Публикации > Просмотр публикации
Этническая формула успеха
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ атмосфера в Татарии во многом определяется характером взаимоотношений двух народов - русских и татар. С середины 80-х до 1992 г. - времени принятия Декларации о государственном суверенитете республики, основным генератором нестабильности были татарские националисты. Митинги, конные шествия активистов движения с зелеными исламскими повязками постепенно сошли с переднего плана провинциальной жизни, главным образом в результате принятия руководством Татарстана шагов по закреплению экономического суверенитета и расширения возможностей для развития культуры и языка. На момент преобразований в республике оставалась только одна татарская школа на почти двухмиллионный народ. Межнациональная атмосфера накалялась и грозила выйти из-под контроля. Поэтому слова Минтимера Шаймиева о том, что "главным достижением последнего десятилетия является сохранение межнационального мира", сказаны не для красного словца. Национальные претензии татар во многом удовлетворены и продолжают решаться в Казанском кремле и исполкомом Всемирного конгресса татар. Наиболее острым остается разве что проблема, связанная с выдачей паспортов нового образца. Татарстан настаивает на сохранении "пятой графы". Похоже, что и этот вопрос будет решен положительно.
Национальные проблемы русских не были столь остры, как у "титульного народа", но они имеют, хотя и слабовыраженную, тенденцию к обострению. По сравнению с еще недавним прошлым, когда в охваченной националистическим угаром республике славяне всерьез подумывали о выезде из нее, сегодня положение государствообразующего народа России несколько лучше. Недовольство вызывает в большей мере непропорциональное распределение должностей в местных структурах власти и возможности избираться в представительные органы. Долгое время русские борются за возвращение памятника зодчества - Казанской колокольни, хотя многие храмы и церкви возвращены. В этой связи вспоминают утверждение федерального экс-министра по делам национальностей Рамазана Абдулатипова о том, что "пока русские не будут чувствовать себя хорошо, никто в России чувствовать себя хорошо не будет".
Решением этой, а также национальных проблем проживающих в республике общин башкир, немцев, евреев, чувашей, марийцев, казахов, ассирийцев занимается Ассоциация национально-культурных организаций (АНКО). Национальные общины стараются самостоятельно путем диалога решать свои проблемы. В этом одна из главных особенностей национальной политики Татарстана в отличие от других полинациональных республик, где созданы специальные правительственные органы. Все наши мероприятия проводятся не по плану чиновника, не без гордости отмечают представители нацменьшинств.
Тем не менее основной источник финансовых поступлений в АНКО - республиканский бюджет, где расходы на Ассоциацию определены отдельной строкой, - более миллиона рублей на текущий год. Для общественных организаций республика построила отдельное здание - Дом дружбы народов, директор которого назначается по представлению председателя АНКО. Как известно, дело не в деньгах, а в их количестве. Столь значительные суммы на решение этнических проблем (главным образом, нетатарских) не выделяются в других регионах.
Специфика АНКО еще и в том, что она была учреждена по инициативе самих властей все в том же 1992 г. и была призвана стабилизировать ситуацию в республике. На этот момент уже функционировали более десятка национальных организаций, в деятельности которых превалировали эмоции и взаимные обвинения и обиды. После объединительного съезда общин АНКО, отойдя от "чистой политики", приступила к решению триединой задачи.
- Начинать надо, конечно, с языка, - не сомневается председатель АНКО Сагит Джаксыбаев, - это фундамент национальности. Второй вопрос - культура, под которой, как правило, понимают минимум - сохранение обычаев и традиций, максимум - развитие различных видов национального искусства. И, наконец, третье - я предлагаю развивать идею народной дипломатии.
- Политику все же обойти не удалось?
- Не совсем так. Здесь, в республике, мы занимаемся проблемами туркмен, узбеков, казаков, а на их исторической родине решаются "татарские" вопросы. Я по национальности казах, возглавляю АНКО, мой коллега в Казахстане - татарин. Почему бы нам не контактировать и не сотрудничать, если так легче и быстрее решаются наши задачи. Недавно в Татарстане принимали советника президента Туркмении, и сейчас руководитель туркменской общины работает над проектами соглашений между двумя республиками. В этом - наше участие в принятии уже на государственном уровне решений, направленных на решение этнокультурных задач.
В Татарстане зарегистрировано более 50 национальных общин, только в Казани - 25. Проблемы у всех разные. Долгое время, скажем, для кавказцев головной болью были милицейские рейды. Теперь в Татарстане их нет: создан координационный совет, состоящий из представителей общин и служащих МВД, который оперативно решает все вопросы. Совет разрешает и возникающие конфликты, подкрепляя свои "полномочия" примером с английской земли. Во всех полицейских участках Великобритании, как и в более или менее серьезных государственных учреждениях, есть люди, которые специально занимаются этническими проблемами.
Замечено, что легче решаются вопросы малочисленных общин, например чувашей, ассирийцев, которых всего-то в регионе - по 150 человек. Прежде всего занимаются языковой проблемой по принципу: нужен класс, учебники - предоставим, оплатим. Даже в 90-х годах удмурты приезжали в Агрызский район Татарстана учить детей родному языку: только здесь сохранились соответствующие школы. Каждой общине стараются выделить средства для поддержания художественной самодеятельности - закупку инвентаря, шитье платьев... Готовится этническая карта республики, вскоре будет открыт сайт в Интернете.
Существенным подспорьем в решении этнических проблем могла бы стать и реализация Федерального закона "О национально-культурных автономиях", но он не работает - нет финансирования. Остаются сложности с выработкой принципов (хотя бы контуров) единой общероссийской национальной политики. Поэтому многие проблемы на местах приходится решать не на правовой основе, а в лучшем случае посредством соглашений, уговоров.
"И это единственный выход. Другого пути нет, - говорит Сагит Джаксыбаев. - Или правительство решает этнокультурные проблемы, или оно неизбежно получит этнополитические кризисы. Простая логика. Она находит подтверждение по крайней мере последнее десятилетие".
Главным достижением прошедшего десятилетия в республике называют сохранение межнационального мира
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ атмосфера в Татарии во многом определяется характером взаимоотношений двух народов - русских и татар. С середины 80-х до 1992 г. - времени принятия Декларации о государственном суверенитете республики, основным генератором нестабильности были татарские националисты. Митинги, конные шествия активистов движения с зелеными исламскими повязками постепенно сошли с переднего плана провинциальной жизни, главным образом в результате принятия руководством Татарстана шагов по закреплению экономического суверенитета и расширения возможностей для развития культуры и языка. На момент преобразований в республике оставалась только одна татарская школа на почти двухмиллионный народ. Межнациональная атмосфера накалялась и грозила выйти из-под контроля. Поэтому слова Минтимера Шаймиева о том, что "главным достижением последнего десятилетия является сохранение межнационального мира", сказаны не для красного словца. Национальные претензии татар во многом удовлетворены и продолжают решаться в Казанском кремле и исполкомом Всемирного конгресса татар. Наиболее острым остается разве что проблема, связанная с выдачей паспортов нового образца. Татарстан настаивает на сохранении "пятой графы". Похоже, что и этот вопрос будет решен положительно.
Национальные проблемы русских не были столь остры, как у "титульного народа", но они имеют, хотя и слабовыраженную, тенденцию к обострению. По сравнению с еще недавним прошлым, когда в охваченной националистическим угаром республике славяне всерьез подумывали о выезде из нее, сегодня положение государствообразующего народа России несколько лучше. Недовольство вызывает в большей мере непропорциональное распределение должностей в местных структурах власти и возможности избираться в представительные органы. Долгое время русские борются за возвращение памятника зодчества - Казанской колокольни, хотя многие храмы и церкви возвращены. В этой связи вспоминают утверждение федерального экс-министра по делам национальностей Рамазана Абдулатипова о том, что "пока русские не будут чувствовать себя хорошо, никто в России чувствовать себя хорошо не будет".
Решением этой, а также национальных проблем проживающих в республике общин башкир, немцев, евреев, чувашей, марийцев, казахов, ассирийцев занимается Ассоциация национально-культурных организаций (АНКО). Национальные общины стараются самостоятельно путем диалога решать свои проблемы. В этом одна из главных особенностей национальной политики Татарстана в отличие от других полинациональных республик, где созданы специальные правительственные органы. Все наши мероприятия проводятся не по плану чиновника, не без гордости отмечают представители нацменьшинств.
Тем не менее основной источник финансовых поступлений в АНКО - республиканский бюджет, где расходы на Ассоциацию определены отдельной строкой, - более миллиона рублей на текущий год. Для общественных организаций республика построила отдельное здание - Дом дружбы народов, директор которого назначается по представлению председателя АНКО. Как известно, дело не в деньгах, а в их количестве. Столь значительные суммы на решение этнических проблем (главным образом, нетатарских) не выделяются в других регионах.
Специфика АНКО еще и в том, что она была учреждена по инициативе самих властей все в том же 1992 г. и была призвана стабилизировать ситуацию в республике. На этот момент уже функционировали более десятка национальных организаций, в деятельности которых превалировали эмоции и взаимные обвинения и обиды. После объединительного съезда общин АНКО, отойдя от "чистой политики", приступила к решению триединой задачи.
- Начинать надо, конечно, с языка, - не сомневается председатель АНКО Сагит Джаксыбаев, - это фундамент национальности. Второй вопрос - культура, под которой, как правило, понимают минимум - сохранение обычаев и традиций, максимум - развитие различных видов национального искусства. И, наконец, третье - я предлагаю развивать идею народной дипломатии.
- Политику все же обойти не удалось?
- Не совсем так. Здесь, в республике, мы занимаемся проблемами туркмен, узбеков, казаков, а на их исторической родине решаются "татарские" вопросы. Я по национальности казах, возглавляю АНКО, мой коллега в Казахстане - татарин. Почему бы нам не контактировать и не сотрудничать, если так легче и быстрее решаются наши задачи. Недавно в Татарстане принимали советника президента Туркмении, и сейчас руководитель туркменской общины работает над проектами соглашений между двумя республиками. В этом - наше участие в принятии уже на государственном уровне решений, направленных на решение этнокультурных задач.
В Татарстане зарегистрировано более 50 национальных общин, только в Казани - 25. Проблемы у всех разные. Долгое время, скажем, для кавказцев головной болью были милицейские рейды. Теперь в Татарстане их нет: создан координационный совет, состоящий из представителей общин и служащих МВД, который оперативно решает все вопросы. Совет разрешает и возникающие конфликты, подкрепляя свои "полномочия" примером с английской земли. Во всех полицейских участках Великобритании, как и в более или менее серьезных государственных учреждениях, есть люди, которые специально занимаются этническими проблемами.
Замечено, что легче решаются вопросы малочисленных общин, например чувашей, ассирийцев, которых всего-то в регионе - по 150 человек. Прежде всего занимаются языковой проблемой по принципу: нужен класс, учебники - предоставим, оплатим. Даже в 90-х годах удмурты приезжали в Агрызский район Татарстана учить детей родному языку: только здесь сохранились соответствующие школы. Каждой общине стараются выделить средства для поддержания художественной самодеятельности - закупку инвентаря, шитье платьев... Готовится этническая карта республики, вскоре будет открыт сайт в Интернете.
Существенным подспорьем в решении этнических проблем могла бы стать и реализация Федерального закона "О национально-культурных автономиях", но он не работает - нет финансирования. Остаются сложности с выработкой принципов (хотя бы контуров) единой общероссийской национальной политики. Поэтому многие проблемы на местах приходится решать не на правовой основе, а в лучшем случае посредством соглашений, уговоров.
"И это единственный выход. Другого пути нет, - говорит Сагит Джаксыбаев. - Или правительство решает этнокультурные проблемы, или оно неизбежно получит этнополитические кризисы. Простая логика. Она находит подтверждение по крайней мере последнее десятилетие".
Милрад Фатуллаев, Казань, "Независимая газета", N 35, 27 февраля 2001 г.