Публикации > Просмотр публикации
Татарский НЭП
В следующее воскресенье президентом Татарстана наверняка изберут Минтимера Шаймиева. Четыре других кандидата - лишь избирательный "гарнир" для бессменного основного блюда. Ряд заявлений лидера Татарстана и обнародованное им на недавней сессии Госсовета республики президентское Послание заставили аналитиков сделать вывод, что год жизни в "путинской России" для Шаймиева даром не прошел. В чем отличие "курса Шаймиева в третьем издании, исправленном и дополненном", от прежних вариантов, "Век" поинтересовался у государственного советника президента РТ по политическим вопросам Рафаиля ХАКИМОВА.
- За этот год, - говорит он, - мы от своих основных позиций не отступили и. надеюсь, ничего не потеряем. Хотя, конечно, проблемы, связанные с межбюджетными отношениями и новой налоговой системой, еще остаются. Мы до конца так и не знаем, как они отразятся на республике. Но мы продумали ответные ходы, чтобы не потерять значительных средств из-за того, что больше платежей будет уходить в Центр. Мы остаемся на прежних позициях и в дискуссиях по поводу суверенитета. Почему-то российское общественное мнение реагирует на них очень болезненно. Однако в прессе редко разъясняют, что мы под термином "суверенитет" понимаем полноту власти в рамках своей компетенции. Есть уровень компетенции федерального Центра (на который мы вовсе не претендуем), есть строго очерченные пределы самостоятельности субъектов РФ, есть круг полномочий органов местного самоуправления. Каждому свое - именно тогда вертикаль власти прочна.
Нам приписывают идеи разрушения целостности России, но это не имеет ничего общего с действительностью. Мы выступаем против идеи "властной вертикали советского образца", когда в ЦК решали, сколько дров надо заготовить в каком-нибудь дальнем районе Татарстана.
Один из "ходов", придуманный в Казани в качестве ответа "вашему Кремлю от нашего кремля", - это идея тем или иным способом заставить Москву вложить средства в масштабные экономические проекты и крупные предприятия, которые Татарстан до сих пор (финансировал самостоятельно из республиканского бюджета. По словам Рафаиля Хакимова, стратегический 14-километровый мост через Каму, КамАЗ, взлетная полоса аэропорта, крупные автодороги, оборонные предприятия и расходы на сертификацию и производство гражданского самолета Ту-214 - все это выходит за рамки республиканского уровня и потому должно получать денежные вливания из общефедеральной казны. Кроме того, в Татарстане взяли курс на ускорение экономического развития путем стимулирования конкурентоспособности товаров, более агрессивного поведения на рынке, подъема малого предпринимательства и т. д. Ряд экспертов немедленно усмотрел в подобных тезисах симптом поворота если не к нэпу по-татарски, то, по крайней мере, резко вправо. Рафаиль Хакимов, которого считают основным идеологом и пропагандистом нового курса, последнее утверждение не оспаривает:
- Это действительно поворот вправо, но он вполне логичен. Мы никогда и не отличались особенной левизной, зато были сильны своим прагматизмом. Каждый шаг должен быть оправдан с точки зрения стабильности государства. В демократических идеях мы тоже поддерживаем то, что укрепляет стабильность, а не наоборот. Исходя из этого, мы считаем, что сегодня надо резко усилить рыночные механизмы в экономике. Система госрегулирования образца 1992 года себя практически исчерпала, потому что госпредприятий в Татарстане осталось очень мало. Сейчас 85% того, что производится в республике, - это продукция приватизированных акционированных предприятий, где доля государства становится совсем незначительной. А поэтому и его роль меняется: теперь она в том, чтобы обеспечить равные условия для конкуренции, создать благоприятный инвестиционный климат, поддержать некоторые приоритетные направления экономики, прежде всего наукоемкой сферы.
- Сильная экономика неизбежно ведет к упрочению позиций республиканских олигархов, в том числе и в политическом отношении... Очерчены ли в новой стратегии пределы, до которых впасть может дойти во взаимоотношениях с местным капиталом?
- В Татарстане с олигархами как-то не сложилось. Существуют, конечно, "бюджетообразующие" производители. Но государству, как правило, на крупных предприятиях всегда принадлежала "золотая акция", или контрольный пакет. Даже сегодня на некоторых из них доля государства остается довольно большой, поэтому они и не могут как-то всерьез противодействовать его линии. Правда, фактически все равно некоторые министерства и бизнес-структуры стали "равнее прочих", появились какие-то холдинги, которые по сути представляют собой монополии на ниве слияния бизнеса и государства. Поэтому не случайно основной задачей сегодня стало создание равных условий для конкуренции. В этом отношении "новая роль государства" нелегка, но проводить мы ее будем настойчиво.
Впрочем, на политическую сферу жизни Татарстана тезис о "развитии конкуренции" распространить (даже в преддверии выборов) сложно. В гонке участвует стандартный набор кандидатов: один депутат, один коммунист, одна скандально известная фигура, "некто в сером" - и лидер в значительном отрыве от всех остальных. Бразды правления президент прочно держит в собственных руках. Но отсутствие альтернативы сродни подводной яме: рано или поздно лидеру Татарстана придется искать (или воспитывать) себе преемника, а времени на это все меньше.
- Шаймиев вопрос о преемнике публично не озвучивал, и мы с ним его тоже не обсуждали. Но не думать об этом невозможно - здесь прямая связь с проблемой сохранения стабильности в республике, - говорит Хакимов.- Я считаю, что послужить "мостиком", создать преемственность сможет политическое движение, партия. Мы уже создали движение "Татарстан - новый век" и возлагаем на него серьезные надежды.
Впрочем, в свете предстоящих выборов для Шаймиева и его окружения более важны вопросы насущной политики, главный из которых - взаимоотношения с Москвой. У республики есть собственное понимание термина "федерализм". Образцом федерации, по словам Рафаиля Хакимова, для команды Шаймиева служат "классические образцы" - Германия, Швейцария... Высказываемые многими опасения насчет того, что семь округов, окрепнув, со временем начнут новый "парад суверенитетов", государственного советника президента РТ не пугают - во-первых, по причине малой реалистичности прогнозов, а во-вторых, потому, что Приволжский федеральный округ для Татарстана "родной": здесь почти три четверти населения составляют татары, "что с учетом нашей активности и организованности очень важно", действуют крупные предприятия, между которыми давно устоялись экономические связи, и так далее. Судя по всему, даже если сценарий "развала" все-таки однажды начнет осуществляться, Татарстан сможет чувствовать себя достаточно спокойно.
Государственный советник президента Шаймиева по политическим вопросам Рафаиль XAКИМОВ - о новом курсе РТ
В следующее воскресенье президентом Татарстана наверняка изберут Минтимера Шаймиева. Четыре других кандидата - лишь избирательный "гарнир" для бессменного основного блюда. Ряд заявлений лидера Татарстана и обнародованное им на недавней сессии Госсовета республики президентское Послание заставили аналитиков сделать вывод, что год жизни в "путинской России" для Шаймиева даром не прошел. В чем отличие "курса Шаймиева в третьем издании, исправленном и дополненном", от прежних вариантов, "Век" поинтересовался у государственного советника президента РТ по политическим вопросам Рафаиля ХАКИМОВА.
- За этот год, - говорит он, - мы от своих основных позиций не отступили и. надеюсь, ничего не потеряем. Хотя, конечно, проблемы, связанные с межбюджетными отношениями и новой налоговой системой, еще остаются. Мы до конца так и не знаем, как они отразятся на республике. Но мы продумали ответные ходы, чтобы не потерять значительных средств из-за того, что больше платежей будет уходить в Центр. Мы остаемся на прежних позициях и в дискуссиях по поводу суверенитета. Почему-то российское общественное мнение реагирует на них очень болезненно. Однако в прессе редко разъясняют, что мы под термином "суверенитет" понимаем полноту власти в рамках своей компетенции. Есть уровень компетенции федерального Центра (на который мы вовсе не претендуем), есть строго очерченные пределы самостоятельности субъектов РФ, есть круг полномочий органов местного самоуправления. Каждому свое - именно тогда вертикаль власти прочна.
Нам приписывают идеи разрушения целостности России, но это не имеет ничего общего с действительностью. Мы выступаем против идеи "властной вертикали советского образца", когда в ЦК решали, сколько дров надо заготовить в каком-нибудь дальнем районе Татарстана.
Один из "ходов", придуманный в Казани в качестве ответа "вашему Кремлю от нашего кремля", - это идея тем или иным способом заставить Москву вложить средства в масштабные экономические проекты и крупные предприятия, которые Татарстан до сих пор (финансировал самостоятельно из республиканского бюджета. По словам Рафаиля Хакимова, стратегический 14-километровый мост через Каму, КамАЗ, взлетная полоса аэропорта, крупные автодороги, оборонные предприятия и расходы на сертификацию и производство гражданского самолета Ту-214 - все это выходит за рамки республиканского уровня и потому должно получать денежные вливания из общефедеральной казны. Кроме того, в Татарстане взяли курс на ускорение экономического развития путем стимулирования конкурентоспособности товаров, более агрессивного поведения на рынке, подъема малого предпринимательства и т. д. Ряд экспертов немедленно усмотрел в подобных тезисах симптом поворота если не к нэпу по-татарски, то, по крайней мере, резко вправо. Рафаиль Хакимов, которого считают основным идеологом и пропагандистом нового курса, последнее утверждение не оспаривает:
- Это действительно поворот вправо, но он вполне логичен. Мы никогда и не отличались особенной левизной, зато были сильны своим прагматизмом. Каждый шаг должен быть оправдан с точки зрения стабильности государства. В демократических идеях мы тоже поддерживаем то, что укрепляет стабильность, а не наоборот. Исходя из этого, мы считаем, что сегодня надо резко усилить рыночные механизмы в экономике. Система госрегулирования образца 1992 года себя практически исчерпала, потому что госпредприятий в Татарстане осталось очень мало. Сейчас 85% того, что производится в республике, - это продукция приватизированных акционированных предприятий, где доля государства становится совсем незначительной. А поэтому и его роль меняется: теперь она в том, чтобы обеспечить равные условия для конкуренции, создать благоприятный инвестиционный климат, поддержать некоторые приоритетные направления экономики, прежде всего наукоемкой сферы.
- Сильная экономика неизбежно ведет к упрочению позиций республиканских олигархов, в том числе и в политическом отношении... Очерчены ли в новой стратегии пределы, до которых впасть может дойти во взаимоотношениях с местным капиталом?
- В Татарстане с олигархами как-то не сложилось. Существуют, конечно, "бюджетообразующие" производители. Но государству, как правило, на крупных предприятиях всегда принадлежала "золотая акция", или контрольный пакет. Даже сегодня на некоторых из них доля государства остается довольно большой, поэтому они и не могут как-то всерьез противодействовать его линии. Правда, фактически все равно некоторые министерства и бизнес-структуры стали "равнее прочих", появились какие-то холдинги, которые по сути представляют собой монополии на ниве слияния бизнеса и государства. Поэтому не случайно основной задачей сегодня стало создание равных условий для конкуренции. В этом отношении "новая роль государства" нелегка, но проводить мы ее будем настойчиво.
Впрочем, на политическую сферу жизни Татарстана тезис о "развитии конкуренции" распространить (даже в преддверии выборов) сложно. В гонке участвует стандартный набор кандидатов: один депутат, один коммунист, одна скандально известная фигура, "некто в сером" - и лидер в значительном отрыве от всех остальных. Бразды правления президент прочно держит в собственных руках. Но отсутствие альтернативы сродни подводной яме: рано или поздно лидеру Татарстана придется искать (или воспитывать) себе преемника, а времени на это все меньше.
- Шаймиев вопрос о преемнике публично не озвучивал, и мы с ним его тоже не обсуждали. Но не думать об этом невозможно - здесь прямая связь с проблемой сохранения стабильности в республике, - говорит Хакимов.- Я считаю, что послужить "мостиком", создать преемственность сможет политическое движение, партия. Мы уже создали движение "Татарстан - новый век" и возлагаем на него серьезные надежды.
Впрочем, в свете предстоящих выборов для Шаймиева и его окружения более важны вопросы насущной политики, главный из которых - взаимоотношения с Москвой. У республики есть собственное понимание термина "федерализм". Образцом федерации, по словам Рафаиля Хакимова, для команды Шаймиева служат "классические образцы" - Германия, Швейцария... Высказываемые многими опасения насчет того, что семь округов, окрепнув, со временем начнут новый "парад суверенитетов", государственного советника президента РТ не пугают - во-первых, по причине малой реалистичности прогнозов, а во-вторых, потому, что Приволжский федеральный округ для Татарстана "родной": здесь почти три четверти населения составляют татары, "что с учетом нашей активности и организованности очень важно", действуют крупные предприятия, между которыми давно устоялись экономические связи, и так далее. Судя по всему, даже если сценарий "развала" все-таки однажды начнет осуществляться, Татарстан сможет чувствовать себя достаточно спокойно.
Екатерина ДОБРЫНИНА, Михаил ЖУКОВ, "Век" N 11.