Публикации > Просмотр публикации
Академик Ренат Акчурин: Татары - мост России в "век Востока"

Еще недавно его имя произносили в Татарстане с пиететом. А сегодня во многих местных СМИ он как по команде объявлен чуть ли не предателем татарского народа. О своем взгляде на суть "татарского вопроса" знаменитый кардиохирург, лауреат Государственных премий СССР и России, президент общероссийской организации "Ватаным" ("Мое Отечества") рассказал корреспонденту "Века".

- Готовясь к нашей встрече, задал нескольким людям вопрос: с чем ассоциируется слово "татарин"? Вне конкуренции - "иго". Еще вспомнили поговорку о незваном госте. Конечно, срабатывают стандартные клише. Но самое печальное, что ими и ограничиваются у большинства россиян знания о народе, который из коренных является по численности вторым после русского. Татары - почти Атлантида. К примеру, даже филологи не помнят, кто такой Тукай. А ведь это татарский Пушкин.

- Увы, это так. Особо удручает односторонний, поверхностный взгляд на историю. Вот вы говорите о клише - "иго". Страшное слово, означающее "рабство", "гнет". Это понятие с XVIII века попало в учебники и обитает в них по сей день. На самом деле отношения Руси и Орды были далеко не столь однозначными. Мало кто знает, что Русь, в отличие от многих других государств, вообще не была включена в состав Орды. Сегодня все больше русских историков говорят о русском самоуправлении под татарским контролем! И это действительно так. Вспомним, к примеру, взаимоотношения Орды и Русской православной церкви. Ведь она была взята под покровительство хана. Ярлыки освобождали духовенство от всех видов дани и повинностей. Более того, при ханском дворе была учреждена православная епископия, так как число русских в Орде постоянно росло. Именно церкви были средоточием культуры, письменности. Да, русские платили дань, но сохранили свою веру и культуру. Вот вам и "иго"! Кстати, можно вспомнить, что всюду, куда приходил католицизм, сразу же шло наступление на религию побежденного народа. На саму его суть, душу.

- Говорят, поскобли любого русского и найдешь татарина. Помню, Иван Бунин с гордостью заявлял, что в его жилах течет татарская кровь. Подчеркивал этой Александр Куприн.

- Татарские корни есть у Ивана Грозного, а по матери, Наталье Нарышкиной, и у Петра I. Татарская кровь текла в жилах Аксаковых, Юсуповых, Тургеневых, в том числе и великого писателя, знаменитого историка Николая Карамзина, поэта Гавриила Державина, философа Чаадаева. Перечислять можно очень долго, ведь русские цари приблизили ко двору знатные татарские семьи. Эти люди сыграли в судьбе России большую роль. С другой стороны, наблюдается "детская болезнь" в еще юной татарской историографии. В татары стали записывать Суворова, Кутузова, адмирала Ушакова, Пушкина, Гоголя и даже Ельцина. Кроме того, утверждается, что Золотая Орда и Волжская Булгария были самыми передовыми в политическом, экономическом, культурном отношении странами.

Но должен заметить, что с "переписчиками" истории из Казани успешно соревнуются их коллеги из Москвы. Их опусы порочат русскую историю похлеще сторонних недоброжелателей. Так, Александр Невский уже "предатель русского народа, переметнувшийся к Золотой Орде". А возведенный в лики святых Дмитрий Донской, оказывается, в Куликовской битве сражался не за освобождение Руси, а из чисто шкурных интересов.

- Сегодня многие недоумевают, зачем всемирно известный ученый стал заниматься национальными вопросами? Возглавил движение "Ватаным"? Наверняка ведь представлял, какая волна возмущений поднимется в местной прессе. И действительно, чего только не пишут! К примеру, такая тирада: "Не московским татарам судить о путях к татарскому счастью, ибо они манкурты, отрабатывающие кремлевский хлеб; знаменитый хирург - не татарин вовсе, ведь он женат на русской". И так далее. Ладно, если бы такие словеса произносили полуграмотные националисты, но к потоку обвинений подключился политический советник президента Татарстана Рафаэль Хакимов. Если отбросить шелуху, то суть позиции ваших оппонентов проста: Татария должна стать суверенным государством, а главный противник на пути в светлое будущее - Россия. Какова ваша позиция?

- Любой здравомыслящий человек понимает: требования подобного суверенитета - это тупик. Следуя такой логике, свои государства должны создать сто с лишним народов России. Думаю, и в Татарстане все это прекрасно понимают, но глаза застилает обида, разочарование, что даже тот суверенитет, который республика "проглотила" по формуле тогдашнего президента России Бориса Николаевича Ельцина, с "наведением конституционного порядка в России" постепенно урезается. Должен заметить, что нередко это делается без убедительных оснований.

А вообще, сама идея суверенизации далеко не универсальна. Она не решает многих проблем татар. Например, можно ли считать Татарстан государством только татарского народа, если около половины его населения имеет иную национальность, если 4/5 татар проживает за пределами республики? Думаю, что нет. В то же время есть настоятельная необходимость консолидации всех татар России. И эту задачу обязаны решать, в том числе и национально-культурные автономии, расположенные в разных регионах России. Крайне важно обеспечить их эффективное взаимодействие с Республикой Татарстан. Вместо этого отдельные, как раньше говорили, товарищи выдвигают от имени всего татарского народа инициативы, далекие от его истинных проблем. К примеру, намерение Казани перейти с кириллицы на латиницу не согласуется с волей татар, живущих вне Татарстана.

- И все же, Ренат Сулейманович, вы за или против суверенитета?

- За! Но в рамках Российской Федерации. Так сложилось исторически, что татары - это российский этнос и его судьба - судьба России. В то же время могу понять обеспокоенность руководителей Татарстана. Татарский этнос постепенно ассимилируется, если не сказать сильнее - гибнет. Но федеральная власть заняла, я бы сказал, позицию циничного наблюдателя все видит, все понимает, но не помогает.

Если декларируется, что наша страна многонациональная, то государство обязано помогать своим народам. Что же происходит на деле? По долгу службы бываю в регионах России, где компактно проживают десятки, а то и сотни тысяч татар. Это те самые национально-культурные автономии. Звучит красиво. Но, не поверите, нередко они не могут получить у местной власти даже маленькую комнату, куда люди могли бы прийти со своими проблемами, предложениями. Собираются в собственных квартирах. Литература на татарском языке - дефицит даже в Башкирии, где доля татар составляет 40 процентов населения. До революции татаристикой занимались и в Московском университете, и в Академии наук, сейчас нет ничего подобного. Как нет вне Татарии в лингвистических вузах кафедр, где бы изучали татарский язык, готовили преподавателей.

В Москве открыты самые разные культурные центры - болгарский, грузинский, еврейский, германский центр "Гете" и так далее. Но нет полноценного татарского культурного центра. Хотя еще до революции один богатый татарин Асадуллаев завещал свой особняк именно для этих целей. Вопрос о его передаче московской татарской автономии маринуется уже несколько лет.

Руководство общероссийских каналов радио и телевидения не решает вопроса о вещании на языках народов России. Кстати, "Свобода" ведет передачи и на татарском, и на чеченском, и на многих других российских языках.

Не менее остры проблемы религии. Сегодня чуть ли не в каждой части российской армии есть православная церковь. Но татарский парень воспитан иначе, он мусульманин. Что ему делать? По оценкам демографов, к 2015 году около 70 процентов российской армии будут составлять те, кому в той или иной степени близки мусульманские традиции. Или еще пример, руководство Русской православной церкви напористо продвигает идею об изучении в школах православия. Но почему не основ и истории всех традиционных для России религий?

- Можно еще вспомнить высказывания некоторых наших политиков, что надо вообще ликвидировать республики, автономные области и округа.

- В России появилось немало публикаций, утверждающих, что понятия "народ", "нация' - пережиток прошлого. В пример ставят США, где люди любой национальности якобы переплавляются в американцев. Кто-то мечтает сделать Россию второй Америкой. Отсюда и отмена "пятого" пункта в российских паспортах, и ликвидация Министерства национальных отношений.

Неуклюжие движения в национальном вопросе сеют зерна раздора между народами. Меня это очень тревожит. Поэтому и согласился возглавить движение "Ватаным" которое будет заниматься проблемами, о которых я рассказывал.

- Об американском плавильном котле сейчас говорят многие. В нем видят, чуть ли не будущее человечества. Ведь мир унифицируется, а глобализация многократно ускоряет этот процесс. Вот вы обеспокоены состоянием татарского языка. Но надо честно признать, что практически всюду молодежь вовсе не рвется изучать родные языки. Зачем, если в стране главенствует язык самой многочисленной национальности? На нем общаются, ведут делопроизводство. Можно, конечно, возмущаться, но такова общемировая тенденция.

- Я бы даже сказал, что исчезают не только языки, но и целые народы. Говорите - тенденция? Но кто сказал, что это хорошо? Давно доказано: природа стабильна, если она разнообразна. Сейчас процессы идут с такой скоростью, что никто не возьмется предсказать, как вроде бы самое безобидное действие отзовется в будущем. Вспомните знаменитую бабочку из рассказа Брэдбери. Ее нечаянное убийство в корне изменило ход событий. Так и с народами. Вовсе не исключено, что исчезновение тех или иных этносов окажется роковым для судеб Земли.

Да, мир становится все более американизированным. Но заглянем чуть дальше. По всем прогнозам XXI век будет "веком Востока". В одной только Азии будет проживать более 55 процентов населения планеты, именно здесь окажется ее экономический центр. А значит, надо готовиться к тому, что в мире произойдет переоценка многих ценностей. И я не сомневаюсь, что татарский народ способен сыграть большую роль в адаптации России к "веку Востока". Такой опыт в истории татарского народа уже был. Помните, кто помог в Центральной Азии ликвидировать неграмотность, заложив основы процветания ныне суверенных государств - Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана.

- Закончился третий Всемирный конгресс татар. Дал он ответы на вопросы, которые вас волнуют?

- К сожалению, я не смог участвовать в его работе, так как был в командировке за границей. Но знаю, что он готовился очень непросто. К примеру, выдвигались даже "идеи" обратиться к ООН с требованием защитить татарский народ от "геноцида". Умеренность и прагматизм президента Шаймиева позволяют гасить крайности и находить компромиссы. Но поле для манёвра сокращается. И поэтому все очевиднее проблема и татар, и других народов, входящих в великое государство, это прежде всего проблема самой России. Ее национальной политики, внутреннего устройства, путей развития.

Газета "Век" N 32, 24 сентября 2002 г.