Публикации > Просмотр публикации
Минтимеризм как форма развития

Татария предлагает Центру свою испытанную на практике модель экономического развития

"МЫ ТАКАЯ большая страна, что просто не можем без местной демократии" - это выражение Томаса Джефферсона в полной мере относится и к России. Эту мысль особенно любят татарские политики, последовательно отстаивающие свое право на выработку самостоятельной модели экономического поведения. Регионы имеют подчас эксклюзивный и эффективный опыт работы как в области политики, законодательной сфере, так и на экономическом поприще. Опыт десятилетнего относительно самостоятельного экономического развития Татарии привел к тому, что оправдавшие себя наработки, прошедшие испытание практикой и временем в течение нескольких лет, ныне уже закладываются в основу экономической стратегии России.

Модель Республики Татарстан (РТ) - это прежде всего модель экономического поведения. Республика не стала ждать, когда рынок сам все как-то выправит, как твердили либералы, а занялась раскруткой своего фондового рынка. Среди "голубых фишек" России много предприятий Татарии. "Татнефть", к примеру, вырвалась на международный фондовый рынок и первой из российских нефтяных компаний вошла в листинг Лондонской фондовой биржи.

- В прошлом году благодаря поддержке властей только на нерентабельных и малодебитных скважинах "Татнефти" добыто 10 миллионов тонн нефти, - говорит генеральный директор компании Шафагат Тахаутдинов.

Казна республики получает на рубль налоговых льгот 1,7 рубля дохода. В 1995 году группа во главе с вице-премьером правительства республики Равилем Муратовым разработала новую программу.

- Впервые именно в Татарстане прозвучало то, что сегодня звучит в России: мол, у страны нет национальной идеи, - комментирует ситуацию заместитель директора Центра экономических и социальных исследований (ЦЭСИ) Артем Карапетян. - Это то, о чем на Западе говорят как о миссии государства. Власти необходимо определить, чем она занимается: не просто управляем, а конкретно что делаем? Перед министерствами Татарии поставлены определенные задачи - своеобразный "госзаказ на управление". Детально расписано, чем руководит министерство. Значит, можно определить, выполнили министерства и ведомства свои функции или нет.

Татария впервые применила систему индикаторов в программе адресной социальной защиты, развернутой еще в начале 90-х. С прошлого года эта методика распространяется на все отрасли госуправления экономикой. Определены пороговые значения 12 индикаторов, например такие, как уровень жизни, средняя зарплата, обеспеченность жильем, социальная инфраструктура, уровень безработицы, уровень газификации, телефонизации, обеспеченность дорогами, собственными доходами. Это только одно из универсальных управленческих решений, которые татарстанцы рекомендовали для применения по России в целом.

Для эксперимента такой модели выбран город Елабуга - свободная экономическая зона, но только в части налогов республики: если федеральное законодательство изменится, то местное останется неизменным. По инициативе правительства Татарии осуществляется пилотный проект муниципального управления. Цель эксперимента - рассчитать комплекс мер в сфере госуправления, обеспечивающих выход района на уровень самодостаточности. Параллельно можно будет определить оптимальный с точки зрения эффективности управления расклад полномочий по всем уровням власти: местное самоуправление-район-республика.

- Это приблизительно то же самое, что мы хотим видеть от федерального Центра в отношении регионов: каждый регион страны, а в регионе - каждый район должны быть самодостаточными, - объясняет заместитель министра экономики и промышленности правительства РТ Алевтина Кудрявцева. - Опытом республики в области внедрения индикативного управления заинтересовались Бурятия, Удмуртия, Марий Эл.

- Управлять и оценивать можно только то, что можно измерить, - убежден министр экономики и промышленности правительства РТ Сергей Когогин. - Мы попытались измерить труд чиновника и простого гражданина. Работа на индикативной основе показала высокую эффективность, и год завершен с опережением ожидаемых показателей. Управленческие решения принимаются не на предчувствии чиновника, а на основе статистики и науки.

Вывод на уровень экономической самодостаточности городов и районов сегодня является одной из стратегических задач руководства Татарии. В контексте такой задачи может решаться и конкретный политический вопрос: как вообще должна быть устроена Федерация?

- Кто бы что ни говорил на эту тему - говорят исходя из политических убеждений, - не сомневается вице-премьер правительства Равиль Муратов (Муратов и Кудрявцева - эксперты команды Грефа). - Но никто не пробовал исходить из экономики. "Прежде чем спорить, надо считать", - заметил еще Лейбниц. На основе индикаторов в каждом регионе определять, какая там ситуация, какие у него шансы самостоятельно выбраться, какая необходима помощь со стороны государства, чтобы выйти на уровень рентабельности. После такой работы в регионах почему бы не вводить в оборот термин "регион-банкрот, субъект-банкрот" и вводить внешнее управление из федерального Центра? Главное - отодвинуть эмоции и подключить математику.

В свое время Минтимер Шаймиев отказался от "гайдаровской" шоковой терапии, исповедуя идеологию "мягкого вхождения в рынок". Этим объясняются наименьшие по сравнению с другими регионами страны потери от реформ. Последние 5 лет - стабильный экономический рост: по уровню жизни населения республика переместилась с 5-го на 4-е место и находится на пороге, когда может быть дан мощный старт экономическим преобразованиям. Оснований для такого оптимизма достаточно. По уровню производства республика практически вернулась к отметке 1990 года - знакового для России. Только за один последний год количество безубыточных предприятий уменьшилось на 6% и составило 64% от общего числа, а количество районов-доноров возросло более чем на треть. Зарплата росла еще быстрее - почти на 60%.

По объему экспорта Татария превзошла Марийскую Республику, Мордовию, Чувашию, Башкирию, Удмуртию, а также Кировскую, Нижегородскую, Самарскую и Ульяновскую области вместе взятые, выручив на внешнем рынке более 80 млн. руб. против 60 в 1999 году *. Основные внешнеторговые партнеры - Германия и Великобритания. Причем сальдо в пользу РТ. Об уровне инвестиционной привлекательности говорит деятельность более 130 совместных предприятий с участием крупнейших западных компаний - "Люфтганза", "Сюкдент", "Дэу", "Дженерал моторс". Прямые инвестиции в прошедшем году увеличились почти в 40 раз.

В марте состоялась презентация первых татарских автобусов "Bars", изготовляемых компанией "Вольво" на территории СЭЗ "Алабуга". В России это первый подобный проект - вместо "отверточного" производства наладить выпуск комплектующих деталей непосредственно в Татарии. За счет этого при высоком качестве была достигнута низкая цена - 65-70 тыс. долл. Организация предприятия стала возможной во многом благодаря целевому госзаказу правительства РТ - 600 машин в течение четырех лет.

Время подтвердило верность принятого в 1995 году решения, направленного на госмонополизацию спиртовой отрасли: "Татспиртпром" по объему производства занимает в своей отрасли второе место в РФ, а по платежам в бюджет - первое. Этот опыт в 1998 году тоже востребован Москвой.

Одна из главных составляющих новой экономической политики Татарии - поддержка предпринимательства и полный уход государства из тех сфер экономики, которые должны быть частными. Разрабатывается система регистрации и контроля "в одно окно": проверка будет проводиться комплексно, всеми службами одновременно один раз в год (за исключением налоговых служб) и по графику - с предварительным уведомлением. Главным в экономике становится увеличение добавленной стоимости труда.

Уникальна сама по себе уже реализованная идея создания социального паспорта каждого гражданина. Республика предлагает принять соответствующий федеральный закон. Это как раз тот самый пример, когда противоречащий федеральному закону республиканский нормативный акт явно прогрессивнее федерального. Отсюда и предложения Казанского кремля сделать процесс унификации законодательства в стране двусторонним. С созданием социального паспорта появилась возможность адресной, четко определенной социальной поддержки. Не выделять школьнику малообеспеченных родителей и сыну миллионера по 70 руб. на приобретение учебников, а выделять тому же школьнику, испытывающему затруднения, 200 руб. Кстати, адресная защита обходится дешевле, чем помощь всем понемножку.

Более 40 тыс. казанцев переселены в новые микрорайоны из домов старой постройки. Это половина людей, проживавших в трущобах: реализуется президентская программа "Ветхое жилье", которую 5 лет назад сочли предвыборным шагом.

- С принятием второй части Налогового кодекса основная часть добавленной стоимости находится уже не под нашей властью, - говорит Когогин, - но это не значит, что мы свернем социальные программы или это как-то скажется на развитии предпринимательства. Большие проекты будут и далее реализовываться. Это строительство крупнейшего в Европе моста через реку Каму, создание Казанского метрополитена, сохранение одного из самых высоких показателей жилищного строительства - 5% от вводимого в стране жилья, аэропорта, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, строительство самолета Ту-214, поддержка вертолетного завода для создания легкого вертолета.

Татария нацелена на успех своей новой экономической стратегии. Алевтина Кудрявцева убеждена, что вскоре наступит время, когда вместо разговоров о "черте бедности" можно будет начать строить расчеты экономической политики исходя из "черты обеспеченности".

* Примечание ред.: По данным Госкомстата РТ объем экспорта Татарстана в 2000 году составил свыше 2,8 млрд. долларов США. Подробнее ВЭД Татарстана см. в разделе "Внешнеэкономическая деятельность РТ".

Милрад Фатуллаев, Казань."Независимая газета" N 56, 30 марта 2001 г.