Публикации > Просмотр публикации
Рустам Минниханов: Стратегия благосостояния
30 августа - День республики, 11-я годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Это большое и знаменательное событие. Татарстанцы успели испытать ответственность, трудности и радости самостоятельного развития республики.
Несмотря на большой потенциал индустрии, аграрного сектора, культурные традиции Татарстана, до августа 1990 года наша республика была обычным регионом страны. Мы выбрали сложный и почетный путь обновления всех сторон жизни, установив повышенную планку в достижении качества работы, уровня управления и благосостояния народа. Своим примером республика доказывает: демократию в государственном устройстве, экономике и в общественных отношениях не спускают "сверху" директивой. Иждивенчество и диктат, мелочная опека несовместимы с высокоэффективной экономикой, подлинным федерализмом и духовным раскрепощением. Время показало, что Республика Татарстан с достоинством и ответственностью распоряжается свободой, предоставленной на основе федеральных и республиканских законов и закрепленной Договором 1994 года.
За прошедшие 11 лет в республике выросли яркие личности, сложились интересные коллективы, производящие продукцию мирового уровня. На международных конференциях, политических встречах отмечается высокий интеллектуальный уровень, компетентность наших кадров. Мощным стимулом роста стало чувство гордости за родной Татарстан, заинтересованность в его процветании, глубокая вера в правильность выбранного пути.
На праздничных мероприятиях 30 августа мы видим, как изменились наши города и села, насколько богата наша многонациональная культура, как велика энергия народа, объединенного общей целью. В этот же день мы думаем, что нас ждет завтра, по какому пути будем двигаться вперед и какие проблемы нам придется решать.
На что мы сделали ставку?
Перевод экономики на рыночные рельсы потребовал значительного времени и кропотливой работы по созданию рыночных структур, нового типа отношений между хозяйствующими субъектами, новых принципов государственного управления экономикой. Сегодня отчетливо видны основные этапы этого процесса в республике.
Августовский кризис 98-го года стал для нас серьезным испытанием. Темпы роста объемов промышленного производства по итогам 1998 года составили всего лишь 0,2%. Обострились проблемы взаимных неплатежей по хозяйственным договорам. Увеличилась доля бартера. Финансовый результат по итогам работы промышленности был отрицательным.
Это не могло не отразиться на социальной сфере. Уровень жизни населения в нашей республике упал на 8%. Реальная заработная плата понизилась на 15%. Задолженность по выплате пенсий и заработной платы достигла недопустимо высокого уровня.
Стало очевидным, что выбранные при вхождении в рынок механизмы регулирования экономики в значительной части потеряли свою актуальность. Адаптационный потенциал реального сектора экономики был исчерпан. Таким образом, в развитии республики обозначился принципиально новый этап, в ходе которого экономика претерпела заметные изменения.
Были созданы корпоративные структуры и финансово-промышленные группы. Укрепился малый и средний бизнес. Активно стала развиваться лизинговая деятельность. Большое внимание уделялось интеграции производителей внутри Татарстана и за его пределами.
Важными элементами государственной промышленной политики стали активизация энергосбережения и реструктуризация задолженности производителей по налогам прошлых лет. Заработал механизм финансового оздоровления предприятий. Был введен строгий контроль целевого использования бюджетных средств, чему способствовал переход в конце 1999 года на казначейскую систему исполнения бюджета.
В качестве основных инструментов воздействия на экономику были избраны поддержка республиканских товаропроизводителей и усиление государственного управления экономикой с целью более динамичного развития рыночных отношений. Разработка и осуществление масштабных экономических и социальных программ позволили сосредоточить имеющиеся ресурсы на ключевых направлениях. Назову лишь некоторые из них, большая часть которых не имеет аналогов в Российской Федерации: президентская программа ликвидации ветхого жилья; президентская программа газификации республики; президентская программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан; республиканская программа энергосбережения; программа адресной социальной защиты населения и другие.
В результате совместной работы всех ветвей власти в республике удалось стабилизировать экономическую и социальную ситуацию.
За последние три года рост объемов промышленного производства составил в сопоставимых ценах более 20%. Объем промышленного производства в 2000 году составил 193,7 млрд. рублей (в 1998 году - 52,5 млрд. руб.). Республиканскими товаропроизводителями получено 46,4 млрд. рублей прибыли. На развитие экономики и социальной сферы направлено инвестиций в основной капитал в сумме 42,7 млрд. рублей. Валовой региональный продукт на душу населения в Татарстане почти на 25% превысил среднероссийский уровень. Агропромышленный комплекс республики вошел в первую тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. В расчете на душу населения их производство в среднем в 1,5 раза выше аналогичных общероссийских показателей. Значительно увеличилась налогооблагаемая база, а полученные дополнительные доходы бюджета были направлены на решение социальных проблем.
В 2000 году реальные денежные доходы населения увеличились на 13,4%, в том числе реальная заработная плата - на 26%. За период с 1998 года повышение заработной платы работников бюджетной сферы проводилось несколько раз. В результате она выросла вдвое. Если в декабре 1998 года среднемесячная заработная плата по республике составляла 1302 рубля, то в декабре 2000 года - 2762 рубля. За три года средний размер пенсий увеличился почти в 2,5 раза и в I квартале 2001 года составил 868 рублей.
За период с 1998 по 2000 год было введено: 4,5 млн. квадратных метров жилья, 21200 ученических мест в школах, больницы на 1466 коек, поликлиники на 2285 посещений. Были построены клубы, дома культуры на 2690 мест и ряд других объектов.
Полностью решена проблема оснащения станций "Скорой помощи" и других служб здравоохранения спецавтотранспортом. Для улучшения транспортного обслуживания населения за этот период приобретены свыше 800 автобусов, 12 трамваев, 15 троллейбусов, 4 электропоезда и состав фирменного поезда "Татарстан". Была оказана поддержка авиационному и речному транспорту.
В республике построено 9000 км газопроводов, газифицировано 156 тысяч квартир. Уровень газификации городов повысился с 94 до 98%, а в сельской местности - с 54 до 84%. Построено и реконструировано 2177 км дорог с асфальтобетонным покрытием, которые соединили с дорожными магистралями более 300 населенных пунктов.
Обеспеченность телефонными номерами в республике за три года возросла почти на 30%. По показателям телефонизации наша республика переместилась с 68-го на 19-е место среди регионов России.
Авторитет Татарстана и его успехи сегодня признаются не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по сумме экономических и социальных показателей. Мы также входим в первую пятерку регионов России по основным показателям промышленного производства. Опыт Татарстана изучается и применяется в масштабах всей Федерации.
Достижения последних лет создали хорошие предпосылки для решения задачи значительного повышения уровня благосостояния граждан республики. Цели нынешнего этапа развития Татарстана Президент РТ М.Шаймиев в своем послании Госсовету республики обозначил так: "Формула развития Республики Татарстан в интересах человека должна включать три взаимосвязанных принципа: экономический прогресс, социальная справедливость и защита окружающей среды". Эти приоритеты и легли в основу новой стратегии развития республики на 2001-2005 годы.
Социальные ориентиры
Нынешняя стратегия базируется на последовательном развитии в Татарстане социально ориентированной экономики. Главной целью органов государственной власти на ближайшую и среднесрочную перспективу становится обеспечение достойного уровня жизни населения не ниже нормативной самодостаточности.
Что это такое? Самодостаточность определяется как отношение дохода (человека, семьи) к величине минимального потребительского бюджета. Так же можно соизмерить доходы и расходы предприятий районов, городов, республики в целом. Наиболее желательный результат - достижение уровня самодостаточности на всех ступенях социальной лестницы: от отдельного гражданина и каждой семьи до республики.
Другими приоритетами являются духовное и культурное развитие жителей республики, обеспечение экологической безопасности, дальнейшая интеграция Республики Татарстан в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества.
Основными принципами государственной политики стали создание благоприятных условий для частного бизнеса, поддержка предпринимательства, создание равных конкурентных условий для производителей товаров и услуг (независимо от формы собственности), четкое закрепление функций государственного управления за центрами ответственности. Поддержка будет оказываться сильным производителям, доказавшим делом свою состоятельность, в первую очередь тем, кто производит товары-лидеры. Это нефть и нефтепродукты, вертолеты и самолеты, автомобили и шины для них, полиэтилен и другие продукты химических производств, меховые изделия, мебель и продукция деревообработки, пиво и алкогольная продукция. Конечно, открыта дорога всем другим производителям, чья продукция востребована рынком.
Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономикой стала система индикативного управления. Некоторые воспринимают ее как пережиток социалистического планирования. Это не так. В первые годы наступления рынка было просто не до того, чтобы осознать возможности развития каждого хозяйствующего субъекта, каждой территории - города или района. Сейчас возникла острая необходимость просчитать не только потенциал развития каждого элемента общества, вплоть до республики в целом, но и нормы потребления.
Применительно к социальной сфере эти нормы и гарантии по ним должны обеспечивать в первую очередь неуклонное повышение доходов населения. Именно они стимулируют развитие потребительского рынка, рост производства, приток инвестиций.
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составит в 2002 году не более 14%, а в 2003-м - 9%. Эта категория граждан будет защищена государственными социальными гарантиями.
Очевидно, что только тогда, когда наши учителя и врачи будут иметь зарплату, обеспечивающую достойный уровень жизни, а пенсии будет хватать и на качественное питание, и на хорошие лекарства, и на многое другое, общество сможет по-настоящему уважать себя.
Направления социального развития
Сегодня существенно меняется отношение к вопросам занятости. Уже сейчас в республике насчитывается более 20 тысяч вакантных рабочих мест. Уходят квалифицированные кадры, а восполнения их в необходимом количестве пока нет. Поэтому дальнейшее развитие получит система начального профессионального образования. Она должна кардинально отличаться от ранее существовавшей. Признано целесообразным реализовать ее не только в традиционных ПТУ, но и в школах и на предприятиях. Подготовлены также кардинальные изменения в системе дополнительного профессионального образования. Они включают введение госзаказа на базовое и дополнительное образование, создание кафедр ведущих вузов на предприятиях. Серьезные изменения произойдут на так называемом "сером" рынке труда. Ряд конкретных мер позволит значительно сократить его в ближайшие годы.
Меняются приоритеты и в сфере здравоохранения. В социально ориентированном государстве важнейшими точками приложения медицинских усилий являются (и должны стать) детство, материнство и старость. Взрослые трудоспособные граждане должны все больше брать на себя ответственность за свое здоровье. Медицинских учреждений в республике сегодня уже вполне достаточно. Ставится задача к 2003 году обеспечить их нормативное благоустройство, оснастить современным оборудованием.
Вместе с тем мы пока по многим направлениям заметно отстаем от мирового уровня медицинской науки. Значит, необходимо активное сотрудничество с другими регионами России, со странами СНГ и крупнейшими мировыми центрами. Наш курс на ближайшие годы - на эффективную, достаточно технологичную, но не слишком дорогую медицину, способную обслужить каждого жителя.
Не менее важно обеспечить каждому гражданину республики достойные жилищные условия.
В 2001 году обеспеченность общей площадью на одного жителя увеличится до 18,8 кв. м, 95% семей будут обеспечены изолированным жильем (квартирами, домами). В 2001 - 2005 гг. будет действовать программа ликвидации ветхого жилья с учетом новых технологий, развития малоэтажного домостроения, с использованием существующего жилого фонда старой застройки. Приоритетным направлением работы на ближайшие годы останется реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
В текущем году в основном будет завершена и масштабная программа газификации сельских населенных пунктов, городов и рабочих поселков.
В ближайшие пять лет в республике будет решена задача доведения уровня обеспечения дорогами общего пользования до нормативного уровня - 0,3 км на каждый кв. километр территории. Одновременно ставится задача повышения качества строительства и реконструкции дорог. Особенно важно это для села - сельчане должны пользоваться теми же благами, что и горожане, сохраняя при этом свой привычный уклад жизни.
Исключительно важное значение придается развитию современной системы образования. К 2005 году не останется ни одной ветхой школы. В течение пяти лет мы выйдем на уровень нормативной обеспеченности общеобразовательными учреждениями (пока этот показатель составляет 0,39 от нормативного). Каждая школа в республике в 2002 году будет укомплектована компьютерным классом.
Усиливается внимание к качеству современного досуга, профессиональному искусству и самодеятельному творчеству. Воспитание личности во многом зависит от благополучия и нравственной атмосферы в семье. Государство будет содействовать укреплению инфраструктуры гуманитарных отраслей, развитию науки, культуры, общественно значимой периодики и книгоиздательства, электронных СМИ и самых прогрессивных информационных технологий.
Горизонты завтрашнего дня
Как видим, в основу стратегии развития республики положены социальные приоритеты.
При этом они строго выверены. Расчет опирается на опыт одиннадцати лет, в течение которых Татарстан проводил самостоятельную экономическую политику. Приняты во внимание реальное состояние дел в экономике и финансовой сфере, а также те рубежи, которых мы намерены достичь в среднесрочной перспективе.
Итак, в 2005 году валовой региональный продукт увеличится на 21% и составит 387 млрд. рублей (в сопоставимых ценах). Среднегодовой рост прогнозируется на уровне 4,2%. Прогнозируется снижение индекса потребительских цен со 120% в 2001 году до 106-108% в 2005-м.
Объем промышленного производства в 2005 году составит 360 млрд. руб. с ростом в сопоставимых ценах на 22,8%. Валовая продукция сельского хозяйства - 58,5 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал за пять лет суммарно составит около 300 млрд. рублей, в том числе в 2005 году - около 70 млрд. руб.
Прибыль ожидается в размере около 290 млрд. руб., в том числе в 2005 году - 67 млрд. руб. Рост розничного товарооборота запланирован на уровне 5,4% в год, и в 2005 году товарооборот составит 107,4 млрд. руб. Численность экономически активного населения в 2005 году составит 1,8 млн. человек. Уровень безработицы не превысит 1%. Рост реальных денежных доходов населения прогнозируется в среднем 9% в год.
Чтобы достичь этих результатов, в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики принимается саморазвитие. Правительство республики вводит такие правила хозяйственного поведения, которые будут поощрять предприятия к разработке и осуществлению собственных долгосрочных, средне- и краткосрочных программ. Будет введен механизм стимулирования предприятий к увеличению добавленной стоимости. В частности, налоговые льготы и реинвестирование со стороны государства будут предоставляться исходя из превышения добавленной стоимости над базовой. Особое значение будет иметь увеличение заработной платы. К 2003 году будет ликвидировано перекрестное субсидирование предприятий и отраслей по энергоносителям.
Уже в текущем году государство как собственник полностью уйдет из торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, легкой промышленности. Будут введены механизм государственных инвестиций и другие меры протекционизма.
Сегодня стратегия развития республики определена. Она носит четко выраженный социальный характер и подкреплена конкретными механизмами реализации. Ее основные положения нашли отражение, в частности, в недавно принятой федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". Опираясь на эти документы, мы приступаем к строительству социально ориентированной экономики. Главной целью является создание таких социально-экономических условий, которые позволят каждому гражданину республики проявить свои способности и удовлетворить все основные потребности.
30 августа - День республики, 11-я годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. Это большое и знаменательное событие. Татарстанцы успели испытать ответственность, трудности и радости самостоятельного развития республики.
Несмотря на большой потенциал индустрии, аграрного сектора, культурные традиции Татарстана, до августа 1990 года наша республика была обычным регионом страны. Мы выбрали сложный и почетный путь обновления всех сторон жизни, установив повышенную планку в достижении качества работы, уровня управления и благосостояния народа. Своим примером республика доказывает: демократию в государственном устройстве, экономике и в общественных отношениях не спускают "сверху" директивой. Иждивенчество и диктат, мелочная опека несовместимы с высокоэффективной экономикой, подлинным федерализмом и духовным раскрепощением. Время показало, что Республика Татарстан с достоинством и ответственностью распоряжается свободой, предоставленной на основе федеральных и республиканских законов и закрепленной Договором 1994 года.
За прошедшие 11 лет в республике выросли яркие личности, сложились интересные коллективы, производящие продукцию мирового уровня. На международных конференциях, политических встречах отмечается высокий интеллектуальный уровень, компетентность наших кадров. Мощным стимулом роста стало чувство гордости за родной Татарстан, заинтересованность в его процветании, глубокая вера в правильность выбранного пути.
На праздничных мероприятиях 30 августа мы видим, как изменились наши города и села, насколько богата наша многонациональная культура, как велика энергия народа, объединенного общей целью. В этот же день мы думаем, что нас ждет завтра, по какому пути будем двигаться вперед и какие проблемы нам придется решать.
На что мы сделали ставку?
Перевод экономики на рыночные рельсы потребовал значительного времени и кропотливой работы по созданию рыночных структур, нового типа отношений между хозяйствующими субъектами, новых принципов государственного управления экономикой. Сегодня отчетливо видны основные этапы этого процесса в республике.
Августовский кризис 98-го года стал для нас серьезным испытанием. Темпы роста объемов промышленного производства по итогам 1998 года составили всего лишь 0,2%. Обострились проблемы взаимных неплатежей по хозяйственным договорам. Увеличилась доля бартера. Финансовый результат по итогам работы промышленности был отрицательным.
Это не могло не отразиться на социальной сфере. Уровень жизни населения в нашей республике упал на 8%. Реальная заработная плата понизилась на 15%. Задолженность по выплате пенсий и заработной платы достигла недопустимо высокого уровня.
Стало очевидным, что выбранные при вхождении в рынок механизмы регулирования экономики в значительной части потеряли свою актуальность. Адаптационный потенциал реального сектора экономики был исчерпан. Таким образом, в развитии республики обозначился принципиально новый этап, в ходе которого экономика претерпела заметные изменения.
Были созданы корпоративные структуры и финансово-промышленные группы. Укрепился малый и средний бизнес. Активно стала развиваться лизинговая деятельность. Большое внимание уделялось интеграции производителей внутри Татарстана и за его пределами.
Важными элементами государственной промышленной политики стали активизация энергосбережения и реструктуризация задолженности производителей по налогам прошлых лет. Заработал механизм финансового оздоровления предприятий. Был введен строгий контроль целевого использования бюджетных средств, чему способствовал переход в конце 1999 года на казначейскую систему исполнения бюджета.
В качестве основных инструментов воздействия на экономику были избраны поддержка республиканских товаропроизводителей и усиление государственного управления экономикой с целью более динамичного развития рыночных отношений. Разработка и осуществление масштабных экономических и социальных программ позволили сосредоточить имеющиеся ресурсы на ключевых направлениях. Назову лишь некоторые из них, большая часть которых не имеет аналогов в Российской Федерации: президентская программа ликвидации ветхого жилья; президентская программа газификации республики; президентская программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан; республиканская программа энергосбережения; программа адресной социальной защиты населения и другие.
В результате совместной работы всех ветвей власти в республике удалось стабилизировать экономическую и социальную ситуацию.
За последние три года рост объемов промышленного производства составил в сопоставимых ценах более 20%. Объем промышленного производства в 2000 году составил 193,7 млрд. рублей (в 1998 году - 52,5 млрд. руб.). Республиканскими товаропроизводителями получено 46,4 млрд. рублей прибыли. На развитие экономики и социальной сферы направлено инвестиций в основной капитал в сумме 42,7 млрд. рублей. Валовой региональный продукт на душу населения в Татарстане почти на 25% превысил среднероссийский уровень. Агропромышленный комплекс республики вошел в первую тройку среди регионов Российской Федерации по производству зерна, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. В расчете на душу населения их производство в среднем в 1,5 раза выше аналогичных общероссийских показателей. Значительно увеличилась налогооблагаемая база, а полученные дополнительные доходы бюджета были направлены на решение социальных проблем.
В 2000 году реальные денежные доходы населения увеличились на 13,4%, в том числе реальная заработная плата - на 26%. За период с 1998 года повышение заработной платы работников бюджетной сферы проводилось несколько раз. В результате она выросла вдвое. Если в декабре 1998 года среднемесячная заработная плата по республике составляла 1302 рубля, то в декабре 2000 года - 2762 рубля. За три года средний размер пенсий увеличился почти в 2,5 раза и в I квартале 2001 года составил 868 рублей.
За период с 1998 по 2000 год было введено: 4,5 млн. квадратных метров жилья, 21200 ученических мест в школах, больницы на 1466 коек, поликлиники на 2285 посещений. Были построены клубы, дома культуры на 2690 мест и ряд других объектов.
Полностью решена проблема оснащения станций "Скорой помощи" и других служб здравоохранения спецавтотранспортом. Для улучшения транспортного обслуживания населения за этот период приобретены свыше 800 автобусов, 12 трамваев, 15 троллейбусов, 4 электропоезда и состав фирменного поезда "Татарстан". Была оказана поддержка авиационному и речному транспорту.
В республике построено 9000 км газопроводов, газифицировано 156 тысяч квартир. Уровень газификации городов повысился с 94 до 98%, а в сельской местности - с 54 до 84%. Построено и реконструировано 2177 км дорог с асфальтобетонным покрытием, которые соединили с дорожными магистралями более 300 населенных пунктов.
Обеспеченность телефонными номерами в республике за три года возросла почти на 30%. По показателям телефонизации наша республика переместилась с 68-го на 19-е место среди регионов России.
Авторитет Татарстана и его успехи сегодня признаются не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Татарстан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по сумме экономических и социальных показателей. Мы также входим в первую пятерку регионов России по основным показателям промышленного производства. Опыт Татарстана изучается и применяется в масштабах всей Федерации.
Достижения последних лет создали хорошие предпосылки для решения задачи значительного повышения уровня благосостояния граждан республики. Цели нынешнего этапа развития Татарстана Президент РТ М.Шаймиев в своем послании Госсовету республики обозначил так: "Формула развития Республики Татарстан в интересах человека должна включать три взаимосвязанных принципа: экономический прогресс, социальная справедливость и защита окружающей среды". Эти приоритеты и легли в основу новой стратегии развития республики на 2001-2005 годы.
Социальные ориентиры
Нынешняя стратегия базируется на последовательном развитии в Татарстане социально ориентированной экономики. Главной целью органов государственной власти на ближайшую и среднесрочную перспективу становится обеспечение достойного уровня жизни населения не ниже нормативной самодостаточности.
Что это такое? Самодостаточность определяется как отношение дохода (человека, семьи) к величине минимального потребительского бюджета. Так же можно соизмерить доходы и расходы предприятий районов, городов, республики в целом. Наиболее желательный результат - достижение уровня самодостаточности на всех ступенях социальной лестницы: от отдельного гражданина и каждой семьи до республики.
Другими приоритетами являются духовное и культурное развитие жителей республики, обеспечение экологической безопасности, дальнейшая интеграция Республики Татарстан в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества.
Основными принципами государственной политики стали создание благоприятных условий для частного бизнеса, поддержка предпринимательства, создание равных конкурентных условий для производителей товаров и услуг (независимо от формы собственности), четкое закрепление функций государственного управления за центрами ответственности. Поддержка будет оказываться сильным производителям, доказавшим делом свою состоятельность, в первую очередь тем, кто производит товары-лидеры. Это нефть и нефтепродукты, вертолеты и самолеты, автомобили и шины для них, полиэтилен и другие продукты химических производств, меховые изделия, мебель и продукция деревообработки, пиво и алкогольная продукция. Конечно, открыта дорога всем другим производителям, чья продукция востребована рынком.
Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономикой стала система индикативного управления. Некоторые воспринимают ее как пережиток социалистического планирования. Это не так. В первые годы наступления рынка было просто не до того, чтобы осознать возможности развития каждого хозяйствующего субъекта, каждой территории - города или района. Сейчас возникла острая необходимость просчитать не только потенциал развития каждого элемента общества, вплоть до республики в целом, но и нормы потребления.
Применительно к социальной сфере эти нормы и гарантии по ним должны обеспечивать в первую очередь неуклонное повышение доходов населения. Именно они стимулируют развитие потребительского рынка, рост производства, приток инвестиций.
Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составит в 2002 году не более 14%, а в 2003-м - 9%. Эта категория граждан будет защищена государственными социальными гарантиями.
Очевидно, что только тогда, когда наши учителя и врачи будут иметь зарплату, обеспечивающую достойный уровень жизни, а пенсии будет хватать и на качественное питание, и на хорошие лекарства, и на многое другое, общество сможет по-настоящему уважать себя.
Направления социального развития
Сегодня существенно меняется отношение к вопросам занятости. Уже сейчас в республике насчитывается более 20 тысяч вакантных рабочих мест. Уходят квалифицированные кадры, а восполнения их в необходимом количестве пока нет. Поэтому дальнейшее развитие получит система начального профессионального образования. Она должна кардинально отличаться от ранее существовавшей. Признано целесообразным реализовать ее не только в традиционных ПТУ, но и в школах и на предприятиях. Подготовлены также кардинальные изменения в системе дополнительного профессионального образования. Они включают введение госзаказа на базовое и дополнительное образование, создание кафедр ведущих вузов на предприятиях. Серьезные изменения произойдут на так называемом "сером" рынке труда. Ряд конкретных мер позволит значительно сократить его в ближайшие годы.
Меняются приоритеты и в сфере здравоохранения. В социально ориентированном государстве важнейшими точками приложения медицинских усилий являются (и должны стать) детство, материнство и старость. Взрослые трудоспособные граждане должны все больше брать на себя ответственность за свое здоровье. Медицинских учреждений в республике сегодня уже вполне достаточно. Ставится задача к 2003 году обеспечить их нормативное благоустройство, оснастить современным оборудованием.
Вместе с тем мы пока по многим направлениям заметно отстаем от мирового уровня медицинской науки. Значит, необходимо активное сотрудничество с другими регионами России, со странами СНГ и крупнейшими мировыми центрами. Наш курс на ближайшие годы - на эффективную, достаточно технологичную, но не слишком дорогую медицину, способную обслужить каждого жителя.
Не менее важно обеспечить каждому гражданину республики достойные жилищные условия.
В 2001 году обеспеченность общей площадью на одного жителя увеличится до 18,8 кв. м, 95% семей будут обеспечены изолированным жильем (квартирами, домами). В 2001 - 2005 гг. будет действовать программа ликвидации ветхого жилья с учетом новых технологий, развития малоэтажного домостроения, с использованием существующего жилого фонда старой застройки. Приоритетным направлением работы на ближайшие годы останется реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
В текущем году в основном будет завершена и масштабная программа газификации сельских населенных пунктов, городов и рабочих поселков.
В ближайшие пять лет в республике будет решена задача доведения уровня обеспечения дорогами общего пользования до нормативного уровня - 0,3 км на каждый кв. километр территории. Одновременно ставится задача повышения качества строительства и реконструкции дорог. Особенно важно это для села - сельчане должны пользоваться теми же благами, что и горожане, сохраняя при этом свой привычный уклад жизни.
Исключительно важное значение придается развитию современной системы образования. К 2005 году не останется ни одной ветхой школы. В течение пяти лет мы выйдем на уровень нормативной обеспеченности общеобразовательными учреждениями (пока этот показатель составляет 0,39 от нормативного). Каждая школа в республике в 2002 году будет укомплектована компьютерным классом.
Усиливается внимание к качеству современного досуга, профессиональному искусству и самодеятельному творчеству. Воспитание личности во многом зависит от благополучия и нравственной атмосферы в семье. Государство будет содействовать укреплению инфраструктуры гуманитарных отраслей, развитию науки, культуры, общественно значимой периодики и книгоиздательства, электронных СМИ и самых прогрессивных информационных технологий.
Горизонты завтрашнего дня
Как видим, в основу стратегии развития республики положены социальные приоритеты.
При этом они строго выверены. Расчет опирается на опыт одиннадцати лет, в течение которых Татарстан проводил самостоятельную экономическую политику. Приняты во внимание реальное состояние дел в экономике и финансовой сфере, а также те рубежи, которых мы намерены достичь в среднесрочной перспективе.
Итак, в 2005 году валовой региональный продукт увеличится на 21% и составит 387 млрд. рублей (в сопоставимых ценах). Среднегодовой рост прогнозируется на уровне 4,2%. Прогнозируется снижение индекса потребительских цен со 120% в 2001 году до 106-108% в 2005-м.
Объем промышленного производства в 2005 году составит 360 млрд. руб. с ростом в сопоставимых ценах на 22,8%. Валовая продукция сельского хозяйства - 58,5 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал за пять лет суммарно составит около 300 млрд. рублей, в том числе в 2005 году - около 70 млрд. руб.
Прибыль ожидается в размере около 290 млрд. руб., в том числе в 2005 году - 67 млрд. руб. Рост розничного товарооборота запланирован на уровне 5,4% в год, и в 2005 году товарооборот составит 107,4 млрд. руб. Численность экономически активного населения в 2005 году составит 1,8 млн. человек. Уровень безработицы не превысит 1%. Рост реальных денежных доходов населения прогнозируется в среднем 9% в год.
Чтобы достичь этих результатов, в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики принимается саморазвитие. Правительство республики вводит такие правила хозяйственного поведения, которые будут поощрять предприятия к разработке и осуществлению собственных долгосрочных, средне- и краткосрочных программ. Будет введен механизм стимулирования предприятий к увеличению добавленной стоимости. В частности, налоговые льготы и реинвестирование со стороны государства будут предоставляться исходя из превышения добавленной стоимости над базовой. Особое значение будет иметь увеличение заработной платы. К 2003 году будет ликвидировано перекрестное субсидирование предприятий и отраслей по энергоносителям.
Уже в текущем году государство как собственник полностью уйдет из торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, легкой промышленности. Будут введены механизм государственных инвестиций и другие меры протекционизма.
Сегодня стратегия развития республики определена. Она носит четко выраженный социальный характер и подкреплена конкретными механизмами реализации. Ее основные положения нашли отражение, в частности, в недавно принятой федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". Опираясь на эти документы, мы приступаем к строительству социально ориентированной экономики. Главной целью является создание таких социально-экономических условий, которые позволят каждому гражданину республики проявить свои способности и удовлетворить все основные потребности.
"Республика Татарстан", 30 августа 2001 года.