Публикации > Просмотр публикации
"Соответствовать - так Европе!"

В Госсовете Республики Татарстан состоялось первое рабочее заседание согласительной комиссии, которая должна привести в соответствие татарстанское и федеральное законодательства.

В состав комиссии, возглавляемой народным депутатом РТ Маратом Галеевым, входят компетентные юристы и политики из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода. Среди них и советник Президента РТ Рафаиль Хакимов, с которым побеседовал наш корреспондент.

- Рафаиль Сибгатович, с чего начала свою работу комиссия?

- Со стороны наших гостей поступило предложение - сразу же приступить к обсуждению такого вопроса, как соответствие татарстанской Конституции российской. На что я заметил: "В этом случае необходимо обсуждать и Основной Закон РФ".

Действительно, у Татарстана есть своя Конституция, на которой клялся Президент РТ, а для главы России является священным Основной Закон РФ. Между ними двусторонний договор, согласующий все противоречия. Если статус этого документа в какой-то мере был бы поколеблен, то все разговоры о "соответствии" пришлось бы переводить совсем в другое русло.

Поэтому была достигнута договоренность: все вопросы на "конституционные" темы мы обсуждаем только для уточнения наших позиций. По сути деятельность согласительной комиссии будет заключаться в том, чтобы рассматривать законодательство в рамках действующих Конституций и договора, это для нас чрезвычайно важно, поскольку в центре внимания экспертов окажется и один из ключевых документов нашей республики.

- Судя по всему, татарстанская сторона не намерена следовать всем рекомендациям и предложениям, поступающим из федерального центра.

Не существует ли опасность, что эксперты забредут в такой тупик, из которого трудно выбраться?

- Мне кажется, этого не произойдет! Все законы, принятые в Татарстане, как говорится, "разложены по полочкам". Есть документы, разработанные более удачно, чем в России: мы, например, собираемся предложить Госдуме принять кодекс о земле, аналогичный татарстанскому. Существуют и законы, относящиеся к области сугубо татарстанских полномочий: понятно, что в их отношении "торг" неуместен. Не обошлось и без законов, которые необходимо изменить: кое-что Татарстан предпринял не в рамках своей компетенции. Наблюдаются и спорные моменты - они, как правило, относятся к совместным полномочиям.

Словом, предстоит подробно рассматривать каждый закон, а потом уже вносить конкретные предложения - в Госсовет РТ или Госдуму.

- С какими трудностями могут столкнуться эксперты?

- Есть ряд противоречий, от которых чрезвычайно трудно уйти. Так, в Конституции РФ утверждается, что республики являются государствами. Любой правовед подтвердит, что существуют атрибуты государственности, в том числе и суверенитет. Но если придерживаться навязываемой сейчас точки зрения о том, что суверенитета в республике не может быть, то такое понятие, как "государство", неминуемо сведется лишь к имени собственному.

Еще один из примеров - в Конституции РФ достаточно мягко говорится о возможности республик иметь свои собственные международные отношения, а в законодательстве более жесткая постановка вопроса - полный контроль со стороны федеральных структур, никаких соглашений и самостоятельного выхода на потенциальных зарубежных партнеров... Подобные противоречия еще можно долго перечислять. Но без их разрешения трудно продвигаться вперед.

- Много ли времени потребуется, чтобы достичь согласия?

- Нижегородцы, которым нужно непременно "отчитаться" до 1 ноября, нервничают и торопят. Даже приводят в пример расторопную Чувашию, "подбившую все бабки" в считанные дни. Но мы не собираемся форсировать трудоемкий процесс и будем работать именно столько, сколько потребуется.

Тем более начинается "вброс" новых тем. Через Госсовет РФ многие известные политики получили своеобразные домашние задания. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев будет размышлять над такой проблемой, как разделение полномочий, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев должен иметь свое суждение о российских государственных символах, мэр Москвы Юрий Лужков обязан все знать о путях совершенствования государственных органов.

- Как вы оцениваете очередные шаги федеральной власти?

- Как очень непонятные. А вывод напрашивается один: до тех пор, пока нет стратегии, нельзя прикасаться к государственному устройству. Это очень сложная система, которая должна сводить в одно целое разные интересы, учитывать каждую особенность. Если решено начать перестройку, то следует сразу договориться о том, к чему она приведет - к построению истинной Федерации, унитарного государства или авторитарного строя. И что немаловажно - заручиться согласием всех тех, кто объединен одной территорией.

- После недавних и, возможно, в преддверии будущих политических новаций будем ли мы с легким сердцем отмечать день принятия татарстанской Конституции?

- Есть вещи, от которых невозможно отступать. Опасно вмешиваться "со стороны" в решение проблем, связанных с государственными языками. Нельзя посягать на наши ресурсы, недра и землю, на которой живем. Рискованно наводить новый порядок во внутреннем государственном устройстве и изолировать республику от выхода во внешний мир. Татарстан ничего и никогда не делал во вред России. На это, кстати, ориентирована и Конституция РТ, праздник которой всегда будет вместе с нами.

- А существует ли вообще для законодательства некий эталон, к которому следует стремиться?

- По моему убеждению, был бы смысл и татарстанскому, и российскому зaкoнoдaтeльству подтягиваться до европейских стандартов. Уникальность вряд ли должна оборачиваться тем, что мы живем все хуже и хуже...

- А в состоянии ли Госсовет РТ разработать законопроекты, не уступающие по качеству европейским?

- Давайте вспомним о скромном опыте небольшого государства Эстония. Там не страдают гигантоманией и гордыней, там не считают, что "сами умные и нас уже нечему учить". Так вот, эстонцы открыли небольшую контору, которая занимается переводом европейских законов с английского на эстонский язык, а парламент их принимает. И правильно делает! Потому что за многие годы законы отшлифованы и приведены в соответствие друг с другом.

- А какое законодательство было бы под стать Татарстану?

- Один из блестящих образцов - законодательство Германии, где тщательно продуманы все системы - экономическая и техническая, образование, медицина, социальная политика... Да и принцип федерального устройства дocтaтoчно оптимален.

Надеяться на то, что Россия одной из первых станет ориентироваться на зарубежный опыт, глухой номер. Там обязательно вспомнят о своих евразийских корнях и утопят здравую идею в политических спорах.

Инициатива должна быть "точечной", и ее вполне мог бы проявить Татарстан. Помнится, когда-то то нашу республику именовали "островом коммунизма", а теперь, если постараться, можно стать и "европейским островом внутри России".
Галина Григоренко, Газета "Время и Деньги" N200, 24 октября 2000 г.