Публикации > Просмотр публикации
Республика Татарстан: модель устойчивого развития

Описание модели

Исторический фактор

Исторический фактор в значительной мере влияет на менталитет татар, которые хорошо помнят о своей государственности - Булгарском ханстве, Золотой Орде, Казанском ханстве. День взятия Казани войсками Ивана Грозного (15 октября 1552 г.) воспринимается татарами как наиболее трагическая веха в истории. Вместе с тем четыре столетия пребывания в составе России, хотя и сопровождались постоянными восстаниями татар, тем не менее выработали нормы совместного проживания с русским народом.

Этнический фактор

Этнически Татарстан состоит из двух примерно равных по численности групп - татар (48,5%) и русских (43,3%). Татары обладают достаточно высокой культурой и образованием для того, чтобы претендовать на самостоятельную государственность. Русские к этому относятся с пониманием, но, в свою очередь, претендуют в республике на ту же роль, что и татары.

К особенности республики относится и то, что основной массив обоих этнических групп находится вне Татарстана.

Татары всего мира территорию нынешнего Татарстана рассматривают как историческую родину, как центр развития своей культуры. Дисперсное расселение татар, многие из которых живут в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане влияет на внешнюю политику республики.

Религиозный фактор

Религиозный фактор в значительной мере совпадает с этническим. Татары приняли ислам в 922 году. В XIX веке произошло реформирование ислама (так называемый "джадидизм"), в результате чего он соединил в себе идеи либерализма с канонами мусульманской религии. Его с полным основанием можно назвать "евроисламом".

Православие исторически воспринималось как религия и культура русских завоевателей. С христианизацией связаны самые жестокие страницы колонизации территории Казанского ханства. Однако после указа Екатерины II о веротерпимости мусульмане не подвергались открытым гонениям.

В настоящее время межрелигиозных трений не существует. Напротив, Татарстан представляет из себя пример совместного сосуществования двух великих религий. Глубокие традиции татар являются надежной защитой на пути проникновения каких-либо крайних форм ислама.

Экономический фактор

Татарстан промышленно развитая республика, для которой характерен монополизм в таких сферах как нефтехимия, машиностроение, авиастроение и т.д. Вместе с тем для нее характерна милитаризованность, высокая квалификация рабочей силы и плохое знание внешнего рынка. Эти факторы, хотя и мешают быстрому вхождению в рыночные отношения, тем не менее содержат в себе значительный потенциал для будущего развития.

Сельское хозяйство Татарстана отличается устойчивым развитием, ориентированным на удовлетворение населения республики основными продуктами питания.

Экономически Татарстан был тесно связан не только с Россией, но практически со всеми странами бывшего СССР, с большинством из которых в настоящее время заключил двусторонние торгово-экономические соглашения. Наличие богатых природных ресурсов, развитой промышленности, науки, необходимость поиска рынков сбыта объективно превращают Татарстан в самостоятельный субъект международных экономических отношений.

Географический фактор

Географически Татарстан находится на перекресте российских коммуникаций, что придает республике особую экономическую и политическую значимость. Вместе с тем его анклавное положение является препятствием для объявления независимости.

Политический фактор

Основные политические силы в республике представлены

(1)национальным движением, отстаивающие идеи суверенитета. При этом спектр мировоззрений колеблется от полной независимости до равноправного сотрудничества Казани и Москвы;

(2)блоком так называемых "демократических" партий, объединенных промосковскими симпатиями. Их взгляды колеблются от идеи федеративного устройства России под жестким контролем Москвы до унитарного устройства государства;

(3)правительственные структуры и партии, близкие к официальным кругам, отстаивающие идеи договорных отношений между Москвой и Казанью.

Российские партии и движения представлены в республике (практически в Казани), как экзотические группы, не оказывающие какого-либо серьезного влияния на принятие политических решений.

Этапы становления государственности Татарстана

1-й этап. До 1990 года Татарстан существовал как автономная советская республика, стремящаяся приобрести статус союзной республики. Вопрос о повышении статуса неоднократно ставился в 30-е, 60-е и 70-е годы.

Границы Автономной республики были проведены так, что татары оказались разделенными на две большие части: 1,7 млн. человек проживает в Татарстане, 1,2 млн. - в Башкортостане, еще 0,5 млн. проживает в соседних республиках и областях. В республике живет только 25% от всей численности татар.

2-й этап. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете республики, что изменило всю политическую жизнь республики.

Суверенитет Республики Татарстан объявлялся от имени всего народа. Хотя инициатива исходила от татар, тем не менее в Конституции закреплены два государственных языка - татарский и русский, а в местах компактного проживания других этнических групп (чуваш, удмуртов, мари, мордвы) их язык используется в качестве официального (например, бюллетени для голосования в республике печатаются на шести языках). Конкретная политика Правительства направлена на соблюдение баланса между этническими группами и религиозными конфессиями.

Республиканские политические партии, построенные по чисто этническому признаку, не пользуются влияем. Выборы и референдумы последних лет показывают, что этнический признак на результаты голосования не оказывает решающего влияния.

Таким образом в Татарстане складывается полиэтническое, поликультурное сообщество, опирающееся на принцип территориального (а не этнического) суверенитета.

3-й этап. В августе 1991 года между Москвой и Казанью начались переговоры, завершившиеся 15 февраля 1994 года между Татарстаном и Россией был подписан Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Одновременно между правительствами России и Татарстана был подписан пакет соглашений, регулирующих отношения в сфере торговли, собственности, бюджета, финансов, банковского дела, военного строительства, военно-промышленного комплекса, таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, высшего образования, экологии и координации правоохранительной деятельности.

Договор, прежде всего, является механизмом разрешения политического конфликта между Казанью и Москвой, возникшего на базе двух глубинных тенденций: требования децентрализации власти и перехода к реальной федерализации России, с одной стороны, и стремления сохранить в центре максимальные властные функции, доставшиеся от советской империи - с другой. Договор зафиксировал отказ Москвы от применения силы. В юридическом плане Договор призван стать своеобразным "буфером" между Конституцией России и Конституцией Татарстана. По сути дела, Договор означает, что Москва не требует от Татарстана приведения ее Конституции в соответствие с Конституцией России. Этим признается также верховенство законов РТ над законами РФ, которые нередко сильно различаются. Например, Татарстан объявлен зоной свободной от оружия массового поражения (ст.8 Конституции РТ) и ориентируется на демилитаризацию своей экономики, что противоречит общей военной доктрине России. В Татарстане принято законодательство о праве частной собственности на землю, существуют льготы для иностранных инвесторов, чего нет в России.

В соответствии с Договором признается право Татарстана вводить собственное гражданство, наряду с общероссийским, а также право Татарстана участвовать (хотя и не в полном объеме) в международных и внешнеэкономических отношениях.

Жизнь в Татарстане во многом определяется решениями республиканских законодательных и исполнительных органов, деятельностью республиканских партий. Общероссийские партии не пользуются влиянием, они практически не имеют в республике своих структур. Тем не менее политическая и экономическая ситуация в России оказывает сильное воздействие на жизнь Татарстана, особенно в экономической части.

Факторы стабильности

Ряд признаков указывает на стабилизацию политической и межэтнической обстановки в республике. В последние два года практически отсутствуют митинги. На выборах Президента республики в Федеральное собрание в 1993 году за него проголосовало - 91% избирателей. Выборы в Государственный Совет (парламент) Татарстана показали, что при голосовании этнический фактор не является решающим, население в большей степени ориентируется на профессиональные качества.

В Татарстан мигрирует (в основном из Средней Азии) в год около 20 тыс. человек, из которых 5 тысяч русских, остальные - татары. Количество смешанных браков осталось на прежнем уровне (примерно 1/3 от общего числа браков).

Стабильность в Татарстане достигается через соблюдение баланса итересов различных этнических групп, партий, конфессий и социальных групп.

Руководство Татарстана придерживается прагматической и центристской политики, находя общий язык с конструктивной оппозицией и критикуя крайности. Республиканские политические партии, построенные по чисто этническому признаку, не пользуются влиянием, что особенно ярко подтвердили последние выборы, где крайние партии не получили поддержки.

Заключение двустороннего Договора стало важнейшим фактором политической стабильности. Вместе с тем и экономическая политика существенного влияет на стабильность. Татарстан не принял политику шоковой терапии и разработал собственную экономическую политику, так называемого, "мягкого вхождения в рынок". На первом этапе вхождения в рынок государство регулировало цены на основные продукты питания и ввело адресную защиту малоимущих слоев населения. Либерализация цен происходила постепенно без катастрофического обнищания масс. Благодаря этому Президент и Правительство приобрели доверие населения, необходимое для проведения радикальных реформ.

Наконец, активная международная политика, помогающая экономическим реформам и создающая положительный имидж Татарстана позволяет более уверенно чувствовать в условиях общей нестабильности в России.