Публикации > Просмотр публикации
Без татарского народа российское государство - неполное
МНОГОВЕКОВАЯ история отношений русского и татарского народов настолько сложна и противоречива, что до сих пор сложно прийти к единому мнению в ее оценке. Этому мешают многие устоявшиеся заблуждения, приобретшие со временем видимость непререкаемых истин. Сегодня для всех нас - и русских, и татар, и других народов Российской Федерации - очень важно, чтобы восторжествовала историческая правда, которая заключается в том, что государство российское создавалось главным образом двумя этносами - русскими и татарами.
Эта истина всегда забывалась. Даже в самых лучших книгах, которые издавались в советские годы, обязательно проводили такую мысль: Киевская Русь спокойно и счастливо жила и процветала, но напали татаро-монголы, поработили Русь и уничтожили ее высокую культуру. На самом деле Киевская Русь была настолько раздроблена, отношения между князьями были настолько антагонистическими, что, если бы это еще продолжалось лет 100, может быть, они, как писал Ключевский, просто уничтожили бы друг друга. Кстати, дореволюционные историки, такие, как Ключевский и Соловьев, были более справедливы, более объективны, говоря, что именно ханская власть заставила прекратить эти распри. Этот мирный период и создал условия для становления Москвы как центра земли русской.
Историю сильного, объединенного государства российского начинать надо именно с Московского государства, которое создавалось усилиями этих двух народов. Да, ханская власть своей волей утверждала это государство, но злостного, разрушительного ига никогда не было. На русские территории никто не претендовал, никто туда не проникал, не завоевывал, не колонизовал. Они как были русскими, так и оставались, но в составе Золотой Орды. Да, Орда собирала с русских княжеств налоги - 10% от их доходов. Считай, что совсем ничего. Сегодня Москва собирает с регионов 70%. Да ведь и эти 10% расходовались на укрепление государства, охрану границ, обеспечение безопасности людей и т.д. Некоторые историки говорят о межконфессиональных столкновениях. Но в Золотой Орде православная Церковь пользовалась такими преимуществами и льготами, каких она ни до, ни после этого не имела. Единственный, кто не облагался налогом в 10%, это православная Церковь. Поэтому нет оснований говорить о том, что якобы было противостояние православных и мусульман. О партнерских, союзнических отношениях между Ордой и Русским государством говорит и то, что на службе у московских князей всегда, даже во время господства Орды, находилось очень много татар. Вспомним хотя бы Огарева, друга Герцена. Его предок Огар-мурза когда-то пошел на службу к Александру Невскому. Наверное, он сделал это не вопреки ханской воле, скорее наоборот.
Надо иметь в виду, что для татар были характерны дружественные, союзнические отношения со всеми соседними народами. Известно, что марийцы даже дольше, чем сами татары, воевали за независимость Казанского ханства, потому что эти народы в нем имели известную автономию. Их никто не трогал, мало того, им обеспечивалась безопасность, создавались условия для собственного внутреннего самоуправления.
Мне кажется, нам нужно утверждать и продолжать прежде всего эти дружественные начала в отношениях наших предков. Они такими были на самом деле. И сегодня, когда мы говорим об усилении татарского фактора в России, мы должны понимать, что это означает обеспечение стабильности, мира и межнационального согласия в России. Мы так считаем и на это работаем. Где бы, в каких регионах РФ татары ни проживали, они всегда за единство и целостность России. Татарское национальное возрождение - фактор не сепаратистский, а наоборот, объединительный, стабилизирующий. Мы заинтересованы в единстве России хотя бы в силу географической разбросанности нашего народа. Мы и так много татар потеряли в результате распада СССР. В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии живут несколько миллионов татар - сегодня они оказались за границей.
Рассеяние татарского народа имеет долгую, растянутую на столетия историю. И в каждом регионе России это своя история. В Сибири татары жили издавна - это коренные жители, то же самое в Поволжье. Поэтому ни о какой колонизации этих территорий татарами говорить не приходится. Что касается, например, татар, которые живут сегодня в Польше, Литве, Белоруссии, то они поселились там 600 лет тому назад по приглашению князя Витовта - он призвал их для борьбы с немецкими рыцарями. Татарские воины внесли немалый вклад в победу в Грюнвальдской битве. Не случайно все они были пожалованы дворянскими званиями. Кстати, в Литве с тех пор сохраняется уважительное отношение к татарам.
Конечно, нельзя идеализировать историю и уверять, что русские и татары всегда жили мирно. Были столкновения и между двумя народами, и внутренние распри как среди русских, так и среди татар даже в то время, когда Батый шел на Русь. Не лучшие времена переживало и Сибирское ханство, когда Ермак пришел покорять Сибирь. Ермаку в его походе помогали и татары, и представители других народов. Так что еще вопрос, с кем он тогда воевал. Рассматривать поход Ермака как только межнациональное столкновение нельзя. Кстати, и в имени Ермака слышится тюркский корень.
Вообще уже в то время тюрки не чужды были славянам, и наоборот. Как описывают Чингисхана и тюрков тех времен - голубые глаза, светлые волосы. Откуда они появились? Современные антропологические исследования показывают, что уже в первом, даже во втором тысячелетии до н. э. в Азии обнаруживаются европеоидные черепа. Эти находки заставляют думать, что в те далекие времена происходило переселение народов с запада на восток. Мы не знаем наверняка, письменная история не зафиксировала этого, но антропология - наука по-своему очень точная. Если такое переселение имело место, оно объясняет эти описания голубоглазых светловолосых воинов Чингисхана. Вообще чистых народов нет. Все современные этносы создавались смешением разных народов. Говорят ведь, что в любом русском найдешь татарина. И Лев Гумилев был недалек от истины, когда говорил, что это один и тот же народ, который разделяет только язык и религия. Конечно, абсолютизировать это нельзя, потому что русские все-таки сформировались как русские, татары сформировались как татары.
А в более поздние эпохи татары мирно жили в составе Русского государства. Эта жизнь их настолько устраивала, что в конце XVI - начале XVII веков попытки восстановить Казанское ханство, предпринятые русскими, не имели успеха - татары были против. Для них присоединение Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству привнесло в жизнь какую-то новизну, в этом были свои преимущества. А жить в составе большого государства они привыкли задолго до этого. Да и само взятие Иваном Грозным Казани нельзя рассматривать только как столкновение двух народов. Ведь с не меньшей жестокостью тот же Иван Грозный покорял русские города, которые пытались отстоять свои давние демократические традиции, - Псков и Новгород. Когда мы говорим, сколько татарской крови было пролито, то не должны забывать, что и русской крови было пролито не меньше. Эти кровопролития не были в первую очередь этническими. Этот фактор присутствовал, но он не был главным. Жестокость была присуща и человеку того времени, и, самое главное, нарождающемуся имперскому менталитету. Кстати, мало кто вспоминает такой исторический факт: несколько месяцев царем России, или, вернее, пользуясь современным термином, "и.о. царя" был татарин Симеон Бекбулатович. Иван Грозный посадил его, хана Касимовского царства, "великим князем всея Руси", себе выделив лишь особый удел. Разумеется, фактическая власть оставалась в руках Ивана Грозного, а этот ход с "и.о. царя" был ему нужен для политического маневра и интриги в борьбе с боярством.
Самое благоприятное для татар время в истории Российской империи - царствование Екатерины II. Она поняла, что национальный фактор, весь потенциал татарского народа в том числе, должен работать на Россию. Может быть, она так хорошо поняла это потому, что со стороны вошла в историю России и, как обычно бывает, со стороны видела больше. Принято прославлять Петра как самого прогрессивного правителя Российской империи. А я не считаю, что он этим сделал благо для России. Зачем было окно в Европу рубить? Пусть бы Европа рубила окно в Россию! Надо было создавать такое государство, такую жизнь, чтобы из других стран сюда стремились. А рубить окно в Европу значило отказаться от всего своего, самобытного ради имперских амбиций.
Екатерина сделала, казалось бы, очень простую вещь - разрешила строить мечети. Но татары это сразу оценили: ведь до этого им не разрешалось строить каменные мечети, не разрешалось строить, чтобы мечеть была выше церкви. А Екатерина сказала: я на земле хозяйка, стройте. По ее распоряжению в армии завели такой порядок: если русский солдат получал Георгиевский крест, то мусульманину (крест ему по вере не полагается) давали маленькую книжечку Корана. Идеализировать это время, конечно, нельзя. Но все же люди почувствовали большое облегчение. Татары Екатерину очень почитают. Даже по имени иногда не называют, говорят просто: "бабушка-царица". И политика Екатерины II принесла ожидаемые плоды. Российская империя из татарского народа получила выдающихся полководцев, ученых, писателей, предпринимателей.
Подлинным татарским ренессансом стало начало XX в. Это было время расцвета татарской прессы, татарских школ, национального театра, литературы. Как писал об этом Габдулла Тукай, "однажды проснулись мы в пятом году". Так расценивалась татарским народом первая российская революция. Она нами до сих пор должным образом не оценена. А эта революция была действительно зачатком большой российской демократии. Появилась Государственная Дума, пусть она на первых порах была безвластной, но тем не менее это была попытка разделить власть, первые шаги отказа от самодержавия. А потом пошли реформы власти на городском уровне, реформы местного самоуправления, земская реформа. Это были серьезные шаги в сторону развития демократии.
И татары воспользовались этим периодом. Конечно, они давно ждали и желали таких перемен, давно к ним готовились. Поэтому очень быстро в разных городах России появилось огромное количество газет и журналов, многие из которых получили всероссийское и даже большее распространение. Например, газета, которая издавалась в Оренбурге, распространялась не только в Азербайджане, но и в Турции. Открывались театры, создавалась профессиональная музыка, издавалось множество книг.
Возникла и национальная буржуазия. Она создала материальные, финансовые основы национального возрождения: татарские театры, школы, просвещение развивались без поддержки государства, поэтому мощное развитие татарского капитала способствовало и духовному расцвету татар. Что-то подобное случилось и совсем недавно, в 90-е годы. Но сейчас положение татарской культуры более трудное, потому что у нас нет такой мощной буржуазии.
В Гражданской войне татары сыграли выдающуюся роль. Они приняли в ней активнейшее участие в надежде на то, что это будет должным образом расценено и народ получит большие права, автономию. Один мой коллега, историк, один из авторов многотомной истории Таджикистана, говорил мне: "В Средней Азии татарам не могут простить то, что они воевали с басмачами, татарская бригада взяла Бухару". Я ему в ответ сказал: "А почему не оценить и то, что татары сделали для этих народов. В первые годы татар туда посылали работать, руководить, создавать, организовывать. Они сделали очень многое для развития этих республик".
В первые годы советской власти татарская культура, литература и вообще татары развивались очень хорошо. Не только в Поволжье и на Урале, на Украине - в Харькове, Донбассе - выходили татарские газеты, татарский отдел был в обкомах партии Украины. А в ЦК ВКП(б) было татаро-башкирское бюро. Если бы эта линия была продолжена, то я считаю, что татарский национальный фактор в стране развился на пользу всему государству и всем российским народам. Но по мере укрепления советской власти национальная политика становилась все более русифицированной. Национальные языки, культуры стали смешиваться, сливаться, забываться. Дошло до того, что татары почти забыли свой язык. Татарских школ не стало, даже в Казани осталась только одна.
Большевики были в принципе против федерации. Если они и пошли на ее создание, то лишь потому, что почувствовали: иначе нельзя было сохранить единство страны. Тем не менее какая-никакая федерация существовала уже с конца 1917 - начала 1918 г. Потому что Украина еще до провозглашения Российской Федерации объявила себя ее частью. В декабре 1917-го был третий украинский съезд советов, а в январе 1918-го - уже третий всероссийский съезд советов, объявивший Россию федерацией. Была федерация на самом деле или нет, но она была провозглашена. И был принят документ, великолепный документ - Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов. Возможно, сейчас пришло время всерьез обратиться к этому документу.
Почему татары все же выжили как самостоятельный, самобытный народ - вопреки столетиям искусственной ассимиляции, колониальной политике? Пожалуй, все-таки религия оберегала. Она сохраняла и язык, и нравственные традиции, и обычаи. А вот в советский период, когда религия ушла из жизни народа, никаких препятствий не осталось. Но советский период в жизни татарского народа нельзя оценивать односторонне. Конечно, происходило вымирание языка, началось даже исчезновение самого этноса. Но, с другой стороны, какая-никакая государственность - автономная республика - появилась именно в этот период. Опираясь на эту автономную республику, мы и начали реализовывать идеи суверенитета в 90-х годах. Это было значительно легче, чем начинать на пустом месте.
В последнее время политики, ученые, журналисты все больше говорят о национальной идее. Но ведь это очень неоднозначное понятие. Прежде всего она существует по крайней мере на двух уровнях и проявляется по-разному. Первый уровень - это рядовые люди. Они никакими теоретические вопросами не занимаются, это их мало волнует, но именно они эту идею реализуют. Потому что они находят место и дело для каждого этноса на конкретной земле. Эта национальная идея не ведет к противопоставлению людей, возвышению одних над другими. Достоевский просто определял эту идею: всечеловечность, то есть живешь на этой земле сам, дай жить и другим. Другой уровень национальной идеи - научно-философский уровень. Это, к сожалению, как правило, противопоставление одних другим. Короче говоря, не по Достоевскому. К сожалению, все больше слышно голосов, которые реальную жизненную национальную идею подменяют философскими рассуждениями и ведут к противопоставлению одних другим. Сегодня у татарского народа национальная идея состоит из трех частей: первая - идея выживания, вторая - идея развития, третья - расцвета. Конечно, на всех этих трех этапах развитие татарского народа не может рассматриваться отдельно от развития всех народов России. Татары, как и всегда на протяжении нашей общей истории, могут сделать очень много для России.
Очень важна и поучительна для России сегодня история проникновения татар в тюркские республики. Там живут родственные им народы, поэтому для татар не существует языковой проблемы. Татарский язык вообще может стать средством общения между всеми тюрками. Ведь он входит в число наиболее коммуникабельных языков мира. Ни одного другого тюркского языка в этом списке нет. Было время, когда татарский язык был дипломатическим языком общения России с Востоком: на нем велась дипломатическая переписка с Ираном, Афганистаном, Турцией. В более давние времена вообще нельзя было путешествовать, не зная татарского языка: Афанасий Никитин, если бы не знал татарского языка, не добрался бы до Индии, а если бы добрался, то не вернулся бы.
Сегодня, когда бывшие среднеазиатские республики СССР стали независимыми государствами, употребление русского языка там сокращается, выросло уже поколение людей, не знающих русского языка. Для России сегодня важно развивать татарский язык наравне с русским, в том числе и для общения с тюркскими республиками Средней Азии. К сожалению, в отношениях России с мусульманским миром дипломатические возможности татар используются мало. В первые годы советской власти этим пользовались гораздо больше. Исламский мир был малознакомым для Советской России, а для татар дорога туда была проторена: они имели еще до революции в Мекке, Стамбуле, даже в Дели множество фондов, которые помогали татарским паломникам, совершавшим хадж, создавали условия для получения образования. Эти опорные точки и были использованы новым правительством России в дипломатических целях.
Сегодня подобных возможностей у российского государства очень много. И чем больше будет использоваться этот фактор, тем прочнее будет Россия, тем больше доверия будет к ней как со стороны самих татар, так и со стороны зарубежных государств. Речь идет не только о том, чтобы использовать языковые возможности татар. Наш народ - издавна народ-дипломат, народ торговый. Разве России не нужны такие люди? Необходимо разрушить межнациональный барьер, который некоторыми политиками сегодня искусственно создается, преодолеть какое-то недоверие по отношению к другим народам. Мы не можем создавать сегодня великодержавное государство. Чем больше доверия, тем прочнее государство. И татары могли быть использованы в общей работе по развитию России соответственно тому потенциалу, который у них есть.
Творческий потенциал татарского народа велик. Не буду перечислять имена. Вспомним только, что жизнь первого российского президента все-таки спас Ринат Акчурин. Но проблема использования творческого потенциала, к сожалению, общая для всей России. Много умов ушло и уходит из России. Виль Мирзоянов уехал - его вытеснили, по сути дела. Что он, лишний был для нас человек? Академик Роальд Сагдеев работает в США. Много таких людей надо бы возвращать. Я думаю, пришло время собирать и камни тоже. Это должно быть на основе приоритетного развития науки и образования. Китай так делает, и правильно делает. Как бы ни укрепляли вертикаль власти, все кончится полным провалом, если не будет приоритета науки, образования, культуры. Что это за государство будет - полицейское, и только. Демократия, наука, образование, культура - вот необходимая основа для развития татарского, русского и всех других народов и основа развития государства.
Такие перемены должны быть, они все равно произойдут. Но скорее бы это было. Нынешнее поколение может для России сделать много, оно могло бы уже увидеть процветающую, развивающуюся страну. Тютчев говорил: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить". А Чаадаев сказал по-другому: "Нельзя просто верить". Он говорил: "Я люблю родину, но истину больше". Как ни горька сегодняшняя наша истина, но если не признаем ее в полном объеме, не будем идти вперед.
Наша позиция, позиция Всемирного конгресса татар, ясна. Мы за единство России, мы за демократическую Россию. Но мы и за то, чтобы, если человек - татарин, он мог чувствовать себя им, не стесняясь. Нам говорят: не надо в паспортах записывать национальность. А почему? Есть какие-то причины, которые заставляют скрывать свою национальность? Да нет этого. Если Россия покажет другим странам, что чувствовать себя здесь татарином или человеком любой другой национальности хорошо, комфортно, это будет на пользу не только России, но и всему мировому сообществу. Мы покажем всем остальным, как нужно создавать многонациональное общество. Хотя пока мы, конечно, еще далеки от этого.
Историю отношений русских и татар не следует деализировать, но еще опаснее преувеличивать их враждебность
МНОГОВЕКОВАЯ история отношений русского и татарского народов настолько сложна и противоречива, что до сих пор сложно прийти к единому мнению в ее оценке. Этому мешают многие устоявшиеся заблуждения, приобретшие со временем видимость непререкаемых истин. Сегодня для всех нас - и русских, и татар, и других народов Российской Федерации - очень важно, чтобы восторжествовала историческая правда, которая заключается в том, что государство российское создавалось главным образом двумя этносами - русскими и татарами.
Эта истина всегда забывалась. Даже в самых лучших книгах, которые издавались в советские годы, обязательно проводили такую мысль: Киевская Русь спокойно и счастливо жила и процветала, но напали татаро-монголы, поработили Русь и уничтожили ее высокую культуру. На самом деле Киевская Русь была настолько раздроблена, отношения между князьями были настолько антагонистическими, что, если бы это еще продолжалось лет 100, может быть, они, как писал Ключевский, просто уничтожили бы друг друга. Кстати, дореволюционные историки, такие, как Ключевский и Соловьев, были более справедливы, более объективны, говоря, что именно ханская власть заставила прекратить эти распри. Этот мирный период и создал условия для становления Москвы как центра земли русской.
Историю сильного, объединенного государства российского начинать надо именно с Московского государства, которое создавалось усилиями этих двух народов. Да, ханская власть своей волей утверждала это государство, но злостного, разрушительного ига никогда не было. На русские территории никто не претендовал, никто туда не проникал, не завоевывал, не колонизовал. Они как были русскими, так и оставались, но в составе Золотой Орды. Да, Орда собирала с русских княжеств налоги - 10% от их доходов. Считай, что совсем ничего. Сегодня Москва собирает с регионов 70%. Да ведь и эти 10% расходовались на укрепление государства, охрану границ, обеспечение безопасности людей и т.д. Некоторые историки говорят о межконфессиональных столкновениях. Но в Золотой Орде православная Церковь пользовалась такими преимуществами и льготами, каких она ни до, ни после этого не имела. Единственный, кто не облагался налогом в 10%, это православная Церковь. Поэтому нет оснований говорить о том, что якобы было противостояние православных и мусульман. О партнерских, союзнических отношениях между Ордой и Русским государством говорит и то, что на службе у московских князей всегда, даже во время господства Орды, находилось очень много татар. Вспомним хотя бы Огарева, друга Герцена. Его предок Огар-мурза когда-то пошел на службу к Александру Невскому. Наверное, он сделал это не вопреки ханской воле, скорее наоборот.
Надо иметь в виду, что для татар были характерны дружественные, союзнические отношения со всеми соседними народами. Известно, что марийцы даже дольше, чем сами татары, воевали за независимость Казанского ханства, потому что эти народы в нем имели известную автономию. Их никто не трогал, мало того, им обеспечивалась безопасность, создавались условия для собственного внутреннего самоуправления.
Мне кажется, нам нужно утверждать и продолжать прежде всего эти дружественные начала в отношениях наших предков. Они такими были на самом деле. И сегодня, когда мы говорим об усилении татарского фактора в России, мы должны понимать, что это означает обеспечение стабильности, мира и межнационального согласия в России. Мы так считаем и на это работаем. Где бы, в каких регионах РФ татары ни проживали, они всегда за единство и целостность России. Татарское национальное возрождение - фактор не сепаратистский, а наоборот, объединительный, стабилизирующий. Мы заинтересованы в единстве России хотя бы в силу географической разбросанности нашего народа. Мы и так много татар потеряли в результате распада СССР. В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии живут несколько миллионов татар - сегодня они оказались за границей.
Рассеяние татарского народа имеет долгую, растянутую на столетия историю. И в каждом регионе России это своя история. В Сибири татары жили издавна - это коренные жители, то же самое в Поволжье. Поэтому ни о какой колонизации этих территорий татарами говорить не приходится. Что касается, например, татар, которые живут сегодня в Польше, Литве, Белоруссии, то они поселились там 600 лет тому назад по приглашению князя Витовта - он призвал их для борьбы с немецкими рыцарями. Татарские воины внесли немалый вклад в победу в Грюнвальдской битве. Не случайно все они были пожалованы дворянскими званиями. Кстати, в Литве с тех пор сохраняется уважительное отношение к татарам.
Конечно, нельзя идеализировать историю и уверять, что русские и татары всегда жили мирно. Были столкновения и между двумя народами, и внутренние распри как среди русских, так и среди татар даже в то время, когда Батый шел на Русь. Не лучшие времена переживало и Сибирское ханство, когда Ермак пришел покорять Сибирь. Ермаку в его походе помогали и татары, и представители других народов. Так что еще вопрос, с кем он тогда воевал. Рассматривать поход Ермака как только межнациональное столкновение нельзя. Кстати, и в имени Ермака слышится тюркский корень.
Вообще уже в то время тюрки не чужды были славянам, и наоборот. Как описывают Чингисхана и тюрков тех времен - голубые глаза, светлые волосы. Откуда они появились? Современные антропологические исследования показывают, что уже в первом, даже во втором тысячелетии до н. э. в Азии обнаруживаются европеоидные черепа. Эти находки заставляют думать, что в те далекие времена происходило переселение народов с запада на восток. Мы не знаем наверняка, письменная история не зафиксировала этого, но антропология - наука по-своему очень точная. Если такое переселение имело место, оно объясняет эти описания голубоглазых светловолосых воинов Чингисхана. Вообще чистых народов нет. Все современные этносы создавались смешением разных народов. Говорят ведь, что в любом русском найдешь татарина. И Лев Гумилев был недалек от истины, когда говорил, что это один и тот же народ, который разделяет только язык и религия. Конечно, абсолютизировать это нельзя, потому что русские все-таки сформировались как русские, татары сформировались как татары.
А в более поздние эпохи татары мирно жили в составе Русского государства. Эта жизнь их настолько устраивала, что в конце XVI - начале XVII веков попытки восстановить Казанское ханство, предпринятые русскими, не имели успеха - татары были против. Для них присоединение Казанского и Астраханского ханств к Русскому государству привнесло в жизнь какую-то новизну, в этом были свои преимущества. А жить в составе большого государства они привыкли задолго до этого. Да и само взятие Иваном Грозным Казани нельзя рассматривать только как столкновение двух народов. Ведь с не меньшей жестокостью тот же Иван Грозный покорял русские города, которые пытались отстоять свои давние демократические традиции, - Псков и Новгород. Когда мы говорим, сколько татарской крови было пролито, то не должны забывать, что и русской крови было пролито не меньше. Эти кровопролития не были в первую очередь этническими. Этот фактор присутствовал, но он не был главным. Жестокость была присуща и человеку того времени, и, самое главное, нарождающемуся имперскому менталитету. Кстати, мало кто вспоминает такой исторический факт: несколько месяцев царем России, или, вернее, пользуясь современным термином, "и.о. царя" был татарин Симеон Бекбулатович. Иван Грозный посадил его, хана Касимовского царства, "великим князем всея Руси", себе выделив лишь особый удел. Разумеется, фактическая власть оставалась в руках Ивана Грозного, а этот ход с "и.о. царя" был ему нужен для политического маневра и интриги в борьбе с боярством.
Самое благоприятное для татар время в истории Российской империи - царствование Екатерины II. Она поняла, что национальный фактор, весь потенциал татарского народа в том числе, должен работать на Россию. Может быть, она так хорошо поняла это потому, что со стороны вошла в историю России и, как обычно бывает, со стороны видела больше. Принято прославлять Петра как самого прогрессивного правителя Российской империи. А я не считаю, что он этим сделал благо для России. Зачем было окно в Европу рубить? Пусть бы Европа рубила окно в Россию! Надо было создавать такое государство, такую жизнь, чтобы из других стран сюда стремились. А рубить окно в Европу значило отказаться от всего своего, самобытного ради имперских амбиций.
Екатерина сделала, казалось бы, очень простую вещь - разрешила строить мечети. Но татары это сразу оценили: ведь до этого им не разрешалось строить каменные мечети, не разрешалось строить, чтобы мечеть была выше церкви. А Екатерина сказала: я на земле хозяйка, стройте. По ее распоряжению в армии завели такой порядок: если русский солдат получал Георгиевский крест, то мусульманину (крест ему по вере не полагается) давали маленькую книжечку Корана. Идеализировать это время, конечно, нельзя. Но все же люди почувствовали большое облегчение. Татары Екатерину очень почитают. Даже по имени иногда не называют, говорят просто: "бабушка-царица". И политика Екатерины II принесла ожидаемые плоды. Российская империя из татарского народа получила выдающихся полководцев, ученых, писателей, предпринимателей.
Подлинным татарским ренессансом стало начало XX в. Это было время расцвета татарской прессы, татарских школ, национального театра, литературы. Как писал об этом Габдулла Тукай, "однажды проснулись мы в пятом году". Так расценивалась татарским народом первая российская революция. Она нами до сих пор должным образом не оценена. А эта революция была действительно зачатком большой российской демократии. Появилась Государственная Дума, пусть она на первых порах была безвластной, но тем не менее это была попытка разделить власть, первые шаги отказа от самодержавия. А потом пошли реформы власти на городском уровне, реформы местного самоуправления, земская реформа. Это были серьезные шаги в сторону развития демократии.
И татары воспользовались этим периодом. Конечно, они давно ждали и желали таких перемен, давно к ним готовились. Поэтому очень быстро в разных городах России появилось огромное количество газет и журналов, многие из которых получили всероссийское и даже большее распространение. Например, газета, которая издавалась в Оренбурге, распространялась не только в Азербайджане, но и в Турции. Открывались театры, создавалась профессиональная музыка, издавалось множество книг.
Возникла и национальная буржуазия. Она создала материальные, финансовые основы национального возрождения: татарские театры, школы, просвещение развивались без поддержки государства, поэтому мощное развитие татарского капитала способствовало и духовному расцвету татар. Что-то подобное случилось и совсем недавно, в 90-е годы. Но сейчас положение татарской культуры более трудное, потому что у нас нет такой мощной буржуазии.
В Гражданской войне татары сыграли выдающуюся роль. Они приняли в ней активнейшее участие в надежде на то, что это будет должным образом расценено и народ получит большие права, автономию. Один мой коллега, историк, один из авторов многотомной истории Таджикистана, говорил мне: "В Средней Азии татарам не могут простить то, что они воевали с басмачами, татарская бригада взяла Бухару". Я ему в ответ сказал: "А почему не оценить и то, что татары сделали для этих народов. В первые годы татар туда посылали работать, руководить, создавать, организовывать. Они сделали очень многое для развития этих республик".
В первые годы советской власти татарская культура, литература и вообще татары развивались очень хорошо. Не только в Поволжье и на Урале, на Украине - в Харькове, Донбассе - выходили татарские газеты, татарский отдел был в обкомах партии Украины. А в ЦК ВКП(б) было татаро-башкирское бюро. Если бы эта линия была продолжена, то я считаю, что татарский национальный фактор в стране развился на пользу всему государству и всем российским народам. Но по мере укрепления советской власти национальная политика становилась все более русифицированной. Национальные языки, культуры стали смешиваться, сливаться, забываться. Дошло до того, что татары почти забыли свой язык. Татарских школ не стало, даже в Казани осталась только одна.
Большевики были в принципе против федерации. Если они и пошли на ее создание, то лишь потому, что почувствовали: иначе нельзя было сохранить единство страны. Тем не менее какая-никакая федерация существовала уже с конца 1917 - начала 1918 г. Потому что Украина еще до провозглашения Российской Федерации объявила себя ее частью. В декабре 1917-го был третий украинский съезд советов, а в январе 1918-го - уже третий всероссийский съезд советов, объявивший Россию федерацией. Была федерация на самом деле или нет, но она была провозглашена. И был принят документ, великолепный документ - Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов. Возможно, сейчас пришло время всерьез обратиться к этому документу.
Почему татары все же выжили как самостоятельный, самобытный народ - вопреки столетиям искусственной ассимиляции, колониальной политике? Пожалуй, все-таки религия оберегала. Она сохраняла и язык, и нравственные традиции, и обычаи. А вот в советский период, когда религия ушла из жизни народа, никаких препятствий не осталось. Но советский период в жизни татарского народа нельзя оценивать односторонне. Конечно, происходило вымирание языка, началось даже исчезновение самого этноса. Но, с другой стороны, какая-никакая государственность - автономная республика - появилась именно в этот период. Опираясь на эту автономную республику, мы и начали реализовывать идеи суверенитета в 90-х годах. Это было значительно легче, чем начинать на пустом месте.
В последнее время политики, ученые, журналисты все больше говорят о национальной идее. Но ведь это очень неоднозначное понятие. Прежде всего она существует по крайней мере на двух уровнях и проявляется по-разному. Первый уровень - это рядовые люди. Они никакими теоретические вопросами не занимаются, это их мало волнует, но именно они эту идею реализуют. Потому что они находят место и дело для каждого этноса на конкретной земле. Эта национальная идея не ведет к противопоставлению людей, возвышению одних над другими. Достоевский просто определял эту идею: всечеловечность, то есть живешь на этой земле сам, дай жить и другим. Другой уровень национальной идеи - научно-философский уровень. Это, к сожалению, как правило, противопоставление одних другим. Короче говоря, не по Достоевскому. К сожалению, все больше слышно голосов, которые реальную жизненную национальную идею подменяют философскими рассуждениями и ведут к противопоставлению одних другим. Сегодня у татарского народа национальная идея состоит из трех частей: первая - идея выживания, вторая - идея развития, третья - расцвета. Конечно, на всех этих трех этапах развитие татарского народа не может рассматриваться отдельно от развития всех народов России. Татары, как и всегда на протяжении нашей общей истории, могут сделать очень много для России.
Очень важна и поучительна для России сегодня история проникновения татар в тюркские республики. Там живут родственные им народы, поэтому для татар не существует языковой проблемы. Татарский язык вообще может стать средством общения между всеми тюрками. Ведь он входит в число наиболее коммуникабельных языков мира. Ни одного другого тюркского языка в этом списке нет. Было время, когда татарский язык был дипломатическим языком общения России с Востоком: на нем велась дипломатическая переписка с Ираном, Афганистаном, Турцией. В более давние времена вообще нельзя было путешествовать, не зная татарского языка: Афанасий Никитин, если бы не знал татарского языка, не добрался бы до Индии, а если бы добрался, то не вернулся бы.
Сегодня, когда бывшие среднеазиатские республики СССР стали независимыми государствами, употребление русского языка там сокращается, выросло уже поколение людей, не знающих русского языка. Для России сегодня важно развивать татарский язык наравне с русским, в том числе и для общения с тюркскими республиками Средней Азии. К сожалению, в отношениях России с мусульманским миром дипломатические возможности татар используются мало. В первые годы советской власти этим пользовались гораздо больше. Исламский мир был малознакомым для Советской России, а для татар дорога туда была проторена: они имели еще до революции в Мекке, Стамбуле, даже в Дели множество фондов, которые помогали татарским паломникам, совершавшим хадж, создавали условия для получения образования. Эти опорные точки и были использованы новым правительством России в дипломатических целях.
Сегодня подобных возможностей у российского государства очень много. И чем больше будет использоваться этот фактор, тем прочнее будет Россия, тем больше доверия будет к ней как со стороны самих татар, так и со стороны зарубежных государств. Речь идет не только о том, чтобы использовать языковые возможности татар. Наш народ - издавна народ-дипломат, народ торговый. Разве России не нужны такие люди? Необходимо разрушить межнациональный барьер, который некоторыми политиками сегодня искусственно создается, преодолеть какое-то недоверие по отношению к другим народам. Мы не можем создавать сегодня великодержавное государство. Чем больше доверия, тем прочнее государство. И татары могли быть использованы в общей работе по развитию России соответственно тому потенциалу, который у них есть.
Творческий потенциал татарского народа велик. Не буду перечислять имена. Вспомним только, что жизнь первого российского президента все-таки спас Ринат Акчурин. Но проблема использования творческого потенциала, к сожалению, общая для всей России. Много умов ушло и уходит из России. Виль Мирзоянов уехал - его вытеснили, по сути дела. Что он, лишний был для нас человек? Академик Роальд Сагдеев работает в США. Много таких людей надо бы возвращать. Я думаю, пришло время собирать и камни тоже. Это должно быть на основе приоритетного развития науки и образования. Китай так делает, и правильно делает. Как бы ни укрепляли вертикаль власти, все кончится полным провалом, если не будет приоритета науки, образования, культуры. Что это за государство будет - полицейское, и только. Демократия, наука, образование, культура - вот необходимая основа для развития татарского, русского и всех других народов и основа развития государства.
Такие перемены должны быть, они все равно произойдут. Но скорее бы это было. Нынешнее поколение может для России сделать много, оно могло бы уже увидеть процветающую, развивающуюся страну. Тютчев говорил: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить". А Чаадаев сказал по-другому: "Нельзя просто верить". Он говорил: "Я люблю родину, но истину больше". Как ни горька сегодняшняя наша истина, но если не признаем ее в полном объеме, не будем идти вперед.
Наша позиция, позиция Всемирного конгресса татар, ясна. Мы за единство России, мы за демократическую Россию. Но мы и за то, чтобы, если человек - татарин, он мог чувствовать себя им, не стесняясь. Нам говорят: не надо в паспортах записывать национальность. А почему? Есть какие-то причины, которые заставляют скрывать свою национальность? Да нет этого. Если Россия покажет другим странам, что чувствовать себя здесь татарином или человеком любой другой национальности хорошо, комфортно, это будет на пользу не только России, но и всему мировому сообществу. Мы покажем всем остальным, как нужно создавать многонациональное общество. Хотя пока мы, конечно, еще далеки от этого.
Индус Тагиров, Казань, "Независимая газета", N 35, 27 февраля 2001 г.