Публикации > Просмотр публикации
Статьи, подготовленные агентством Вельт Ньюс для публикации в качестве приложения к газете Франкфуртер Альгемайне Цайтунг

Татарстан на пути к демократии
Развитие нефтяного сектора
ТАИФ: успешная деятельность инвестиционного фонда
Телекоммуникация процветает
Новая технология сохранила объемы добычи
Строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске
Совместное предприятие с Дженерал Моторс

Татарстан на пути к демократии

Правительство продолжает политику либерализации


Когда Владимир Путин за несколько недель до своей победы на президентских выборах совершил поездку в поволжскую республику Татарстан, он посетил православный собор и то место, на котором в настоящее время возводится мечеть Кул-Шариф. В заключении он похвалил Татарстан за гармоничное сосуществование различных народов и народностей в течение всего времени после выхода республики из состава Советского Союза 8 лет назад.

Около 50% почти 4-миллионного населения Татарстана составляют татары, 43% - русские. Основными языками являются соответственно татарский и русский. По религиозной принадлежности население республики делится на мусульман-суннитов и русско-православных христиан.

До и после провозглашения независимости существовала угроза возникновения силовых конфликтов. Далее своими воспоминаниями делится Минтимер Шарипович Шаймиев, избранный в 1991 году президентом республики. <Население Татарстана требовало полной независимости, отделения от России, - рассказывает Шаймиев. - Население России, напротив, боялось полной независимости Татарстана. Во время президентской борьбы улицы были полны людьми, требовавшими независимости. Я им тогда объяснял, что мы должны прийти к отделению от России договорным путем. Когда я разговаривал с людьми, я видел страх в их глазах, и прежде всего, в глазах русских. Я их заверил, что я как президент освобожу их от этого страха. Но в то же время у меня были сомнения, смогу ли я действительно выполнить свое обещание>.

Когда в марте 1992 года был подписан Учредительный договор о Содружестве Независимых Государств, Татарстан остался в стороне от этого соглашения. Вместо этого, два года спустя президент Шаймиев подписал отдельный договор с российским руководством, который предусматривал разделение властных полномочий между Москвой и Казанью. Таким образом, Татарстан отстоял право самостоятельно осуществлять контроль над своей экономикой. Нефтяные месторождения находятся во владении республики, и правительство Татарстана оставляет большую часть налоговых поступлений. Над административными зданиями столицы вместо российского триколора развивается зелено-красно-белый флаг. Шаймиев является членом Совета Федерации - верхней палаты российского парламента, но он сохранил за собой право подписывать от имени Татарстана международные экономические соглашения.

В марте 1996 года Шаймиев подавляющим большинством голосов был повторно избран на пост президента.

<После моего переизбрания, я объездил всю республику и провел множество встреч с населением, - продолжает Минтимер Шаймиев. - Я увидел, что спустя прошедшие пять лет люди верят своему президенту. Их глаза выглядели иначе, и я считаю, что это было для нас всех самой большой победой>.

Общественно-политическая стабильность в Татарстане, сбалансированное положение республики по отношению к СНГ и наличие решительной программы социальных реформ сделали возможным значительный экономический рост в этой бывшей советской республике. Главным двигателем экономики Татарстана являются нефтяные богатства республики, давшие мощный толчок развитию внешнеторговых связей.

Общий объем экспортных поставок в прошлом году равнялся 1,5 млрд. долларов, из которых 62% составил экспорт нефти. Такая сильная зависимость от нефти вызывает беспокойство. Поэтому отрадно отметить, что в последние годы самые большие показатели экономического роста отмечались именно в сфере промышленного производства. По сравнению с январем 1999 года, объем производства в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях промышленности вырос на 34%. Татарстан традиционно является одним из наиболее промышленно развитых регионов бывшего Советского Союза. Поскольку производственные мощности были ориентированы преимущественно на оборонную промышленность, республике пришлось преодолевать сложный процесс реструктуризации этой отрасли промышленности и перехода на выпуск гражданской продукции.

Развитие нефтяного сектора

Основой экономики Республики Татарстан является нефтяная отрасль. В прошлом году доля экспортных поставок нефти составила 62% от общего объема экспорта. По сведениям министерства торговли и экономического сотрудничества республики, в Татарстане ежегодно добывается 25 - 27 миллионов тонн нефти, из которых 7 миллионов тонн используется на внутреннем рынке. Остальная часть экспортируется за рубеж и другие регионы СНГ.

Министр торговли и экономического сотрудничества Хафиз Салихов отчетливо представляет будущую стратегию в нефтяном секторе: <наша цель состоит в том, чтобы как можно меньше продавать сырую нефть, а большую часть добытой нефти перерабатывать в Татарстане и экспортировать готовую продукцию>.

Для развития нефтеперерабатывающей отрасли промышленности по-прежнему существует потребность в иностранных инвестициях. Основными торговыми партнерами Татарстана за рубежом являются Германия, доля которой во внешнеторговом обороте республики составляет 23%, а также Финляндия, Швейцария, Польша, Литва, Франция, Египет и США.

Министр Салихов считает своей главной на сегодняшний день задачей увеличение прямых инвестиций из-за рубежа. <Мы стараемся улучшить условия для прямых инвестиций в Республику Татарстан, чтобы сделать их более привлекательными и сократить импорт. Татарстан, бесспорно, является наиболее промышленно развитым регионом Российской Федерации. Мы находимся в очень благоприятном географическом положении, у нас высокий уровень образования и прекрасные ученые. Благодаря 20 университетам, число выпускников с высшим образованием по сравнению с другими регионами СНГ очень большое>.

Президент Шаймиев также хочет вывести Татарстан из зависимости от экспорта нефти. <Это неправильно, когда экономика основывается преимущественно на экспорте сырья, - заявляет президент. - Поэтому мы стремимся развивать перерабатывающие отрасли промышленности. Ввиду большого числа оборонных предприятий в Татарстане, оставшихся нам в наследство со времен Советского Союза, реструктуризация экономики республики - дело трудное. Сложным является процесс перевода предприятий от производства оружия на выпуск продукции гражданского назначения. Между тем, политика, которую мы проводим с начала 90-х годов, дает первые плоды. Практически никто из специалистов не покинул республику, и, благодаря большому научному потенциалу, мы способны производить высокотехнологичную продукцию, отвечающую международным требованиям и являющуюся конкурентоспособной>.

Ярким примером успешного развития промышленного сектора Татарстана после выхода республики из Советского Союза является российский производственный гигант <КамАЗ>. Пять лет назад предприятие ежегодно выпускало 120000 грузовых автомобилей. Затем предприятие охватил глубокий кризис. В итоге, объем производства в прошлом году сократился до 4000 автомобилей. Сегодня <КамАЗ> производит ежемесячно около 1700 грузовиков, которые поставляются как на рынок СНГ, так и за рубеж. На предприятии начато производство легковых автомобилей.

Другой важной отраслью промышленности республики является самолетостроение. На гигантских производственных мощностях в г. Казани выпускаются различные модели самолетов. Особенно успешно в этой области работает Казанский вертолетный завод, продукция которого экспортируется в более чем 90 стран мира.

Татарстан в течение прошедших 10 лет концентрировал свои усилия главным образом на развитии нефтяной и перерабатывающей отраслях промышленности, не упуская, при этом, из виду сельское хозяйство. Республика Татарстан - единственный регион Российской Федерации, которому в годы перестройки удалось сохранить объемы производства в аграрном секторе. В результате этого, цены на продукты питания в Татарстане значительно ниже, чем в других регионах СНГ.

ТАИФ: успешная деятельность инвестиционного фонда

<По объему оборота мы находимся на четвертом месте в республике>, - гордо заявляет директор инвестиционного фонда в своем рабочем кабинете. <Наше предприятие было основано в 1995 году, - продолжает Альберт Шигабутдинов, - и сегодня мы стоим за такими гигантами как <Татнефть>, <Нижнекамскнефтехим> и <Нижнекамскшина>. По объему инвестиций мы вышли в прошлом году на второе место>.

ТАИФ наиболее активен в таких сферах производственной деятельности, как нефтедобыча и нефтепереработка, химическая промышленность, телекоммуникация и строительство высотных зданий. Одним из крупнейших проектов в настоящее время является развитие нефтеперерабатывающей отрасли в Нижнекамске. Над этим проектом ТАИФ работает совместно с АО <Татнефть> и АО <Нижнекамскнефтехим>. До конца 2001 года должна быть завершена первая фаза строительства объекта, сметная стоимость которой составляет 250 млн. долларов США. Через десять лет должны быть завершены 2 и 3 фазы. Затраты на реализацию всего проекта составят около 1,2 млрд. долларов США.

<Это только один из наших проектов, - продолжает руководитель ТАИФа. - Кроме того, мы участвуем в реструктуризации химических мощностей <Нижнекамскнефтехима>. Эти работы мы проводим совместно>. Около 700 млн. долларов будут затрачены на реконструкцию химического завода, которая должна быть завершена до 2012 года.

Практически сразу после своего основания в августе 1995 года фонд начал осуществлять деятельность в сфере высотного строительства. Директор ТАИФа Шигабутдинов особенно гордится пирамидальным зданием в центре столицы - новым концертным залом г. Казани. Крупным строительным проектом в настоящее время является гостиница Хият в г. Казани, завершение которого намечено на конец этого - начало следующего года.

ТАИФ состоит из 17 дочерних предприятий, которые осуществляют свою деятельность в самых различных областях. Пока что все они тесно связаны между собой в финансовом, техническом и технологическом отношениях. Но это должно измениться: в течение последующих 10 лет структурные подразделения предприятия начнут действовать независимо друг от друга, а головная компания должна стать чисто финансовым предприятием, которое будет отвечать за обеспечение заказами и проектное финансирование.

Когда пять лет назад ТАИФ начал свою работу, его деятельность была возможной только благодаря инвестициям из-за рубежа, прежде всего из США. Альберт Шигабутдинов допускает, что многие инвестиции в России оказались безуспешными. <Причина заключается в нехватке практического опыта управления экономикой, - поясняет он. - Каждый шаг должен быть основательно продуман. Необходимо иметь четкое представление, каким образом полученные деньги будут возвращены кредитору. Получаешь деньги чужие, а возвращаешь свои. Поэтому, ТАИФ тщательно продумывает каждую инвестицию и вкладывает средства прежде всего в те проекты, которые обещают высокий и гарантированный доход, как, например, в сфере телекоммуникаций>.

В будущее компании Альберт Шигабутдинов также уверен, как и уверен в экономическое процветание Татарстана. <Наше основное преимущество состоит в том, что Республика Татарстан не дикая страна, а цивилизованный регион с высокоразвитой инфраструктурой и большим количеством квалифицированных специалистов. Кроме того, инвесторы в России и Татарстане пользуются значительными привилегиями. Третьим важным аспектом, естественно, являются богатства недр республики. В отношении ТАИФа я хотел бы отметить, что с каждого из наших инвестиционных проектов мы сегодня имеем прибыль в размере 35-40%. Во всех случаях речь идет о долгосрочных проектах, над которыми мы будем работать еще лет 20-30>.

Телекоммуникация процветает

<Развитие и модернизация телекоммуникационной сети имеет сегодня в Татарстане абсолютное преимущество перед всеми другими инфраструктурами, - заявляет министр связи Ринат Залялов. - Наше географическое положение крайне благоприятное. Республика имеет хорошо развитую транспортную сеть и богата полезными ископаемыми. Все это дает нам хорошие перспективы на будущее, но, в конечном счете, именно средства телекоммуникаций определяют экономическое положение в регионе>.

За прошедший год подключено 80 000 телефонных номеров вместо запланированных 65 000. 60 млн. рублей инвестировано в 1999 году на развитие телефонной сети. При этом, министерство связи исходит из того, что и в этом году объем инвестиций достигнет аналогичного уровня. В настоящее время в Татарстане существует 910 тыс. телефонных номеров. Телефонная плотность на 100 семей городского населения составляет 58,4 телефона, сельского - 18,6 телефона.

Уже в ближайшем будущем правительство республики планирует обеспечить каждую семью телефонной связью. Высокий уровень капиталовложений в этот сектор сохранится и в этом году.

Оператор телефонной связи Таттелеком намерен в 2000 году ввести в эксплуатацию дополнительно 25 000 обычных номеров.

Компания ТАИФ-Телком планирует расширить мощности сотовой связи еще на 40 000 номеров. Поэтому, министерство связи планирует до конца 2000 года довести емкость телефонных сетей республики до 1 млн. номеров.

Одним словом, золотое время для операторов телефонных сетей Татарстана, равно как и для международных компаний.

Таттелеком был образован в апреле 1998 года и завершил свой первый финансовый год с убытком в размере 19 млн. рублей. Но уже год спустя общая прибыль компании составила 64 млн. рублей. Сегодня Таттелеком сотрудничает с такими всемирно известными фирмами по предоставлению услуг телефонной связи, как Сименс, Алкатель, Эрикссон и Нокиа.

ТАИФ-Телком был создан в ноябре 1998 г. и начал свою деятельность в апреле следующего года. Спустя несколько месяцев, фирма объявила о том, что она подписала договор с компанией Эрикссон о создании совместного предприятия сроком на 4 года. Общая сумма контракта составляет 16 млн. долларов.

К концу 2004 года ТАИФ намеревается охватить 90% населения Татарстана своей сетью мобильной связи.

Однако, не только телекоммуникационная индустрия Татарстана переживает сегодня подъем. Огромные возможности для инвестиций имеются в международном аэропорту столицы республики. Директор аэропорта Азат Хаким осознает идеальное положение г. Казани между Европой и Азией и рассчитывает на колоссальное увеличение транзитных перевозок. В настоящее время ведется строительство второй взлетно-посадочной полосы, пригодной для любых типов самолета.

<Для дальнейшей модернизации аэропорта нужны инвестиции из частного сектора, - говорит Азат Хаким. - Сегодня вся доля принадлежит правительству, но мы готовы отдать серьезному партнеру 49% акций. Мы ищем партнера, который заинтересован в том, чтобы реконструировать аэропорт до международного уровня>.

Хаким считает, что необходимо решить еще одну задачу, прежде чем Казанский аэропорт достигнет международного уровня. Этой задачей является обеспечение безопасности полетов. <Когда мы приступали к модернизации аэропорта, - рассказывает Азат Хаким, - мы решили сконцентрировать свои усилия, в первую очередь, не на сервисном обслуживании пассажиров, а на безопасности полетов>.

Новая технология сохранила объемы добычи

50 лет работает нефтяной концерн Татнефть, который осуществляет свою деятельность преимущественно в Республике Татарстан. После приватизации предприятия 6 лет назад АО <Татнефть> все больше и больше концентрируется на нефтепереработке и поставках готовой продукции на АЗС. В прошлом году <Татнефть> добыла 25 млн. тонн нефти, что на 10% больше, чем ожидалось, и является одним из ведущих нефтедобывающих предприятий Содружества Независимых Государств.

<Татнефть> одна из немногих российских нефтяных компаний, которые сохранили прежние объемы добычи, - говорит Шафагат Шигабутдинов, - и это при том, что месторождению в Ромашкинском уже 50 лет. Это стало возможным только благодаря новым технологическим разработкам, требовавшим больших капиталовложений. Поэтому мы сотрудничаем со многими зарубежными партнерами, причем Германия и Соединенные Штаты являются основными. 30% добываемой нефти мы продаем немецким компаниям>.

На вопрос, как развивалось предприятие в прошлые годы, директор <Татнефти> ответил так: <мы еще, по сути, новички в свободной рыночной экономике. Мы еще не все знаем, но все же накопили немалый опыт>. Такие понятия как открытость и предсказуемость являются по мнению Тахаутдинова одними из основных факторов деловой привлекательности. Он убежден, что благодаря политике надежного партнерства, Татнефть стала первым российским предприятием, получившим кредиты из-за рубежа без каких-либо правительственных гарантий. <Мы получили прямые кредиты от BHF банка, Берлинер банка и Дрезднер банка. Это первый случай в истории нефтяной промышленности России. Такие кредиты получают лишь в том случае, если предприятие имеет солидный вес на мировом рынке. Банки дают свои деньги только надежным фирмам>.

Существующие месторождения нефти в республике гарантируют предприятию большие объемы добычи и в будущем. Результаты исследования нефтяных месторождений в прошлом году показали, что <Татнефть> располагает резервами в объеме почти 900 млн. тонн. Предприятие не намерено ограничиваться только Татарстаном и планирует расширять свою деятельность даже за пределами СНГ.

В будущем <Татнефть> планирует укрепить вертикальную интеграцию предприятия, так чтобы можно было охватить всю цепочку производства, начиная от нефтяного источника и заканчивая бензозаправочной колонкой. Помимо добычи нефти, предприятие намерено развивать ее переработку. Для этих целей направляются значительные инвестиции в строительство нового нефтеперерабатывающего комбината в Нижнекамске. Кроме того, <Татнефть> расширяет сеть фирменных автозаправочных станций. В прошлом году было открыто 57 таких АЗС в Татарстане и России. В текущем году предприятие планирует установить или приобрести более 100 автозаправок.

Руководитель <Татнефти> Шафагат Тахаутдинов работает в нефтяном секторе с 35 лет. Начинал он простым рабочим, затем работал в службе технического развития, прежде чем перешел в управление предприятия. На вопрос, чем он особенно гордится в своей карьере, директор нерешительно ответил: <на такие вопросы я, как правило, не отвечаю. Дать оценку моей деятельности могут только те люди, кто вместе со мной работает. Лично я своей работой никогда не бываю доволен>. Однако, когда мы начинаем говорить о научно-исследовательском отделе предприятия, в котором Тахаутдинов сам долгое время работал, его гордости нет предела. <Мы делаем все, чтобы разработанную у нас технологию распространить на другие предприятия. Большим достижением наших конструкторов стала разработка коррозионностойкого материала для нефтепроводов. Специалистами <Татнефти> был разработан метод, позволяющий увеличить срок службы трубопроводов до 20 лет. Такой деятельностью я действительно доволен. Эта разработка принесла пользу всей нефтяной промышленности Татарстана и к тому же явилась новшеством в области защиты окружающей среды>.

Строительство нового нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске

В экспортном секторе Татарстана определенно доминирует нефтяная отрасль промышленности. В прошлом году республика экспортировала 35% добытой нефти, что составило 62% всех экспортных поставок. 88% нефти было экспортировано за пределы СНГ. Тем не менее, Татарстан поставил в 1999 году нефть в страны СНГ на общую сумму 65 млн. долларов. Общий объем зарубежных инвестиций в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли промышленности Татарстана в прошлом году составили 18 млн. долларов.

Крупнейшим экспортером нефтепродуктов является отраслевой гигант <Нижнекамскнефтехим>. Он является не только самым крупным нефтеперерабатывающим предприятием в Российской Федерации, но и входит в число крупнейших нефтяных компаний Европы. Владимир Бусыгин принял руководство предприятием в январе 1999 года и хорошо помнит, какие трудности ему пришлось преодолевать. <Первостепенной задачей являлось дальнейшее производство при полной загрузке производственных мощностей, - рассказывает Владимир Бусыгин. - Задача была трудной, т.к. отсутствовало сырье. Мне нужно было его найти. Мы должны были разработать более эффективные методы производства; необходимо было ликвидировать задолженности по заработной плате, да и саму зарплату нужно было увеличить. На предприятии работают 22000 человек. Примерно 70% этих проблем на сегодняшний день решены>.

То, что с приходом Владимира Бусыгина к руководству <Нижнекамскнефтехимом> многое изменилось, подтверждает и руководитель внешнеторговой фирмы предприятия: <с приходом нового руководства полностью изменилась и стратегия предприятия. До сих пор оборот был слишком низким, чтобы в полном объеме расплачиваться с поставщиками сырья. Мы были вынуждены погашать задолженность поставками готовой продукции. В последствии, эти предприятия продавали нашу продукцию по заниженным ценам. Таким образом, мы стали конкурировать с собственной продукцией. Ситуация изменилась в январе прошлого года>.

Одним из важнейших проектов, над которым <Нижнекамскнефтехим> работает сегодня, является строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Нижнекамске. <Нижнекамскнефтехим>, имея 25% акций, является вторым по величине участником проекта после <Татнефти>, доля которой в основном капитале составляет 63%. Первая часть завода позволит выпускать ежегодно 1,2 млн. тонн дизельного топлива и 400.000 тонн авиационного топлива. Затраты на монтажные работы составят в этом году 80 млн. долларов, в следующем году - 27 млн. долларов. Общие затраты на строительство нового нефтеперерабатывающего комбината оцениваются в 1,1 млрд. долларов. Для приобретения американского оборудования для этого завода <Нижнекамскнефтехим> взял у Эксимбанка, США, кредит в размере 114 млн. долларов.

В этом году предприятие укрепило сотрудничество с немецкими компаниями. В апреле месяце <Нижнекамскнефтехим> и дочерняя компания концерна БАСФ <Эластогран> заключили договор о создании совместного предприятия <Эластокам>. Обе компании планируют к концу текущего года приступить к производству полиуретановых систем. Общая сумма инвестиций для реализации этого проекта оценивается в 12 млн. немецких марок. Завод будет установлен в г. Нижнекамске. Ввиду наличия большого числа потребителей полиуретановой продукции, <Эластокам> рассчитывает на большие обороты. Предусматривается также сбыт продукции в разных частях СНГ.

Кроме участия в СП <Эластокам>, <Нижнекамскнефтехим> является партнером двух других германо-татарских совместных предприятий. Немецкая фирма Минеральойл-Роштофф-Хандель ГмбХ участвует в совместных предприятиях <Татойлгаз> и <Петрокам>. В начале этого года обсуждался вопрос расширения участия немецких компаний в добыче природного газа.

Директор <Нижнекамскнефтехима> Владимир Бусыгин удовлетворен сотрудничеством своего предприятия с немецкими партнерами. <У нас немало деловых контактов с немецкими компаниями, - заключает Бусыгин, - не говоря уж о том, что многие именитые немецкие фирмы являются покупателями нашей продукции, например, <Байер>. При этом необходимо отметить, что мы сегодня заключаем долгосрочные договора. Еще несколько лет назад за рубежом существовало сомнение в наших возможностях как поставщика. Мы смогли успокоить обеспокоенных клиентов как качеством, так и количеством поставляемой нами продукции. Они сегодня готовы подписывать с нами договора за три года вперед>.

Руководитель внешнеторговой фирмы <Нижнекамскнефтехима> также считает, что контакты с Германией имеют большое значение для предприятия. <Мы сотрудничаем с немецкими фирмами как по импорту, так и экспорту. Нашим главным партнером является БАСФ. Товарообмен осуществляется в обоих направлениях. Мы поставляем нашу продукцию в Германию и импортируем химикаты, необходимые для производственных нужд. Уже много лет мы торгуем на азиатском рынке. Например, мы являемся основными поставщиками резиновой продукции для корейских производителей автошин, которые охватывают 50% мирового рынка. Во время финансового кризиса в Азии объем поставок из Татарстана сократился. Между тем, ситуация нормализовалась. Экономика Южной Кореи оправилась от кризиса>.

<Надежность является главным критерием партнерства <Нижнекамскнефтехима> с зарубежными компаниями, - развивает тему руководитель ВТФ. - Мы никогда не нарушаем своих обязательств и поставляем продукцию к согласованному сроку. Чтобы не оказаться в затруднительном положении в случае нехватки экспортной продукции или же возникновения каких-либо транспортных проблем, мы поддерживаем крупные складские запасы в финских портах. Мы оперативно реагируем на все запросы и пожелания зарубежных партнеров, что доставляет обеим сторонам радость и удовольствие от сотрудничества>.

Совместное предприятие с Дженерал Моторс

Татарстан является первым регионом СНГ, в котором производятся американские автомобили

Татарстан относится к числу наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. В советские времена республика считалась кузницей оружия СССР, т.е. 60% всех производственных мощностей принадлежало оборонной отрасли промышленности. После развала Советского Союза значительная часть этих мощностей оказалась невостребованной, отсутствовали новые технологии и ноу-хау. Но уже скоро конверсия дала первые результаты. Объем производства в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях вырос в прошлом году на 29%. Ведущими секторами промышленности являются сегодня машиностроение, автомобилестроение и самолетостроение. Таким образом, машиностроение и металлообрабатывающая промышленность все увереннее становятся альтернативой для нефтеперерабатывающей индустрии.

Татарстан является первым и в настоящее время единственным регионом СНГ, где производятся американские автомобили. В г. Елабуге, расположенном в 200 км к востоку от столицы республики г. Казани, находится совместное предприятие с участием <Дженерал Моторс>, на котором налажено производство автомобилей <Шевроле Блейзер> и <Опель Вектра>.

Елабужский автомобильный завод (ЕлАЗ) был основан в 1985 году и выпускал поначалу тракторы. Три года спустя завод приступил к производству легковых автомобилей. В 1996 году <ЕлАЗ> подписывает соглашение о создании совместного предприятия с <Дженерал Моторс>. Доля иностранного концерна в уставном капитале СП составляет 25%, оставшаяся часть распределена между федеральным правительством и правительством Татарстана.

Директор <ЕлАЗа> Равиль Зарипов добрым словом вспоминает время десятилетней давности, когда возникла необходимость поиска совершенно новой стратегии развития предприятия. <В этот регион всегда вкладывались немалый средства, даже в советские времена. Но когда Союз распался, перед нами возникла необходимость принятия важных решений в отношении дальнейшей деятельности предприятия, насчитывающего пять тысяч сотрудников. Шаг за шагом мы двигались вперед. Мы модернизировали завод и, в конце концов, нашли в лице <Дженерал моторс> партнера для совместного производства. Следующим шагом на пути вперед стало создание свободной экономической зоны, чтобы привлечь большее число инвесторов>.

Свободная экономическая зона Алабуга, охватывающая 16,5 квадратных километров территории, была основана в 1998 году. Она имеет развитую инфраструктуру и обеспечивает связь с основными транспортными магистралями. Расположенные на ней предприятия пользуются значительными налоговыми льготами. Руководитель <ЕлАЗа> Зарипов отвечает также за управление этой свободной экономической зоной. Чтобы привлечь новых инвесторов, Зарипов часто выезжает за границу. Наиболее важной <станцией> на пути его следования является Ганноверская ярмарка. <Мы должны отчетливо разъяснить, что свободная экономическая зона предлагает больше, чем только налоговые стимулы, - объясняет Зарипов. - Первым привлекательным моментом для иностранных инвесторов, естественно, являются конкурентоспособные цены. Вторым очень важным аспектом является стабильная политическая обстановка в регионе. Эти факторы для инвесторов очень важны>.

Тем не менее, промышленное производство в Татарстане не ограничивается только свободной экономической зоной в Елабуге. В столице республики г. Казани 46% работающего населения занято в перерабатывающей отрасли промышленности, в г. Набережные Челны - 39%.

В Нижнекамске стоит завод, являющийся крупнейшим в Европе по производству автомобильных шин. <Нижнекамскшина> выпускает 40% всех производимых в России автошин. Для руководителя предприятия Радика Ильясова главным является расширения производства и выход на зарубежные рынки. <Мы были образованы в 1973 году как государственное предприятие, - рассказывает Радик Ильясов. - Во времена Советского Союза все предприятия производили одни и те же шины без собственного товарного знака. Наша продукция уже тогда была очень хорошей, но мы не могли выделяться на фоне других производителей. Сегодня у нас свой фирменный знак <КАМА>, и мы предлагаем свою продукцию на международном рынке>.

С целью расширения производства, <Нижнекамскшина> ищет иностранных партнеров, и руководитель предприятия уверен, что уже скоро он их найдет. <Кто намерен инвестировать в <Нижнекамскшину>, должен обратить внимание на то, что наше предприятие располагается в непосредственной близости от производителей автомобилей. Для России 600 километров не расстояние>.

Опубликовано 9 августа 2000 г. Ответственный редактор - Аия Зёдерхольм-Ланге. Тел./факс: +49 (8808) 1227.