Публикации > Просмотр публикации
Хроника "пьяного" рейса

Инцидент на борту Як-40 Казань - Бугульма спровоцировали "веселые" пассажиры

6 декабря мы опубликовали письмо некоего Максима Дайвера "Стюардесса предложила пассажирам: "Поблагодарите экипаж, что сумели приземлить самолет в таком виде". Сильные вещи рассказывал автор: будто бы командир экипажа Як-40, летевшего 3 декабря по маршруту Казань - Бугульма, будучи в стельку пьяным, отошел от штурвала и прикорнул в пассажирском салоне.

Что же на самом деле произошло в "пьяном" самолете? Наш корреспондент отправился в Бугульму...

- Смотрите, что творится! - мужичок на первом сиденье рейса Москва - Бугульма с удовольствием развернул "Комсомолку", и уже через пять минут половина пассажиров была в курсе нашей заметки. Но паники, слава Богу, не возникло.

Наш рейс встречали солидно - все руководство "Бугульминского авиапредприятия", местные телевизионщики и газетчики. Я, было, подумала, что после 3 декабря в Бугульме так бурно радуются каждому "долету". Оказалось, встречают меня - со свернутой в трубочку газеткой в руках...

Бугульминские авиаторы оказались людьми по-военному конкретными, гонять газетой по аэродрому меня не стали. Даже согласились, что первым делом пусть все расскажут пассажиры. Все будет зависеть от их "показаний". Ну а летчики? А летчики - потом.

Пассажиров "веселого" рейса было 28: 16 мужчин, десять женщин и двое детей двух и шести лет. Два директора крупных предприятий, главный бухгалтер, депутат, пенсионеры, бурильщики...

- Первое, на что я обратила внимание, - в салоне стоял сильный запах перегара, - вспоминает главный бухгалтер строительной фирмы Надежда Колясева. - Я села в первом ряду - меня слегка подташнивало после больницы. В кабине еще до взлета сидели абсолютно трезвые летчики. Как и положено, двое. Я не первый раз летаю этим рейсом, поэтому их знаю. Пьяными были как раз несколько пассажиров. Один из них поднял шум, когда в кабину к летчикам зашел мужчина в летной форме. Этот пассажир сам, по-моему, был выпимши и какой-то взвинченный. Он стал выступать, что не полетит, потому что в кабине находится нетрезвый человек. Часть пассажиров подхватила. Но после того как этот третий занял место в салоне, все успокоились. Я сразу поняла, что тот, кто заходил к летчикам, - сам тоже летчик, но в этот раз летел пассажиром. Поэтому никакого волнения я лично не испытывала...

- Люди стали возмущаться, - вспоминает пенсионерка Нина Болотская. - Кто говорил про угрозу терроризма, кто - что самолеты падают. Некоторые, видимо, приняли третьего летчика за члена экипажа и испугались, что он поведет самолет в нетрезвом виде...

- Нормально долетели, летчики вышли из кабины, мы их поблагодарили за полет. Никто из них не шатался, никаких признаков опьянения я не заметил, - рассказал пассажир Камиль Старков.

- Рейс Казань - Бугульма считается у нас легким, - рассказывает бортпроводница прославившегося экипажа Татьяна Борисенко. - Но этот рейс был совсем другим. Все началось с нетрезвого молодого человека. Он увидел, как в кабину пилотов зашел Николай Музоваткин, который 20 лет проработал в нашей авиакомпании и полгода как перешел в другую - на VIP-перевозки. Всех нас он хорошо знает, поэтому и зашел поздороваться. Пассажиры восприняли это нервозно. Да и пьян Музоваткин, по-моему, не был: он всегда веселый, говорливый, и цвет лица - красный...

Свою профессиональную репутацию командир того экипажа Александр Лепп зарабатывал 23 года. А потерять ее мог за 40 минут. Он говорил, заметно волнуясь:

- У меня четверо детей, я что - безумец, рисковать своей жизнью и работой?! Я в 20 лет окончил летное училище и больше ничего делать просто не умею...

- Перед полетом летчики проходят несколько не зависящих друг от друга и от нас служб - авиадиспетчера, синоптика и снова авиадиспетчера. Плюс медицинский досмотр - проскользнуть в пьяном виде на самолет просто невозможно, - заверил меня гендиректор авиапредприятия Петр Трубаев. Его зам Ринат Шакиров не сходя с места дал голову на отсечение, если факты подтвердятся...

- А фраза про "Скажите спасибо, что они в таком состоянии...".

- Фраза была, - припомнила Нина Болотская. - Но относилась она к погодным условиям и точно звучала так: "Вы должны гордиться, что наши летчики в таких условиях способны поднять в воздух и посадить машину".

...У летчиков была мысль, что всю бучу затеял тот нетрезвый скандалист. Но все оказалось еще запутаннее. Таинственный Максим Дайвер, которому летчики обязаны свалившейся на них "славой", в том самолете вообще не летел. Летел его дружок Олег. Он-то и поделился впечатлениями с Максимом. А тот растрезвонил по Интернету на всю страну. Найти же того пьяного пассажира, что затеял на борту скандал, так и не удалось. Да он, проспавшись, наверняка уж и забыл о нем.

Олег же до сих пор свято верит, что чуть не погиб 3 декабря:

- Я больше на самолете не полечу! Ни на каком! Вообще! Никогда!

Вот так: один чего-то недопонял, другой недослышал, третий прибавил, в итоге... Летчики в шоке, пассажиры в панике. Любой доктор вам скажет, что это все типичные симптомы массового психоза - реакции людей на воздушные теракты, падения самолетов, ошибки пилотов и технические неполадки. Просто бугульминский экипаж стал первой жертвой этой новой напасти.

Римма Ахмирова. Газета "Комсомольская правда", 15 декабря 2001 г.