Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: "Войны законов" не предвидится

- За нынешнее лето мы провели большую работу по сравнительному анализу законодательства, федерального и республиканского. С этой целью в парламенте была создана рабочая группа, в которую вошли народные депутаты РТ и работники аппарата. Много пришлось потрудиться юристам Правового управления Госсовета. По результатам анализа все законы, принятые за последние 10 лет, разделены на несколько групп, и дальнейшая работа над ними будет проводиться дифференцированно. На сегодня мы имеем 11 законов, которые выносятся на рассмотрение народных депутатов уже на первом заседании осенней сессии. Их можно и нужно приводить в соответствие с федеральными, так как федеральное законодательство в большей степени защищает права и интересы граждан Татарстана. Речь идет, например, о размере штрафов в законах об административной ответственности. Дополнительно будут изучены с представителями федерального округа 19 законов. Мы считаем, что хотя они и противоречат Конституции РФ, однако базируются на подписанном Договоре о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией. Постараемся аргументировано доказать, что в этом блоке законов законодатели Татарстана свои полномочия не превысили. Третья группа законов - их 18 - касается вопросов политического характера, связанных с соотношением двух конституций. Мы их рассматривать не намерены. Считаем, что конституционные законы надо рассматривать не на уровне прокуратуры, а в диалоге федеральных и республиканских руководителей. Четвертый блок вопросов связан с 5 законопроектами, которые подготовлены нами в порядке законодательной инициативы на федеральном уровне. Здесь мы настаиваем на том, чтобы 5 федеральных законов были приведены в соответствие с федеральной же Конституцией. Часть из них непосредственно противоречит российской Конституции, а часть вторгается в полномочия субъектов Федерации, которые переданы им этой Конституцией. Поэтому мы вышли к представителям федерального округа со встречным предложением. Все эти вопросы были рассмотрены в достаточно уважительном диалоге. Но пока мы прошли самый простой этап в этой огромной работе. Впереди нас ждет самый сложный процесс, поскольку каждую позицию в принятых нами законах мы будем очень принципиально отстаивать всеми силами юридической школы Татарстана. А наши юристы, правоведы, государственники, федералисты достаточно компетентны, чтобы доказать, что наши законы имеют право на существование. Предстоят встречи как в Нижнем Новгороде, так и в Казани. Представители Полпреда Президента РФ сообщили о намерении создать группу юристов, в основном независимых, в том числе и из нашей республики, для практической работы по унификации законодательства.

Ряд протестов Прокурора РТ мы будем рассматривать уже на первом заседании Государственного Совета. Хочу при этом отметить, что общий объем протестов на принятые нами законы достиг 33-х и по этому показателю татарстанская прокуратура вышла на первое место в федеральном округе. Наверное, такое рвение заслуживает самой высокой похвалы от Генерального прокурора В.Устинова. Но замечу также, что в Российской Федерации только два субъекта -Татарстан и Марий Эл - предоставили в своих конституциях прокуратуре право законодательной инициативы. Хотелось бы, чтобы наша Прокуратура максимально воспользовались этим правом. Потому что такой волнообразный прокурорский протест на законы, принятые 8-10 лет назад, не воспринимается депутатским корпусом. Я надеюсь, что такую созидательную, конструктивную форму работы с Прокуратурой республики мы найдем.

Вместе с тем, спикер парламента отметил, что назрело время, когда следует серьЈзно поработать над законом о формировании Государственного Совета на иных принципах. В частности, считает он, парламент может быть двухпалатным: освобождЈнная нижняя палата, непосредственно работающая над законами, и вторая- палата, где будут представлены интересы районов республики.
"Татар-информ", И. Ракипов, 24 августа 2000 г.