Публикации > Просмотр публикации
"Совместная работа не есть диктатура"
Нынешним летом президент Татарстана Минтимер Шаймиев издал указ "О меpax no совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан". "Российская газета" уже публиковала мнение об этом документе (см. "Вперед в прошлое?" "РГ" oт 24.08.01), Сегодня мы предоставляем слово руководителю аппарата президента Татарстана Экзаму ГУБАЙДУЛЛИНУ.
Суть данного указа - свести органы исполнительной ветви власти республики в единую систему, чтобы они работали согласованно и скоординировано, чтобы каждый руководитель знал, за что и перед кем он отвечает.
У кого-то при этом может возникнуть вопрос, а что, до сего времени исполнительная власть в Татарстане работала бессистемно? Разумеется, система была. В каждой районной, городской администрации были отраслевые отделы (управления): образования, здравоохранения, социальной защиты, сельского хозяйства, по вопросам промышленного развития и т.д. Они координировали свою деятельность с республиканскими министерствами и ведомствами. Например, отдел (управление) образования местной администрации осуществлял непосредственное руководство школами, профессиональными и иными учебными заведениями на территории соответствующего района. Аналогичная ситуация существовала и в других сферах управления. Но в то же время отделы и управления администраций существовали как бы автономно от соответствующих республиканских министерств и ведомств, что создавало существенные трудности при осуществлении государственного управления в различных сферах жизнедеятельности республики. А иногда порождало несогласованность действий и приводило к отрицательным последствиям. От этого страдало население, конкретное дело.
Согласно указу, отраслевые отделы и управления местных администраций трансформировались в территориальные органы республиканских министерств. При этом они сохранили и подчинение "по горизонтали", то есть остались подконтрольны главам местных администраций, входят в схему управления районов и городов. Кроме того, руководители территориальных органов государственного управления будут назначаться на должность по представлению глав администраций.
Такое "двойное подчинение" должно послужить повышению ответственности данных органов за результаты своей работы. Вышестоящее министерство будет контролировать выполнение специфических функций (развитие экономики, образования, здравоохранения). А главы администраций - обеспечивать органическое вхождение этих органов со всеми выполняемыми ими функциями в единую систему жизнеобеспечения района (города). В данном случае обеспечивается комплексный подход, когда все отрасли экономики и социальной сферы развиваются гармонично и взаимосвязано.
Данная схема управления была предметом детального обсуждения с главами местных администраций. Были сомнения, что она урезает полномочия глав администраций, но после долгих дискуссий все убедились, - указ не изменяет задачи, полномочия и функции местных администраций.
Сейчас уже идет процесс формирования территориальных органов республиканских министерств. Утверждены положения о них, налаживается механизм взаимодействия этих органов с местными администрациями, решаются кадровые вопросы. Основной костяк территориальных органов будут составлять специалисты соответствующих отраслевых отделов местных администраций, которые уже поработали в своих отраслях, знают все проблемы изнутри. Уже почти завершено согласование и назначение руководителей территориальных органов соответствующих министерств. Вносят соответствующие изменения в свою структуру, чтобы исключить дублирование функций структурных подразделений и местные администрации.
Полагаем, что намеченные нами меры послужат повышению "коэффициента полезного действия" государственного управления в республике.
Нынешним летом президент Татарстана Минтимер Шаймиев издал указ "О меpax no совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан". "Российская газета" уже публиковала мнение об этом документе (см. "Вперед в прошлое?" "РГ" oт 24.08.01), Сегодня мы предоставляем слово руководителю аппарата президента Татарстана Экзаму ГУБАЙДУЛЛИНУ.
Суть данного указа - свести органы исполнительной ветви власти республики в единую систему, чтобы они работали согласованно и скоординировано, чтобы каждый руководитель знал, за что и перед кем он отвечает.
У кого-то при этом может возникнуть вопрос, а что, до сего времени исполнительная власть в Татарстане работала бессистемно? Разумеется, система была. В каждой районной, городской администрации были отраслевые отделы (управления): образования, здравоохранения, социальной защиты, сельского хозяйства, по вопросам промышленного развития и т.д. Они координировали свою деятельность с республиканскими министерствами и ведомствами. Например, отдел (управление) образования местной администрации осуществлял непосредственное руководство школами, профессиональными и иными учебными заведениями на территории соответствующего района. Аналогичная ситуация существовала и в других сферах управления. Но в то же время отделы и управления администраций существовали как бы автономно от соответствующих республиканских министерств и ведомств, что создавало существенные трудности при осуществлении государственного управления в различных сферах жизнедеятельности республики. А иногда порождало несогласованность действий и приводило к отрицательным последствиям. От этого страдало население, конкретное дело.
Согласно указу, отраслевые отделы и управления местных администраций трансформировались в территориальные органы республиканских министерств. При этом они сохранили и подчинение "по горизонтали", то есть остались подконтрольны главам местных администраций, входят в схему управления районов и городов. Кроме того, руководители территориальных органов государственного управления будут назначаться на должность по представлению глав администраций.
Такое "двойное подчинение" должно послужить повышению ответственности данных органов за результаты своей работы. Вышестоящее министерство будет контролировать выполнение специфических функций (развитие экономики, образования, здравоохранения). А главы администраций - обеспечивать органическое вхождение этих органов со всеми выполняемыми ими функциями в единую систему жизнеобеспечения района (города). В данном случае обеспечивается комплексный подход, когда все отрасли экономики и социальной сферы развиваются гармонично и взаимосвязано.
Данная схема управления была предметом детального обсуждения с главами местных администраций. Были сомнения, что она урезает полномочия глав администраций, но после долгих дискуссий все убедились, - указ не изменяет задачи, полномочия и функции местных администраций.
Сейчас уже идет процесс формирования территориальных органов республиканских министерств. Утверждены положения о них, налаживается механизм взаимодействия этих органов с местными администрациями, решаются кадровые вопросы. Основной костяк территориальных органов будут составлять специалисты соответствующих отраслевых отделов местных администраций, которые уже поработали в своих отраслях, знают все проблемы изнутри. Уже почти завершено согласование и назначение руководителей территориальных органов соответствующих министерств. Вносят соответствующие изменения в свою структуру, чтобы исключить дублирование функций структурных подразделений и местные администрации.
Полагаем, что намеченные нами меры послужат повышению "коэффициента полезного действия" государственного управления в республике.
"Российская газета", 28 августа 2001 г.