Публикации > Просмотр публикации
Выступление первого заместителя министра образования и науки РТ Д.М.Мустафина на Республиканском совещании по вопросу организации в РТ социальных проектов

(в режиме видеоконференции)

Уважаемая Татьяна Петровна!

Уважаемые участники совещания!

Год учителя начинается в особых условиях. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписана национальная инициатива "Наша новая школа". В ней главное место отводится развитию учительского потенциала.

В течение ближайших трёх лет во всех регионах должна быть введена новая система оплаты труда педагогов. Речь идёт не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов. Дмитрий Анатольевич отметил, что наступивший год объявлен Годом учителя, и надо сделать всё возможное и для такого рода стимулирования, и в целом для повышения престижа учительской профессии, учительского труда.

Президент особо отметил еще один момент: нужно активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов.

Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, выступая на Совете по национальным проектам, отметил, что новая школа требует нового учителя. Поэтому одно из ключевых направлений инициативы "Наша новая школа" - развитие учительского потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет об индивидуальных программах повышения квалификации, в рамках которых учитель может осваивать отдельные модули в короткий срок (например, в каникулярное время). Накопление этих модулей в течение учебного года даст ему возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь при этом надолго от учебного процесса. Механизмы данного новшества должны быть готовы к лету нынешнего года. При этом необходимые средства направляются в школу, учителю.

В числе первоочередных действий по реализации инициативы "Наша новая школа" - грантовая поддержка успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школе. Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить тысячу грантов на два учебных года.

Премьер-министр России В.В.Путин на недавней встрече с А.А. Фурсенко еще раз поднял вопрос, связанный с повышением статуса учителей начальных классов. Надеемся на скорейшее решение данного актуального вопроса.

Президент нашей республики М.Ш. Шаймиев на торжественном открытии Года учителя отметил, что "самое главное статус учителя, уважение к учителю, положение учителя в обществе должны стать доминирующими" и что учитель должен быть окружен особой теплотой и заботой, вниманием всего общества.

В республике разработан комплекс мер, направленных, прежде всего на дальнейшее формирование позитивного образа учителя, концентрацию внимания всего общества на учителе - главной фигуре 2010 года.

Мы получили заинтересованный отклик от всех министерств и ведомств республики, которые предложили провести ряд интересных и своевременных мер.

Отличительной особенностью плана является то, что он отражает концентрацию внимания различных ведомств, заодно всего нашего общества на учителе.

Министерство здравоохранения предложило:

- проведение в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" дополнительной диспансеризации работников сферы образования, прошедших ее в 2006 году и не взятых на диспансерный учет;

- обследование работников общеобразовательных учреждений на базе центров здоровья Республики Татарстан.

Республиканский комитет профсоюза работников образования и науки в данном направлении внес следующие мероприятия:

- выделение льготных санаторных путевок работникам образования в санатории ФП РТ и санатории "Волга" Чувашской Республики;

- реализация программы по обеспечению льготной комплексной медицинской помощи для работников образования и науки в клинике "Медси".

Ряд интересных мер предусмотрено Министерством культуры нашей республики, особенно по библиотечному обслуживанию педагогов.

По традиции Года благотворительности будет проведена эстафета месячников министерств и ведомств, посвященных Году учителя. Также будут премии министерств и ведомств по отдельным номинациям.

В нынешнем году будет дан старт государственной комплексной целевой программе развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы. В данной разрабатываемой в настоящее время программе основное внимание также будет уделено учителю.

В развитие программы грантовой поддержки Правительства Республики Татарстан "Алгарыш" принято решение о конкурсном отборе учителей-предметников общеобразовательных школ для повышения их квалификации и переподготовки.

Средства массовой информации также начали серию передач и публикаций по освещению лучшего педагогического опыта, лучших учителях и др.

Все эти меры должны иметь соответствующее преломление и развитие на муниципальном уровне.

Хочу отдельно акцентировать вопрос, касающихся всевозможных конкурсов. Учителей должны выдвигать: общество, родители, СМИ, руководители органов управления образованием, предприятия и организации. Надо сделать все, чтобы лучшим учителям помочь стать поистине успешным. Участие в конкурсах должно быть для них не обременительным мероприятием, а праздником. В данном случае необходимо следовать принципу "Помогаем всем миром".

Еще один серьезный момент. Очень многим работникам образования присуждаются различные государственные и ведомственные награды. Но анализ показывает, что все больше стали выдвигать в основном руководителей образовательных учреждений. Да, они люди достойные. Но в год учителя, учитывая и соотношение руководящих и педагогических кадров, прошу руководителей исполкомов муниципальных образований на выдвижение для награждения воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования.

Наши совместные задачи:

1) решение жилищных проблем учительства. На особый учет необходимо взять учительские семьи, семьи работников сферы образования. На этот счет мы вам направили дополнительные запросы;

2) забота о старшем поколении учителей, воспитателей. Органам местного самоуправления необходимо изучить потребности педагогов и проработать систему мер по разрешению возникающих проблем;

3) учителя в сельской местности имеют и свои хозяйства, но не всегда или в основном не имеют специальной техники для обработки земли. Сельхозпредприятия могли бы часть забот взять на себя по вспашке, обработке от вредителей, выделению сена. Наряду с работниками данных предприятий желательно перенять хорошую традицию ряда хозяйств по равному обеспечению педагогов фуражом;

4) муниципальные СМИ также должны сработать на формирование позитивного образа учителя, интересные сюжеты и публикации предлагать для размещения в республиканских СМИ и сайтах;

5) особо следует изучать педагогические династии, выработать меры их поддержки;

6) отдельной заботой и вниманием должны быть окружены ветераны педагогического труда. Многие из них нуждаются в проведении ремонтных работ;

7) в каждом предприятии и организации работающие имеют детей или дошкольного, или школьного возраста. Предприятия могли бы учредить свои номинации, провести конкурсы по выявлению лучших и уважаемых родительским сообществом учителей и воспитателей;

8) по образцу республиканской можно было бы организовать эстафету мероприятий предприятий и организаций;

9) отдельное внимание необходимо обратить на установление имен погибших на войнах учителей, на установление мест их захоронения, на проявление заботы об их семьях;

10) в кладбищах следовало бы привести в порядок могилы ушедших из жизни учителей, но не имеющих родственников в данных населенных пунктах;

11) особый акцент должны получить традиции шефства как со стороны учащихся, так и со стороны предприятий; волонтерское движение;

12) прошу обратить внимание на учителей-переселенцев. Они не должны чувствовать себя обделенными.

27 января 2010 г.