Публикации > Просмотр публикации
Разграничение полномочий не влечет за собой изменения Конституции РФ
Рабочая группа Госсовета РФ под руководством Минтимера Шаймиева завершила работу над концепцией государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Ее рассмотрение сегодня было отложено до следующего заседания президиума Госсовета. Основные положения концепции в интервью корреспонденту "Страны.Ru" Александру Гудкову прокомментировал советник президента Татарстана по политическим вопросам Рафаиль Хакимов.
- Рафаиль Сибгатович, концепция рабочей группы Шаймиева вызвала волну критики и в Госдуме, и в прессе. Вас обвиняют чуть ли не в попытке превратить Российскую Федерацию в конфедерацию.
- Подобные обвинения - это неграмотные, непрофессиональные заявления людей, которые просто никогда не выезжали, видимо, из своей области. Эти люди привыкли рассматривать федеративные отношения только с одной точки зрения, - насколько они соответствуют советской системе унитарного государства. Я был недавно в Швейцарии, специально изучал швейцарский опыт федерализма, изучал опыт других стран, и я могу заявить, что ни о какой конфедерации в концепции речь не идет, там только первые шаги, подступы к нормальной федерации в европейском смысле. Концепция предусматривает обычный нормальный федерализм, не выходящий за рамки Конституции России. Российская Конституция предусматривает даже гораздо большую децентрализацию, чем классический федерализм, скажем, как в Америке, Швейцарии или Германии.
- В рабочую группу Шаймиева вошла группа главы Дагестана Магомедали Магомедова, который занимался разработкой модельных федеральных законов. Свидетельствует ли это о том, что наряду с созданием концепции разграничения полномочий, в группе ведется работа по созданию соответствующей нормативной базы?
- Да, безусловно, подобная работа ведется. Что касается объединения рабочих групп Шаймиева и Магомедова, то это произошло чуть ли не на втором заседании рабочей группы Шаймиева. Инициатором выступил сам Магомедали Магомедов. Дело в том, что его модельные законы тоже касаются прежде всего предметов совместного ведения, совместных полномочий. В области исключительных полномочий, как центра, так и субъектов федерации ни у кого никаких вопросов не возникает, никакие модели не нужны. Конфликтным полем остаются только совместные полномочия.
- Какие механизмы реализации заложены в концепцию, об изменении каких федеральных законов идет речь?
- Речь прежде всего идет о том, чтобы подробно расписать федеральными законами 72 статью Конституции как наиболее конфликтную. Необходим закон о разграничении полномочий и предметов ведения федерального центра и субъектов федерации, закон о порядке осуществления избирательных прав и многие другие. Все они должны подробнейшим образом регламентировать все, вплоть до количества подписей на документе и места печати. Необходимо четко определить, как должны приниматься законы, каким образом должны участвовать субъекты в законотворчестве, какие права имеют субъекты при принятии федеральных законов и так далее.
- Предлагаете ли вы вносить какие-либо изменения в Конституцию РФ?
- Об изменении Конституции РФ речь не идет. Исходная позиция работы Госсовета заключается в том, что Конституции нерушима. Но 72 статью можно разложить, во-первых, по федеральным законам, во-вторых, через делегирование полномочий. Центр может делегировать свои полномочия субъектам по 78 статье Конституции. Есть масса возможностей уйти с этого конфликтного поля, не нарушая Конституции.
- В каких отношениях находится рабочая группа Шаймиева с группой Лужкова, которая занимается реорганизацией органов госуправления? Известно, что Лужков выступал с критикой вашей концепции. - Лужковская группа тоже так или иначе связана с разграничением полномочий, поэтому между нами постоянно ведется координация нашей деятельности. В наших группах много общих участников. Например я, работая в группе Шаймиева, являюсь и членом лужковской группы. Что касается критики, то в группе Лужкова действительно среди специалистов преобладают государственники. Дело в том, что западный федерализм, который предусматривает разграничение полномочий и ограничение прав субъектов, в России почему-то часто воспринимается как конфедерация. Еще один момент, по которому с Лужковым нам не удалось найти общий язык - это соглашения о разграничении полномочий. Лужков выступил против договорной практики между центром и субъектами федерации, а это совершенно неприемлемо для нас.
- Почему его позиция неприемлема для вас, ведь вы разрабатываете законодательную базу новых федеративных отношений для всей России?
- Да, это в целом для России, но у Татарстана отношения с федеральным центром строятся на основе договора, учитывающего особенности нашего статуса. Я считаю, что попытка пересмотреть пункты договора сегодня неизбежно приведет к дестабилизации обстановки в Татарстане.
Рабочая группа Госсовета РФ под руководством Минтимера Шаймиева завершила работу над концепцией государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Ее рассмотрение сегодня было отложено до следующего заседания президиума Госсовета. Основные положения концепции в интервью корреспонденту "Страны.Ru" Александру Гудкову прокомментировал советник президента Татарстана по политическим вопросам Рафаиль Хакимов.
- Рафаиль Сибгатович, концепция рабочей группы Шаймиева вызвала волну критики и в Госдуме, и в прессе. Вас обвиняют чуть ли не в попытке превратить Российскую Федерацию в конфедерацию.
- Подобные обвинения - это неграмотные, непрофессиональные заявления людей, которые просто никогда не выезжали, видимо, из своей области. Эти люди привыкли рассматривать федеративные отношения только с одной точки зрения, - насколько они соответствуют советской системе унитарного государства. Я был недавно в Швейцарии, специально изучал швейцарский опыт федерализма, изучал опыт других стран, и я могу заявить, что ни о какой конфедерации в концепции речь не идет, там только первые шаги, подступы к нормальной федерации в европейском смысле. Концепция предусматривает обычный нормальный федерализм, не выходящий за рамки Конституции России. Российская Конституция предусматривает даже гораздо большую децентрализацию, чем классический федерализм, скажем, как в Америке, Швейцарии или Германии.
- В рабочую группу Шаймиева вошла группа главы Дагестана Магомедали Магомедова, который занимался разработкой модельных федеральных законов. Свидетельствует ли это о том, что наряду с созданием концепции разграничения полномочий, в группе ведется работа по созданию соответствующей нормативной базы?
- Да, безусловно, подобная работа ведется. Что касается объединения рабочих групп Шаймиева и Магомедова, то это произошло чуть ли не на втором заседании рабочей группы Шаймиева. Инициатором выступил сам Магомедали Магомедов. Дело в том, что его модельные законы тоже касаются прежде всего предметов совместного ведения, совместных полномочий. В области исключительных полномочий, как центра, так и субъектов федерации ни у кого никаких вопросов не возникает, никакие модели не нужны. Конфликтным полем остаются только совместные полномочия.
- Какие механизмы реализации заложены в концепцию, об изменении каких федеральных законов идет речь?
- Речь прежде всего идет о том, чтобы подробно расписать федеральными законами 72 статью Конституции как наиболее конфликтную. Необходим закон о разграничении полномочий и предметов ведения федерального центра и субъектов федерации, закон о порядке осуществления избирательных прав и многие другие. Все они должны подробнейшим образом регламентировать все, вплоть до количества подписей на документе и места печати. Необходимо четко определить, как должны приниматься законы, каким образом должны участвовать субъекты в законотворчестве, какие права имеют субъекты при принятии федеральных законов и так далее.
- Предлагаете ли вы вносить какие-либо изменения в Конституцию РФ?
- Об изменении Конституции РФ речь не идет. Исходная позиция работы Госсовета заключается в том, что Конституции нерушима. Но 72 статью можно разложить, во-первых, по федеральным законам, во-вторых, через делегирование полномочий. Центр может делегировать свои полномочия субъектам по 78 статье Конституции. Есть масса возможностей уйти с этого конфликтного поля, не нарушая Конституции.
- В каких отношениях находится рабочая группа Шаймиева с группой Лужкова, которая занимается реорганизацией органов госуправления? Известно, что Лужков выступал с критикой вашей концепции. - Лужковская группа тоже так или иначе связана с разграничением полномочий, поэтому между нами постоянно ведется координация нашей деятельности. В наших группах много общих участников. Например я, работая в группе Шаймиева, являюсь и членом лужковской группы. Что касается критики, то в группе Лужкова действительно среди специалистов преобладают государственники. Дело в том, что западный федерализм, который предусматривает разграничение полномочий и ограничение прав субъектов, в России почему-то часто воспринимается как конфедерация. Еще один момент, по которому с Лужковым нам не удалось найти общий язык - это соглашения о разграничении полномочий. Лужков выступил против договорной практики между центром и субъектами федерации, а это совершенно неприемлемо для нас.
- Почему его позиция неприемлема для вас, ведь вы разрабатываете законодательную базу новых федеративных отношений для всей России?
- Да, это в целом для России, но у Татарстана отношения с федеральным центром строятся на основе договора, учитывающего особенности нашего статуса. Я считаю, что попытка пересмотреть пункты договора сегодня неизбежно приведет к дестабилизации обстановки в Татарстане.
Национальная информационная служба "Cтрана.Ru", 20 февраля 2001 г.