Публикации > Просмотр публикации
Казань - второе, мусульманское сердце России
Дагестан и Татарстан - две многонациональные и многоконфессиональные республики в составе России. Между ними есть определенное сходство.
Долгое время официальная российская идеология и историческая наука строились на принципе формирования российской и славянской культуры и государственности на противостоянии "басурманам". Это объяснялось и объективными фактами формирования русского национального самосознания в процессе борьбы за независимость от Золотой Орды, и тем, что родственные славянские народы Европы находились долгое время под турецким игом. Именно поэтому, исходя из исторической памяти славянских народов, страны Запада, ведя политику жесткой экспансии на Восток, прикрывают теперь свои интересы мифом о конфликте цивилизаций. Умело используя память о давних исторических обидах и противостояниях, но умышленно замалчивая добрые традиции многовекового мирного совместного проживания, Запад делает грязную работу чужими руками, дробя в мелких конфликтах и обескровливая некогда сильные государства. Поэтому именно сейчас уместно сказать о том, что официальная мифология, направленная прежде всего на три державообразующих народа: великороссов, малороссов и белорусов - уже явно нуждается в существенной корректировке. Именно мусульманские народы России, вынужденные противостоять наступлению исламского радикального фундаментализма и экстремизма, стали опорой российской государственности в наше нелегкое время. Защищая себя и свою исламскую самобытность, они тем самым противостоят попыткам Запада расчленить Россию по югославскому сценарию. Однако вся история совместного проживания, развития и защиты от экспансий превратила Россию совсем не в тюрьму народов, на что любят ссылаться современные разрушители России, а в некую самодостаточную симбиозную цивилизацию, наилучшим образным выражением которой был и стал вновь двуглавый орел. Обращенность к Востоку и Западу, готовность к отражению опасности с Востока и запада и, вместе с тем, монолитность и двуединство. Поэтому осознание необходимости давать отпор любым попыткам разжигания межнациональной или межконфессиональной розни стало основой внутренней политики, проводимой руководителями обеих наших республик. Мусульманские народы России, самым крупным из которых является по численности татарский, становятся одной из составляющих станового хребта новой российской государственности. Характерно, что, пережив бум национальных суверенитетов, мусульманские народы России сделали выбор за дальнейшее нахождение в едином государстве и за светский образ жизни. И это также сближает наши республики, каждая из которых накопила свой уникальный и неповторимый опыт выживания в сложных условиях последнего десятилетия.
Татарстан одним из первых начал "глотать" суверенитета столько, сколько сможет, но эйфория от самостийности, закружившая голову в начале перестройки, прошла. Вместо нее пришло осознание большого количества проблем и новых геополитических вызовов, ответить на которые без тесной интеграции и сильного единого государства нельзя.
Как и в Дагестане, в Татарии под прикрытием бурного процесса национального пробуждения шел в эти годы процесс проникновения в ислам чуждых течений. Выехавшие на учебу юноши стали легкой добычей экстремистов. Особенно опасно для Татарстана было то, что население его состоит из менее 50 проц. татар, почти столько же русских и оставшиеся доли процентов делят между собой украинцы, белорусы, чуваши, удмурты и др., то есть религиозный раскол мог приобрести и этническую окраску. Но сейчас, наверное, уже можно говорить о том, что татары, как и дагестанцы, сторонники умеренного традиционного ислама при сохранении светского образа жизни. Это доказывает, что совместное развитие двух конфессий - Православия и Ислама - на территории России привело к выработке своеобразного иммунитета народов к религиозному экстремизму и национальной нетерпимости, при том, что в легкой форме и Дагестан, и Татарстан пережили эти явления.
Тем не менее, в Татарстане осознают, что попытки изменить ментальность наших народов не прекратились, и огромные средства на это продолжают поступать и с Запада и с Востока, поэтому совершенно необходимо, чтобы вопросы религиозной жизни и религиозного образования находились в сфере влияния и контроля государства и общества. Оставаясь сторонником светского развития республики, Минтимер Шаймиев настоял на открытии в Казани Российского Исламского университета. Религиозное образование строго отделено от светского, но у каждого есть выбор и возможность получить плюс к светскому и духовное образование, не выезжая за пределы республики. И это очень важно, потому что в республике строится большое количество мечетей, а людей, имеющих знания и право проводить богослужения, в них не хватало. Именно в этот образовавшийся вакуум и пытались хлынуть сторонники религиозного экстремизма. Ваххабитами была поставлена задача захватить как можно больше мечетей, медресе и других духовных учреждений с тем, чтобы быстро взять под контроль мусульманскую молодежь и вырастить ее не просто в иной ментальности, но и откровенно враждебной всему, что составляло святыни и культурное достояние старшего поколения татарского народа. Сейчас эта опасность уже осознана и делается все, чтобы не допустить перехода контроля за религиозным образованием и мечетями в руки фанатиков и экстремистов. Много споров вызывает решение Татарстана перейти с кириллицы на латинский алфавит. Обосновывается это по-разному, в том числе и тем, что с латиницей легче переходить на компьютерные программы. При этом татары осознанно готовы потерять огромный культурный пласт, созданный народом на кириллице. Это даже послужило поводом, чтобы упрекнуть правых в том, что это делается для того, чтобы полностью выбросить из истории и памяти народа советский период истории. Возможно, для части общества - для радикальных правых, а их позиции в Татарстане очень сильны, это является важным аргументом в пользу латиницы, но есть и более важная причина.
Как отмечает в своем недавнем интервью Минтимер Шаймиев, провозглашение суверенитета Татарстана имело большое политическое значение для объединения татарских диаспор, разбросанных по всему миру. Татары всего мира считают Казань своей столицей. Здесь издают учебники, готовят кадры для татарских школ. Из Казани вещает на татарском языке радиостанция на коротких волнах. В Казани проходят общетатарские фестивали, конкурсы, выставки и т.д. Отсюда расходятся видео - и аудиокассеты, газеты, художественная литература. Не случайно именно Татарстан активно поддерживает идею культурных автономий - современные средства коммуникации превращают культурную автономию в некую виртуальную государственность, и чем сильнее численность и экономический и политический потенциал диаспор в других государствах, тем, соответственно, больше веса и влияния обретает и виртуальная столица народа. Латиница сделает этот виртуальный мир более монолитным и позволит Казани взять на себя роль всемирного духовного лидера нации. Предвидя недоверие некоторых, хочется напомнить, что диалектика считает любой процесс двуединым, поэтому прежде чем с порога объявлять это утопией или тем более чем-то враждебным, стоит вдуматься в объективный процесс и подумать, что столица России - Москва, после ухода Киева в самостийное плавание, стала главным и единственным центром мирового Православия - как бы православным сердцем евразийской славянской цивилизации. Но двуединство этой цивилизации дает России уникальную силу, своего рода "допель-герц": на ее территории идет формирование центра традиционного ислама и татарской культуры. Казань исторически была центром российской исламской цивилизации, попытки же Ингушетии и Чечни перетянуть на себя инициативу и создать альтернативный центр на Северном Кавказе пока слишком политизированы.
Впрочем, формирование исламского центра и исламской российской иерархии -процесс сложный, и без учета интересов народов Северного Кавказа это невозможно. Голос Дагестана, ставшего геополитическим форпостом России на юге, имеет здесь достаточно значимый вес и авторитет. Поэтому диалог Махачкалы и Казани очень важен для всей России. Если геополитики на Западе мечтали создать огненную исламскую дугу на юге России, то в силах наших народов, совместно со всеми народами России, не допустить этого и обеспечить своим детям мирное и благополучное будущее под защитой мощного единого государства.
Учитывая огромную значимость внутренних интеграционных процессов между регионами России, можно сказать, что поездка высшего дагестанского руководства на инаугурацию татарского президента, вопреки некоторым прошлым разногласиям, означает еще и то, что процесс суверенизации и сепаратизма в России закончен, объективный вектор движения внутри государства -центростремительный, интеграционный.
К этому подталкивают нас и экономическая необходимость, и жесткие реалии современной геополитики.
Татарстан сделал очередной раз выбор в пользу своего первого президента - Минтимера Шариповича Шаймиева. Он переизбран президентом еще на один срок. На торжества по случаю инаугурации выезжал и Председатель Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедов. В поездке его сопровождал министр по делам национальностей, внешним связям и информации РД Магомедсалих Гусаев.
Дагестан и Татарстан - две многонациональные и многоконфессиональные республики в составе России. Между ними есть определенное сходство.
Долгое время официальная российская идеология и историческая наука строились на принципе формирования российской и славянской культуры и государственности на противостоянии "басурманам". Это объяснялось и объективными фактами формирования русского национального самосознания в процессе борьбы за независимость от Золотой Орды, и тем, что родственные славянские народы Европы находились долгое время под турецким игом. Именно поэтому, исходя из исторической памяти славянских народов, страны Запада, ведя политику жесткой экспансии на Восток, прикрывают теперь свои интересы мифом о конфликте цивилизаций. Умело используя память о давних исторических обидах и противостояниях, но умышленно замалчивая добрые традиции многовекового мирного совместного проживания, Запад делает грязную работу чужими руками, дробя в мелких конфликтах и обескровливая некогда сильные государства. Поэтому именно сейчас уместно сказать о том, что официальная мифология, направленная прежде всего на три державообразующих народа: великороссов, малороссов и белорусов - уже явно нуждается в существенной корректировке. Именно мусульманские народы России, вынужденные противостоять наступлению исламского радикального фундаментализма и экстремизма, стали опорой российской государственности в наше нелегкое время. Защищая себя и свою исламскую самобытность, они тем самым противостоят попыткам Запада расчленить Россию по югославскому сценарию. Однако вся история совместного проживания, развития и защиты от экспансий превратила Россию совсем не в тюрьму народов, на что любят ссылаться современные разрушители России, а в некую самодостаточную симбиозную цивилизацию, наилучшим образным выражением которой был и стал вновь двуглавый орел. Обращенность к Востоку и Западу, готовность к отражению опасности с Востока и запада и, вместе с тем, монолитность и двуединство. Поэтому осознание необходимости давать отпор любым попыткам разжигания межнациональной или межконфессиональной розни стало основой внутренней политики, проводимой руководителями обеих наших республик. Мусульманские народы России, самым крупным из которых является по численности татарский, становятся одной из составляющих станового хребта новой российской государственности. Характерно, что, пережив бум национальных суверенитетов, мусульманские народы России сделали выбор за дальнейшее нахождение в едином государстве и за светский образ жизни. И это также сближает наши республики, каждая из которых накопила свой уникальный и неповторимый опыт выживания в сложных условиях последнего десятилетия.
Татарстан одним из первых начал "глотать" суверенитета столько, сколько сможет, но эйфория от самостийности, закружившая голову в начале перестройки, прошла. Вместо нее пришло осознание большого количества проблем и новых геополитических вызовов, ответить на которые без тесной интеграции и сильного единого государства нельзя.
Как и в Дагестане, в Татарии под прикрытием бурного процесса национального пробуждения шел в эти годы процесс проникновения в ислам чуждых течений. Выехавшие на учебу юноши стали легкой добычей экстремистов. Особенно опасно для Татарстана было то, что население его состоит из менее 50 проц. татар, почти столько же русских и оставшиеся доли процентов делят между собой украинцы, белорусы, чуваши, удмурты и др., то есть религиозный раскол мог приобрести и этническую окраску. Но сейчас, наверное, уже можно говорить о том, что татары, как и дагестанцы, сторонники умеренного традиционного ислама при сохранении светского образа жизни. Это доказывает, что совместное развитие двух конфессий - Православия и Ислама - на территории России привело к выработке своеобразного иммунитета народов к религиозному экстремизму и национальной нетерпимости, при том, что в легкой форме и Дагестан, и Татарстан пережили эти явления.
Тем не менее, в Татарстане осознают, что попытки изменить ментальность наших народов не прекратились, и огромные средства на это продолжают поступать и с Запада и с Востока, поэтому совершенно необходимо, чтобы вопросы религиозной жизни и религиозного образования находились в сфере влияния и контроля государства и общества. Оставаясь сторонником светского развития республики, Минтимер Шаймиев настоял на открытии в Казани Российского Исламского университета. Религиозное образование строго отделено от светского, но у каждого есть выбор и возможность получить плюс к светскому и духовное образование, не выезжая за пределы республики. И это очень важно, потому что в республике строится большое количество мечетей, а людей, имеющих знания и право проводить богослужения, в них не хватало. Именно в этот образовавшийся вакуум и пытались хлынуть сторонники религиозного экстремизма. Ваххабитами была поставлена задача захватить как можно больше мечетей, медресе и других духовных учреждений с тем, чтобы быстро взять под контроль мусульманскую молодежь и вырастить ее не просто в иной ментальности, но и откровенно враждебной всему, что составляло святыни и культурное достояние старшего поколения татарского народа. Сейчас эта опасность уже осознана и делается все, чтобы не допустить перехода контроля за религиозным образованием и мечетями в руки фанатиков и экстремистов. Много споров вызывает решение Татарстана перейти с кириллицы на латинский алфавит. Обосновывается это по-разному, в том числе и тем, что с латиницей легче переходить на компьютерные программы. При этом татары осознанно готовы потерять огромный культурный пласт, созданный народом на кириллице. Это даже послужило поводом, чтобы упрекнуть правых в том, что это делается для того, чтобы полностью выбросить из истории и памяти народа советский период истории. Возможно, для части общества - для радикальных правых, а их позиции в Татарстане очень сильны, это является важным аргументом в пользу латиницы, но есть и более важная причина.
Как отмечает в своем недавнем интервью Минтимер Шаймиев, провозглашение суверенитета Татарстана имело большое политическое значение для объединения татарских диаспор, разбросанных по всему миру. Татары всего мира считают Казань своей столицей. Здесь издают учебники, готовят кадры для татарских школ. Из Казани вещает на татарском языке радиостанция на коротких волнах. В Казани проходят общетатарские фестивали, конкурсы, выставки и т.д. Отсюда расходятся видео - и аудиокассеты, газеты, художественная литература. Не случайно именно Татарстан активно поддерживает идею культурных автономий - современные средства коммуникации превращают культурную автономию в некую виртуальную государственность, и чем сильнее численность и экономический и политический потенциал диаспор в других государствах, тем, соответственно, больше веса и влияния обретает и виртуальная столица народа. Латиница сделает этот виртуальный мир более монолитным и позволит Казани взять на себя роль всемирного духовного лидера нации. Предвидя недоверие некоторых, хочется напомнить, что диалектика считает любой процесс двуединым, поэтому прежде чем с порога объявлять это утопией или тем более чем-то враждебным, стоит вдуматься в объективный процесс и подумать, что столица России - Москва, после ухода Киева в самостийное плавание, стала главным и единственным центром мирового Православия - как бы православным сердцем евразийской славянской цивилизации. Но двуединство этой цивилизации дает России уникальную силу, своего рода "допель-герц": на ее территории идет формирование центра традиционного ислама и татарской культуры. Казань исторически была центром российской исламской цивилизации, попытки же Ингушетии и Чечни перетянуть на себя инициативу и создать альтернативный центр на Северном Кавказе пока слишком политизированы.
Впрочем, формирование исламского центра и исламской российской иерархии -процесс сложный, и без учета интересов народов Северного Кавказа это невозможно. Голос Дагестана, ставшего геополитическим форпостом России на юге, имеет здесь достаточно значимый вес и авторитет. Поэтому диалог Махачкалы и Казани очень важен для всей России. Если геополитики на Западе мечтали создать огненную исламскую дугу на юге России, то в силах наших народов, совместно со всеми народами России, не допустить этого и обеспечить своим детям мирное и благополучное будущее под защитой мощного единого государства.
Учитывая огромную значимость внутренних интеграционных процессов между регионами России, можно сказать, что поездка высшего дагестанского руководства на инаугурацию татарского президента, вопреки некоторым прошлым разногласиям, означает еще и то, что процесс суверенизации и сепаратизма в России закончен, объективный вектор движения внутри государства -центростремительный, интеграционный.
К этому подталкивают нас и экономическая необходимость, и жесткие реалии современной геополитики.
Гурия Myрклинская, "Дагестанская правда", 23 апреля 2001 г.