Публикации > Просмотр публикации
Простые решения даются непросто
Вал критики в местной прессе, обрушившийся в начале 1999 года на авторов ряда постановлении кабинета министров Татарстана, определявших условия проведения эксперимента в нефтехимическом комплексе республики, фактически сводился к одному-единственному, но убийственному тезису. Некие люди, "окопавшиеся" и кабмине и около него, то ли по недомыслию, то ли но злому умыслу задались целью погубить энергетику республики и весьма в этом преуспели. Заголовки наподобие "Кому пойдем сдаваться - "другу Рему" или "железному Толику?" или "Энергетиков опять "нагрели" с участием правительства" не нуждались в восклицательных знаках для того, чтобы быть услышанными в самом высоком президентском кабинете республики.
Однако никаких оргвыводов не последовало, поскольку Минтимер Шаймиев имеет обыкновение принимать решения не под воздействием эмоции, а основываясь на трезвом расчете, подкрепленном аргументами и фактами. Факты же неопровержимо свидетельствовали о том, что постановление кабинета министров Татарстана трехлетней давности "О мерах по экономическому оздоровлению предприятий нефтехимической промышленности." от 16.03.96 г. N 196 было в той ситуации единственно правильным шагом, который правительство республики выбрало из множества возможных.
Ситуация, сложившаяся тогда в нефтехимической отрасли, требовала немедленных действии. Вал неплатежей привел к тому, что у одного из крупнейших в Европе предприятий - АО "Нижнекамскиефтехим", еще с советских времен контролировавшего около трети рынка СНГ по каучуку СКИ-3 (синтетический каучук изопреновый), доля "живых" денег во взаиморасчетах не превышала 10 процентов, Поэтому приобретать сырье можно было только в долг, по бартеру или выпускать продукцию из давальческого сырья. Экспорт, выручавший нижнекамцев до введения валютного коридора, стал убыточным, наращивать его объемы АО было просто вынуждено для того, чтобы платить своим рабочим. Все это вкупе поставило "Нижнекамскиефтехим" на грань остановки, что неминуемо произошло бы, не начни правительство Татарстана проводить эксперимент на предприятиях нефтехимического комплекса.
Целью того самого 196-го постановления было "создание условий для устойчивой эффективной работы предприятий нефтехимической промышленности республики, повышения конкурентоспособности продукции и увеличения поступления средств в бюджет". Сделать это предполагалось за счет освобождения "Таттрансгаза" от уплаты акциза на природный газ, поставляемый ПЭО "Татэнерго", и снижения тарифов на поставляемую тепловую и электрическую энергию для пяти предприятий - участников эксперимента. Такой подход характерен для ведущих индустриальных стран. Например, в Японии, США и ФРГ промышленность платит за свет в 2-3 раза меньше, чем население. У нас же ситуация прямо противоположная, что приводит к тому, что, "экономя" 1 рубль на льготах на электроэнергию, мы с вами затем тратим 4-5 лишних рублей, покупая промышленные товары,
Увы, говорить о чистоте проведенного эксперимента не приходится. Его идеологи и разработчики не имели возможности контролировать соблюдение условий участниками, да и сами условия менялись по меньшей мере дважды. Постановлениями кабмина Татарстана N 1013 от 30.11.96 г. и N 802 от 03.11.97 г., принятыми по настоянию энергетиков, тарифы на тепловую и электрическую энергию были повышены, и весьма существенно. Но даже несмотря на это, основные цели были достигнуты. За короткое время удалось добиться снижения цен на продукцию нефтехимического комплекса до уровня расчетных. Уже к лету 1996 года каучук СКИ-3, выпускаемый "Нижнекамскнефтехимом", стал дешевле сильно его потеснившего каучука стерлитамакского производства. А вслед за каучуком снизилась и себестоимость изготавливаемых из него на "Нижкнекамскшине" автопокрышек. Уменьшились себестоимость и цена. Увеличились реализация и чистая прибыль. Поданным Центра экономических и социальных исследований Татарстана, в результате проведения эксперимента, суммарная чистая прибыль, предприятий-участников (кроме двух упомянутых это еще АО "Казаньоргсинтез", АО "Нижнекамский завод технического углерода" и НПО "Завод СК имени Кирова") только за 1997 год выросла с 49,3 до 217,8 миллиарда неденоминированных рублей, то есть в 4,4 раза. На всех пяти предприятиях, параллельно работавших над увеличением глубины переработки и формированием системы экономического взаимодействия внутри отрасли, были не только сохранены рабочие места, но даже увеличена численность работающих. За период с 01.03.96 г. по 31.12.97 г. средняя заработная плата выросла здесь в 1,1 - 1,3 раза, а суммарные отчисления в бюджет - в 1,45 раза или на 450,5 миллиарда рублей.
Авторы 196-го постановления исходили из того, что с 1.01.90 г. по 1.01.1996г. цены на электрическую и тепловую энергию выросли соответственно в 14,6и 15,2 тысячи раза, тогда как "фирменные" татарстанские энергоемкие экспортируемые продукты - полиэтилен высокого давления и каучук СКИ-3 - подорожали "всего" соответственно в 7,8 и 7 тысяч раз, после чего перестали быть конкурентоспособными на мировом рынке. При этом доля энергоресурсов в себестоимости, например, СКИ-3 в 1996 году составила 55,4 процента. Следовательно, главной антикризисной мерой для нефтехимическою комплекса могло стать только значительное снижение цены энергоресурсов для входящих в него предприятий. Что и было сделано. Причем сделано так, чтобы не "погубить" энергетику, хотя тогдашний генеральный директор "Татэнерго" Гасим Хазиахметов в одном из интервью утверждал как раз обратное, говоря о многих миллионах рублей, потерянных энергетиками в ходе эксперимента. При этом он почему-то "забывал" сказать о том, что тог же 1999' год "Тагэнерго" завершило не с минусом, а с плюсом в 134,24 миллиарда неденоминированных рублей.
Впрочем, позиция Р.Хазиахметова оправдана, и его трудно в чем-то упрекнуть, поскольку у любого руководителя болит голова прежде всего о получении максимальной прибыли для своего предприятия. Зато у правительства республики совсем другая логика. Оно должно в равной степени заботиться о нормальной работе как госпредприятия "Татэнерго", так и предприятий нефтехимии, контрольными пакетами акций которых оно владеет. Ведь на всех этих предприятиях работают Татарстанцы, и все они платят налоги в бюджет, из которого потом получают зарплату бюджетники. А в обществе, которое хочет быть цивилизованным, не принято делить своих граждан на "чистых" и "нечистых".
Для спасения нефтехимического комплекса Татарстана правительству республики пришлось принять непопулярные меры
Вал критики в местной прессе, обрушившийся в начале 1999 года на авторов ряда постановлении кабинета министров Татарстана, определявших условия проведения эксперимента в нефтехимическом комплексе республики, фактически сводился к одному-единственному, но убийственному тезису. Некие люди, "окопавшиеся" и кабмине и около него, то ли по недомыслию, то ли но злому умыслу задались целью погубить энергетику республики и весьма в этом преуспели. Заголовки наподобие "Кому пойдем сдаваться - "другу Рему" или "железному Толику?" или "Энергетиков опять "нагрели" с участием правительства" не нуждались в восклицательных знаках для того, чтобы быть услышанными в самом высоком президентском кабинете республики.
Однако никаких оргвыводов не последовало, поскольку Минтимер Шаймиев имеет обыкновение принимать решения не под воздействием эмоции, а основываясь на трезвом расчете, подкрепленном аргументами и фактами. Факты же неопровержимо свидетельствовали о том, что постановление кабинета министров Татарстана трехлетней давности "О мерах по экономическому оздоровлению предприятий нефтехимической промышленности." от 16.03.96 г. N 196 было в той ситуации единственно правильным шагом, который правительство республики выбрало из множества возможных.
Ситуация, сложившаяся тогда в нефтехимической отрасли, требовала немедленных действии. Вал неплатежей привел к тому, что у одного из крупнейших в Европе предприятий - АО "Нижнекамскиефтехим", еще с советских времен контролировавшего около трети рынка СНГ по каучуку СКИ-3 (синтетический каучук изопреновый), доля "живых" денег во взаиморасчетах не превышала 10 процентов, Поэтому приобретать сырье можно было только в долг, по бартеру или выпускать продукцию из давальческого сырья. Экспорт, выручавший нижнекамцев до введения валютного коридора, стал убыточным, наращивать его объемы АО было просто вынуждено для того, чтобы платить своим рабочим. Все это вкупе поставило "Нижнекамскиефтехим" на грань остановки, что неминуемо произошло бы, не начни правительство Татарстана проводить эксперимент на предприятиях нефтехимического комплекса.
Целью того самого 196-го постановления было "создание условий для устойчивой эффективной работы предприятий нефтехимической промышленности республики, повышения конкурентоспособности продукции и увеличения поступления средств в бюджет". Сделать это предполагалось за счет освобождения "Таттрансгаза" от уплаты акциза на природный газ, поставляемый ПЭО "Татэнерго", и снижения тарифов на поставляемую тепловую и электрическую энергию для пяти предприятий - участников эксперимента. Такой подход характерен для ведущих индустриальных стран. Например, в Японии, США и ФРГ промышленность платит за свет в 2-3 раза меньше, чем население. У нас же ситуация прямо противоположная, что приводит к тому, что, "экономя" 1 рубль на льготах на электроэнергию, мы с вами затем тратим 4-5 лишних рублей, покупая промышленные товары,
Увы, говорить о чистоте проведенного эксперимента не приходится. Его идеологи и разработчики не имели возможности контролировать соблюдение условий участниками, да и сами условия менялись по меньшей мере дважды. Постановлениями кабмина Татарстана N 1013 от 30.11.96 г. и N 802 от 03.11.97 г., принятыми по настоянию энергетиков, тарифы на тепловую и электрическую энергию были повышены, и весьма существенно. Но даже несмотря на это, основные цели были достигнуты. За короткое время удалось добиться снижения цен на продукцию нефтехимического комплекса до уровня расчетных. Уже к лету 1996 года каучук СКИ-3, выпускаемый "Нижнекамскнефтехимом", стал дешевле сильно его потеснившего каучука стерлитамакского производства. А вслед за каучуком снизилась и себестоимость изготавливаемых из него на "Нижкнекамскшине" автопокрышек. Уменьшились себестоимость и цена. Увеличились реализация и чистая прибыль. Поданным Центра экономических и социальных исследований Татарстана, в результате проведения эксперимента, суммарная чистая прибыль, предприятий-участников (кроме двух упомянутых это еще АО "Казаньоргсинтез", АО "Нижнекамский завод технического углерода" и НПО "Завод СК имени Кирова") только за 1997 год выросла с 49,3 до 217,8 миллиарда неденоминированных рублей, то есть в 4,4 раза. На всех пяти предприятиях, параллельно работавших над увеличением глубины переработки и формированием системы экономического взаимодействия внутри отрасли, были не только сохранены рабочие места, но даже увеличена численность работающих. За период с 01.03.96 г. по 31.12.97 г. средняя заработная плата выросла здесь в 1,1 - 1,3 раза, а суммарные отчисления в бюджет - в 1,45 раза или на 450,5 миллиарда рублей.
Авторы 196-го постановления исходили из того, что с 1.01.90 г. по 1.01.1996г. цены на электрическую и тепловую энергию выросли соответственно в 14,6и 15,2 тысячи раза, тогда как "фирменные" татарстанские энергоемкие экспортируемые продукты - полиэтилен высокого давления и каучук СКИ-3 - подорожали "всего" соответственно в 7,8 и 7 тысяч раз, после чего перестали быть конкурентоспособными на мировом рынке. При этом доля энергоресурсов в себестоимости, например, СКИ-3 в 1996 году составила 55,4 процента. Следовательно, главной антикризисной мерой для нефтехимическою комплекса могло стать только значительное снижение цены энергоресурсов для входящих в него предприятий. Что и было сделано. Причем сделано так, чтобы не "погубить" энергетику, хотя тогдашний генеральный директор "Татэнерго" Гасим Хазиахметов в одном из интервью утверждал как раз обратное, говоря о многих миллионах рублей, потерянных энергетиками в ходе эксперимента. При этом он почему-то "забывал" сказать о том, что тог же 1999' год "Тагэнерго" завершило не с минусом, а с плюсом в 134,24 миллиарда неденоминированных рублей.
Впрочем, позиция Р.Хазиахметова оправдана, и его трудно в чем-то упрекнуть, поскольку у любого руководителя болит голова прежде всего о получении максимальной прибыли для своего предприятия. Зато у правительства республики совсем другая логика. Оно должно в равной степени заботиться о нормальной работе как госпредприятия "Татэнерго", так и предприятий нефтехимии, контрольными пакетами акций которых оно владеет. Ведь на всех этих предприятиях работают Татарстанцы, и все они платят налоги в бюджет, из которого потом получают зарплату бюджетники. А в обществе, которое хочет быть цивилизованным, не принято делить своих граждан на "чистых" и "нечистых".
Антон Трофимов, газета "Новые Известия", 22 февраля 2001 г.