Последний карнавал Виолетты

Последний карнавал Виолетты
Выпуск: за 19 2010 года
Рубрика: Культура
Автор: Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"
Когда-то Верди спросили: какую из своих опер он больше всего ценит? "Как профессионал я выше других моих сочинений ставлю "Риголетто", но как любитель отдаю предпочтение "Травиате". Историю трагической жизни Виолетты Валери представили на Шаляпинском фестивале в минувшую среду.

Не знаю, была ли красавицей Мария Дюплесси, ставшая прообразом и Маргариты Готье в "Даме с камелиями", и Виолетты Валери в "Травиате", но Женщиной она, безусловно, была. Ей был отпущен короткий век - всего 23 года, и за это время она смогла из безграмотной деревенской девчонки превратиться в одну из самых элегантных и желанных дам Парижа. И ее изящный особнячок, украшенный лепниной, на небольшой улочке Парижа, соединяющей церковь Мадлен и площадь Согласия, до сих пор стоит, намного пережив владелицу. И вечный памятник ей - сочинения Александра Дюма-сына и Джузеппе Верди.

Какой же театр может существовать без "Травиаты" в афише? Право, это был бы дурной тон. В Казани этот спектакль можно увидеть в репертуаре постоянно - глубокую, пронзительную, разрывающую сердце постановку Алексея Степанюка, где был один минус - нестильные костюмы, сменила более элегантная по изобразительному ряду и эстетская постановка канадского режиссера Жаннетт Астор, ее мы и видим на последних Шаляпинских фестивалях.

В фестивальной "Травиате" партию Виолетты с блеском исполнила пуэрториканка, служащая в Венской Фольксопере, Мельба Рамос. Ее партнерами стали Ахмет Агади из Мариинки (Альфред Жермон) и Юрий Нечаев из Большого театра (Жорж Жермон).

Красоту латинос Мельбы Рамос легко можно принять за французскую - смоляные волосы, огромные глаза, смуглое лицо. Француженки часто бываю такими. У певицы отнюдь не телосложение Дюймовочки, внешне ее трудно принять за чахоточную, но это единственная ложка дегтя, которую можно вылить.

Виолетта - Рамос страстна и настойчива. Ее дуэт с Жоржем Жермоном во втором акте - дуэль равных противников. Вряд ли бы Виолетта уступила, если бы Жермон-старший не вынул последний козырь: из-за романа брата с дамой полусвета страдает его младшая дочь. И Виолетта сдается. Жорж Жермон буквально вырывает у нее это решение.

Отношения Виолетты и Альфреда - пример любви-нежности. Ее недоверие в начале знакомства (ее просто любят - не покупают!), ее наивные глаза, цветок камелии, который она нервно вертит в руках. Альфред - это награда за годы ожидания истинной любви, которую посылает Господь Виолетте перед тем, как забрать ее. Все по-евангельски: она многое любила, и ей многое простится.

Она ушла из жизни во время веселого парижского карнавала, когда пестрел масками бульвар Капуцинов, трещали шутихи на Вандомской площади. Крупными хлопьями падал снег, создавая естестественую декорацию, и ей показалось на минуту, что она выздоравливает. Но это была иллюзия - дама с камелиями ушла легко, даже не заметив, что уходит, под веселую музыку, доносящуюся с балкона. Чарующая музыка Верди перестала звучать.

Фестивальную "Травиату" можно назвать удачным спектаклем по многим позициям. Во-первых, превосходные исполнители главных партий - романтичный, трепетный Ахмет Агади и сильная, женственная Мельба Рамос. Оба солиста - обладатели отличных голосов. Во-вторых, можно отметить хорошее звучание оркестра, которым в этот вечер дирижировала Алла Москаленко из Национальной оперы Украины.

Сегодня фестивальную программу завершает "Трубадур" Верди, впереди еще два гала-концерта, программа которых уже подверглась небольшому изменению: не приедет объявленный заранее маэстро Юрий Темирканов.
Яндекс цитирования Rambler's Top100