Публикации > Просмотр публикации
Сам себе кредитор

Татария - специфический российский регион. У Казани есть собственная инвестиционная модель, в ее центре - стратегический инвестор, роль которого доверена "Татнефти".

Татария, по общему мнению, является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Объясняется это развитой промышленностью, инфраструктурой и усилиями республиканских властей, давно объявивших привлечение инвестиций в Татарию своей стратегической задачей. Правда, в последний год местная элита сделала ставку на инвестора внутреннего.

Цена независимости

Татария остается одним из немногих регионов России, где аграрный сектор обеспечивает республику всеми основными видами продовольствия. Республика располагает мощным нефтехимическим комплексом ("Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Казаньоргсинтез", Завод синтетического каучука им. Кирова), по ряду позиций (полиэтилен, синтетический каучук, автопокрышки) занимает лидирующее положение на рынках СНГ и Европы.

Чрезвычайно велика доля военно-промышленного комплекса, представленного предприятиями машино- и приборостроения, электроники и военной химии. Особо стоит отметить Казанский вертолетный завод, выпускающий Ми-8 и Ми-17; Казанское авиационное производственное объединение, ставящее на крыло стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-22М3, а сегодня освоившее производство гражданского магистрального лайнера Ту-214; ПО "Завод имени Серго" ("ПОЗИС"), не только выпускающее бытовые холодильники "Мир" и "Свияга", но и обеспечивающее патронами российские крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки.

Еще одна ключевая отрасль - машино- и автомобилестроение, крупнейшими представителями которого являются КамАЗ и ЕлАЗ.

Но главный козырь Татарии - это "Татнефть". Компания, в свое время ежегодно добывавшая до 100 миллионов тонн нефти, к началу 90-х снизила этот показатель вчетверо, но и по объемам, и по запасам осталась одним из лидеров среди НК страны.

Чужие, и на время

Республика первой среди регионов страны разработала собственные законы об иностранных инвестициях и земле, а несколько указов президента Татарии обеспечили дополнительное стимулирование инвесторов.

Однако многие западные фирмы, обещавшие вкладывать огромные деньги в Татарию в обмен за доступ к экспорту ее нефти, выкачав несколько десятков миллионов долларов, теряли интерес к сотрудничеству. Окончательно с прежней инвестиционной политикой Казани покончил август 1998 года, после которого республика оказалась в техническом дефолте, не сумев вернуть голландскому банку ING Barings полученный полутора годами раньше $100-миллионный кредит. Республика решила впредь с внешними заимствованиями на жестких условиях не связываться. К тому же "Татнефть" и КамАЗ тоже оказались должны внешним и внутренним кредиторам - по $1 млрд.

Свои, и навсегда

Парадокс: кризис, пришедший в Россию из Азии, убедил руководство Татарии в том, что корейский опыт замечательно подходит для поволжских условий. Буквальным воплощением этого опыта стал холдинг, созданный крупнейшим в республике банком "Ак Барс". Последний появился в конце 1993 года как уполномоченный банк правительства республики, призванный заниматься финансированием "стратегических проектов". Банк принялся скупать и накачивать деньгами в первую очередь торговые, аграрные и перерабатывающие предприятия, которые в конце 1998 года были объединены в Финансово-промышленную группу "Ак Барс".

Банк подписывал соглашения о долгосрочном сотрудничестве с крупнейшими клиентами. Первым на такой уровень отношений в декабре 1999 года вышел "Нижнекамскнефтехим". Он перевел в "Ак Барс" значительную часть оборотов. А банк в ответ профинансировал ряд инвестиционных проектов. Уже вложенные суммы оцениваются в $11 млн, запланированные - еще в $100 млн.

Естественно, не обошлось и без выделения долгосрочных кредитов другим бюджетообразующим предприятиям республики, в том числе и "Татнефти" (250 млн.рублей), которая с недавних пор сама стала ведущим республиканским инвестором.

Власти республики давно грезили объединением нефтехимического комплекса в единую вертикально интегрированную компанию. В конце концов было принято решение сгруппировать отрасль вокруг "Татнефти" - главного бюджетообразующего предприятия Татарии, налоговые отчисления которого превышают 40% всех поступлений республиканского бюджета.

Летом прошлого года кабинет министров Татарии передал "Татнефти" в управление 34,7% акций "Нижнекамскшины", крупнейшего в стране производителя автопокрышек, к которому в свое время приценивались GoodYear, Bridgestone и Michelin. В ответ нефтяники должны наладить бесперебойное обеспечение шинников сырьем и профинансировать глубокую модернизацию завода - в этом случае они смогут выкупить находящиеся в трасте пакеты.

Чуть позднее "Татнефть" получила на тех же условиях пакеты Нижнекамского завода технического углерода и Миннибаевского газоперерабатывающего завода.

Однако инвесторы сейчас нужны Татарии больше, чем когда-либо. Капстроительство предприятия еще способны осуществлять за счет собственных средств, но техническое перевооружение и модернизация производства требуют привлечения значительных внешних инвестиций.

Кроме того, Татария в последние годы запустила массу экономических проектов, для которых денег внутри республики не хватит. Самым амбициозным среди них является строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, оцениваемое в $450 млн.(он рассчитан на переработку 7 млн. тонн нефти в год с выпуском 500 тыс. тонн авиакеросина, 1,2 млн. тонн дизтоплива и 3,5 млн. тонн мазута). "Нижнекамскнефтехим" уже вложил в проект $115 млн, предоставленных Citibank под гарантии ExImbank of USA сроком на 11 лет. Еще в $70 млн.оцениваются собственные вложения "Нижнекамскнефтехима". Инвестиции того же порядка ожидаются и от генподрядчика - "Татнефти".

Наиболее привлекательными для инвесторов остаются нефтяные проекты. Инвесторов ничуть не смущает то обстоятельство, что 25,1% акций каждой компании в обязательном порядке принадлежат республике, которая взамен гарантирует ННК господдержку и защиту от произвола той же "Татнефти", которая контролирует всю используемую компаниями инфраструктуру, специалистов и транспортные артерии.

Договор дороже денег

Само правительство, напрямую или через уполномоченных посредников, остается мощным инвестором. Например, бюджет развития, сформированный в 2000 году на основе республиканской инвестиционной программы, только в первом полугодии выделил 4 млрд рублей на реализацию наиболее перспективных инвестпроектов. Деньги, в частности, получили "Нижнекамскшина", внедряющая новые модели покрышек, ЕлАЗ, готовящийся к полноценному автомобильному производству и формирующий инфраструктуру свободной экономической зоны "Алабуга", Казанский вертолетный завод, осваивающий универсальный транспортный вертолет Ми-38 и малые геликоптеры "Ансат" и "Актай", а также "ПОЗИС", начинающий производство конкурентоспособных холодильников.

Кроме прямых инвестиций власти широко используют и налоговые освобождения и льготы, которые, например, помогли КамАЗу выжить, а "Татнефти" - сохранить объемы нефтедобычи из скудеющих скважин.

Впрочем, в республике действует масса привлекательных предприятий без заметной госдоли. Примерами этого можно считать казанский химкомбинат "Нэфис" и пивзавод "Красный Восток".

Кроме того, Госкомимущество Татарии признает, что более тысячи государственных унитарных предприятий (ГУП), находящихся в единоличной собственности республики, работают гораздо хуже частных предприятий, - и готово отдать их новым хозяевам, заинтересованным в долгосрочных вложениях в реальный сектор экономики.

И наконец, сам Минтимер Шаймиев отмечает, что при случае Татария может рассмотреть и вопрос передачи инвестору госпакета "неприкосновенного" предприятия из числа стратегических. Был бы инвестор стоящим - а об остальном можно договориться.

Делать это Татария любит и умеет.

ШАМИЛЬ ИДИАТУЛЛИН, приложение к газете "Коммерсант" N 07, 20 февраля 2001 г.