Публикации > Просмотр публикации
Историю Чингисхана пишут заново. Россия пересматривает школьные учебники.

Россия пересматривает школьные учебники

С незапамятных времен российские школьные учебники изображали татар кровожадными варварами-всадниками, которые вторглись в Россию и поработили ее на 250 лет. Кочевые соплеменники Чингисхана и его наследников были насильниками, мародерами и только. Однако может случиться так, что эта историческая версия сама станет достоянием истории. Идет серьезная переработка исторической концепции.

Будучи втянутым в очередную жестокую войну в непокорной Чечне и намереваясь отобрать некоторые властные полномочия у региональных губернаторов, на ниве просвещения российское федеральное правительство проявляет удивительную политическую корректность.

Заказаны новые учебники

В последние несколько месяцев состоялось несколько заседаний комиссий по истории, которые приняли решение начать работу над новыми учебниками, призванными по-новому отразить историю 150 народов, населяющих Россию. К этому призывают 20 национальных республик и 10 автономных округов, которые со времени распада Советского Союза в 1991 году настаивают на изменении концепции славяноцентризма, господствующей в школьных программах.

Преподаватели

Реформы исторического образования до сих пор шли в основном нa местном ypoвне. Региональные центры выпускали собственные учебники истории, которые дополняли общенациональные образовательные программы, разрабатываемые в Москве. Но теперь, похоже, положение меняется.

"Hаш народ представлялся в качестве злобного врага. Нам тяжело это постоянно переносить, - говорит Назиф Мириханов, московский представитель полуавтономной Республики Татарстан, расположенной в Центральной России между рекой Волга и Уральскими горами. - Это ошибка, и она должна быть исправлена".

Исправлениями занимаются уже длительное время, утверждает Владимир Бацин, отвечающий за исторические учебники в российском Министерстве образования.

"Нам действительно нужно отражать многонациональный характер страны. Многие школьники даже не представляют себе, что в нашей истории большую роль сыграли народы, исповедующие буддизм или ислам, - говорит он. - Особенно неверно отражается роль татар. Mы, русские, имеем неправильное представление о существовавшей исторической ситуации. Их государство долгое время было самым крупным и самым развитым из тех, что существовали на нашей территории".

В доказательство своих слов Бацин берет из книжного шкафа в своем кабинете один из учебников. Это "История России XIX века". Он показывает главу 15, посвященную народам, населяющим Россию. "Смотрите, всего десять страниц из 470. И все", - говорит он с сожалением.

Бацин достает другой том, посвященный истории страны с XVII по XIX век. Листая 400 страниц, он грустно усмехается: "Ничего. Ничего. Ничего. Польша ведь это же не Россия. Ничего. Ничего. Ничего".

От пересмотра курса истории больше всего выиграет пятимиллионный татарский народ, второй пo численности после славян. Татария стоит на втором месте после Чечни и по уровню стремления к независимости.

Татары - мусульмане. Oни утверждают, что их предки, народы тюркского происхождения, вторгшиеся на азиатские и европейские территории под предводительством таких правителей, как Чингисхан (которого ряд историков считают одним из величайших полководцев своего времени), создали основу для современного российского государства после своего первого завоевания в 1223 году. Они полагают, что их правление не было временем террора.

В существующих учебниках почти не упоминается их терпимость по отношению к христианству, их развитая схема налогообложения, высокий уровень военного дела и торговли. Татарская империя начала распадаться лишь в конце XV века, сделавшись добычей русских и турецких правителей. Многих татар оскорбляет то, что в российских учебниках истории взятие их столицы Казани русским царем Иваном Грозным в 1552 году описывается как триумф.

Исследователи и работники министерства - за переписывание учебников

Для учебников, которые готовит к изданию в этом году совет региональных исследователей и представителей Министерства образования, будет найдена золотая середина.Учебники для российских средних школ не будут содержать оскорбительные для татар материалы, относящиеся к IХ - XVII векам.

"Мы стараемся рассказывать нашим детям, что русские и татары не только воевали между собой. Были времена, когда они мирно жили бок о бок и создали основу дпя современного российского государства", - говорит Мириханов.

Новые учебники будут с облегчением читать и потомки монголов, которые объединились с татарами под властью ханов. В России большинство этих народов проживает на территории Бурятии, Калмыкии, Алтая, Башкирии, Мордовии, Чувашии, Удмуртии и Марий Эл.

Региональное представительство Бурятии проведет в июне конференцию, целью которой является преодоление негативных стереотипов, связанных с монголами и внедрявшихся посредством школьных учебников в течение многих лет. Конференция организуется при участии местного отделения Российской академии наук - Института Монголии, Тибета и буддизма.

Ожидается, что участники конференции будут рекомендовать Министерству образования включить в общероссийские учебники историко-культурный атлас Бурятии, созданный в результате совместной работы институиа и местных властей.

"Мы должны отказаться от черно-белых красок и нарисовать многоцветную картину мира, - говорит организатор конференции и директор института Борис Базаров. - Необходимо создать благоприятную атмосферу для всех народов, живущих в нашей стране, и признать, что у нас существует единое наследие".

THE CHRISTIAN SCIENCE MONITOR. Вторник, 28 марта 2000 года
Перевод - газета "КОММЕРСАНТЪ". Среда, 29 марта 2000 года