Публикации > Просмотр публикации
Распад России: процесс пошел?
Будущему же России угрожаем мы сами. Непродуманными, а то и просто опасными для единства территориальной целостности страны действиями. Угрожаем некритическим к себе отношением, когда все переживаемые беды и испытания объясняем не своими поступками и поведением, а исключительно происками врагов. В советские времена то были "классовые" и "империалистические", нынче - "консервативные", "красно-коричневые" силы, "совковость" своего народа, срывающего, дескать, проведение демократических и рыночных реформ.
В последнее время к числу таких "тормозящих" факторов все чаще относят и "неправильное' административно территориальное устройство Российской Федерации, наличие национально-государственных образований. "Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда", - не устает громогласно повторять по всем популярным '"телеканалам один из наших коллег, заслуженный юрист, видимо, подзабывший преамбулу Конституции собственной страны, которая начинается словами: "Мы, многонациональный народ Российской федерации, соединенные общей судьбой на своей земле..."
Национальные проблемы по своей природе куда сложнее и мудренее, чем, скажем, экономические. Рубить здесь сплеча, ориентируясь на простые и быстрые решения, - значит играть с огнем, пламя которого может разгореться на долгие годы. Возьмите ту же Чечню. Отсутствие продуманной национальной политики привело к экономическим и политическим потерям.
Начну с так называемого укрепления вертикали федеральной власти, предпринятого Президентом В. Путиным. То, что такое укрепление назрело, спору нет. Давно пора привести к единому знаменателю федеральное законодательство и республиканские, областные законы. Живем-таки в едином государстве. Но ведь процесс этот должен быть двусторонним, взаимосогласованным, а не осуществляться в форме авторитарного диктата и прокурорских предписаний. При Ельцине федеральный центр санкционировал и даже поощрял повышение статуса республик, "суверенизацию". Сейчас тот же центр впадает в другую, противоположную крайность - унитаризм, ломку федеративного устройства, насильственную, во многом бездумную унификацию жизни национальных этносов.
Вот реформировали Совет Федерации, переищи на принцип его "назначаемости" региональными, а в последнее время все больше московскими "начальниками", с которыми хотят поладить и которым хотят угодить региональные. Кто от этого выиграл? Президент и правительство, поскольку получили "послушную" верхнюю палату. Проиграли же регионы, федерализм, как таковой, а значит, и Россия в целом. Ибо теперь в России, многонациональном государстве, нет полноправною высшего представительного органа, защищающего и выражающего интересы как регионов, так и национальности. Я отнюдь не идеализирую бывший Совет Федерации. Но в отличие or него безвластный, хиреющий на глазах Государственный совет в Конституции не прописан.
Кстати, о Конституции, Основном Законе нашей жизни, который все, от президента до рядового гражданина, должны соблюдать. В пункте 2 статьи 5 прямо говорится: "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство", что вполне оправданно. Нельзя сводить к одному унифицированному знаменателю экономическое, культурное, этническое и религиозное разнообразие проживающих в России народов, нельзя всех стричь под одну гребенку. А ведь такие попытки предпринимаются.
С призывами полностью "уравнять" субъекты федерации выступают самые авторитетные члены парламентского руководства. Из сферы деклараций все это начинает переходить в область практических действий. Возьмем, к примеру, недавнее решение упразднить Министерство по делам национальностей и региональной политики. Я не очень-то высоко оцениваю его деятельность. Но оно по крайней мере пыталось, пусть и недостаточно эффективно, разрабатывать и реализовывать национальную политику, учитывать в ней специфические особенности как отдельных регионов, так и многочисленных наций и народностей, населяющих нашу огромную Россию.
Или взять образование так называемых федеральных округов. Нас уверяют, что благодаря деятельности полпредов удалось привести региональные законодательства в соответствие с федеральным. Но ведь этим, "приведением в соответствие", должны согласно Конституции и законодательству заниматься прокуратура и суды субъектов Федерации. Верховные суды, кстати, и принимают окончательные решения. Опять явное недоверие центра к республикам, областям, неверие в их способность самим навести порядок.
Вчитаемся в конституционные статьи 72 и 73, определяющие сферу совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Там много разных пунктов. Но суть такова: субъекты Федерации отдают центру все необходимое для осуществления его функций. И соответственно полноправно распоряжаются тем, что входит в пределы их компетенции. Нормальное разделение. А что на практике?
Республику Татарстан, например, обвиняют в том, что она в соответствии с заключенным с центром договором "выбила" себе неоправданные налоговые льготы. Ну а что плохого в том, что на эти действительно дополнительные деньги мы содержали военные объекты и ведомства, строили мосты, дороги, другие объекты федерального назначения? Взяв на себя дополнительные льготы, мы одновременно взяли и дополнительную ответственность за строительство, содержание этих объектов. Как показала практика, и решения принимались у нас быстрее, и деньги расходовались эффективнее, чем в других субъектах федерации. Это и есть федерализм. Что же предлагается взамен? Помимо перевода абсолютно необходимых центру средств перечислить ему еще и то, что он затем "распределит" на наши же нужды. Это "двойная перекидка", к тому же принижающая нашу самостоятельность.
Складывается впечатление, что кому-то нужен дополнительный финансовый рычаг воздействия на субъекты федерации - не будете себя "правильно" вести, причитающихся денег не получите, или получите с таким опозданием, что пожалеете о "плохом" поведении. Я уже не говорю о том, какое здесь поле для чиновничьего произвола!
Несколько примеров, как на пустом месте создается почва для возникновения сепаратистских настроений. Решением трех комитетов Государственной Думы восстановление татарской национальной письменности, основанной на латинской графике (после десятилетнего обсуждения и принятия Татарстаном соответствующего закона в 1999 году), было преподнесено депутатам как "угроза национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации" Но уместно ли, спрашивается, по примеру печально памятных времен предъявлять такое обвинение народу, который никогда не давал ни малейшего повода усомниться в его лояльности России, в глубоком единстве и общей ответствености с pocсийским народом за нашу общую судьбу?
Другой пример. Статьи 68 Конституции РФ за республиками закрепила право "устанавливать свои государственные языки". Согласно этой норме в Taтарстане два равноправных государственных языка: русский и татарский. И вот решением верховных судебных органов кандидаты в Президенты респубпики "освобождены" от необходимости знать язык народа, давшего название республике. Но еще большевики завели незыблемое правило: партийные руководители в республиках обязаны были знать местные языки. Видимо, тогда лучше понимали сложность и потенциальную взрывоопасность национальных проблем...
Или взять ситуацию с паспортами. В советских паспортах, выдаваемых в национальных республиках, была дополнительная и пронумерованная страница, где фамилия, имя, отчество гражданина, место рождения заполнялись на родном языке в соответствии с национальной орфографией. В "демократической" России в отличие о "тоталитарного" СССР нам предлагают паспорта, где вместо прежних национальных страниц вшит вкладыш, который можно вырвать и выбросить.
В 1998 году, напомню, Россия подписало и ратифицировала рамочную Европейскую Конвенцию о защите национальных меньшинств. Но эта конвенция не выполняется. До сих пор не ратифицирована нашей страной и Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств. Почему? Россия перестала быть многонациональным государством?
До сих пор у нас нет ни одного федерального теле и радиоканала, ни одной федеральной газеты, которые бы знакомили людей с национальными культурами, с историей, традициями, жизнью народов нашей страны. В советские времена и по телевидению, и по первому каналу радио, по "Маяку" регулярно транслировались концерты мастеров культуры российских республик, национальных н автономных округов. Регулярно проводились декады искусств российских наций, к ним cтaрались привлечь самое широкое общественное внимание. Сейчас ничего этого нет и в помине. Зато жестокость, насилие, разврат, пошлость почти по всем теле- и радиоканалам.
Фактически свертывается вещание на национальных языках. Региональные телерадиоцентры становятся частью единой общероссийской ВГТРК, вводятся конкурсы на получение лицензий на теле- и радиовещание. Условия конкурсов определяются, естественно, центром, их результаты во многом предопределены им же. Если так пойдет и дальше, лишимся полностью национального теле- и радиовещания.
Сегодня много говорят об экстремизме как серьезной угрозе национальной безопасности, основам государственности России. А ведь экстремизм, самые крайние радикальные идеи могут будоражить больное воображение лишь отдельных неуравновешенных индивидов. Поэтому важно не допустить искусственного создания условий, когда разрушительные идеи, дремлющие в темных закоулках сознания некоторых параноиков, окажутся социально востребованными. Так произошло в Германии в 30-е годы. В этом же направлении развивается и обстановка в сегодняшней России, сколько бы ни говорили о "нарастающей тенденции к социальной стабильности".
Унижение всеобщим обнищанием, бессильным созерцанием разрушения и разграбления единого Oтeчества, растущее чувство безысходности, отсутствие уверенности в будущем и, самое ужасное, духовный и нравственный распад общества... Разве все это не создает благоприятную почву для восприятия и произрастания разрушительных идей, возникновения опасных течений, движений, организаций? Распад любой страны начинался в умах, сознании и душах людей, а духовный кризис неизбежно приводит к кризису политическому со всеми вытекающими последствиями. Прогрессирующее разрушение духовной основы нашего многонационального общества - факт неоспоримый. А разрушение культуры и нравственности - прямой путь к разрушению государства.
А тут еще и опаснейший внешний фактор. Не секрет, что безоглядная поддержка руководством страны действий США, которые подвергают массированным бомбардировкам Афганистан, открыто угрожают другим мусульманским государствам, вызывает недовольство многих мусульман не только у нас, в Taтapстане, но и в других республиках и регионах.
Впервые на моей памяти Россия становится не на сторону угнетенных, ограбленных, униженных, а на сторону тех, кто угнетает и унижает. Хотя, казалось бы, наша страна по своему положению относится именно к тем, кого грабят и унижают богатые "цивилизованные" державы Запада. Не только в мусульманском мире это вызывает у людей недоумение, а то и прямую вражду. И в самой России растет отчуждение от власти широких слоев населения...
Осторожность, взвешенность, продуманность, использование разумного опыта прошлого - такие требования предъявляются сегодня к национальной политике России.
Россия должна стать подлинным союзом равноправных народов. Россия - не только государство, а самостоятельная, самодостаточная цивилизация. В сохранении и укреплении этой цивилизации, в роcте ее привлекательности для других народов, в первую очередь для ближайших соседей, я вижу основополагающую, стратегическую цель России. В этом вижу и ту государственную идею, которую мы ищем.
Многонациональность - не беда России, а ее величайшее богатство. Если национальная политика будет построена на понимании этого, мы навсегда забудем, что такое национальный экстремизм.
Не берусь утверждать, что Россия неминуемо распадется. Констатирую лишь очевидное: начались такие процессы, дальнейшее развитие которых может привести к распаду нашей федерации. Однако не поздно избежать этого, затормозить негативные тенденции, пока они не зашли слишком далеко. Каких-то 12-13 лет назад распад Советского Союза тоже казался немыслимым...
Будущему же России угрожаем мы сами. Непродуманными, а то и просто опасными для единства территориальной целостности страны действиями. Угрожаем некритическим к себе отношением, когда все переживаемые беды и испытания объясняем не своими поступками и поведением, а исключительно происками врагов. В советские времена то были "классовые" и "империалистические", нынче - "консервативные", "красно-коричневые" силы, "совковость" своего народа, срывающего, дескать, проведение демократических и рыночных реформ.
В последнее время к числу таких "тормозящих" факторов все чаще относят и "неправильное' административно территориальное устройство Российской Федерации, наличие национально-государственных образований. "Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда", - не устает громогласно повторять по всем популярным '"телеканалам один из наших коллег, заслуженный юрист, видимо, подзабывший преамбулу Конституции собственной страны, которая начинается словами: "Мы, многонациональный народ Российской федерации, соединенные общей судьбой на своей земле..."
Национальные проблемы по своей природе куда сложнее и мудренее, чем, скажем, экономические. Рубить здесь сплеча, ориентируясь на простые и быстрые решения, - значит играть с огнем, пламя которого может разгореться на долгие годы. Возьмите ту же Чечню. Отсутствие продуманной национальной политики привело к экономическим и политическим потерям.
Начну с так называемого укрепления вертикали федеральной власти, предпринятого Президентом В. Путиным. То, что такое укрепление назрело, спору нет. Давно пора привести к единому знаменателю федеральное законодательство и республиканские, областные законы. Живем-таки в едином государстве. Но ведь процесс этот должен быть двусторонним, взаимосогласованным, а не осуществляться в форме авторитарного диктата и прокурорских предписаний. При Ельцине федеральный центр санкционировал и даже поощрял повышение статуса республик, "суверенизацию". Сейчас тот же центр впадает в другую, противоположную крайность - унитаризм, ломку федеративного устройства, насильственную, во многом бездумную унификацию жизни национальных этносов.
Вот реформировали Совет Федерации, переищи на принцип его "назначаемости" региональными, а в последнее время все больше московскими "начальниками", с которыми хотят поладить и которым хотят угодить региональные. Кто от этого выиграл? Президент и правительство, поскольку получили "послушную" верхнюю палату. Проиграли же регионы, федерализм, как таковой, а значит, и Россия в целом. Ибо теперь в России, многонациональном государстве, нет полноправною высшего представительного органа, защищающего и выражающего интересы как регионов, так и национальности. Я отнюдь не идеализирую бывший Совет Федерации. Но в отличие or него безвластный, хиреющий на глазах Государственный совет в Конституции не прописан.
Кстати, о Конституции, Основном Законе нашей жизни, который все, от президента до рядового гражданина, должны соблюдать. В пункте 2 статьи 5 прямо говорится: "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство", что вполне оправданно. Нельзя сводить к одному унифицированному знаменателю экономическое, культурное, этническое и религиозное разнообразие проживающих в России народов, нельзя всех стричь под одну гребенку. А ведь такие попытки предпринимаются.
С призывами полностью "уравнять" субъекты федерации выступают самые авторитетные члены парламентского руководства. Из сферы деклараций все это начинает переходить в область практических действий. Возьмем, к примеру, недавнее решение упразднить Министерство по делам национальностей и региональной политики. Я не очень-то высоко оцениваю его деятельность. Но оно по крайней мере пыталось, пусть и недостаточно эффективно, разрабатывать и реализовывать национальную политику, учитывать в ней специфические особенности как отдельных регионов, так и многочисленных наций и народностей, населяющих нашу огромную Россию.
Или взять образование так называемых федеральных округов. Нас уверяют, что благодаря деятельности полпредов удалось привести региональные законодательства в соответствие с федеральным. Но ведь этим, "приведением в соответствие", должны согласно Конституции и законодательству заниматься прокуратура и суды субъектов Федерации. Верховные суды, кстати, и принимают окончательные решения. Опять явное недоверие центра к республикам, областям, неверие в их способность самим навести порядок.
Вчитаемся в конституционные статьи 72 и 73, определяющие сферу совместных полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Там много разных пунктов. Но суть такова: субъекты Федерации отдают центру все необходимое для осуществления его функций. И соответственно полноправно распоряжаются тем, что входит в пределы их компетенции. Нормальное разделение. А что на практике?
Республику Татарстан, например, обвиняют в том, что она в соответствии с заключенным с центром договором "выбила" себе неоправданные налоговые льготы. Ну а что плохого в том, что на эти действительно дополнительные деньги мы содержали военные объекты и ведомства, строили мосты, дороги, другие объекты федерального назначения? Взяв на себя дополнительные льготы, мы одновременно взяли и дополнительную ответственность за строительство, содержание этих объектов. Как показала практика, и решения принимались у нас быстрее, и деньги расходовались эффективнее, чем в других субъектах федерации. Это и есть федерализм. Что же предлагается взамен? Помимо перевода абсолютно необходимых центру средств перечислить ему еще и то, что он затем "распределит" на наши же нужды. Это "двойная перекидка", к тому же принижающая нашу самостоятельность.
Складывается впечатление, что кому-то нужен дополнительный финансовый рычаг воздействия на субъекты федерации - не будете себя "правильно" вести, причитающихся денег не получите, или получите с таким опозданием, что пожалеете о "плохом" поведении. Я уже не говорю о том, какое здесь поле для чиновничьего произвола!
Несколько примеров, как на пустом месте создается почва для возникновения сепаратистских настроений. Решением трех комитетов Государственной Думы восстановление татарской национальной письменности, основанной на латинской графике (после десятилетнего обсуждения и принятия Татарстаном соответствующего закона в 1999 году), было преподнесено депутатам как "угроза национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации" Но уместно ли, спрашивается, по примеру печально памятных времен предъявлять такое обвинение народу, который никогда не давал ни малейшего повода усомниться в его лояльности России, в глубоком единстве и общей ответствености с pocсийским народом за нашу общую судьбу?
Другой пример. Статьи 68 Конституции РФ за республиками закрепила право "устанавливать свои государственные языки". Согласно этой норме в Taтарстане два равноправных государственных языка: русский и татарский. И вот решением верховных судебных органов кандидаты в Президенты респубпики "освобождены" от необходимости знать язык народа, давшего название республике. Но еще большевики завели незыблемое правило: партийные руководители в республиках обязаны были знать местные языки. Видимо, тогда лучше понимали сложность и потенциальную взрывоопасность национальных проблем...
Или взять ситуацию с паспортами. В советских паспортах, выдаваемых в национальных республиках, была дополнительная и пронумерованная страница, где фамилия, имя, отчество гражданина, место рождения заполнялись на родном языке в соответствии с национальной орфографией. В "демократической" России в отличие о "тоталитарного" СССР нам предлагают паспорта, где вместо прежних национальных страниц вшит вкладыш, который можно вырвать и выбросить.
В 1998 году, напомню, Россия подписало и ратифицировала рамочную Европейскую Конвенцию о защите национальных меньшинств. Но эта конвенция не выполняется. До сих пор не ратифицирована нашей страной и Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств. Почему? Россия перестала быть многонациональным государством?
До сих пор у нас нет ни одного федерального теле и радиоканала, ни одной федеральной газеты, которые бы знакомили людей с национальными культурами, с историей, традициями, жизнью народов нашей страны. В советские времена и по телевидению, и по первому каналу радио, по "Маяку" регулярно транслировались концерты мастеров культуры российских республик, национальных н автономных округов. Регулярно проводились декады искусств российских наций, к ним cтaрались привлечь самое широкое общественное внимание. Сейчас ничего этого нет и в помине. Зато жестокость, насилие, разврат, пошлость почти по всем теле- и радиоканалам.
Фактически свертывается вещание на национальных языках. Региональные телерадиоцентры становятся частью единой общероссийской ВГТРК, вводятся конкурсы на получение лицензий на теле- и радиовещание. Условия конкурсов определяются, естественно, центром, их результаты во многом предопределены им же. Если так пойдет и дальше, лишимся полностью национального теле- и радиовещания.
Сегодня много говорят об экстремизме как серьезной угрозе национальной безопасности, основам государственности России. А ведь экстремизм, самые крайние радикальные идеи могут будоражить больное воображение лишь отдельных неуравновешенных индивидов. Поэтому важно не допустить искусственного создания условий, когда разрушительные идеи, дремлющие в темных закоулках сознания некоторых параноиков, окажутся социально востребованными. Так произошло в Германии в 30-е годы. В этом же направлении развивается и обстановка в сегодняшней России, сколько бы ни говорили о "нарастающей тенденции к социальной стабильности".
Унижение всеобщим обнищанием, бессильным созерцанием разрушения и разграбления единого Oтeчества, растущее чувство безысходности, отсутствие уверенности в будущем и, самое ужасное, духовный и нравственный распад общества... Разве все это не создает благоприятную почву для восприятия и произрастания разрушительных идей, возникновения опасных течений, движений, организаций? Распад любой страны начинался в умах, сознании и душах людей, а духовный кризис неизбежно приводит к кризису политическому со всеми вытекающими последствиями. Прогрессирующее разрушение духовной основы нашего многонационального общества - факт неоспоримый. А разрушение культуры и нравственности - прямой путь к разрушению государства.
А тут еще и опаснейший внешний фактор. Не секрет, что безоглядная поддержка руководством страны действий США, которые подвергают массированным бомбардировкам Афганистан, открыто угрожают другим мусульманским государствам, вызывает недовольство многих мусульман не только у нас, в Taтapстане, но и в других республиках и регионах.
Впервые на моей памяти Россия становится не на сторону угнетенных, ограбленных, униженных, а на сторону тех, кто угнетает и унижает. Хотя, казалось бы, наша страна по своему положению относится именно к тем, кого грабят и унижают богатые "цивилизованные" державы Запада. Не только в мусульманском мире это вызывает у людей недоумение, а то и прямую вражду. И в самой России растет отчуждение от власти широких слоев населения...
Осторожность, взвешенность, продуманность, использование разумного опыта прошлого - такие требования предъявляются сегодня к национальной политике России.
Россия должна стать подлинным союзом равноправных народов. Россия - не только государство, а самостоятельная, самодостаточная цивилизация. В сохранении и укреплении этой цивилизации, в роcте ее привлекательности для других народов, в первую очередь для ближайших соседей, я вижу основополагающую, стратегическую цель России. В этом вижу и ту государственную идею, которую мы ищем.
Фандас Сафиуллин. Депутат Государственной Думы, Сопредседатель межфракционной депутатской группы "Дружба народов - единство России"
Опубликовано в журнале "Российская Федерация сегодня", декабрь 2001 г.