Публикации > Просмотр публикации
В Татарстане исповедуют евроислам
- Мероприятие было интересным и во многом необычным, поскольку чуть ли не в первый раз ученые говорили о необходимости учитывать мусульманский фактор в становлении и развитии российской государственности не как негативное или случайное явление. Посмотрим российские учебники истории. Стандартная канва: Русь начиналась в Киеве, после княжеских междоусобиц произошло монголо-татарское нашествие и трехсотлетнее иго, и все благополучно завершилось победой русских войск в Куликовской битве. Как видим, трактовка однозначно негативная. Известный историк Соловьев даже предлагал вообще oпустить "татарский период" российской истории.
Между тем даже Москва возникла как центр сбора дани и столицей стала лишь спустя значительное время после переезда туда патриарха, ранее предпочитавшего Суздаль и Владимир.
Если говорить о нашем регионе, то ислам в Великих Булгарах был принят в качестве государственной религии еще в 922 году, раньше, чем христианство в Киевской Руси. Если деполитизировать историю, исключить при ее изучении субъективный и конъюнктурный подход, станет ясно, что в становлении российской государственности активно участвовали не только христиане, но и мусульмане, а также финно-угорские народности.
- Это действительно так. Нужно понимать, что Российской Федерации подходит опыт США - опыт "плавильного котла". У нас - огромный опыт совместного проживания различных этносов, отказываться от которого было бы глупо и даже преступно. Возвращаясь к учебникам истории, не могу не сказать еще об одном перекосе: их авторы говорят только о русском народе. А где же все это время были татары, марийцы, другие народы? А если они исчезли после Куликовской битвы, то откуда взялись после революции?
- Я против того, чтобы считать проценты. Ни к чему хорошему это не приводит. Скажем, чеченцев в России меньше одного процента от общего числа граждан, но разве от этого кому-нибудь легче? К тому же, говоря о мусульманах и христианах, я не имею в виду их религиозные убеждения. Хотим мы того или нет, но та ил иная религия является базой, лежит в основе той или иной культуры. Я, к примеру, не держу уразу во время Рамадана, могу выпить вина в компании с друзьями, что, как известно, запрещено Кораном. И, тем не менее, если меня спросят о родовой принадлежности, отвечу: "Я - мусульманин". Убежден, что религиозная принадлежность не может быть причиной войн и конфликтов. Любая религия зиждется прежде всего на общечеловеческих ценностях. Коран учит веротерпимости по отношению к другим религиям - православию, иудаизму. В основе ислама та же главная заповедь, что и в христианстве: "Не убий".
- Джихад - это война с вероотступниками внутри ислама. В вахаббизме нет ничего воинственного: первоначально это одно из течений внутри ислама крайне аскетичного толка - простота в одежде, еде и т.д. Особенно меня раздражает словосочетание "исламский фундаментализм". Разве любая религия не фундаментальна? Фундаментальна. Или же она не религия. С другой стороны, если какая-нибудь группировка начинает войну, используя зеленый исламский флаг, то причем здесь ислам? Такие люди берут большой грех на душу.
- Я называю его евроислам. Ислам, повторяю. Мирная и толерантная религия. А то течение, которое уже давно исповедуется в наших краях - джадидизм (от арабского аль джадид - обновление), пожалуй, самое мирное и толерантное во всем исламе. Во многом это объясняется тем, что татары издревле живут в окружении славян и финно-угров. Очень часто и очень неправильно путают какие-то этнические и религиозные традиции. Типичный пример: паранджа считается чуть ли не визитной карточкой ислама. Татарские женщины никогда не носили паранджу. И вообще женские права у нас никогда не ущемлялись. Кроме того, всегда приветствовалось повышение общеобразовательного уровня, ибо только просвященный человек может понять мудрость Корана.
- Таких браков у нас в Татарстане около одной трети. Это говорит о том, что спутника жизни выбирают не по религиозной или этнической принадлежности. Мне могут возразить: в Боснии тоже фиксировалось до одной трети межнациональных браков, тем не менее война все же разразилась. Но у нас картина принципиально другая: число межнациональных браков - величина постоянная уже на протяжении очень длительного времени.
- Нет. Наиболее тесные отношения у нас сейчас в плане экономического сотрудничества с Германией, Францией, Нидерландами. Турция, если вы ее имеете в виду, в число первых не входит. Арабские страны интересуют нас как покупатели "КамАЗов", вертолетов. Однако не буду скрывать, что с исламскими странами нам отношения строить проще, чем с любыми другими.
- Я слышал другое заявление Буша-младшего: война с терроризмом не есть война с исламом. Оно мне нравится гораздо больше. И вообще, по каким критериям кого-то начинают считать изгоем? Исламские страны? Белые страны? Но это чревато как минимум новыми вспышами терроризма. В тех же США проживает около 9 миллионов мусульман, в ФРГ - 4 миллиона, во Франции - около 6 милионов. Вроде бы не много, но достаточно чтобы дестабилизировать обстановку в любой стране.
- Пусть подобные утверждения останутся на совести авторов. В остальном - без комментариев.
Как никогда часто, в последние месяцы уходящего года звучали слова "ислам", "мусульмане". В самых различных тестах и контекстах. Термин "евроислам" введен в обращение советником президента Республики Татарстан Рафаилем Хакимовым, перу которого принадлежат многие научные работы на тему о роли ислама в современном мире, переведенные на языки стран Востока и Запада. Представители государств, где все более чувствительным становится мусульманский "фактор", - частые гости в Татарстане, так как здесь на протяжении многих веков мирно сосуществуют православные и мусульмане. А этот опыт, по нынешним временам, - бесценен.
С Рафаилем Хакимовым собственный корреспондент "Российских вестей" встретился после его возвращения с конференции, организованной и проведенной Российской Академией наук, всё по тому же вопросу мирного сосуществования различных конфессии ни территории многонациональной России.
- Мероприятие было интересным и во многом необычным, поскольку чуть ли не в первый раз ученые говорили о необходимости учитывать мусульманский фактор в становлении и развитии российской государственности не как негативное или случайное явление. Посмотрим российские учебники истории. Стандартная канва: Русь начиналась в Киеве, после княжеских междоусобиц произошло монголо-татарское нашествие и трехсотлетнее иго, и все благополучно завершилось победой русских войск в Куликовской битве. Как видим, трактовка однозначно негативная. Известный историк Соловьев даже предлагал вообще oпустить "татарский период" российской истории.
Между тем даже Москва возникла как центр сбора дани и столицей стала лишь спустя значительное время после переезда туда патриарха, ранее предпочитавшего Суздаль и Владимир.
Если говорить о нашем регионе, то ислам в Великих Булгарах был принят в качестве государственной религии еще в 922 году, раньше, чем христианство в Киевской Руси. Если деполитизировать историю, исключить при ее изучении субъективный и конъюнктурный подход, станет ясно, что в становлении российской государственности активно участвовали не только христиане, но и мусульмане, а также финно-угорские народности.
- Это действительно так. Нужно понимать, что Российской Федерации подходит опыт США - опыт "плавильного котла". У нас - огромный опыт совместного проживания различных этносов, отказываться от которого было бы глупо и даже преступно. Возвращаясь к учебникам истории, не могу не сказать еще об одном перекосе: их авторы говорят только о русском народе. А где же все это время были татары, марийцы, другие народы? А если они исчезли после Куликовской битвы, то откуда взялись после революции?
- Я против того, чтобы считать проценты. Ни к чему хорошему это не приводит. Скажем, чеченцев в России меньше одного процента от общего числа граждан, но разве от этого кому-нибудь легче? К тому же, говоря о мусульманах и христианах, я не имею в виду их религиозные убеждения. Хотим мы того или нет, но та ил иная религия является базой, лежит в основе той или иной культуры. Я, к примеру, не держу уразу во время Рамадана, могу выпить вина в компании с друзьями, что, как известно, запрещено Кораном. И, тем не менее, если меня спросят о родовой принадлежности, отвечу: "Я - мусульманин". Убежден, что религиозная принадлежность не может быть причиной войн и конфликтов. Любая религия зиждется прежде всего на общечеловеческих ценностях. Коран учит веротерпимости по отношению к другим религиям - православию, иудаизму. В основе ислама та же главная заповедь, что и в христианстве: "Не убий".
- Джихад - это война с вероотступниками внутри ислама. В вахаббизме нет ничего воинственного: первоначально это одно из течений внутри ислама крайне аскетичного толка - простота в одежде, еде и т.д. Особенно меня раздражает словосочетание "исламский фундаментализм". Разве любая религия не фундаментальна? Фундаментальна. Или же она не религия. С другой стороны, если какая-нибудь группировка начинает войну, используя зеленый исламский флаг, то причем здесь ислам? Такие люди берут большой грех на душу.
- Я называю его евроислам. Ислам, повторяю. Мирная и толерантная религия. А то течение, которое уже давно исповедуется в наших краях - джадидизм (от арабского аль джадид - обновление), пожалуй, самое мирное и толерантное во всем исламе. Во многом это объясняется тем, что татары издревле живут в окружении славян и финно-угров. Очень часто и очень неправильно путают какие-то этнические и религиозные традиции. Типичный пример: паранджа считается чуть ли не визитной карточкой ислама. Татарские женщины никогда не носили паранджу. И вообще женские права у нас никогда не ущемлялись. Кроме того, всегда приветствовалось повышение общеобразовательного уровня, ибо только просвященный человек может понять мудрость Корана.
- Таких браков у нас в Татарстане около одной трети. Это говорит о том, что спутника жизни выбирают не по религиозной или этнической принадлежности. Мне могут возразить: в Боснии тоже фиксировалось до одной трети межнациональных браков, тем не менее война все же разразилась. Но у нас картина принципиально другая: число межнациональных браков - величина постоянная уже на протяжении очень длительного времени.
- Нет. Наиболее тесные отношения у нас сейчас в плане экономического сотрудничества с Германией, Францией, Нидерландами. Турция, если вы ее имеете в виду, в число первых не входит. Арабские страны интересуют нас как покупатели "КамАЗов", вертолетов. Однако не буду скрывать, что с исламскими странами нам отношения строить проще, чем с любыми другими.
- Я слышал другое заявление Буша-младшего: война с терроризмом не есть война с исламом. Оно мне нравится гораздо больше. И вообще, по каким критериям кого-то начинают считать изгоем? Исламские страны? Белые страны? Но это чревато как минимум новыми вспышами терроризма. В тех же США проживает около 9 миллионов мусульман, в ФРГ - 4 миллиона, во Франции - около 6 милионов. Вроде бы не много, но достаточно чтобы дестабилизировать обстановку в любой стране.
- Пусть подобные утверждения останутся на совести авторов. В остальном - без комментариев.
Александр ФРОЛОВ, Газета "Российские вести", 26 декабря 2001 г.