Публикации > Просмотр публикации
"Взяв курс на Россию, мы пили водку ведрами..."

У семерых казанских летчиков 16 августа - день рождения. Пять лет назад в этот день им удалось на самолете сбежать из талибского плена

Это готовый сюжет для Голливуда. То, что совершили российские летчики пять лет назад, до них не делал никто. И - можно быть спокойным - никогда не сделает. Подвиги - вообще товар штучный, особенно когда риск тянет на сто процентов, а шансы на спасение - на точке замерзания... "Комсомолка" много писала о казанском экипаже, просидевшем в плену у талибов год и 13 дней. Дипломаты и спецслужбы уже сложили ручки, потеряв шансы на спасение соотечественников, когда мир потрясла сенсация. Наши летчики сумели самостоятельно вырваться из враждебной страны на арестованном самолете, находясь под круглосуточным присмотром вооруженной охраны...

С чего начинать разговор, сомнений не было:

- С наступающим днем рождения!

В их паспортах про 16 августа ничего не сказано, но это и есть теперь для них самая памятная дата. С тем лишь отличием, что свое рождение еще никому не удавалось спланировать и разыграть как по нотам.

- Встречаемся с вами только потому, что вы - "Комсомолка"! Прошло пять лет, но кандагарские пленники помнят всех, кто не забыл их в талибской тюрьме.

Действующие лица - Будем ли мы как-то специально отмечать эту дату? Зачем? Мы же и так каждый день видим друг друга, - говорит инженер Сергей Бутузов. Шестеро из семерки по-прежнему работают в той же авиакомпании. "Откололся" только командир легендарного экипажа Владимир Шарпатов, который работает у себя на родине, в Тюмени. За пять лет, прошедших после побега, мы специально по этому поводу ни разу не собирались. Но когда случилась беда, у меня умерла теща, мы с женой собрали самых близких, самых родных, самых надежных и проверенных людей, людей, с которыми можно пережить любое горе. Только потом мы с женой сообразили, что собрали свой "кандагарский" экипаж - ребят с их женами. Когда все хорошо, вроде и нет необходимости видеться, а в беде почему-то на ум приходят имена ребят, с которыми бежали из Кандагара...

Но по какому бы поводу ни собирались "кандагарцы", они обязательно вырулят на тему плена и побега. Сколько бы раз они себе это ни запрещали, все равно скажут: "А помнишь?.."

...Как Петрович (Виктор Петрович Рязанов, инженер. - Р. А.) по тысяче раз с одним и тем же неиссякаемым энтузиазмом травил нам одни и те же анекдоты и байки из своей далекой студенческой жизни. И ведь слушали... Как дети, просящие рассказать сказку, которую знают наизусть.

...А "здоровский" борщ? Штурман Саша Здор, украинец, был признанным корифеем на кухне. Еду готовили по очереди, и "украинский день" был одним из любимых. Особенно после афганской кухни - с неопознаваемыми зелеными побегами, сваренными в омерзительном жиру...

...Радист Вшивцев - джентльмен. Практически английский лорд. Это он организовал уроки английского. Гонял мужиков по инглишу так, что талибы по сравнению с требовательным "преподом английского" казались божьими коровками.

...С Газинуром Хайруллиным, вторым пилотом, связана спортивная тема. Без устали таскал бесформенные железяки типа гантели, благодаря чему в Казань вернулся не только Героем России (звание присвоили ему и командиру, остальных отметили орденами Мужества), но и потрясным красавцем с образцовым торсом.

...Воспоминания внутреннего пользования, не для печати: а помнишь, как подрались Шарпатов с Бутузовым (имена вставляй любые - за год чего только не было!).

...Шашки, в которых вместо фигур на доске выставляются боевые патроны.

...Как бортинженер Асхат Аббязов первым пошел без оружия на автомат... Вот и дошли до главного.

Как это было ...Чтобы поминутно восстановить события 16 августа 1996 года, никому из семерых не нужно заглядывать ни в дневники, ни в бортовой журнал.

- Сегодня? Сегодня! - передавали друг другу летчики, попавшие на борт родненького "Ила". Они уболтали необразованных талибов, что Ил-62 - шикарный, дорогой трофей. Чтобы он не пропал, нужно время от времени проводить профилактику. Три раза россияне уже оказывались на борту, но не в полном составе, поэтому бежать не пытались. Арифметика была проста: либо все, либо никто.

- Чтобы досконально проверить самолет, нужен весь экипаж на борту.

Талибы купились. Стояла жуткая жара, а пленники все ковырялись и ковырялись в машине. Трое охранников не выдержали - ушли в тень попить чайку. Остались трое, у двоих автоматы.

- Заводимся... Проверим двигатель.

Разморенные жарой афганцы подвоха не учуяли. Слишком это большая наглость - бежать с вооруженной охраной противника на борту, да еще под прицелами готовых к взлету истребителей!

То, что "русские" пошли на этот смертельный во всех смыслах номер, талибы поняли слишком поздно. Бросились самолету-беглецу наперерез, но не успели. Командир Шарпатов резко взмыл вверх - сделал "горку", и все, кто был в салоне, попадали. Только афганцы просто тупо рухнули дровами, а наши уже навалились на них. Охранники пришли в себя уже пленниками - обезоруженными и связанными.

- У нас даже вся злость ушла от радости, что летим!

После всего ошалевшие от неожиданной удачи россияне-победители даже покурили с побежденными талибами. Картинка была умилительная: сидят на корточках, по одной сигарете на двоих, затянулся сам, следующую затяжку - связанному талибу. Курили молча, каждый о своем.

Полет длился 1 час 50 минут. Чтобы не засекли враги, приходилось идти на максимально низкой высоте - метров 50 - 70. Вмазаться в барханы могли только так...

- Поняли, что все позади, только в Абу-Даби, когда пересаживались в эмчеэсовский самолет. Когда вырвались за границу Афгана, облегчения еще не почувствовали - пакистанцы могли нас "снять", они с талибами были в дружбе. На земле Эмиратов тоже не больно-то расслабишься, могли задержать и вернуть в Афганистан. А вот когда взяли курс на Россию... На борту водку пили, как воду. Пили и не пьянели. Остановил нас только тогдашний вице-премьер Виталий Игнатенко. Накачаетесь сейчас - а вас представительная делегация встречает, журналисты... Дозвонились домой Вите Рязанову: "Жены! Мы живы, у нас все хорошо. Скоро будем дома!"

- 16 августа мы каждый год идем в церковь, ставим свечку Николаю Угоднику, - говорит жена Рязанова. - Я молилась всем святым, но знаю, что помог именно он. Перед самым побегом он на меня так смотрел с иконы - насквозь взглядом пронизывал. Как будто испытывал. Видел не только меня, все семь измученных ожиданием жен и 11 детей - тоже героический экипаж.

- Я люблю в этот день побыть один, побродить, - говорит Газинур Хайруллин.

А командир Шарпатов собирает большое застолье. Многие думают, что 16 августа - его день рождения. Он никого не переубеждает. "Так ведь так и есть". А в этом году есть еще и дополнительный повод - как раз в эти дни в первый самостоятельный полет отправился один из сыновей. Второй на подходе, он тоже летчик.

Римма АХМИРОВА, "Комсомольская правда" , 17 августа 2001 г.