судя по всему, формула "политика есть концентрированное выражение экономики" становится верной. Поэтому региональный опыт преобразований заслуживает отдельного разговора, в котором Татария, похоже, скажет не последнее слово.
За эти последние десять лет республика продемонстрировала собственную модель экономических преобразований. Более того, многие ее составляющие уже приняты или принимаются в настоящий момент на федеральном уровне.
Можно вспомнить первые попытки быстрого входа в либеральную рыночную экономику в 1992 г., когда деньги обесценивались быстрее, чем печатались, и началось резкое обнищание основной массы населения. Именно в этот момент Татария, пользуясь преимуществами суверенного статуса, продемонстрировала первые самостоятельные шаги. Либерализация цен действительно корректировалась объявленной президентом Шаймиевым политикой "мягкого вхождения в рынок", цены на основные продукты питания регулировались правительством, началась реализация программы адресной социальной защиты населения. Четверть бюджета направлялась на поддержку собственного сельского хозяйства. В экономической политике было выбрано патерналистское направление относительно основных бюджетообразующих предприятий. Кстати, с целью анализа процессов социально-экономических преобразований и разработки прогнозных экономических показателей, обеспечивающих эффективность сильного государственного регулирования в экономике и социальной сфере, при правительстве Татарии в 1993 г. был создан Центр экономических и социальных исследований - первый региональный аналитический центр в России. Аналогия с сегодняшним федеральным уровнем напрашивается сама собой: Центр Грефа решает те же задачи. Более того, идеология программы Грефа абсолютно идентична принятой в 1996 г. в Татарии программе экономического и социального прогресса.
Впервые среди регионов РФ в Татарии были приняты и введены в действие законы о прожиточном минимуме, минимальном потребительском бюджете, минимальном размере оплаты труда. Сегодня, когда идет работа над приведением региональных законодательных актов в соответствие с российскими, судьба подобных "сепаратистских" актов становится предметом спора законодателей о том, что делать с теми региональными законами, которые явно прогрессивнее российских. Наиболее яркий пример - саратовский и татарский законы о земле, положительно отвечающие на один из главных российских вопросов: быть или не быть частной собственности на землю?
Татарские законы в сфере социального регулирования и механизмы их реализации стали основой системы минимальных стандартов, а затем и единой системы социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов разного уровня в республике. Эта система включает социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченности населения социальными услугами, а также нормы обеспеченности ресурсами дотируемой из бюджета социальной инфраструктуры. В нее также входят алгоритмы и компьютерные технологии, позволяющие формировать соответствующие финансовые нормы, определять стоимостную величину прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, а также величину бюджетной потребности на социальные цели в планируемом году. Республиканская система социальных стандартов предназначена для использования в качестве нормативной базы и инструмента, позволяющего обеспечивать адресную социальную помощь, рассчитывать бюджетные потребности региона и отдельных его территорий, а также оценивать фактическое исполнение бюджетов, качество жизни населения и условия улучшения всех его составляющих параметров. Разумеется, разработка инструментария и реальная конъюнктура на рынке - далеко не одно и то же.
В условиях общероссийского спада промышленного производства в 1994-1995 гг. правительство Татарии заняло позицию "практикующего" менеджера. При этом для нефтедобывающей республики спад отмечался не только на предприятиях ВПК, но и в нефтехимической отрасли. Например, хронические неплатежи на одном из крупнейших нефтехимических комплексов России - АО "Нижнекамскнефтехим" привели к тому, что доля "живых" денег во взаиморасчетах не превышала 10%. В результате приобретать сырье можно было только в долг, по бартеру или выпускать продукцию из давальческого сырья. Экспорт, выручавший нефтепереработчиков раньше, стал после введения валютного коридора убыточным. Все это привело "Нижнекамскнефтехим" на грань остановки. Если учесть, что в республике есть и другие предприятия этой отрасли - АО "Казаньоргсинтез", АО "Нижнекамскшина", заводы по производству синтетического каучука и технического углерода, - можно понять решение кабинета министров Татарии о проведении эксперимента по экономическому оздоровлению предприятий нефтехимической промышленности. Его суть - в значительном снижении для предприятий нефтехимического комплекса цен на потребляемое тепло и электроэнергию, поскольку без этого при сложившейся структуре цен просто невозможно сколько-нибудь существенно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Здесь правительство Татарии вовсе не было первооткрывателем, поскольку это вполне соответствует мировой практике. Например, в Японии, Германии и США промышленность платит за свет вдвое-втрое меньше, чем население. Но в России такой эксперимент был проведен впервые. Благодаря ему АО "Нижнекамскнефтехим" работало бесперебойно, сохранило рабочие места, в том числе на предприятиях-смежниках, и примерно в полтора раза увеличило среднемесячные объемы экспорта по сравнению с предыдущим годом. Чего никак нельзя было сказать о родственных предприятиях в Омске, Губахе и Новомосковске.
Также правительство республики стало активным "решателем" судьбы КамАЗа. Автогигант, основанный в 1969 г., до конца 1997-го выпустил более 15 млн. автомобилей и более 2 млн. двигателей. КамАЗ первым в России вступил на путь экономической самостоятельности, преобразовавшись 25 июня 1990 г. в акционерное общество. Сегодня группа ОАО "КамАЗ" - единый производственный комплекс, куда входят 9 крупных специализированных заводов, включающих в себя все технологии современного машиностроения.
Однако с апреля 1993 г., когда пожар уничтожил завод двигателей, проблем у КамАЗа значительно прибавилось. Предприятие является градообразующим, и вместе с заводом трудные времена пережили жители Набережных Челнов. Остановка главного конвейера завода и долговой кризис поставили под вопрос само существование предприятия и судьбу полумиллионного города. КамАЗ при плановой мощности 150 тыс. грузовых автомобилей собирал ежегодно примерно 20 тыс. машин. Такое количество позволяло обеспечить загрузку заводских мощностей и не проводить значительного сокращения персонала. Однако большинство грузовиков уходило по взаимозачетам и бартеру по заниженным ценам. Автогигант нес убытки, которые в итоге составили около 8 трлн. неденоминированных руб. В ноябре 1996 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия объявила КамАЗ кандидатом в банкроты. К тому же вскрылась информация о заключении бывшим генеральным директором и председателем совета директоров инвестиционных контрактов, за бесценок передающих блокирующий пакет акций одной из компаний США.
Тогда же правительство Татарии предложило взять на себя ответственность за решение камазовского кризиса. В июле 1997 г. был обновлен состав совета директоров, в который вошли 5 членов правительства РФ и 5 - правительства Татарии. Председателем совета директоров был избран первый вице-премьер республики Равиль Муратов. Был разработан план реструктурирования долгов, достигнуто соглашение с американской компанией KKR, получена передышка в отношениях с Банком реконструкции и развития - единственным из кредиторов, не согласным с предложенным механизмом реструктуризации долгов через дополнительную эмиссию акций КамАЗа.
В январе 2001 г. поставлена последняя точка в истории вывода КамАЗа из кризиса: достигнута договоренность о реструктуризации долгов и с ЕБРР. Успешная реструктуризация такого огромного и сложного объекта, как КамАЗ, была проведена впервые в России, и механизм ее реализации рекомендован представителями правительства России в совете директоров КамАЗа в качестве образцового для крупных отечественных предприятий.
С 1996 г. правительство Татарии взяло на себя задачу по "вытаскиванию" из кризиса Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени Горбунова. Итоги развития КАПО - сертификат летной годности на самолет Ту-214, дающий право осуществлять любые виды авиаперевозок, передан в Казань в конце декабря прошлого года. По словам вице-премьера Татарии Сергея Когогина, это первый в России сертификат, подтверждающий летную годность среднемагистрального самолета по новым, ужесточенным авиационным правилам "АП-25", соответствующим международным стандартам. Освоение производства нового авиалайнера и его сертификация прошли в основном за счет бюджетных средств Татарии. В производство было вложено 250 млн. руб., а на завершение сертификационных полетов правительство республики выделило 97 млн. руб. Вложения федерального Центра в проект составили 11,5 млн. руб.
Сейчас Ту-214 - один из лучших в своем классе. Он способен перевозить до 220 пассажиров на расстояние до 7200 км. По экономичности новый лайнер на 40% превосходит показатели Ту-154, а по основным характеристикам достиг уровня Боинга-767 и 777. Пока получен заказ на четыре Ту-214. Первые два самолета будут переданы в лизинг, два других - поставлены государственной транспортной компании "Россия", обслуживающей администрацию президента страны. Производственная база КАПО позволяет выпускать ежегодно до 24 таких авиалайнеров. Разумеется, возникает вопрос: кто их сможет покупать? Выход может быть найден в развитии лизинга. К тому же идею лизинга на государственном уровне поддерживает и президент Шаймиев. Но может ли бюджет России позволить лизинг в таких объемах?
Можно многое отметить из того, что сделано в Татарии впервые. Но уж коль заговорили об инновациях, нельзя не упомянуть еще об одном начинании. Правительство Татарии намерено активно развивать образовательные технологии. С 2000 г. в республике начали готовить группы руководителей верхнего звена. По распоряжению премьер-министра республики Рустама Минниханова подобные занятия пройдут системно по всем министерствам и ведомствам Татарии. Здесь уверены, что реформами в отдельно взятом регионе должны заниматься исключительно профессионалы.
Возможны ли реформы в отдельно взятом регионе?
В последние десять лет за Татарией закрепилась характеристика политически самостоятельного субъекта Федерации. Татария как пример относительной политической самостоятельности. Судя по всему, формула "политика есть концентрированное выражение экономики" становится верной. Поэтому региональный опыт преобразований заслуживает отдельного разговора, в котором Татария, похоже, скажет не последнее слово.
За эти последние десять лет республика продемонстрировала собственную модель экономических преобразований. Более того, многие ее составляющие уже приняты или принимаются в настоящий момент на федеральном уровне.
Можно вспомнить первые попытки быстрого входа в либеральную рыночную экономику в 1992 г., когда деньги обесценивались быстрее, чем печатались, и началось резкое обнищание основной массы населения. Именно в этот момент Татария, пользуясь преимуществами суверенного статуса, продемонстрировала первые самостоятельные шаги. Либерализация цен действительно корректировалась объявленной президентом Шаймиевым политикой "мягкого вхождения в рынок", цены на основные продукты питания регулировались правительством, началась реализация программы адресной социальной защиты населения. Четверть бюджета направлялась на поддержку собственного сельского хозяйства. В экономической политике было выбрано патерналистское направление относительно основных бюджетообразующих предприятий. Кстати, с целью анализа процессов социально-экономических преобразований и разработки прогнозных экономических показателей, обеспечивающих эффективность сильного государственного регулирования в экономике и социальной сфере, при правительстве Татарии в 1993 г. был создан Центр экономических и социальных исследований - первый региональный аналитический центр в России. Аналогия с сегодняшним федеральным уровнем напрашивается сама собой: Центр Грефа решает те же задачи. Более того, идеология программы Грефа абсолютно идентична принятой в 1996 г. в Татарии программе экономического и социального прогресса.
Впервые среди регионов РФ в Татарии были приняты и введены в действие законы о прожиточном минимуме, минимальном потребительском бюджете, минимальном размере оплаты труда. Сегодня, когда идет работа над приведением региональных законодательных актов в соответствие с российскими, судьба подобных "сепаратистских" актов становится предметом спора законодателей о том, что делать с теми региональными законами, которые явно прогрессивнее российских. Наиболее яркий пример - саратовский и татарский законы о земле, положительно отвечающие на один из главных российских вопросов: быть или не быть частной собственности на землю?
Татарские законы в сфере социального регулирования и механизмы их реализации стали основой системы минимальных стандартов, а затем и единой системы социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов разного уровня в республике. Эта система включает социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченности населения социальными услугами, а также нормы обеспеченности ресурсами дотируемой из бюджета социальной инфраструктуры. В нее также входят алгоритмы и компьютерные технологии, позволяющие формировать соответствующие финансовые нормы, определять стоимостную величину прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, а также величину бюджетной потребности на социальные цели в планируемом году. Республиканская система социальных стандартов предназначена для использования в качестве нормативной базы и инструмента, позволяющего обеспечивать адресную социальную помощь, рассчитывать бюджетные потребности региона и отдельных его территорий, а также оценивать фактическое исполнение бюджетов, качество жизни населения и условия улучшения всех его составляющих параметров. Разумеется, разработка инструментария и реальная конъюнктура на рынке - далеко не одно и то же.
В условиях общероссийского спада промышленного производства в 1994-1995 гг. правительство Татарии заняло позицию "практикующего" менеджера. При этом для нефтедобывающей республики спад отмечался не только на предприятиях ВПК, но и в нефтехимической отрасли. Например, хронические неплатежи на одном из крупнейших нефтехимических комплексов России - АО "Нижнекамскнефтехим" привели к тому, что доля "живых" денег во взаиморасчетах не превышала 10%. В результате приобретать сырье можно было только в долг, по бартеру или выпускать продукцию из давальческого сырья. Экспорт, выручавший нефтепереработчиков раньше, стал после введения валютного коридора убыточным. Все это привело "Нижнекамскнефтехим" на грань остановки. Если учесть, что в республике есть и другие предприятия этой отрасли - АО "Казаньоргсинтез", АО "Нижнекамскшина", заводы по производству синтетического каучука и технического углерода, - можно понять решение кабинета министров Татарии о проведении эксперимента по экономическому оздоровлению предприятий нефтехимической промышленности. Его суть - в значительном снижении для предприятий нефтехимического комплекса цен на потребляемое тепло и электроэнергию, поскольку без этого при сложившейся структуре цен просто невозможно сколько-нибудь существенно повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Здесь правительство Татарии вовсе не было первооткрывателем, поскольку это вполне соответствует мировой практике. Например, в Японии, Германии и США промышленность платит за свет вдвое-втрое меньше, чем население. Но в России такой эксперимент был проведен впервые. Благодаря ему АО "Нижнекамскнефтехим" работало бесперебойно, сохранило рабочие места, в том числе на предприятиях-смежниках, и примерно в полтора раза увеличило среднемесячные объемы экспорта по сравнению с предыдущим годом. Чего никак нельзя было сказать о родственных предприятиях в Омске, Губахе и Новомосковске.
Также правительство республики стало активным "решателем" судьбы КамАЗа. Автогигант, основанный в 1969 г., до конца 1997-го выпустил более 15 млн. автомобилей и более 2 млн. двигателей. КамАЗ первым в России вступил на путь экономической самостоятельности, преобразовавшись 25 июня 1990 г. в акционерное общество. Сегодня группа ОАО "КамАЗ" - единый производственный комплекс, куда входят 9 крупных специализированных заводов, включающих в себя все технологии современного машиностроения.
Однако с апреля 1993 г., когда пожар уничтожил завод двигателей, проблем у КамАЗа значительно прибавилось. Предприятие является градообразующим, и вместе с заводом трудные времена пережили жители Набережных Челнов. Остановка главного конвейера завода и долговой кризис поставили под вопрос само существование предприятия и судьбу полумиллионного города. КамАЗ при плановой мощности 150 тыс. грузовых автомобилей собирал ежегодно примерно 20 тыс. машин. Такое количество позволяло обеспечить загрузку заводских мощностей и не проводить значительного сокращения персонала. Однако большинство грузовиков уходило по взаимозачетам и бартеру по заниженным ценам. Автогигант нес убытки, которые в итоге составили около 8 трлн. неденоминированных руб. В ноябре 1996 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия объявила КамАЗ кандидатом в банкроты. К тому же вскрылась информация о заключении бывшим генеральным директором и председателем совета директоров инвестиционных контрактов, за бесценок передающих блокирующий пакет акций одной из компаний США.
Тогда же правительство Татарии предложило взять на себя ответственность за решение камазовского кризиса. В июле 1997 г. был обновлен состав совета директоров, в который вошли 5 членов правительства РФ и 5 - правительства Татарии. Председателем совета директоров был избран первый вице-премьер республики Равиль Муратов. Был разработан план реструктурирования долгов, достигнуто соглашение с американской компанией KKR, получена передышка в отношениях с Банком реконструкции и развития - единственным из кредиторов, не согласным с предложенным механизмом реструктуризации долгов через дополнительную эмиссию акций КамАЗа.
В январе 2001 г. поставлена последняя точка в истории вывода КамАЗа из кризиса: достигнута договоренность о реструктуризации долгов и с ЕБРР. Успешная реструктуризация такого огромного и сложного объекта, как КамАЗ, была проведена впервые в России, и механизм ее реализации рекомендован представителями правительства России в совете директоров КамАЗа в качестве образцового для крупных отечественных предприятий.
С 1996 г. правительство Татарии взяло на себя задачу по "вытаскиванию" из кризиса Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени Горбунова. Итоги развития КАПО - сертификат летной годности на самолет Ту-214, дающий право осуществлять любые виды авиаперевозок, передан в Казань в конце декабря прошлого года. По словам вице-премьера Татарии Сергея Когогина, это первый в России сертификат, подтверждающий летную годность среднемагистрального самолета по новым, ужесточенным авиационным правилам "АП-25", соответствующим международным стандартам. Освоение производства нового авиалайнера и его сертификация прошли в основном за счет бюджетных средств Татарии. В производство было вложено 250 млн. руб., а на завершение сертификационных полетов правительство республики выделило 97 млн. руб. Вложения федерального Центра в проект составили 11,5 млн. руб.
Сейчас Ту-214 - один из лучших в своем классе. Он способен перевозить до 220 пассажиров на расстояние до 7200 км. По экономичности новый лайнер на 40% превосходит показатели Ту-154, а по основным характеристикам достиг уровня Боинга-767 и 777. Пока получен заказ на четыре Ту-214. Первые два самолета будут переданы в лизинг, два других - поставлены государственной транспортной компании "Россия", обслуживающей администрацию президента страны. Производственная база КАПО позволяет выпускать ежегодно до 24 таких авиалайнеров. Разумеется, возникает вопрос: кто их сможет покупать? Выход может быть найден в развитии лизинга. К тому же идею лизинга на государственном уровне поддерживает и президент Шаймиев. Но может ли бюджет России позволить лизинг в таких объемах?
Можно многое отметить из того, что сделано в Татарии впервые. Но уж коль заговорили об инновациях, нельзя не упомянуть еще об одном начинании. Правительство Татарии намерено активно развивать образовательные технологии. С 2000 г. в республике начали готовить группы руководителей верхнего звена. По распоряжению премьер-министра республики Рустама Минниханова подобные занятия пройдут системно по всем министерствам и ведомствам Татарии. Здесь уверены, что реформами в отдельно взятом регионе должны заниматься исключительно профессионалы.
Казань, Андрей Лазарев, Елена Костина, "Независимая Газета" N 29, 17 февраля 2001 г.