Публикации > Просмотр публикации
Cабатуй - московский праздник

Столичные татары не считают себя диаспорой, а свою национальную организацию автономией

Долгие годы решением национальных культурных вопросов народов, проживающих за пределами своей малой исторической родины, как правило национальных республик, практически некому было заниматься. Надежды, возлагаемые на Концепцию национальной политики России, призванную, по замыслу этнологов, снять эту животрепещущую проблему, так и не оправдались. Только в феврале текущего года Концепция прошла первое чтение в Госдуме РФ. Между тем уже в 1996 г. принят Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (НКА), направленный на удовлетворение языковых, культурных и образовательных запросов народов, этносов и этнических групп. Для расселенного по всей России татарского народа (3/4 проживают вне Татарии) нововведение особенно актуально. О том, как реализуется на практике идея НКА, - наша беседа с Расимом Сулеймановичем Акчуриным - президентом региональной татарской НКА г. Москвы.

- Расим Сулейманович, отечественная история хранит в своих анналах немало благих намерений в решении извечного национального вопроса. Для Сталина это был самый любимый вопрос. Что же именно обусловило принятие закона о НКА, а вместе с ним и принципиально нового подхода в решении национальных проблем в России?

- Более-менее активное движение в этнической сфере, по большому счету, началось только с 1985 года. Слишком долго все эти проблемы решал первый союзный президент Михаил Горбачев. Наверное, одной из причин развала Советского Союза было и то, что в этом вопросе не было какой-то ясности. А с 1992 года мы подошли к непосредственному решению национальных вопросов, был принят Федеральный закон о НКА. Прямо скажу, он далек от совершенства, но в целом закон позволил многим национальным общинам создавать свои структуры, которые занимались не только вопросами национальными, но и способствовали более активному межнациональному общению, установлению культурных связей. Такое общение полезно, если учесть, что только в Москве проживает более 140 национальностей. Чтобы организовать всю эту работу, надо было неплохо поработать, и прежде всего комитету по общественным и межрегиональным связям при правительстве Москвы.

Думаю, что принятие закона о НКА было своевременным. Татарские, корейские, еврейские и другие национальные общины получили возможность самостоятельно, чего раньше не было, решать вопросы культуры, языка, образования.

- Хотя некоторые пытались заниматься и политическими вопросами.

- Были и такие. Но такая деятельность не допускается законом о НКА.

Это, кстати, никак не касается нашей, татарской организации. Да и нет в этом для нас необходимости. Все решается в ходе диалога.

В Москве первая татарская НКА (ТНКА) была создана в Восточном округе, и мне посчастливилось руководить этой работой. Честно говоря, мы хотели создать сразу региональную автономию, но, увы, закон предусматривает создание прежде не менее двух местных автономий. В этом тоже его несовершенство, такая многоступенчатость абсолютно не нужна. Она приводит к потере времени, отвлекает силы и ведет к раздуванию штатов, бюрократизации и рассредоточению и без того скудных финансовых средств. Тем не менее зарегистрировав НКА в Восточном округе, мы вели работу в масштабах всей Москвы. В этот период формирования весомую поддержку нам оказал полпред Республики Татарстан (РТ) в столице Фарид Мухаметшин. После регистрации еще одного ТНКА в Южном округе в 1998 году была наконец создана региональная автономия, которая сегодня объединяет 8 местных автономий. Конечно, недовольных было много, потому что некоторые хотели вначале создать в своих округах местные структуры. Но, если бы мы ждали, когда в каждом уголке Москвы их создадут, мы бы до сих пор не имели то, что имеем уже три года.

- В советское время интеллигенцию, и особенно молодежь, нередко обвиняли в национальном нигилизме. В какой степени сегодня татары озабочены проблемой сохранения национальной самобытности и этнокультурного развития?

- Сравнительный анализ на эту тему никто не проводил. И говорить языком арифметики об активности татар довольно трудно. Но неподдельный интерес к своим корням, истории, языку очевиден. С нами тесно работают известные деятели науки и культуры, политики и военные, молодежь. Например, Фикрят Ахметжанович Табеев, самый уважаемый и мудрый представитель нашего общества. В 34 года он возглавил татарский обком партии, был федеральным министром госимущества, вице-премьером российского правительства. Генерал армии Махмут Ахметович Гареев, президент Академии военных наук. Когда 40-я армия выводилась из Афганистана, ему было поручено прикрывать выводящие из республики войска и сдерживать наступление оппозиционных сил. Академик Камиль Валеев, заслуги которого в науке еще не известны широкой аудитории. При автономии создан Клуб интеллектуалов во главе с Назифой Каримовой: это и общение, которого так не хватает, и обмен мнениями, да и просто отдых. Один из руководителей нашего Совета автономии Нур Гарипов занимается разработкой программы изучения татарского языка для различных возрастов. В Восточном округе открыли один детсад и две школы с этнокультурным компонентом, где изучаются татарский язык и культура. Здесь учатся и русские тоже. Хотя первое условие для принятия в эту школу - знание татарского языка. Есть, правда, желающие сделать школу чисто татарской, но это, считаю, тупиковый вариант. Куда после окончания такой школы пойдет выпускник, в какой вуз сможет поступить? Необходимо жить и развиваться по общим принципам, не забывая о своей национальности.

- В своей статье "Дискриминация" о НКА, опубликованной в "НГ", автор Михаил Кузнецов выражает, на мой взгляд, справедливое возмущение тем, что русские оказались выведены за рамки принятого закона как не являющиеся меньшинством в России. Вы разделяете его чувства?

- Полностью. Я его поддерживаю. Почему русские должны быть обделены? Это не критерий, что русские не нацменьшинство. Они имеют полное право получать средства от государства и развивать культуру и язык. Особенно это актуально в национальных республиках. Разве не обидно русским: всем средства выделяются, а им нет. Где логика?

- Не было бы целесообразнее, учитывая ограниченность финансовых средств, создать в каждом российском регионе что-то наподобие курсов, где и взрослые, и дети могли в свободное от занятий и работы время изучать родной язык и приобщаться к культуре, общаться с соплеменниками?

- Такая структура есть. Создана она как раз при названной выше школе и называется воскресной школой.

- Работать и отдыхать неплохо было бы в своем доме...

- Никак не вернут нам Дом Асадуллаева. Сегодня многие национальности имеют свои центры, кроме татар. Вопрос, правда, почти решен. Дом Асадуллаева в Татарском переулке строить начал азербайджанский нефтяник, но завершила его татарская общественность. Более 50 лет решается этот "квартирный вопрос". Еще генерал-лейтенант Чанышев, вернувшись с войны, брался за эту задачу. Поэтому пока нам негде работать. Что, кстати, тоже четко не расписано в законе. Как хочешь - так и решай. Спасибо Юрию Лужкову, который с пониманием относится к нашим проблемам. Кстати, Москва - это единственный город, где Сабантуй официально признан городским праздником.

- У многих хороших законов, как правило, отсутствует механизм финансирования. Приходилось слышать, что федеральный Центр вообще не финансирует НКА. Можно ли говорить в таком случае о действенности закона?

- О финансировании сказано неопределенно. Деньги должны поступать из федерального, регионального, местного бюджетов. Навстречу нам идут пока региональные и местные власти - выделяют помещение, оплачивают расходы на проведение праздничных мероприятий. Разве это не финансирование?! Поэтому говорить о полном отсутствии финансирования нельзя. Но в любом случае идешь с протянутой рукой. Было бы лучше, если вся эта процедура была четко прописана, в федеральном бюджете имелась бы строчка по финансированию НКА. Эта неопределенность не способствует эффективному решению поставленных задач. Кстати, для систематизации работы автономий мы предлагаем устанавливать членство в НКА, собирать взносы. Пока у нас, кроме отчетов, на счету ничего нет, а так мы могли бы сформировать кассу.

- Татарские НКА созданы во многих регионах России. Как ведется координация работы с коллегами? Каково участие Казани в культурной жизни московских татар?

- Полезной была наша недавняя встреча с соседями - НКА татар Московской области: теперь никакого дублирования в проведении мероприятий у нас не будет. Связи хорошие наладились и с Уральской, Ивановской, Костромской областями. Недавно совместно с Минкультуры РТ организовали в Москве выступление нашего симфонического оркестра. К 100-летию композитора Салиха Сайдашева привезли оркестр народных инструментов и симфонический оркестр. И все это за счет бюджета Татарии. И провели концерт не где-то, а в Колонном зале Дома союзов.

- Московские татары особенно болезненно воспринимают по отношению к себе слово "диаспора". Как вы предпочитаете называть себя сами?

- Да, у моих соплеменников слово "диаспора" вызывает дискомфорт. От него веет подозрением, что татары - не коренные на этой земле, а временные люди. Диаспора может подойти к кому угодно, но не к татарам - коренным жителям Москвы. Они живут здесь с момента основания города. Здесь была татарская слобода, потому сохранились и татарские улицы. Район Павелецкого вокзала раньше был чисто татарским. Следовало бы вообще не употреблять этого слова.

- А какое слово?

- Община. Честно говоря, и словосочетание национально-культурная автономия не очень-то нравится. Какая это автономия? Автономия от кого? Слово "община" тут подошло бы в наибольшей степени. Национально-культурная община - так было бы вернее.

Милрад Фатуллаев, Москва, "Независимая газета", N 35, 27 февраля 2001 г.