Публикации > Просмотр публикации
Остров незабвения

Уникальные фрески XVI века погибают в православном храме неподалеку от Казани

Часть суши, со всех сторон омываемая водами Волги и Свияги, - вот все, что осталось от уездного города Казанской губернии Свияжска, где когда-то проживали 87 тыс. русских и 38 тыс. татар. Город был расположен на реке Свияге, сообщает Малый энциклопедический словарь Врокгауза и Ефрона 1909 года издания, "недалеко от впадения в Волгу, на высоком холме". Этот холм и облюбовал русский царь Иван Васильевич, когда задумал свой поход в 1552 году на Казань. Сохранилась деревянная церковь, срубленная по приказу царя Ивана Грозного в угличских лесах и сплавленная сюда по воде. Не один кирпичный храм, порушенный лихолетьем, лежит здесь в развалинах. А что деревянное чудо, сработанное мастерами в одну ночь, стоит форпостом православия в мусульманском Поволжье - как замысливал ее, Троицкую церковь, московский царь, когда молился здесь перед тем, как поднять свое войско на Казань.

Века благовестили о победе Ивана Грозного церковные колокола поднявшегося здесь, города Свияжска. И no сей день напоминают о ней колокола уцелевших храмов. Может быть, именно в этом причина бед острова Свияжска, где тихо погибают памятники русского зодчества XVI-ХVIIвеков?

Появилась было надежда на возрождение, когда началась перестройка, но последовавшие следом за этим бурные события в республике не оставили от нее и следа. Сходит на нет возмущение уставшей демократической общественности. Не сдаются только научные сотрудники музея да православная церковь. Три года назад мужской Богородический монастырь на острове был передан казанской епархии, у которой нет средств, чтобы спасти храмы от разрушения. Архиепископ Казанский Анастасий обратился к президенту Шаймиеву с просьбой вынести па федеральный уровень проблему уникального памятника древнерусской живописи ХVI века: погибает единственный дошедший до нашего времени ансамбль фресок эпохи Ивана Грозного, ориентировочно датируемый 1561 годом.

Аналогов фрескам Успенского собора нет, "что ставит это оригинальное творение в ряд раритетов древнерусского искусства", считает старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Вера Немтинова.

Если встать в центре собора и, медленно, следом за солнцем поворачиваясь, созерцать ярус за ярусом стенопись храма, то "сразу же и возблагодаришь Господа за то, что сподобил узреть такую красоту", - просвещал меня священнослужитель Филарет. Всего ярусов девять. Простое перечисление некоторых фресок - "Искушение змием", "Изгнание из рая", "Новозаветная Троица", "Слово Божие", "Успение Пресвятой Богородицы", "Не рыдай мене, мати...", "Великий вход", "Шествие праведников в рай", "Сон Иосифа", "Видение Исайи", "Явление ангела Симеону" - дает представление о росписи.

Есть предположение, что в фигурных арках написаны изображения Иоанна Грозного и митрополита Макария. "Если это верно, - считает Вера Немтинова, - то это единственное (!) дошедшее до наших дней фресковое изображение молодого Иоанна Грозного периода 60-х годов XVI веха".

В галерее святых мучеников обращает на себя внимание мученик Христофор, изображенный неизвестным автором в образе воина с лошадиной головой. На средневековом Западе Христофор считался избавителем от эпидемии. Когда на Русь нападал мор, православные спешили строить церкви, связанные с именем апостола Христова - Христофора. Фреска Успенского собора свидетельствует о "моровой язве", свирепствовавшей во граде Свияжске в 1552 году.

Уникальность и оригинальность - эти определения относятся к 1080 квадратным метрам фресок, сохранившимся внутри храма. Несколько небольших фрагментов стенописи сохранились и на внешнем стороне храма. За прошедшие четыре с половиной столетия время успело унести многое. Но и оставшееся потрясает. "Успенские фрески - это ностальгия по красоте рублевского времени, - утверждает Вера Немтинова. - Ясность замысла и простота художественных средств, радостный настрой живописного языка, гармоничное равновесие созерцательности и чувства".

Сумма, которая требуется на реставрацию только дренажной системы и фундамента Успенского собора Свияжского мужского Богороднческого монастыря, превышает бюджет острова Свияжска в сотни раз. И архиепископ Анастасий говорил об этой проблеме с президентом Шаймиевым совсем не случайно, а памятуя, что история Свияжска кровно связана с историей Казани, которая готовится праздновать свое 1000-летие. Казалось бы, нет истории Казанского кремля без Свияжских храмов. Казанский кремль объявлен памятником ЮНЕСКО, комиссию по празднованию 1000-летия Казани возглавил президент России Владимир Путин, но в перечне памятников на реставрацию в рамках предстоящего юбилея ни слова о памятниках древнерусского зодчества, погибающих на острове Свияжск.

Правда, мэр Казани Камиль Исхаков сейчас задумал взять остров под патронаж Казани. Да, последние слова, сказанные мне наместником Богородического монастыря на острове Свияжск отцом Кириллом, согревают надеждой.

Говорили о том. что земля свияжская усыпана костями невинно убиенных во время коммунистического террора. Вспомнили, как хоронили пациентов Свияжской психиатрической больницы, которая в советское время располагалась в мужском монастыре. Трупы сбрасывали с телеги, потом железными крюками волоком тащили в гору и сбрасывали в яму.

-- Этим летом искали воду, копали траншею и сразу же наткнулись на захоронение, - рассказывал наместник. - На глубине одного метра, без всяких гробов около тридцати останков с характерным пулевым отверстием в затылочной части черепа. Есть предположение, что это расстрелянные монашки. Молодые, до тридцати лет. Где ни копни - страшные находки. Эта земля освящена и кровью мучеников, и кровью невинных людей... И такие места Богом никогда забыты не бывают.

Вера Постнова, "Независимая Газета", 17 ноября 2001 г.