Публикации > Просмотр публикации
Знатная землячка

Софию Губайдулину встретили на родине

Из Казани София Губайдулина уехала почти полвека назад, из Москвы - в начале девяностых. В обоих городах ей жилось не очень счастливо. Гораздо лучше - сейчас, в деревеньке под Гамбургом. Тем не менее именно Казань и Москва сделали Губайдулину тем, кем она является сегодня, - композитором, входящим в мировую музыкальную элиту

Полутатарка-полурусская, православная, выросшая среди колоколен и минаретов, по-женски мистериальная, пережившая давление советской власти, смешавшая в своей музыке разные стили и конфессии, Губайдулина очень хорошо пришлась ко двору на Западе. Она - один из самых исполняемых композиторов. Она, конечно, никакой не авангардист, а вполне доступный рядовому западному слушателю автор. Под ее эмоциональную и наглядную музыку танцуют эвритмисты и рисуют дети. Ее сочинения идеально подходят для всяких духоподъемных торжеств - таких, например, как недавняя 250-летняя годовщина смерти Баха. Написанные по этому случаю монументальные "Страсти по Иоанну" в фирменном исполнении Валерия Гергиева практически стали хитом. Штутгарт, Берлин, Петербург, Париж, позавчера Казань, вчера Москва - таков победный маршрут оратории.

В среду Губайдулиной исполняется семьдесят лет, и праздновать это будут в концертном зале храма Христа Спасителя. Свой возраст композитор не скрывает. Так и говорит: мне семьдесят. Она легка, подвижна, дружелюбна, привычна к комплиментам и сама мастер их очень элегантно и искренне говорить.

В Казани, куда Губайдулина приехала на трехдневный фестиваль собственной музыки, ей это умение пригодилось. Знатную землячку встречали со всеми положенными по такому случаю трогательными подробностями. Ей напомнили, что сама она училась в местной консерватории без единой четверки и была сталинской стипендиаткой, что ее отец - по специальности геодезист - много сделал для Казани. Главный редактор местного женского журнала надела ей на руку серебряный браслет, президент Шаймиев накинул на плечи пуховую шаль, строители, реставрировавшие ее дом, презентовали символическую находку - старинный ключ от давно несуществующей двери. Теперь в доме, на одном из этажей которого когда-то жила семья Губайдулиных, - евроремонт. Сама хозяйка дом признала и дала согласие на организацию в нем Центра современной музыки - первого в стране.

Сценарий казанских торжеств был не нов - примерно по той же схеме чествовали несколько лет назад семидесятилетнего же Ростроповича в его родном Баку. Только там было больше помпы и меньше музыки. Здесь музыкальная и музыковедческая части (на "Чтения" по творчеству Губайдулиной были выписаны из Москвы два главных специалиста - Валентина Холопова и Валерия Ценова) значительно перевешивали все остальное. Кульминационный аккорд фестиваля с великолепным Гергиевым и громадным питерским коллективом исполнителей - совершенно правильный ход, демонстрирующий сегодняшний статус Губайдулиной. И хоть стоячая овация после двухчасовых "Страстей" вовсе не означала, что музыка Губайдулиной отныне в Казани будет звучать так же часто, как в Германии, то, что землячку теперь уважают не только за ее далекую сталинскую стипендию, - это точно.

Екатерина БИРЮКОВА, Казань – Москва, "Известия", N197, 24 октября 2001 г.