Публикации > Просмотр публикации
"Малое предпринимательство должно стать становым хребтом экономики"
Рыночником до мозга костей первого вице-премьера Равиля Муратова журналисты окрестили впервые никак еще лет десять тому назад. А теперь, с появлением указа Президента о поддержке малого предпринимательства, ему выпал своего рода карт-бланш - не только предлагать идеи, которые он вынашивал втуне, но и самому внедрять их в нашу пока что непонятную, хотя и объявленную рыночной, жизнь.
- Равиль Фатыхович, у нас очень многое зависит от одного человека, и от такого менталитета никуда не деться. Вероятно, мы не скоро еще избавимся от привычки смотреть в рот тому, кто специально приставлен курировать в Правительстве тот или иной вопрос. Но в то же время мы знаем, чем обычно заканчиваются благие намерения, - дальше шумихи дело не идет.
Каких же решительных и конкретных действий можно ожидать от Правительства республики в плане развития малого предпринимательства? Или эта телега будет еще долго раскачиваться?
- Роль Правительства в условиях вхождения в рынок заключается в том, чтобы создать нормальную конкурентную среду в реальном секторе экономики, за исключением, может быть, сферы действия естественных монополий. Даже если в некоторых отраслях экономики нет конкуренции, то мы обязаны начать формировать ее. Какова здесь стратегия действий?
Только одних моих кураторских усилий, даже подкрепленных волей Президента, окажется мало, если к поставленной задаче не будут стремиться все члены Кабинета Министров и те, кто участвует в подготовке и реализации решений. Да, мы должны воздействовать в первую очередь на менталитет, на психологию руководства - я министров имею в виду, - чтобы оно, решая ежедневные проблемы, основывало свою работу на принципах рыночной экономики. Ведь если будет продолжаться лоббирование узковедомственных интересов - а оно, к сожалению, все еще присутствует в работе министерств в виде создания различных преград, ограничительных мер и запретов на пути продвижения частного бизнеса, - продраться малому предпринимательству через эти барьеры будет очень и очень сложно. Как показал наш короткий опыт работы в этом направлении, даже за последние три-четыре года - то есть с тех пор, как мы приняли программу социально-экономического прогресса и стали довольно активно проводить политику реформ, - появилось столько абсурдных решений, которые сегодня приходится просто отменять. Ибо все они носят характер ограничительных мер для продвижения либеральных идей по формированию нового отношения к экономике.
- А что аналитики говорят? У вас есть какая-то общая стратегическая линия?
- Сегодня мы поставлены в такую ситуацию Налоговым кодексом, второй его частью, что о формировании собственных доходов, нормального бюджета говорить не приходится. Это означает, что по любому поводу мы вынуждены обращаться в Российскую Федерацию. А какое там решение будет принято, мы никогда наперед не знаем. То есть мы - как Правительство - не можем дать жителям республики элементарных гарантий в области формирования тех институтов, которые призваны работать на улучшение качества жизни населения.
Исходя из этой данности, мы должны твердо для себя уяснить то, что наша задача состоит в увеличении доходов татарстанцев через повышение заработной платы и других видов доходов. И тех, кто занят в реальном секторе экономики и работает на предприятиях, и тех, кого мы зовем бюджетниками, и тех, кто ныне представляет собой очень большой пласт населения - предпринимателей. А дальше уже можно будет сокращать расходную часть бюджета, направляемую на содержание социальной инфраструктуры, и часть этих проблем перекладывать на плечи тех, кто получает высокую заработную плату. Что мы еще имеем? Отчисления от подоходного налога с физических лиц, они остаются и формируют наш бюджет, а также отчисления от социальных налогов, которые лишь отчасти решают проблемы жителей нашей республики.
Вот твердо то, на что мы можем рассчитывать в перспективе: если будет высокая зарплата и будут созданы конкурентные условия для развития малого предпринимательства, тогда у населения появятся деньги. И только тогда мы сможем говорить о неуклонном повышении уровня жизни в республике. И это даже не теорема, которую нужно доказывать. Это аксиома. Так что работа, которая проводится под патронатом Президента по развитию предпринимательства, - это не краткосрочная популистская кампания. Это, не побоюсь применить термин, вынужденная политика в экономике, которая только и сможет поднять уровень жизни.
- То есть малое предпринимательство будет играть решающую роль в экономике? Не сильно ли сказано?
- Ничуть! Малое предпринимательство в перспективе должно стать становым хребтом экономики.
- Даже так...
- Да. Я думаю, на днях будет опубликован указ Президента о следующем переделе нефтехимических предприятий. Из статистической отчетности мы видим, что добавленная стоимость на нефтехимических предприятиях составляет около 44 процентов. Для нефтехимии это очень низко. Перед Республиканской межведомственной комиссией по социально-экономическому развитию (комиссией Президента, как ее сейчас называют) поставлена задача - внести на рассмотрение Кабинета Министров комплекс мер, которые будут способствовать развитию малого предпринимательства на базе дальнейшей переработки нефтехимического сырья. Следующий передел дает нам плюс к добавленной стоимости где-то еще около 40-50 процентов. Учитывая объемы производства, естественно, мы сумеем получить значительные финансовые ресурсы для того, чтобы создать рабочие места. И это будет база для выплаты всех налогов.
Вот такие направления, безусловно, позволят получить серьезные результаты за короткое время, и в работе Правительства они будут приоритетными.
- Вы считаете, что стоит повернуть министров лицом к рынку - и дело пойдет? Возьмем для примера войну, которая развернулась вокруг аптечного дела из-за внедрения системы централизованных поставок. Вроде бы никто эту войну и не объявлял, а страдает в ней население...
- Мы неправильное решение приняли. Только неумный человек вновь начинает велосипед изобретать, так ведь? Но мы обязательно его изобретаем!
Время пройдет, и все эти государственные магазины, аптеки и заводы умрут. У любого предприятия должен быть хозяин, оборотные средства должны быть, передовые методы технологии должны работать. Это же конкуренция! Только при наличии хорошей конкуренции возможно качественное обслуживание и более низкие цены. Даже в областях сложных технологий, которые требуют огромных инвестиционных вложений, и то происходят позитивные изменения, а мы здесь с частными аптеками воюем. Да никогда, и история это показала, государство не может быть конкурентоспособным в отраслях, связанных с ежедневным обслуживанием населения.
- Но ведь сколько жалоб на качество наших законов, знаете? Предприниматель начинающий, с улицы, он же спотыкается на каждом шагу!
- Тут даже на закон не надо сетовать. На втором конгрессе деловых людей, который проходил в Москве, предприниматели хором говорили: вот как бы нам поменять федеральные законы. Мол, на уровне правительства Москвы часть вопросов рассмотрели, что-то решили, но дальше мы ничего не можем сделать, потому что надо менять федеральные законы.
А мы, подумав хорошенько, облегчили участь начинающих предпринимателей, причем без единого нарушения федерального законодательства. Регистрация в "одно окно", вы знаете, действует успешно. Дальнейшая задача - таким же образом продумать процедуру оформления имущественных сделок, дарения и прочего, чтобы народ не мыкался на длинных дистанциях.
Также масса претензий возникает к контролирующим органам, требующим представлять разные отчеты. Предприниматели говорят, мол, тут тоже федеральные законы виноваты. Начали разбираться - ничего подобного! Все эти препоны - выдумки ведомственных чиновников. Это они по-своему трактуют законы и переиначивают их. Мы уже подготовили документы и, вполне в соответствии с действующим законодательством, устанавливаем на практике совершенно другие правила, приемлемые для развития бизнеса. В глубину проблемы просто надо вникать, и тогда решение придет. Я не утверждаю, что у нас совершенное законодательство, недостатки в нем есть, конечно, но не настолько, чтобы нельзя было найти выход.
- И все же, Равиль Фатыхович, бумажная круговерть устрашает. Даже тем, кто не имеет производственных площадей и, скажем, занимается бизнесом в области интеллектуального труда, приходится сдавать в различные государственные структуры жуткое количество отчетов...
- Могу обрадовать. На выходе правительственное постановление, которым мы сокращаем отчетность. Причем самим не надо будет ездить, отчеты можно отправлять по электронной почте или с уведомлением.
Мы ведь долго разбирались с этими отчетами, почему их так много. Вот, скажем, мотивы Фонда социального страхования. Мол, предприниматели ошибки допускают, эти ошибки надо вовремя поправлять. Хорошо, говорим, пусть будут отчеты, но тогда вы сами будете ездить к предпринимателям и собирать их. Там был шок. "Да вы что! А как мы будем к ним ездить?" - "Так же, как они к вам приезжают". Дня три-четыре в фонде не могли прийти в себя от услышанного, потом стали мне вслух законы читать - дескать, в них написано, что именно по месту нахождения структур принимаются отчеты. Ладно, говорим, тогда они вам по почте будут отправлять отчеты. Но уж если ошибки найдете, будете к ним выезжать, чтоб отчетность эту поправить на месте. А чтобы ошибок не было, собирайте предпринимателей, подсказывайте им.
Видите ли, проблема в том, что все федеральные структуры - ведомства, комитеты, министерства - самостоятельно принимают подзаконные акты. Вот что ведомство захотело, то и решило, а все взяли под козырек.
- Уверены ли вы, что предпринимательство получит зеленый свет в жилищно-коммунальной сфере?
- Абсолютно уверен. Без участия частного бизнеса никто в этой сфере ничего не сделает. Я же говорю: там, где присутствует государство, считайте, дело хиреет и гибнет. Даже не надо пытаться доказать обратное. Поэтому везде, где может функционировать частный бизнес, немедленно надо все отдавать ему на откуп. Сегодня мы можем оставить в сфере госструктур услуги, которые оказывают естественные монополии, - это энергетика, тепловая и электрическая, это водоотведение. Мы должны создать управляющие компании, чтобы они играли роль буферной зоны между местной администрацией и частным бизнесом, давая возможность развиваться конкурентной среде уже в сфере оказания жилищных услуг.
Мы дали время Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства на подготовку предложений. Потом соберемся и обсудим их. Дотационные выплаты еще будут сохраняться какое-то время. Но тут есть такой момент. У нас в республике около 320 тысяч человек находятся в зоне действия серого рынка. Причем это ведь активная часть населения, но она-то как раз и не выплачивает налогов! С одной стороны, этим людям надо помогать, потому что они, как субъекты труда, выходя на пенсию, получают по минимуму. Но, с другой стороны, получается, что мы плодим иждивенцев. Эти же люди начинают предъявлять претензии государству - почему такая маленькая пенсия? Я, мол, не виноват, что, получая на руки наличными 5 тысяч рублей ежемесячно, официально имел жалованье в размере 200 рублей. Но ведь плохо от этого и остальной части населения: они сразу садятся на шею местного бюджета, приходится им дотации выплачивать.
Какой выход из этого положения? Надо объяснять людям, какие у них в перспективе возникнут проблемы. Дотацию будут получать только те, кто платит налоги, или находится на пенсии, или же безработные. Все! Если ты в бюджет ничего не даешь, как ты можешь претендовать на то, чтобы государство погашало тебе коммунальные услуги? Справедливый же упрек? Поэтому предъявляй требования там, где ты работаешь, - чтобы твою высокую зарплату зафиксировали. Чтобы эта предпринимательская структура выплачивала налоги в бюджет, и сам отчисляй свои 13 процентов подоходного налога, в Пенсионном фонде зарегистрируйся, отдавай на лечение денежки. Если нет, тогда уж плати за коммунальные услуги столько, сколько они стоят!
Мы должны сокращать серый рынок труда. Он составляет 25 процентов трудоспособного населения. А если этот рынок возрастет, остальная часть населения, которая сполна оплачивает налоги, что станет делать?
- Что скажете о судьбе унитарных предприятий по ремонту и эксплуатации инженерных коммуникаций? Их ведь не раздробишь и в частные руки не отдашь. А они сейчас меж двух огней: с одной стороны, бюджет им должен, а с другой - "Недоимка" достает, грозя разорить за неуплату налогов.
- Будет реструктуризация долгов. Что касается "Недоимки", этой организации не должно быть вообще в перспективе. Там столько недостатков в работе, манипуляций, хищений, это насквозь прогнившая структура. Сейчас есть казначейство, пошли денежные сборы, поэтому "Недоимку" надо просто ликвидировать.
Если мы правильно поставим работу, то в бюджет - за счет, положим, продажи воды - соберем ровно столько денег и даже больше, чтобы закрыть расходы бюджетных организаций на водопользование и на другие коммунальные услуги.
- Но пока вот не получается...
- Это потому, что пока мы топчемся, кто-то другой на себя финансовые потоки оттягивает. Тут надо подумать хорошенько. Почему мы воду не считаем за товар? Все привыкли, что за нефть надо платить. Но вода - это тоже природный ресурс! И мы вполне можем иметь с нее доходную часть бюджета. Почему "Татнефть" нам не может заплатить за нее сполна или "Оргсинтез"? Если мы даже получаем с них тарифы, так эти деньги остаются... А где они остаются? У одного, второго, третьего... А как используют эти деньги? Какие-то дома, офисы, еще что-то строят. Якобы все находится в хозяйственном обороте.
Мы должны четко определить: пользуешься водой - выплачивай столько-то процентов за обслуживание, за то, что труба проложена. Если очистные сооружения сделаны, качество соответствует - получи деньги, но только снова вкладывай их в качество, не направляй никуда больше.
А здесь в Казани придумали расчетный центр, куда все деньги собираются - квартплата, и за электричество, и за антенну... А потом начинается, как в детской считалке: этому дам, этому дам, а этому не дам. Совершенно недопустимая ситуация! Когда мы говорим о предпринимательстве, расчетного центра просто не может быть!
- Опять все развалить? И что же будет?
- Вот есть услуга, оказал ее предприниматель или частник, так сразу ему и заплати за нее. Никаких посредников! Тогда все будет прозрачно, будет видно, куда эти средства приходят и как они расходуются.
- Мы же помним эту катавасию, когда с кипой квитанций в почтовых отделениях маялись в очереди. Все же взвыли от возмущения!
- А ходить никуда не придется. У каждого дома должен быть хозяин, которому жильцы, как совладельцы дома, делегируют свои полномочия. Вот он по счетчикам будет с квартирами все взаиморасчеты производить. Далее. Приватизировав объекты торговли, общественного питания, аптеки, которые у нас пристроены к первым этажам, жильцы могут закрыть все вопросы, связанные с налогами на землю, за коммунальные и прочие услуги. Это шанс платить поменьше. Если не приватизировать, город и сам меньше получит за аренду этих помещений, и жильцам от этих магазинов, кроме проблем, ничего не достанется. Ведь сейчас одни жалобы: машины не так подъехали, мусор кругом валяется. А когда они будут знать, что за счет магазинов содержатся все инженерные сети дома, то, наоборот, где это возможно, будут пристраивать или надстраивать подобные помещения. Тогда уже появится совершенно иная форма работы и общения между совладельцами дома.
- Жилищно-коммунальная реформа рассчитана, как было объявлено, лет на десять, так?
- Нет у нас столько времени. В нынешнем году примем программу, и надо начинать этот опыт, зачатки которого уже есть, усиленно продвигать вперед. Образуем частные структуры, создадим для них все условия. Надо будет - окажем на первых порах государственную финансовую поддержку. А десять лет... Нет, это слишком растянутый срок. При нашей жизни надо успеть все сделать.
Рыночником до мозга костей первого вице-премьера Равиля Муратова журналисты окрестили впервые никак еще лет десять тому назад. А теперь, с появлением указа Президента о поддержке малого предпринимательства, ему выпал своего рода карт-бланш - не только предлагать идеи, которые он вынашивал втуне, но и самому внедрять их в нашу пока что непонятную, хотя и объявленную рыночной, жизнь.
- Равиль Фатыхович, у нас очень многое зависит от одного человека, и от такого менталитета никуда не деться. Вероятно, мы не скоро еще избавимся от привычки смотреть в рот тому, кто специально приставлен курировать в Правительстве тот или иной вопрос. Но в то же время мы знаем, чем обычно заканчиваются благие намерения, - дальше шумихи дело не идет.
Каких же решительных и конкретных действий можно ожидать от Правительства республики в плане развития малого предпринимательства? Или эта телега будет еще долго раскачиваться?
- Роль Правительства в условиях вхождения в рынок заключается в том, чтобы создать нормальную конкурентную среду в реальном секторе экономики, за исключением, может быть, сферы действия естественных монополий. Даже если в некоторых отраслях экономики нет конкуренции, то мы обязаны начать формировать ее. Какова здесь стратегия действий?
Только одних моих кураторских усилий, даже подкрепленных волей Президента, окажется мало, если к поставленной задаче не будут стремиться все члены Кабинета Министров и те, кто участвует в подготовке и реализации решений. Да, мы должны воздействовать в первую очередь на менталитет, на психологию руководства - я министров имею в виду, - чтобы оно, решая ежедневные проблемы, основывало свою работу на принципах рыночной экономики. Ведь если будет продолжаться лоббирование узковедомственных интересов - а оно, к сожалению, все еще присутствует в работе министерств в виде создания различных преград, ограничительных мер и запретов на пути продвижения частного бизнеса, - продраться малому предпринимательству через эти барьеры будет очень и очень сложно. Как показал наш короткий опыт работы в этом направлении, даже за последние три-четыре года - то есть с тех пор, как мы приняли программу социально-экономического прогресса и стали довольно активно проводить политику реформ, - появилось столько абсурдных решений, которые сегодня приходится просто отменять. Ибо все они носят характер ограничительных мер для продвижения либеральных идей по формированию нового отношения к экономике.
- А что аналитики говорят? У вас есть какая-то общая стратегическая линия?
- Сегодня мы поставлены в такую ситуацию Налоговым кодексом, второй его частью, что о формировании собственных доходов, нормального бюджета говорить не приходится. Это означает, что по любому поводу мы вынуждены обращаться в Российскую Федерацию. А какое там решение будет принято, мы никогда наперед не знаем. То есть мы - как Правительство - не можем дать жителям республики элементарных гарантий в области формирования тех институтов, которые призваны работать на улучшение качества жизни населения.
Исходя из этой данности, мы должны твердо для себя уяснить то, что наша задача состоит в увеличении доходов татарстанцев через повышение заработной платы и других видов доходов. И тех, кто занят в реальном секторе экономики и работает на предприятиях, и тех, кого мы зовем бюджетниками, и тех, кто ныне представляет собой очень большой пласт населения - предпринимателей. А дальше уже можно будет сокращать расходную часть бюджета, направляемую на содержание социальной инфраструктуры, и часть этих проблем перекладывать на плечи тех, кто получает высокую заработную плату. Что мы еще имеем? Отчисления от подоходного налога с физических лиц, они остаются и формируют наш бюджет, а также отчисления от социальных налогов, которые лишь отчасти решают проблемы жителей нашей республики.
Вот твердо то, на что мы можем рассчитывать в перспективе: если будет высокая зарплата и будут созданы конкурентные условия для развития малого предпринимательства, тогда у населения появятся деньги. И только тогда мы сможем говорить о неуклонном повышении уровня жизни в республике. И это даже не теорема, которую нужно доказывать. Это аксиома. Так что работа, которая проводится под патронатом Президента по развитию предпринимательства, - это не краткосрочная популистская кампания. Это, не побоюсь применить термин, вынужденная политика в экономике, которая только и сможет поднять уровень жизни.
- То есть малое предпринимательство будет играть решающую роль в экономике? Не сильно ли сказано?
- Ничуть! Малое предпринимательство в перспективе должно стать становым хребтом экономики.
- Даже так...
- Да. Я думаю, на днях будет опубликован указ Президента о следующем переделе нефтехимических предприятий. Из статистической отчетности мы видим, что добавленная стоимость на нефтехимических предприятиях составляет около 44 процентов. Для нефтехимии это очень низко. Перед Республиканской межведомственной комиссией по социально-экономическому развитию (комиссией Президента, как ее сейчас называют) поставлена задача - внести на рассмотрение Кабинета Министров комплекс мер, которые будут способствовать развитию малого предпринимательства на базе дальнейшей переработки нефтехимического сырья. Следующий передел дает нам плюс к добавленной стоимости где-то еще около 40-50 процентов. Учитывая объемы производства, естественно, мы сумеем получить значительные финансовые ресурсы для того, чтобы создать рабочие места. И это будет база для выплаты всех налогов.
Вот такие направления, безусловно, позволят получить серьезные результаты за короткое время, и в работе Правительства они будут приоритетными.
- Вы считаете, что стоит повернуть министров лицом к рынку - и дело пойдет? Возьмем для примера войну, которая развернулась вокруг аптечного дела из-за внедрения системы централизованных поставок. Вроде бы никто эту войну и не объявлял, а страдает в ней население...
- Мы неправильное решение приняли. Только неумный человек вновь начинает велосипед изобретать, так ведь? Но мы обязательно его изобретаем!
Время пройдет, и все эти государственные магазины, аптеки и заводы умрут. У любого предприятия должен быть хозяин, оборотные средства должны быть, передовые методы технологии должны работать. Это же конкуренция! Только при наличии хорошей конкуренции возможно качественное обслуживание и более низкие цены. Даже в областях сложных технологий, которые требуют огромных инвестиционных вложений, и то происходят позитивные изменения, а мы здесь с частными аптеками воюем. Да никогда, и история это показала, государство не может быть конкурентоспособным в отраслях, связанных с ежедневным обслуживанием населения.
- Но ведь сколько жалоб на качество наших законов, знаете? Предприниматель начинающий, с улицы, он же спотыкается на каждом шагу!
- Тут даже на закон не надо сетовать. На втором конгрессе деловых людей, который проходил в Москве, предприниматели хором говорили: вот как бы нам поменять федеральные законы. Мол, на уровне правительства Москвы часть вопросов рассмотрели, что-то решили, но дальше мы ничего не можем сделать, потому что надо менять федеральные законы.
А мы, подумав хорошенько, облегчили участь начинающих предпринимателей, причем без единого нарушения федерального законодательства. Регистрация в "одно окно", вы знаете, действует успешно. Дальнейшая задача - таким же образом продумать процедуру оформления имущественных сделок, дарения и прочего, чтобы народ не мыкался на длинных дистанциях.
Также масса претензий возникает к контролирующим органам, требующим представлять разные отчеты. Предприниматели говорят, мол, тут тоже федеральные законы виноваты. Начали разбираться - ничего подобного! Все эти препоны - выдумки ведомственных чиновников. Это они по-своему трактуют законы и переиначивают их. Мы уже подготовили документы и, вполне в соответствии с действующим законодательством, устанавливаем на практике совершенно другие правила, приемлемые для развития бизнеса. В глубину проблемы просто надо вникать, и тогда решение придет. Я не утверждаю, что у нас совершенное законодательство, недостатки в нем есть, конечно, но не настолько, чтобы нельзя было найти выход.
- И все же, Равиль Фатыхович, бумажная круговерть устрашает. Даже тем, кто не имеет производственных площадей и, скажем, занимается бизнесом в области интеллектуального труда, приходится сдавать в различные государственные структуры жуткое количество отчетов...
- Могу обрадовать. На выходе правительственное постановление, которым мы сокращаем отчетность. Причем самим не надо будет ездить, отчеты можно отправлять по электронной почте или с уведомлением.
Мы ведь долго разбирались с этими отчетами, почему их так много. Вот, скажем, мотивы Фонда социального страхования. Мол, предприниматели ошибки допускают, эти ошибки надо вовремя поправлять. Хорошо, говорим, пусть будут отчеты, но тогда вы сами будете ездить к предпринимателям и собирать их. Там был шок. "Да вы что! А как мы будем к ним ездить?" - "Так же, как они к вам приезжают". Дня три-четыре в фонде не могли прийти в себя от услышанного, потом стали мне вслух законы читать - дескать, в них написано, что именно по месту нахождения структур принимаются отчеты. Ладно, говорим, тогда они вам по почте будут отправлять отчеты. Но уж если ошибки найдете, будете к ним выезжать, чтоб отчетность эту поправить на месте. А чтобы ошибок не было, собирайте предпринимателей, подсказывайте им.
Видите ли, проблема в том, что все федеральные структуры - ведомства, комитеты, министерства - самостоятельно принимают подзаконные акты. Вот что ведомство захотело, то и решило, а все взяли под козырек.
- Уверены ли вы, что предпринимательство получит зеленый свет в жилищно-коммунальной сфере?
- Абсолютно уверен. Без участия частного бизнеса никто в этой сфере ничего не сделает. Я же говорю: там, где присутствует государство, считайте, дело хиреет и гибнет. Даже не надо пытаться доказать обратное. Поэтому везде, где может функционировать частный бизнес, немедленно надо все отдавать ему на откуп. Сегодня мы можем оставить в сфере госструктур услуги, которые оказывают естественные монополии, - это энергетика, тепловая и электрическая, это водоотведение. Мы должны создать управляющие компании, чтобы они играли роль буферной зоны между местной администрацией и частным бизнесом, давая возможность развиваться конкурентной среде уже в сфере оказания жилищных услуг.
Мы дали время Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства на подготовку предложений. Потом соберемся и обсудим их. Дотационные выплаты еще будут сохраняться какое-то время. Но тут есть такой момент. У нас в республике около 320 тысяч человек находятся в зоне действия серого рынка. Причем это ведь активная часть населения, но она-то как раз и не выплачивает налогов! С одной стороны, этим людям надо помогать, потому что они, как субъекты труда, выходя на пенсию, получают по минимуму. Но, с другой стороны, получается, что мы плодим иждивенцев. Эти же люди начинают предъявлять претензии государству - почему такая маленькая пенсия? Я, мол, не виноват, что, получая на руки наличными 5 тысяч рублей ежемесячно, официально имел жалованье в размере 200 рублей. Но ведь плохо от этого и остальной части населения: они сразу садятся на шею местного бюджета, приходится им дотации выплачивать.
Какой выход из этого положения? Надо объяснять людям, какие у них в перспективе возникнут проблемы. Дотацию будут получать только те, кто платит налоги, или находится на пенсии, или же безработные. Все! Если ты в бюджет ничего не даешь, как ты можешь претендовать на то, чтобы государство погашало тебе коммунальные услуги? Справедливый же упрек? Поэтому предъявляй требования там, где ты работаешь, - чтобы твою высокую зарплату зафиксировали. Чтобы эта предпринимательская структура выплачивала налоги в бюджет, и сам отчисляй свои 13 процентов подоходного налога, в Пенсионном фонде зарегистрируйся, отдавай на лечение денежки. Если нет, тогда уж плати за коммунальные услуги столько, сколько они стоят!
Мы должны сокращать серый рынок труда. Он составляет 25 процентов трудоспособного населения. А если этот рынок возрастет, остальная часть населения, которая сполна оплачивает налоги, что станет делать?
- Что скажете о судьбе унитарных предприятий по ремонту и эксплуатации инженерных коммуникаций? Их ведь не раздробишь и в частные руки не отдашь. А они сейчас меж двух огней: с одной стороны, бюджет им должен, а с другой - "Недоимка" достает, грозя разорить за неуплату налогов.
- Будет реструктуризация долгов. Что касается "Недоимки", этой организации не должно быть вообще в перспективе. Там столько недостатков в работе, манипуляций, хищений, это насквозь прогнившая структура. Сейчас есть казначейство, пошли денежные сборы, поэтому "Недоимку" надо просто ликвидировать.
Если мы правильно поставим работу, то в бюджет - за счет, положим, продажи воды - соберем ровно столько денег и даже больше, чтобы закрыть расходы бюджетных организаций на водопользование и на другие коммунальные услуги.
- Но пока вот не получается...
- Это потому, что пока мы топчемся, кто-то другой на себя финансовые потоки оттягивает. Тут надо подумать хорошенько. Почему мы воду не считаем за товар? Все привыкли, что за нефть надо платить. Но вода - это тоже природный ресурс! И мы вполне можем иметь с нее доходную часть бюджета. Почему "Татнефть" нам не может заплатить за нее сполна или "Оргсинтез"? Если мы даже получаем с них тарифы, так эти деньги остаются... А где они остаются? У одного, второго, третьего... А как используют эти деньги? Какие-то дома, офисы, еще что-то строят. Якобы все находится в хозяйственном обороте.
Мы должны четко определить: пользуешься водой - выплачивай столько-то процентов за обслуживание, за то, что труба проложена. Если очистные сооружения сделаны, качество соответствует - получи деньги, но только снова вкладывай их в качество, не направляй никуда больше.
А здесь в Казани придумали расчетный центр, куда все деньги собираются - квартплата, и за электричество, и за антенну... А потом начинается, как в детской считалке: этому дам, этому дам, а этому не дам. Совершенно недопустимая ситуация! Когда мы говорим о предпринимательстве, расчетного центра просто не может быть!
- Опять все развалить? И что же будет?
- Вот есть услуга, оказал ее предприниматель или частник, так сразу ему и заплати за нее. Никаких посредников! Тогда все будет прозрачно, будет видно, куда эти средства приходят и как они расходуются.
- Мы же помним эту катавасию, когда с кипой квитанций в почтовых отделениях маялись в очереди. Все же взвыли от возмущения!
- А ходить никуда не придется. У каждого дома должен быть хозяин, которому жильцы, как совладельцы дома, делегируют свои полномочия. Вот он по счетчикам будет с квартирами все взаиморасчеты производить. Далее. Приватизировав объекты торговли, общественного питания, аптеки, которые у нас пристроены к первым этажам, жильцы могут закрыть все вопросы, связанные с налогами на землю, за коммунальные и прочие услуги. Это шанс платить поменьше. Если не приватизировать, город и сам меньше получит за аренду этих помещений, и жильцам от этих магазинов, кроме проблем, ничего не достанется. Ведь сейчас одни жалобы: машины не так подъехали, мусор кругом валяется. А когда они будут знать, что за счет магазинов содержатся все инженерные сети дома, то, наоборот, где это возможно, будут пристраивать или надстраивать подобные помещения. Тогда уже появится совершенно иная форма работы и общения между совладельцами дома.
- Жилищно-коммунальная реформа рассчитана, как было объявлено, лет на десять, так?
- Нет у нас столько времени. В нынешнем году примем программу, и надо начинать этот опыт, зачатки которого уже есть, усиленно продвигать вперед. Образуем частные структуры, создадим для них все условия. Надо будет - окажем на первых порах государственную финансовую поддержку. А десять лет... Нет, это слишком растянутый срок. При нашей жизни надо успеть все сделать.
Раиса ЩЕРБАКОВА, "Республика Татарстан", 15 июня 2001 г.