Публикации > Просмотр публикации
Нужна живучая машина

Начальник Чукотки заказал вертолет

Губернатор Чукотки Роман Абрамович заказал на Казанском вертолетном заводе "вертушку" Ми-8 MTB-lC c VIP-caлоном. Что это за машина и почему расчетливый бизнесмен и администратор, имеющий широкие возможности, остановил выбор на казанском заводе? Пояснения "Известиям" дал генеральный директор ОАО "Казанский вертолетный завод" Александр Лаврентьев.

На заводе считают: заказчик, намеревающийся эксплуатировать машину в суровых климатических условиях, должен в первую очередь учитывать ее надежность. О надежности казанских вертолетов позаботились еще в советские времена, когда география наших населенных пунктов была еще обширнее.

- Технические задания, которые вкладывались в наши вертолеты при их разработке, предусматривали безотказную работу на жаре до 50 градусов и на морозе до 60, - говорит Александр Лаврентьев, возглавляющий предприятие уже 17 лет и утверждавшийся на этой должности при Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС. - Я не поручусь, что зарубежные вертолеты так приспособлены к Северу.

Аварийность здешних машин, судя по статистике, очень невысока. Даже в боевых условиях, при значительных повреждениях, казанские вертолеты хорошо сохраняют "живучесть". Это не раз проверено в горячих точках планеты. Так, однажды в Колумбии в результате интенсивного обстрела у Ми-17 были пробиты лонжерон лопасти несущего винта, трубопровод гидросистемы, вал управления "шаг-газ", лобовое стекло, подвесные топливные баки... И все же вертолет благополучно вернулся на базу.

После надежности хочется поговорить о комфорте. Что такое салонный вариант Ми-8? Здесь дополнительная тепло- и звукоизоляция, виброгаситель, аудиовизуальный набор, система спутниковой связи, источник энергоснабжения на земле и даже буфетный отсек. Объем салона - 23 кубических метра - гораздо больше объема салонов аналогичных зарубежных вертолетов. На этих вертолетах летают многие президенты стран СНГ. Есть у завода заказ авиакомпании "Россия" на изготовление аналогичной машины для российского руководства. Скорее всего губернатор Абрамович уже летал с кем-то на казанском вертолете, и он ему понравился.

Немаловажный фактор - цена машины. Казанские вертолеты в два-три раза дешевле импортных. Успешно конкурируют казанцы по этой части и с отечественными производителями.

- В силу того, что вся авиационная промышленность расположена в европейской части России, комплектующие детали, сырье, материалы и даже электроэнергия нам обходятся дешевле, чем родственному заводу в Улан-Удэ, - поясняет генеральный директор. И тут можно добавить, что у завода 1200 российских поставщиков.

- На Чукотке вертолет - основное транспортное средство, и мы к этому относимся с пониманием, - говорит Александр Лаврентьев. - Имеющиеся там вертолеты простаивали из-за отсутствия запчастей, которые до избрания нового губернатора не на что было купить. И когда к нам приехали оттуда заказчики, мы даже немного подвинули очередь на изготовление лопастей и других дефицитных деталей

На заводе исходят из того, что вертолет нужен не лично губернатору Абрамовичу Он необходим для управления территорией. Поэтому срок изготовления определен минимальный - машина должна быть готова к 10 сентября.

Борис БРОНШТЕЙН, Газета "Известия", 5 июля 2001 г.