Публикации > Просмотр публикации
Российские мусульмане освобождены, но до спокойной жизни им еще далеко
Раздается знакомый заунывный голос. Молодые люди отрываются от занятий и выходят на молитву. Они собрались сюда из 20 регионов России, у них разные национальности, но они выбрали для себя институт, одно название которого было немыслимо десять лет назад - Российский Исламский Университет.
Он был основан в 1998 году, и на сегодняшний момент в отремонтированном здании учится уже 148 студентов. Университет пользуется поддержкой бывшего коммуниста, а ныне лидера Татарстана - полуавтономной республики, просторы которой обступают урбанизированную столицу на берегу реки Волги.
Распад Советского Союза положил конец преследованию верующих, а существование университета, похоже, свидетельствует о реализуемой государством политике исламского возрождения. Хотя большинство российских мусульман, а их от 13 до 20 миллионов, ведут светский образ жизни, после десятилетий репрессий молодежь стала больше интересоваться религией.
В советские времена в Татарстане было 18 мечетей. Сейчас их более тысячи, включая одну, которая с размахом строится в стенах городской крепости.
Но в России, даже в Татарстане, отличающемся терпимостью, отношение государства к исламу зависит от течения ислама, с которым ему приходится иметь дело.
Менее, чем в 200 милях от Российского Исламского Университета в унылом индустриальном городе Набережные Челны другой исламский религиозный институт - медресе Юлдуз терпит осаду со стороны государства.
После того, как появились данные о том, что выпускники медресе отправляются сражаться против России в Чечню, правительство Татарстана отправило арабских учителей домой и лишило медресе лицензии. Чтобы обезопасить себя, Юлдуз превратился в медресе для девочек. Но без лицензии. Государство хочет закрыть медресе.
Всплеск исламского фундаментализма обеспокоил российских официальных представителей, большинство из которых с опаской относятся ко всякой религии, которая не имеет отношения к Русской Православной Церкви. Продолжающаяся война в Чечне способствует разжиганию антиисламских настроений, поскольку сепаратисты считают себя мусульманскими экстремистами. Большую обеспокоенность вызывает финансовое и идеологическое влияние в Чечне и за ее пределами со стороны исламских стран.
Возрождение ислама возможно и не представляет непосредственной угрозы для Российской Федерации, но он бросает вызов президенту Владимиру Путину и его последователям.
В семи республиках России, включая Чечню и, в какой-то степени Татарстан, мусульмане уже составляют большинство населения. Это не иммигранты, у которых можно отнять визу. История мусульман в этих местах насчитывает более тысячи лет.
Медресе отражает точку зрения молодого поколения, считающего, что российскую форму ислама, приспособившуюся к царскому режиму, а затем и к советской власти, сохранять не стоит. Директор школы Малик Ибрагимов, 36 лет, четыре года проучившийся в Саудовской Аравии, говорит, что единственная настоящая форма ислама - это фундаментализм. Он называет российский ислам "мусором".
Напротив, Университет отражает стремление к сохранению радикального ислама посредством продвижения российского ислама, который отличают многовековая традиция сосуществования с другими народами и религиями, а также уважение к государству.
Но лояльность должна выдержать проверку, что и происходит в наши дни. Растет недовольство российских мусульман американскими бомбардировками Афганистана, при этом умеренные мусульмане говорят, что продолжение бомбардировок заметно повлияет на радикализацию их настроений. Некоторые религиозные лидеры открыто критикуют не только американскую политику, но и ее поддержку со стороны России. Один из лидеров сказал на этой неделе, что российские мусульмане с полным правом могут взять в руки оружие и выступить в поддержку движения Талибан.
В ближайшие месяцы хорошие отношения президента Путина с Западом могут вызвать рост недовольства не только среди российских мусульман, не говоря уже о русских националистах.
Президент встретился с лидерами мусульман. Он говорил о российской истории, богатой примерами сосуществования разных религий. Но мусульмане заявили, что он делает слишком мало, чтобы повлиять на местные власти, которые совместно с Русской Православной Церковью препятствуют строительству новых мечетей.
Они говорят, что, раздувая страхи перед исламским терроризмом, Путин тем самым способствует процессу роста антипатий к самому исламу. Правительство обвинило чеченских мусульман террористов в организации терактов в 1999 году, унесших жизни более 300 человек. По оценкам специалистов, в Москве проживает около миллиона мусульман, среди них много беженцев из Чечни и других республик Северного Кавказа. Они подвергаются дискриминации со стороны властей.
Российские лидеры настаивают на том, что подобные меры необходимы для того, чтобы другие сепаратисты не получили поддержку со стороны исламских фундаменталистов.
"Если экстремистским силам удастся захватить Северный Кавказ - сказал Путин в прошлом году, - то эта зараза может перекинуться на Волгу, распространиться на другие республики, и мы либо столкнемся с полной исламизацией России, либо будем вынуждены пойти на разделение России на несколько независимых государств".
Ваххабизм - пуританское течение Ислама, пользующееся серьезной поддержкой в Саудовской Аравии и имеющее среди своих последователей Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), действует на российское государство и СМИ как красная тряпка на быка. Некоторые кавказские экстремисты учились в Саудовской Аравии, и принадлежат к этому течению. Слово "Ваххабизм" в России стало синонимом слова "экстремизм", а в нескольких республиках на это течение наложен запрет.
Но некоторые считают, что репрессии против исламского фундаментализма только помогут его распространению. Когда приходит время пятничной молитвы, мечети наполняются молодыми людьми, они говорят, что преследования со стороны государства только сильнее подталкивают их к исламу. "Когда я выхожу из мечети, я чувствую себя сильнее", - говорит Расим Загиров 25 летний студент из Дагестана, живущий в Москве.
Молодым людям пришлось начинать с того места, на котором закончили их отцы, когда коммунистами были сосланы тысячи учителей ислама и закрыты почти все мечети и религиозные школы. У них не было возможности следовать примеру родителей, которые знали лишь основные обряды, поэтому они отправились к священникам и учителям, которые, начиная с 80х годов, обучались в арабских странах.
Обучение за границей, наряду с притоком арабских эмиссаров, осуществлявших после распада СССР духовное руководство и финансовую поддержку, помогло создать целое поколение горячих неофитов. Орхан Джемал (Orkhan Djemal) пресс-секретарь Eurazes Party, мусульманской группировки, контролирующей маленькую фракцию в парламенте, говорит, что для таких россиян, как он, которым 20-30 лет ислам "это не сборник обычаев", и не фольклор. "Это определенная система справедливости, свободы, честной жизни". Он говорит, что в большинстве мусульманских регионов следует принять исламские законы.
Консервативные мусульманские лидеры опасаются, что все возрастающая потребность в учителях ислама будет пополнена за счет молодых радикалов. Они советуют президенту Путину обратить больше внимания на исламское образование. Так поступил президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Шаймиев ловкий политик, которому удалось пережить распад СССР. Он установил крепкие экономические связи с арабскими и мусульманскими странами. Но, когда речь заходит об исламском образовании, даже о его Исламском Университете, президент Шаймиев отказывается от помощи исламских стран. "Мы лучше поддержим это своими силами", - говорит он.
Несколько лет назад обеспокоенный тем, что арабские учителя распространяют ваххабизм Шаймиев помог умеренному Гусману Исхакову стать главой Совета мусульманского духовенства Татарстана. Исхаков, по совместительству ректор Исламского Университета, быстро взял под свой контроль религиозные школы.
Те, кто пропагандирует создание в России исламского государства или проповедует нетерпимость между нашими религиями, говорит он, угрожают миру между мусульманами и христианами, который веками царил в Татарстане.
"Идеи, провозглашенные в Саудовской Аравии, не подходят для нас", - сказал он.
Ибрагимов из Медресе Юлдуз со скепсисом относится к тому, что его земляки татары, предпочитающие пьянство Корану, готовы к принятию исламских законов. Кроме того, он считает, что государство опасается, как бы верующие мусульмане не начали применять свои понятия о справедливости по отношению к той коррупции, что царит вокруг них.
Слова руководителя медресе кажутся странными, когда в России набирает силу капитализм, как когда-то - коммунизм. Плакат на стене изображает больное сердце, страдающее от ловушек-символов западного успеха - машина, мобильный телефон, деньги. По его словам, за четыре года пребывания в Саудовской Аравии он не видел "ни наркотиков, ни воровства, ни алкоголизма, ни убийств как в России, и если это называют Ваххабизмом, то я за такой Ваххабизм".
Раздается знакомый заунывный голос. Молодые люди отрываются от занятий и выходят на молитву. Они собрались сюда из 20 регионов России, у них разные национальности, но они выбрали для себя институт, одно название которого было немыслимо десять лет назад - Российский Исламский Университет.
Распад Советского Союза положил конец преследованию верующих, а существование университета, похоже, свидетельствует о реализуемой государством политике исламского возрождения. Хотя большинство российских мусульман, а их от 13 до 20 миллионов, ведут светский образ жизни, после десятилетий репрессий молодежь стала больше интересоваться религией.
В советские времена в Татарстане было 18 мечетей. Сейчас их более тысячи, включая одну, которая с размахом строится в стенах городской крепости.
Но в России, даже в Татарстане, отличающемся терпимостью, отношение государства к исламу зависит от течения ислама, с которым ему приходится иметь дело.
Менее, чем в 200 милях от Российского Исламского Университета в унылом индустриальном городе Набережные Челны другой исламский религиозный институт - медресе Юлдуз терпит осаду со стороны государства.
После того, как появились данные о том, что выпускники медресе отправляются сражаться против России в Чечню, правительство Татарстана отправило арабских учителей домой и лишило медресе лицензии. Чтобы обезопасить себя, Юлдуз превратился в медресе для девочек. Но без лицензии. Государство хочет закрыть медресе.
Всплеск исламского фундаментализма обеспокоил российских официальных представителей, большинство из которых с опаской относятся ко всякой религии, которая не имеет отношения к Русской Православной Церкви. Продолжающаяся война в Чечне способствует разжиганию антиисламских настроений, поскольку сепаратисты считают себя мусульманскими экстремистами. Большую обеспокоенность вызывает финансовое и идеологическое влияние в Чечне и за ее пределами со стороны исламских стран.
Возрождение ислама возможно и не представляет непосредственной угрозы для Российской Федерации, но он бросает вызов президенту Владимиру Путину и его последователям.
В семи республиках России, включая Чечню и, в какой-то степени Татарстан, мусульмане уже составляют большинство населения. Это не иммигранты, у которых можно отнять визу. История мусульман в этих местах насчитывает более тысячи лет.
Медресе отражает точку зрения молодого поколения, считающего, что российскую форму ислама, приспособившуюся к царскому режиму, а затем и к советской власти, сохранять не стоит. Директор школы Малик Ибрагимов, 36 лет, четыре года проучившийся в Саудовской Аравии, говорит, что единственная настоящая форма ислама - это фундаментализм. Он называет российский ислам "мусором".
Напротив, Университет отражает стремление к сохранению радикального ислама посредством продвижения российского ислама, который отличают многовековая традиция сосуществования с другими народами и религиями, а также уважение к государству.
Но лояльность должна выдержать проверку, что и происходит в наши дни. Растет недовольство российских мусульман американскими бомбардировками Афганистана, при этом умеренные мусульмане говорят, что продолжение бомбардировок заметно повлияет на радикализацию их настроений. Некоторые религиозные лидеры открыто критикуют не только американскую политику, но и ее поддержку со стороны России. Один из лидеров сказал на этой неделе, что российские мусульмане с полным правом могут взять в руки оружие и выступить в поддержку движения Талибан.
В ближайшие месяцы хорошие отношения президента Путина с Западом могут вызвать рост недовольства не только среди российских мусульман, не говоря уже о русских националистах.
Президент встретился с лидерами мусульман. Он говорил о российской истории, богатой примерами сосуществования разных религий. Но мусульмане заявили, что он делает слишком мало, чтобы повлиять на местные власти, которые совместно с Русской Православной Церковью препятствуют строительству новых мечетей.
Они говорят, что, раздувая страхи перед исламским терроризмом, Путин тем самым способствует процессу роста антипатий к самому исламу. Правительство обвинило чеченских мусульман террористов в организации терактов в 1999 году, унесших жизни более 300 человек. По оценкам специалистов, в Москве проживает около миллиона мусульман, среди них много беженцев из Чечни и других республик Северного Кавказа. Они подвергаются дискриминации со стороны властей.
Российские лидеры настаивают на том, что подобные меры необходимы для того, чтобы другие сепаратисты не получили поддержку со стороны исламских фундаменталистов.
"Если экстремистским силам удастся захватить Северный Кавказ - сказал Путин в прошлом году, - то эта зараза может перекинуться на Волгу, распространиться на другие республики, и мы либо столкнемся с полной исламизацией России, либо будем вынуждены пойти на разделение России на несколько независимых государств".
Ваххабизм - пуританское течение Ислама, пользующееся серьезной поддержкой в Саудовской Аравии и имеющее среди своих последователей Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), действует на российское государство и СМИ как красная тряпка на быка. Некоторые кавказские экстремисты учились в Саудовской Аравии, и принадлежат к этому течению. Слово "Ваххабизм" в России стало синонимом слова "экстремизм", а в нескольких республиках на это течение наложен запрет.
Но некоторые считают, что репрессии против исламского фундаментализма только помогут его распространению. Когда приходит время пятничной молитвы, мечети наполняются молодыми людьми, они говорят, что преследования со стороны государства только сильнее подталкивают их к исламу. "Когда я выхожу из мечети, я чувствую себя сильнее", - говорит Расим Загиров 25 летний студент из Дагестана, живущий в Москве.
Молодым людям пришлось начинать с того места, на котором закончили их отцы, когда коммунистами были сосланы тысячи учителей ислама и закрыты почти все мечети и религиозные школы. У них не было возможности следовать примеру родителей, которые знали лишь основные обряды, поэтому они отправились к священникам и учителям, которые, начиная с 80х годов, обучались в арабских странах.
Обучение за границей, наряду с притоком арабских эмиссаров, осуществлявших после распада СССР духовное руководство и финансовую поддержку, помогло создать целое поколение горячих неофитов. Орхан Джемал (Orkhan Djemal) пресс-секретарь Eurazes Party, мусульманской группировки, контролирующей маленькую фракцию в парламенте, говорит, что для таких россиян, как он, которым 20-30 лет ислам "это не сборник обычаев", и не фольклор. "Это определенная система справедливости, свободы, честной жизни". Он говорит, что в большинстве мусульманских регионов следует принять исламские законы.
Консервативные мусульманские лидеры опасаются, что все возрастающая потребность в учителях ислама будет пополнена за счет молодых радикалов. Они советуют президенту Путину обратить больше внимания на исламское образование. Так поступил президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Шаймиев ловкий политик, которому удалось пережить распад СССР. Он установил крепкие экономические связи с арабскими и мусульманскими странами. Но, когда речь заходит об исламском образовании, даже о его Исламском Университете, президент Шаймиев отказывается от помощи исламских стран. "Мы лучше поддержим это своими силами", - говорит он.
Несколько лет назад обеспокоенный тем, что арабские учителя распространяют ваххабизм Шаймиев помог умеренному Гусману Исхакову стать главой Совета мусульманского духовенства Татарстана. Исхаков, по совместительству ректор Исламского Университета, быстро взял под свой контроль религиозные школы.
Те, кто пропагандирует создание в России исламского государства или проповедует нетерпимость между нашими религиями, говорит он, угрожают миру между мусульманами и христианами, который веками царил в Татарстане.
"Идеи, провозглашенные в Саудовской Аравии, не подходят для нас", - сказал он.
Ибрагимов из Медресе Юлдуз со скепсисом относится к тому, что его земляки татары, предпочитающие пьянство Корану, готовы к принятию исламских законов. Кроме того, он считает, что государство опасается, как бы верующие мусульмане не начали применять свои понятия о справедливости по отношению к той коррупции, что царит вокруг них.
Слова руководителя медресе кажутся странными, когда в России набирает силу капитализм, как когда-то - коммунизм. Плакат на стене изображает больное сердце, страдающее от ловушек-символов западного успеха - машина, мобильный телефон, деньги. По его словам, за четыре года пребывания в Саудовской Аравии он не видел "ни наркотиков, ни воровства, ни алкоголизма, ни убийств как в России, и если это называют Ваххабизмом, то я за такой Ваххабизм".
Ами Вальдман (Amy Waldman), "The New York Times", США, 09 ноября 2001