Публикации > Просмотр публикации
ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина на V Европейском Форуме в Берлине

(Отель Адлон, 20 ноября 1999 года)

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые участники форума!

Приглашение на данный форум я расцениваю как оценку того вклада, который вносит Татарстан в своей каждодневной деятельности по проведению демократических преобразований в России, переводу экономики на рыночные рельсы и в целом по демократизации общественно-политических процессов. В связи с этим мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми размышлениями по заявленной теме.

На переломном этапе развития цивилизации, в преддверии нового тысячелетия многие политики и ученые задумываются над тем, - правильно ли выбраны ориентиры социального развития. Стремятся осмыслить пройденный путь, спрогнозировать будущее. Для стран Европейского Сообщества взгляд в будущее связан с процессами интеграции в политической и экономической сферах. Западная Европа уверенно идет к объединению, признавая целесообразность и необходимость открытых границ, единой денежной единицы, общеевропейских политических структур.

Российская Федерация - евразийское государство. Но также является неоспоримым фактом, что Россия - это часть Европы. Несмотря на большие различия происходящих процессов в Западной Европе и на территории России, есть у нас и очень много общего. Прежде всего, речь идет об усилении политической и экономической роли и значения регионов в процессе создания Федерации нового типа, перераспределении властных полномочий из Центра непосредственно на региональный уровень. Много общего у нас и в строительстве нового Содружества Независимых Государств, что открывает широкие перспективы для обмена опытом.

Регионы все более становятся самостоятельными действующими лицами на мировой арене. В Западной Европе они заняли прочное место в иерархии "регионы - национальные государства - Европа". Позиции и полномочия регионов были упрочены Маастрихтскими соглашениями. Сегодня они объединяются в общеевропейские организации, такие как Конгресс Местных и Региональных Властей Европы, Ассамблея Европейских Регионов. Тем самым, новый темп развития получает вся совокупность международных отношений.

Татарстан активно участвует в этих процессах, в ходе подготовки проекта Европейской хартии регионального самоуправления многими специалистами внимательно изучался опыт "Модели Татарстана" в становлении новой Федерации. Весьма показательно, что Татарстан стал членом Ассамблеи Европейских Регионов раньше, чем Российская Федерация была принята в Совет Европы.

Республика Татарстан географически располагается в центре России, на европейской ее части. Следует отметить, что Татарстан с населением около 4 млн. человек обладает уникальным экономическим, научным и интеллектуальным потенциалом, достаточно мощными сырьевыми и кадровыми ресурсами. Республика ежегодно добывает около 26 миллионов тонн нефти, имеет крупное нефтехимическое производство, развитые авиа- и машиностроение, агропромышленный комплекс.

За последние девять лет республика превратилась из автономии в составе Советского Союза в суверенное государство, имеющее полноценно работающую Конституцию, собственное законодательство в важнейших отраслях права, и что самое главное - Татарстан закрепил свой статус межгосударственным Договором с Россией.

Подписанный договор позволил нам расширять сотрудничество со странами Европы и другими государствами. Необходимо отметить, что Татарстан сегодня имеет более 50-и подписанных межправительственных договоров и соглашений, в том числе с членами Европейского Союза: Германией, Францией, Нидерландами, с регионами государств-членов ЕС: с правительством земли Нижняя Саксония, Автономным округом Мадрида. Более чем в 15-и странах открыты наши торговые представительства. Результатом этой деятельности стала активизация экономических связей, расширение торговли. Так за первое полугодие 1999 года внешнеторговый оборот Татарстана со странами Европейского Союза составил около 300 млн. долларов США. Это - 41% всего внешнеторгового оборота нашей республики.

Благодаря политической и экономической стабильности, последовательной политике формирования собственной правовой базы внешнеэкономической деятельности, основанной на принципах гарантии прав субъектов внешнеэкономической деятельности, прозрачности законодательства, доступности информации, - в республике сложились благоприятные правовые, организационные, финансовые условия для осуществления взаимовыгодного партнерства.

Сегодня Татарстан занимает после Москвы и Московской области одно из ведущих мест в России по привлечению зарубежных инвестиций. Привлечение западных инвестиций для нас важно не только в плане модернизации экономики республики, но и как механизм реального выхода предприятий на оптимальную модель поставок оборудования и сырья, продвижения наших товаров на международный рынок и защиты экономических интересов.

Мы считаем, - предпосылок для расширения поля совместного сотрудничества у нас не мало. Татарстан уже сегодня имеет хорошие возможности для привлечения инвестиций не только в нефть и нефтехимию, но и в авиа- и машиностроение, производство медицинского оборудования, лекарственных препаратов, телекоммуникации, связь, развитие транспорта, капитальное строительство, - то есть, практически во все ведущие секторы экономики.

Мы убеждены, что субъекты Федерации должны стать своеобразными точками роста в восстановлении инвестиционных возможностей в масштабах всей России. И в лице стран Евросоюза мы надеемся найти понимание и поддержку в придании этому процессу необходимого динамизма.

Для Татарстана большой интерес представляет программа Европейского Союза Тасис, которая призвана содействовать развитию демократии как в плане совершенствования парламентской практики, принципа верховенства закона, формирования гражданского общества, так и сотрудничества с неправительственными организациями Европейского Союза.

В целях поддержки предпринимательства для нас была бы полезна совместная программа ТАСИС и Ассоциации европейских торговых промышленных палат (Европалаты). Республика заинтересована в участии в европейских программах Экос, Увертюр, Лоде, и этот перечень можно было бы продолжить.

Татарстан открыт сотрудничеству со всеми государствами членами Европейского Союза и Союзом в целом. Речь идет о потенциале нереализованных возможностей: в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией мы могли бы активно торговать, предоставлять услуги.

В третье тысячелетие мы должны идти все вместе. Будущий прогресс человечества будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы создать партнерские отношения с целью ускорения экономического роста каждой страны. Самые большие возможности заложены в здоровой глобальной экономике, основанной на плюрализме собственности, открытости и расширении торговли. Сегодня взаимозависимость государств и регионов становится определяющим фактором цивилизационного развития. Мне совершенно очевидно, что нам нужна новая международная архитектура развития, соответствующая глобальным международным и межгосударственным отношениям.

В этой связи, хотелось бы остановиться на одном из аспектов развернувшейся здесь дискуссии. На сегодняшнем этапе, наверное, рано подводить окончательные итоги, очерчивать какие-то границы Евросоюза и определять критерии вхождения в Евросоюз тех или иных стран. Более того, закладывая в качестве таковых национальные или конфессиональные признаки, мы рискуем заложить в фундамент общеевропейского дома "мину замедленного действия". Негативные последствия подобного шага могут сказаться впоследствии, уже в новом тысячелетии.

Я представляю Татарстан, в котором сегодня 48,5% населения - татары, 43,3% - русские; всего же в республике проживают представители порядка 70-и национальностей и двух основных конфессий: мусульмане и православные. Стабильность в межконфессиональных отношениях и межнациональное согласие в республике являются достоянием, которое мы бережно сохраняем. В целом по Российской Федерации татары занимают 2-е место по численности после русских. Поэтому, вопросы национальной политики, межнациональных отношений для нас всегда имеют первостепенную важность.

Еще по одному вопросу не могу не высказаться. Вы наверное знаете, что Татарстан и его руководство долгие годы и принципиально поддерживало Чеченскую Республику в ее желании решать свои проблемы с большей самостоятельностью. Однако сйчас мы оказались лишены такой возможности после того, как с ее территории была совершена агрессия против соседнего братского Дагестана. И все же, решение любого конфликта может быть найдено только путем переговоров. А военная сила может только оказать влияние на этот процесс, либо, ускорив его, либо, что случается чаще, затормозив. В любом случае, сторонам придется сесть за стол переговоров для того, чтобы, придя к соглашению, совместными усилиями бороться с такими негативными явлениями как бандитизм и терроризм.

В заключении я хочу поблагодарить инициаторов форума за предоставленную возможность выступить перед столь искушенной - в делах международной экономики, политики, науки и средств массовой информации - аудиторией, состоявшийся конструктивный диалог о будущем Европы. Все это, несомненно, сближает наши позиции и взгляды, способствует укреплению взаимопонимания каким должен стать новый миропорядок на пороге XXI века.

Благодарю за внимание.