Публикации > Просмотр публикации
У Сорочьих Гор

Неподалеку от Казани, у так называемых Сорочьих Гор, вступает в завершающую фазу строительство грандиозного моста через реку Каму близ впадения ее в Волгу, равного которому нет на всей великой матушке-реке. С какими проблемами сталкиваются сейчас мостостроители и дорожники республики? Как их решить? Что зависит от Москвы, а что можно уладить на месте? Об этом - наш разговор с вице-премьером правительства Республики Татарстан, министром транспорта и дорожного хозяйства Владимиром Александровичем ШВЕЦОВЫМ.

Представляем собеседника

ШВЕЦОВ Владимир Александрович, 1955 года рождения. Окончил Казанский инженерно-строительный институт, учился по специальности "Автомобильные дороги". С 1977 года - мастер в тресте "Камдорстрой" (Набережные Челны), где прошел путь до генерального директора. С 1995 года - заместитель премьер-министра Республики Татарстан. Возглавляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Под его руководством находятся все строительные и эксплуатационные дорожные организации республики, в том числе возводящие мост через реку Каму у Сорочьих Гор.

I. Когда будем резать ленточку?

Выступая год назад на страницах вашего журнала, Президент РТ М. Шаймиев отмечал необходимость крепить деловые отношения республиканского дорожного фонда, государственной дорожной службы при кабинете министров Республики Татарстан и Государственной службы дорожного хозяйства РФ. Это тем более важно, что магистрали федерального значения (их у нас более одной тысячи километров) буквально пронизывают весь Татарстан, который по своему географическому положению можно сравнить с солнечным сплетением России.

К примеру, важнейшая федеральная автомагистраль Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа - это кратчайший путь, связывающий Москву с Уралом и Сибирью. Недавно введены новые участки на Ульяновск, подверглась капитальной реконструкции автодорога Набережные Челны - Альметьевск и далее до Бугульмы с выходом на Самару, Оренбург и Казахстан. Сейчас мы заняты развязками на трассе Казань - Пермь, которая известна исстари как Сибирский тракт.

Значение моста у Сорочьих Гор выходит далеко за пределы Татарстана, это одна из крупнейших строек всей современной России. Вот почему ей уделяет такое большое внимание Государственная служба дорожного хозяйства и ее руководитель Виталий Григорьевич Артюхов. В этом году Росавтодор выделил для нужд строительства у Сорочьих Гор 500 миллионов рублей, а на следующий год согласовывается сумма в пределах 850 миллионов рублей - с учетом ввода первой очереди в 2002 году при условии, что республике выделят такую же сумму на паритетных началах.

Стоит добавить, что строительство моста ведется под личным контролем Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Мы постоянно ощущаем, кроме того, внимание со стороны правительства РФ.

Представляем дорожную отрасль Республики Татарстан

По темпам дорожного строительства Татарстан опережает многие регионы. Если в 1991 году было введено 219 километров новых магистралей, то в 1995-м - 539,1999-м - 740, а в прошлом году - 701 километр.

Общая протяженность автодорог общего пользования в Республике Татарстан превышает 22 тысячи километров, из них более 12 тысяч с асфальтобетонным покрытием. Многие отмечают высокое качество дорожного строительства в республике. На отличном уровне выполнены объезды Казани и Елабуги, участки трасс на Альметьевск и Набережные Челны.

Сейчас усилия дорожников Республики Татарстан сосредоточены на окончании строительства грандиозного моста через реку Каму у с. Сорочьи Горы протяженностью 13,9 километра. Стоимость его около 449 миллионов рублей в базовых ценах 1991 года. Один из крупнейших переходов через реку Каму превышает по длине новый Саратовский (12,7 км) и достраивающийся Ульяновский (12 км) мосты. С пуском его автотранспорт, идущий с Южного Урала, Средней Азии, получит кратчайший выход на Москву и Нижний Новгород.

Сейчас в Росавтодоре и Минтрансе заканчивается формирование федеральной программы "Дороги России XXI века", в ней будут учтены пожелания, высказанные в том числе членами Совета Федерации и Государственной Думы, а также руководителями субъектов Федерации, законодательных собраний регионов. Эта программа должна вобрать в себя новые подходы к развитию национальной дорожной сети с учетом использования мирового опыта и лучших отечественных достижений.

Особенно ценно, что новая федеральная программа "Дороги России XXI века" формируется по принципу "от субъектов Российской Федерации", то есть исходя из реальной практики развития сети автомобильных дорог, в том числе в рамках совместных инвестиционных проектов центра и территорий. Мы намерены самым активным образом подключиться к реализации этой программы, органически "вписав" в нее дорожную программу Татарстана.

II. Чтобы обойтись без ремонтов

Конечно, содержание и строительство мостов и автомобильных дорог в республике сталкиваются с большими проблемами. Достаточно сказать, что из двадцати двух тысяч километров дорог Татарстана только двенадцать тысяч имеют твердое покрытие. К тому же эта сеть была рассчитана на меньшую интенсивность движения и нагрузки на ось. Сегодня оба эти показателя превышаются на некоторых дорогах в несколько раз. Вот почему для реализации республиканской Программы дорожного строительства, рассчитанной до 2010 года, нужны новые организационные подходы и технологии, к чему мы и стремимся.

В республике внедрено строительство автомобильных дорог с цементно-бетонным покрытием, применяется немецкий дорожный комплект фирмы "Виртген", что позволяет увеличить срок службы дорожного покрытия до двадцати и более лет без проведения капитальных ремонтов.

Приведу лишь несколько примеров, которые наглядно иллюстрируют этот процесс. Сейчас при возведении автотрасс федерального и территориального значения I - II технической категории применяются только широкозахватные асфальтоукладчики с автоматической системой слежения импортного производства.

Еще одна технологическая новинка - получение модифицированного дорожного битума из отходов нефтехимических заводов республики, Используются новые способы санаций трещин в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, а также высококачественная поверхностная обработка автомагистралей.

В республике освоено производство криволинейного бруса и дорожных знаков соответствующих стандартов.

В Татарстане в составе Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода строится завод по производству качественного неокисленного дорожного битума мощностью 400 тысяч тонн в год, который будет запущен в 2001 году, что позволит полностью обеспечить потребность республики и часть продукции реализовывать за ее пределами.

В ходе строительства нового моста через реку Каму применяются новейшие технологические решения, в частности при сооружении опор и технологии производства крупногабаритных блоков мостовых пролетов, сборке и окраске их в заводских условиях.

На предприятиях Татарстана уже освоено изготовление мостовых металлических конструкций весом до 120 тонн, что способствует уменьшению трудозатрат при сборке конструкций на строительной площадке и сокращению сроков строительства.

Виталий Артюхов, первый заместитель министра транспорта РФ

Взаимовыгодное партнерство с регионами, как я считаю, поможет усовершенствовать сложившуюся систему финансирования дорожных работ - эту задачу поставил перед нами Президент В. Путин. Система должна обеспечить развитие и содержание всех составных частей национальной дорожной сети - федеральной, территориальной и низовой. А значит, реализацию прав и ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Речь идет, в частности, об увязке межбюджетных отношений при целевом использовании "дорожных" средств. И тут при наличии любых споров требуется только одно - рациональный компромисс ради общей пользы. Потому что и центр, и регионы в равной степени заинтересованы в развитии общенациональной сети автотрасс России.

III. От Берлина до Токио

Минтранс и руководство Росавтодора ориентируют наших дорожников на активное подключение республики к созданию транзитных коридоров, и тут возможности у республики большие. Но чтобы обеспечить поставки "от двери до двери", надо создавать мощную транспортную инфраструктуру - обеспечить перевалку, страхование, охрану грузов, строить гостиницы, станции техобслуживания, профильные предприятия, мастерские и многое другое - и все это для того, чтобы грузы по пути следования, скажем от Токио до Берлина, могли выходить на сопредельные регионы, куда заказчик смог бы доставлять товары по наиболее короткому и выгодному маршруту.

Развитие транспортных коридоров за рубежом идет сейчас методом образования так называемых логистических центров для обработки, распределения и формирования грузов. Такие логистические центры располагаются, как правило, в местах пересечений различных транспортных потоков: воздушных, водных, железнодорожных и конечно же автодорожных.

По территории республики могут пройти два крупнейших в Евразии транспортных коридора, которые соединят Берлин и Токио, страны Северной Европы и Индии. Окончательное решение за правительством Российской Федерации. Но уже сейчас очевидно, что транснациональные коридоры Запад - Восток и Север - Юг выгодно прокладывать через уже существующие коммуникации, проходящие через республику или же примыкающие к ней.

Наша республика, как никакой другой регион, удобна по своему географическому положению для создания огромных унифицированных складских комплексов, которые только сейчас начинают создаваться в России. Один из них планируется у нас в районе Свияжска. С участием одной из крупных зарубежных фирм уже сделано обоснование для выбора площадки.

IV. Под авторитет президента

Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан

Нарезка семи федеральных округов, куда вошли по 10 -12 субъектов Федерации, конечно же заставляет по-новому взглянуть на проблемы взаимодействия центра и регионов, в том числе и в области коммуникаций. Стратегическая и оборонная роль автомобильных дорог, где наше отставание по сравнению с зарубежными странами слишком велико, приобретает в укрупненном масштабе еще большее политическое значение. Вот почему, я считаю, надо вместе с Москвой разумно и гибко искать пути внебюджетного финансирования дорожной отрасли, укреплять законодательство в этой сфере, сообща "тянуть" такие масштабные стройки, как, например, новый мост через реку Каму у с. Сорочьи Горы.

Отдельного разговора заслуживает финансирование дорожной программы республики. С тревогой восприняли наши дорожники упразднение Федерального дорожного фонда снижение ставки налога на пользователей автодорог с 2,5 до 1 процента. В результате если в прошлом году республиканский дорожный фонд собрал шесть миллиардов рублей итоговых поступлений, то в этом году может рассчитывать лишь на три с небольшим миллиарда рублей. Это вдвое меньше.

По соглашению Росавтодор обязался выделить в нынешнем году на нужды дорожного строительства республики 338 млн рублей. В республике будет продолжаться программа соединения дорогами с твердым покрытием всех центральных усадеб, сельхозпредприятий, которых насчитывается около 1200 (из них остаются не соединенными дорогами с твердым покрытием 300 хозяйств).

Из 3100 сельских населенных пунктов без подъездных дорог с твердым покрытием остается еще 1700, или 55 процентов от общего их количества. Из-за сокращения финансирования работу по проведению дорог для сельских населенных пунктов приходится растянуть на 10 лет и более, хотя мощности дорожных строителей республики позволили бы решить эту проблему в ближайшие 4-5 лет. (Видимо, еще долго придется страдать сельчанам от бездорожья.) Снизятся также темпы реконструкции и капитального ремонта автодорог республиканского значения, что может привести впоследствии к частичной потере автодорог ввиду недоремонта.

Мы уже ощущаем на себе последствия невыделения в 2001 году средств из Москвы на проведение капитального ремонта и реконструкцию дорог федерального значения. Это отложит программу прокладки транспортных коридоров на неопределенное время, что в конечном итоге приведет к потере инвестиционной привлекательности территории России в целом, серьезно скажется на общероссийской экономике.

И хотя из-за сокращения финансирования придется отказаться от планов закупки новой техники, будет продолжено строительство трассы, ведущей в Йошкар-Олу в объезд Зеленодольска, автомагистралей Шали - Сорочьи Горы, Казань - Пермь, Казань - Ульяновск и Казань - Уфа. Продолжим строить дороги местного значения и сооружать в каждом районе за год хотя бы по одному мосту. Главное - не останавливаться на достигнутом и даже в сложных условиях добиваться наибольшего эффекта из имеющихся ограниченных ресурсов.

Подготовил Леонид ЖМЫРЕВ, Журнал "Российская Федерация сегодня", N12, июнь 2001 г.