В Казани продолжается Шаляпинский фестиваль. Все спектакли идут при аншлагах, не стала исключением и "Богема", которую в последние сезоны на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля не давали. А публика соскучилась.
Пока не прошла еще и половина из фестивальных спектаклей, и предварительно можно сказать, что некоторым образом в лидеры вышли спектакли на музыку Джакомо Пуччини. Успех "Мадам Баттерфляй" продолжила "Богема" в постановке режиссера Мариинского театра Алексея Степанюка. Это и неудивительно: Степанюк был и есть востребованным режиссером, не боящимся экспериментов, хотя его "Богема" в Казани решена в классическом ключе. Впрочем, именно этого постановщика, воссоздавшего год назад на сцене Мариинского театра сложнейшую оперу Щедрина "Очарованный странник", Родион Константинович назвал "режиссером двадцать первого века".
"Богема" - спектакль не новый, но очевидно, что есть постановки, которым, "как драгоценным винам", наступает свой черед. Вряд ли кто так, как Степанюк, умеет сейчас ставить массовые сцены - у каждого из занятых в них артистов хора и миманса есть своя задача, четко определенная режиссером, так что второй акт "Богемы" стал праздником для публики и шел под восторженные аплодисменты.
…Веселится, празднует Рождество разноликий Монпарнас, кажется, что в воздухе носится аромат жареного миндаля и коричневых блинчиков - крэпп. Народ танцует, кто-то показывает акробатические этюды, кто-то кокетничает. Мгновения праздничной, беззаботной жизни парижан схвачены очень верно. Яркая, разноликая толпа живет своей жизнью, но в нее как бы вкраплены главные герои драмы.
Богемность тем и хороша, что ее представители не думают о завтрашнем дне - сегодня Рождество, и все хорошо. Зайдем в кабачок, выпьем доброго винца, прогуляемся по Латинскому кварталу, пробежимся по мостику на Сите и, может быть, добредем до карусели у подножья Монмартра. А завтра будь что будет! Главные герои оперы попали в родную для них атмосферу, они так же веселы и бездумны. "Состояние души кочевое, взгляд ни на чем не задерживается подолгу", - верно сказал о богеме поэт.
Но завтрашний день наступает, это серое и промозглое парижское утро, когда кажется, что одни клошары могут бродить по берегу такой неуютной и мутной Сены. Мими (Хибла Герзмава) обречена. Обречен на потерю и Рудольф (блистательный Ахмет Агади). Трудно поверить, что что-то хорошее ждет Марселя (Юрий Ившин) и его возлюбленную Мюзету (Карина Чепурнова). Жизнь в каморках на Монпарнасе редко складывается счастливо. Четвертый акт - финал трагедии - режиссер выстраивает лаконично, когда душа Мими покидает грешную землю, задник падает, и мы видим силуэты Парижа на фоне звездного неба. Можно пофантазировать, что душа бедной девушки зажглась в небе еще одной яркой звездочкой. Вот такой яркий, драматичный и одновременно романтический спектакль создал Алексей Степанюк.
"Богема" была показана на фестивале в среду. А вчера пришло печальное известие, что в Москве не стало одной из блистательных певиц современности Ирины Архиповой, хорошо известной казанским меломанам. Ирина Константиновна была участницей Шаляпинского, гастролировала на сцене нашего театра.
Один из последних спектаклей, которые великая певица посмотрела в Большом театре, была "Царская невеста", партию Любаши в спектакле исполнила Ирина Макарова. "Царскую невесту" в постановке шефа оперной труппы Гюзель Хайбуллиной дают на фестивале во вторник. Партию Любаши так же исполнит Ирина Макарова. Спектакль будет посвящен памяти Ирины Архиповой.