Публикации > Просмотр публикации
Вначале договорились, а сегодня удивились

Вчера в Кремле прошло первое заседание Комиссии по разграничению полномочий между центром и регионами под руководством заместителя главы президентской администрации Дмитрия Козака

На сегодняшний день это, пожалуй, одна из самых острых проблем в выстраивании вертикали власти. Попытка рабочей группы Госсовета, которую в свое время возглавлял президент Татарстана Минтимер Шаймиев, отрегулировать все спорные вопросы, судя по всему, не удалась. Разработанную концепцию решено было не выносить на обсуждение губернаторов, а детально еще проработать. Рабочая группа Госсовета целиком вошла в комиссию Дмитрия Козака.

Что не вызывает нынче споров, так это констатация факта: проблема разграничения полномочий перезрела и стала уже камнем преткновения в укреплении Федерации. Региональную элиту, к примеру, раздражает, что процесс приведения местного законодательства в соответствие с федеральным завершился. Но теперь никто не торопится привести федеральные законы в соответствие с Конституцией. Особенно в той части, где они вторгаются в компетенцию субъектов Федерации. И на словах по крайней мере все главы регионов единодушны - нужно четко определить, какие полномочия однозначно относятся к центру, а какие к субъектам. И как можно меньше оставить предметов совместного ведения.

А вот в остальном интересы глав регионов разбегаются. Уже накануне заседания комиссии в прессе разгорелись споры: нужны ли двусторонние договоры между центром и субъектами Федерации или их надо отменить. Ряд губернаторов Приволжского федерального округа даже обратились к Президенту России с просьбой аннулировать договоры. По их мнению, в условиях прямого действия Конституции и федеральных законов двусторонние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий утратили "регулятивное значение". Вологодский губернатор Вячеслав Позгалев высказался еще радикальнее. Он считает, что такие договоры привели к разбалансированию отношений между субъектами, стали разваливать Россию. Складывается впечатление, что это почти межгосударственные документы. Председатель Ростовского Законодательного собрания Александр Попов и вовсе заявил: "Договорная система - система привилегий".

Иной взгляд на проблему двусторонних договоров у президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Он со свойственной ему мудростью рассуждает так: "Каждый регион судьбу своего договора решает сам. Для Татарстана же двусторонний договор является вторым после Конституции судьбоносным документом". А следовательно, такой договор для его республики надолго. Ибо эта форма, по словам Шаймиева, еще себя не изжила. Такую точку зрения разделяют и другие лидеры национальных республик. Особенно те, кто в свое время взял суверенитета столько, сколько хотел. Скорее всего, они настоят на том, чтобы комиссия Дмитрия Козака сперва занялась правовым разграничением полномочий между центром и регионами, а не пересмотром договоров.

Ставят лидеры национальных республик и проблему своего приоритетного статуса по сравнению с другими субъектами Федерации. По их мнению, сегодня интересы национальных образований никак не представлены в государственных институтах.

У председателя Комиссии по разграничению полномочий позиция мягкая, но бескомпромиссная. Дмитрий Козак допускает возможность "индивидуальных отношений" с некоторыми из субъектов Федерации. Однако считает, что в отношении с регионами центр будет отдавать приоритет Конституции и федеральному законодательству. Правда, чтобы заполнить "брешь" разграничения полномочий, комиссии предстоит разработать, как считает член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов, около 40 законов. Так что комиссия своим первым заседанием сделала только первый шаг на пути решения проблемы разделения полномочий.

Александр Шинкин, "Российская Газета", N 135, 18 июля 2001 г.