Публикации > Просмотр публикации
Приключения Ту-214 на пути в Ле Бурже

Стоило лететь в Париж, чтобы лишний раз убедиться: российский авиапром с огромным трудом удерживается на былых высотах

В минувшее воскресенье жители Парижа дружно потянулись в Ле Бурже: в столичном пригороде открылся традиционный Международный авиакосмический салон.

В подслеповатом серо-голубом небе с изящностью медведя резвился самый большой в мире дирижабль "Карголифтер". Его привезли немцы из Потсдама.

За дирижаблем дожидался своей очереди на демонстрационный полет французский истребитель "Мираж". Наш же новенький, с иголочки, пассажирский авиалайнер Ту-214 тешить посетителей выставки не собирался.

Он уже совершил свой первый международный авиаперелет из Москвы в Париж, а 21 июня за три дня до закрытия салона улетит в Москву.

Ту-214 торопится домой по вполне прозаической причине: с 1 июля у него начнутся регулярные рейсы по маршруту Хабаровск - Москва и обратно.

Экскурсию по авиалайнеру согласился провести главный конструктор самолета Юрий Воробьев. В Париж он и его команда прилетели прямо из Хабаровска: Ту-214 прописан там, в местной авиакомпании "Дальавиа". И прилетели они в Ле Бурже в общем-то не для демонстрации самолета парижанам, а скорее для того, чтобы в Москве поняли: отечественный магистральный авиалайнер, которому Совет безопасности обещал всемерную поддержку, построен, как знаменитые памятники деревянного зодчества в Кижах: там без единого гвоздя, а в Казани - без единого рубля из федерального бюджета.

На самолет Ту-214 сбросились президент Татарстана Шаймиев, губернатор Хабаровского края Ишаев и частная финансово-лизинговая компания (ФЛК). Они наскребли 1,2 миллиарда рублей - во столько обошелся весь проект, государство же "расщедрилось" всего на 11,5 миллиона рублей. Слезы, да и только! Вот почему на авиалайнере гордо красуется название "Дальавиа" (взяли самолет в лизинг на 9 лет), на кабине пилота - ФЛК, и где-то возле хвоста - российский триколор. Гендиректор "Дальавиа" Павел Севастьянов грустно признается: в отделке самолета использованы только отечественные материалы - от обшивки кресел до коврового покрытия салона. И объясняет: было не до жиру.

И вправду, входишь в салон самолета - и с ходу переносишься в забытую эпоху Ту-104. Все вокруг родное, все вокруг свое - и надписи на световых табло, и ручки в туалетных комнатах, и индивидуальные вентиляторы. Немаловажная деталь: кресла в экономклассе весьма удобные, коленки не упираются в подбородок. Стоить же удовольствие пролететь из Хабаровска в Москву будет не дороже, чем на нынешних Ту-154, - семь тысяч рублей.

Для обслуживания Ту-214 уже подготовлены 10 экипажей. Пилоты в один голос признают: после новой машины им совсем не улыбается возвращаться за руль Ту-154. Неизменной осталась скорость - 850 километров в час. Расскажи "Эйрбасу" или "Боингу", как почти на коленке без господдержки и кредитов строился наш новый авиалайнер - засмеют.

Французское правительство на днях предоставило - заметьте, не своему, а чужому концерну "МиГ" - кредит в 400 миллионов франков (около 55 миллионов долларов) для доведения до ума учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Кредит пойдет на закупку для него 15 двигателей у ведущего французского авиаконцерна "СНЕКМА". Французы далеко не филантропы - они вместе с "МиГом" доработают этот, по признанию специалистов, лучший учебный самолет, а потом заберут себе до 40 процентов прибыли от продаж (уже есть потенциальные покупатели из Греции и Индии - по 50 машин).

Но чем, скажите, хуже "СНЕКМА" наш туполевский концерн? Почему французский кабинет министров одобрил кредит?! А наше родное правительство смотрит на Ту-214 через губу: ни помощи, ни денег, ни сочувствия. Вот и понимай после этого как хочешь недавние громкие заявления премьер-министра о поддержке отечественного авиапрома.

Сергей ЗАВОРОТНЫЙ, Андрей ИЛЬИН, Газета "Трибуна", 19 июня 2001 г.