Публикации > Просмотр публикации
Михаил Рокицкий, депутат Государственной Думы: Не бойтесь суверенитета Татарстана

Последнее время с новой силой зазвучала тема федерализма, взаимоотношений Центра и регионов. Связано это, прежде всего, с происходящим в стране процессом укрепления вертикали власти. Наиболее болезненно он идет в национальных республиках, и прежде всего в Татарстане. На эту тему наша беседа с заместителем председателя Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы, депутатом от Татарстана Михаилом Рокицким.

- Сегодня проблема федерализма актуальна во всем мире. Вот и свое послание к парламентариям Президент России начал с вопросов федерализма. В частности, он поставил задачу четко разграничить полномочия между регионами и Центром, подчеркнув, что это должно делаться на основе законов. В то же время Путин заявил о недопустимости вторжения федеральных органов в вопросы, относящиеся к компетенции регионов.

Возражать против этого не приходится, но все-таки возникает несколько вопросов, на которые хотелось бы услышать ответ. Во-первых, неоднократно мы были свидетелями стремления со стороны столичных чиновников подмять под себя регионы. Отсюда возникает определенное опасение за решение вопроса о разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации - в чью пользу они будут перемещаться? И потом, что будет с договорами, которые были в свое время заключены между Москвой и регионами? Ведь на основе этих договоров построено очень многое и к ним чрезвычайно трепетно относятся в регионах, в частности у нас в Татарстане.

- Но раздавались заявления, что все эти договора неконституционны?

- Хорошо, тогда давайте строить взаимоотношения на основании законов. К чему, кстати, призывает и Президент. Но законы ведь надо написать, они должны от чего-то отталкиваться. Вот и давайте возьмем договора между субъектами Федерации и Центром и создадим законы, которые учитывали бы основные их положения. Потому что просто их перечеркнуть было бы неверно.

- И как, на ваш взгляд, здесь соблюсти интересы всех сторон?

- Думаю, что решение этих вопросов зависит от того, какой мы хотим видеть федеративную Россию. Я не люблю такое модное словечко-паразит "как бы", а вот сейчас его вынужденно употреблю. Убежден, что мы живем не в федеративном государстве, а как бы в федеративном. И боюсь, что строим мы тоже как бы федеративное государство. До сих пор не можем разобраться, чего же мы хотим. То ли мы хотим построить Россию, состоящую из однотипных, безликих, ослабленных и бесправных регионов, полностью подчиненных Центру. То ли из сильных, самобытных, сохраняющих свои особенности территорий. Лично я убежден, что тезис "сильные регионы - сильная Россия", безусловно, правилен.

Еще один больной вопрос связан с понятиями "симметричная" или "асимметричная" Россия? В принципе, наша страна никогда не была "симметричной". До революции в нее входили Польша и Финляндия со своими сеймами, Бухарское ханство и так далее. В сегодняшней же нашей Конституции заложено некоторое противоречие. С одной стороны, подчеркивается, что все субъекты полностью равноправны, с другой - фигурирует термин "республика (государство)". А как известно, государство имеет право обладать суверенитетом.

Когда был знаменитый "парад суверенитетов", многие с этим словом связывали чрезмерно широкие надежды. В словаре иностранных слов термин "суверенитет" трактуется как полная внутренняя и внешняя независимость государства. Однако сегодня всем понятно, что в чисто геополитическом смысле это нереально. Нет ни одного государства в мире, которое обладало бы суверенитетом в полном его значении. Все они ограничены международными договорами, конвенциями и так далее. И вполне естественно, что, скажем, суверенитет штата Техас и США - это разные вещи, точно так же, как и суверенитет России и Татарстана. Поэтому не надо бояться этого слова и не надо бояться того, что тот же Татарстан обладает ограниченным, строго в рамках Конституции, суверенитетом.

А между тем порой в Центре озвучиваются непродуманные предложения, которые болезненно воспринимаются в регионах.

- Например?

- Пожалуйста. Где-то полтора месяца назад в Государственной Думе были выдвинуты законопроекты о запрещении использования термина "президент" в национальных республиках и о назначении глав регионов. Оба законопроекта, к счастью, не прошли, но реакция, скажем, в Татарстане, особенно среди национал-радикалов, была весьма болезненной. Опять начались разговоры о посягательстве на наш суверенитет, об имперских замашках России. Все это подогревалось совершенно непродуманными высказываниями отдельных политиков.

- Был еще один скандальный законопроект о переводе татарского языка на латиницу. Помнится, даже три думских Комитета заявили, что он угрожает целостности России и национальной безопасности...

- Действительно, было и такое. Лично для меня этот вопрос абсолютно безболезнен. Кстати, это решение было принято по инициативе Всемирного конгресса татар. Из Думы была направлена депутатская комиссия, которая изучила этот вопрос. Депутаты обратили внимание на ряд серьезных проблем. В частности, из каких средств будет финансироваться проект и кто будет обучать этнических татар, проживающих вне республики? Но все равно я убежден, что этот вопрос в полной компетенции татарского народа.

- А вообще-то, есть ли в нашей стране национальная политика?

- Вы знаете, боюсь, что четкой национальной политики у нас последние десять лет не было и нет. И это в стране, которой нет аналогов в мире. Многонациональные государства есть, но нет государства, где были бы национальные республики. Поэтому перед нами постоянно стоит вопрос: как же нам строить отношения с регионами и свою национальную политику?

Давайте тогда возьмем зарубежный опыт. Вместе с парламентской делегацией я посетил Шотландию и провинцию Венеция в Италии. И там, и там мы столкнулись с процессом плановой, продуманной передачи полномочий Центра регионам. И ни в Венеции, ни в Шотландии не идет речи о выходе из состава государств.

Мы же, выстраивая вертикаль власти, боимся передать более широкие полномочия регионам, опасаясь, что это ослабит Россию. И в то же время несколько склоняемся в сторону унитаризма.

- В чем, на ваш взгляд, выражается последнее?

- Возьмем те же самые семь округов. С одной стороны, это облегчает управление из Центра. С другой - расплодилось столько федеральных чиновников, что они просто начинают подавлять местную власть. Причем появляются уже представители министерств по отраслям, которые дублируют региональные структуры. Мне кажется, что все это ведет к чрезмерной, неразумной централизации.

- Михаил Рафаилович, а почему именно в Татарстане и Башкортостане так болезненно реагируют на изменения взаимоотношений Центра и регионов?

- Я могу говорить только за Татарстан. Наверное, потому, что там более ярко выражено самосознание народа Татарстана. Подчеркиваю, именно народа, а не только татарской нации. Это мощная республика-донор, которая сумела менее болезненно, чем другие регионы России, войти в рынок.

- Но, с другой стороны, у нас 89 субъектов Федерации, из которых подавляющее большинство дотационных. Плюс ко всему, есть определенная несправедливость и в том, что национальные республики в бюджетной политике находятся в более выгодном положение нежели области.

- Я понял, о чем вы говорите. Президент в своем послании сказал, что нужно обратить внимание на слабые дотационные субъекты. Безусловно, их нужно подтягивать. Но ведь вопрос вот в чем: можно всех "осадить" до уровня слабых и тем самым сделать всех равными, а можно наоборот поднять их. Лично я против "причесывания всех под одну гребенку".

Беседовал Александр ШАРОВ. "Парламентская газета", N 72(0703), 18 апреля 2001 г.