Публикации > Просмотр публикации
Рафаиль Хакимов: "Я - самый татарстанский националист!"
На животрепещущие вопросы читателей пришлось отвечать Рафаилю Хакимову - Государственному советнику Президента РТ. И чаще всего произносились слова "суверенитет", "латиница, "гражданство", "конституция".
Добрый вечер, меня зовут Рафаил. Во-первых, я хочу сказать, что уважаю Вас за политическую прямолинейность, а во-вторых, скажите, пожалуйста, у нас еще не все потеряно с латиницей?
- Решение о запрещении в стране любой графики, кроме кириллицы, готовящееся сейчас в Госдуме, не конституционно. Согласно Основному Закону России, вопросы языков, развития национальных культур находятся в исключительной компетенции субъектов. И Центр не может вмешиваться в это дело. А наш закон о переходе на латиницу никто не отменял.
Рафаиль Сибгатович, а татары и кряшены - это один народ?
- Я считаю, что один, просто религии разные.
- У меня среди кряшен много товарищей. Они утверждают, что мы - разные народы.
- Народ определяет не религия, а язык, культура. А с кряшенами у нас один язык, одни песни, одна одежда.
- А при переписи большинство хотят записаться не татарами?
- Ну что же, каждый имеет право определить себя тем, кем он себя чувствует.
Алло, это Рафаиль Сибгатович Хакимов? Вы можете баллотироваться в Президенты?
- Могу, но не буду.
- Почему?
- Меня устраивает должность советника. (Смеется).
Добрый вечер. Вот есть у нас Национальный музей, Национальная библиотека, Национальный архив и так далее... Что подразумевается под словом "национальный"?
- "Национальный" - имеется в виду "государственный".
- Но ведь слова "нация", "национальность" имеют свои специфические особенности.
- Согласен. Но в данном случае терминология, пришедшая из советской лексики, не совпадает с международной. И у нас идет такая небольшая путаница. Иногда используется "национальный" в смысле "этнический", а иногда - как "государственный".
Рафаиль Сибгатович, скажите, пожалуйста, зачем нам татарстанское гражданство?
- Для татар этот вопрос, в первую очередь, связан с правом писать свое имя и фамилию на родном языке. Каких-то иных привилегий наше гражданство не дает, поэтому человек может отказаться от страничек на татарском языке, тем самым и от гражданства республики. Но в будущем для татарстанцев вероятны какие-то дополнительные социальные льготы, как, например, существующие сейчас компенсационные выплаты, республиканская минималка и так далее.
- Но столько споров вокруг нашего вкладыша. Может быть, его отменить?
- Да нет, я вот, как и многие другие татары, не согласен с тем, чтобы мои имя и фамилия искажались. Кроме того, вот у нас - суверенная республика. И для многих важно само ее признание. А отдельные странички (или, как их называют, вкладыш) это подтверждают.
-А еще... С переходом на латиницу документы, написанные кириллицей, будут переписываться?
- Латиница вовсе не исключает кириллицу, и нет необходимости переписывать все документы. Кроме того, переход будет осуществляться десять лет, и многие из бумаг просто устареют.
Меня зовут Марат. Будет ли в новом паспорте графа "национальность"?
- Согласно законодательству и новой форме паспорта - нет. Но вы можете зафиксировать ее в свидетельстве о рождении.
- Но вот в старом паспорте есть... Я знаю, что я - татарин, чем и горжусь. А теперь мне будет труднее осознавать это.
- Я так не думаю. Ведь паспорт фиксирует гражданство, а не этническое происхождение. Никуда ваша национальность не денется, раз вы ее осознаете.
Здравствуйте, это "Комсомолка"? Вас беспокоит Наталья Воронова из Казани. Как Вы считаете, есть ли сейчас в республике человек, который мог бы стать достойным преемником нашего Президента?
- Тут, конечно, трудно ответить. (Улыбается.) Потому что Шаймиев символизирует собой целое десятилетие. У него - имя, вошедшее в историю, огромный авторитет. Но, я думаю, что достойный преемник в республике найдется.
- А есть люди, которые себя уже хорошо проявили?
- Ну, допустим, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин... Человек заметный, авторитетный. Я не хочу сказать, что он - кандидат в Президенты (перед выборами и другие кандидатуры появятся)... Но Фарид Хайруллович, мне кажется, уже показал себя человеком, понимающим и все сложности, которые есть в республике, и политику Татарстана в целом.
- А Рафгат Алтынбаев?
- Сегодня он - сенатор. И сразу не скажешь - способен ли человек, бывший мэром, работать Президентом. Все-таки у них разные функции, разные возможности.
Меня зовут Андрей. Я русский. Не националист, не шовинист. Но сколько раз слышал (даже в госучреждениях): "Раз ты русский, езжай в Москву и там командуй, а у нас свои законы". Как Вы относитесь к таким ситуациям?
- Плохо. С каждым подобным частным случаем нужно разбираться. Но люди бывают разные... И сумасшедшие тоже. Стоит ли на них обижаться? А политика республики в целом строится на равноправии, взаимоуважении и толерантности между всеми татарстанцами.
- А вот говорят, что Вы - ярый националист...
- Да, я самый ярый татарстанский националист. И буду до последнего защищать народ Татарстана, его права и его интересы. У нас настолько все перемешано. Я - татарин, жена - узбечка, друзья - и русские, и евреи, и кого только нет.
- Что Вы думаете о "вертикали власти"?
- Я считаю, что "вертикаль власти" - вообще очень архаичная система и совершенно неэффективная в рыночных условиях. Это мы ощутим уже в нынешнем году. Все-таки должна быть или плановая система управления экономикой и вертикаль, или рынок и другая система управления.
Исанмесес, Рафаиль Сибгатович. Можно я с Вами буду по-русски?
- Исанмесес. Якши.
- Скажите, почему наш суверенитет Москве как кость в горле?
- Тут разные причины. Центр стремится установить "вертикаль власти". Это не что иное как былое административно-командное подчинение. А Москве кажется, что от этого всей стране сразу станет хорошо.
- А кому станет плохо, если у Татарстана будет суверенитет?
- Кто-то считает, что мнение самостоятельно мыслящей республики (которое не всегда совпадает с федеральным) угрожает безопасности России. Кроме того, есть и экономические причины. Ну, скажем, Татарстан имеет нефть, которой нет у олигархов, или свою энергетическую компанию "Татэнерго", не входящую в РАО ЕЭС. Ведь приватизацию мы тоже провели по-своему, и какие-то хорошие куски миновали жаждущих.
- А как теперь у нас обстоит дело с суверенитетом?
- В новой редакции Конституции республика объявлена суверенной. Есть отдельная статья о Договоре между Москвой и Казанью о разграничении полномочий. Есть несколько статей, закрепляющих основные понятия суверенитета, и по форме и по содержанию. Права народа на недра, право на два государственных языка, право вести самостоятельно международную деятельность, например.
- А вообще наша Конституция и Договор - навечно или на какое-то время? Придут другие начальники и все вернут обратно...
- В принципе принимается навечно. Однако проходит время и вносятся изменения. Но я не думаю, что в будущем суверенитету грозят какие-то ограничения. Если Россия будет демократической страной, то ей будут выгодны сильные регионы, способные самостоятельно решать какие-то проблемы.
- Ярар, бик зур рахмэт.
Вопрос с пейджера.
Когда начнут учить детей настоящей истории народов Среднего Поволжья? Учебники, написанные русскими авторами, не отражают истинной истории народов, населяющих эту территорию?
- В Татарстане есть свои учебники, трактующие ее так, как мы их понимаем. А российские - большая проблема. В последних из них уже мягче излагаются вопросы, касающиеся татар. Но эти пособия еще далеки от объективности. Дело в том, что проблема учебников упирается в другую, очень важную. Нужна новая трактовка, новые взгляды, новые подходы ко всей истории российской государственности. И возникает такой, на первый взгляд, простой вопрос: "А, собственно, с какого века начинать отсчет истории России? С Х-го - с зарождения Киевской Руси, или с VI-го - с возникновения Тюркского каганата, занимавшего практически всю ее территорию? И оказывается, что он - не столько исторический, сколько политический. Если Россию понимать как многонациональную страну, тогда нужно изучать ее историю с истории тех народов, которые ее издавна населяли. А если как чисто русское государство - тогда начинать надо с Киевской Руси. Так что пока мы учим детей по своим учебникам, а в России - по своим.
На животрепещущие вопросы читателей пришлось отвечать Рафаилю Хакимову - Государственному советнику Президента РТ. И чаще всего произносились слова "суверенитет", "латиница, "гражданство", "конституция".
Добрый вечер, меня зовут Рафаил. Во-первых, я хочу сказать, что уважаю Вас за политическую прямолинейность, а во-вторых, скажите, пожалуйста, у нас еще не все потеряно с латиницей?
- Решение о запрещении в стране любой графики, кроме кириллицы, готовящееся сейчас в Госдуме, не конституционно. Согласно Основному Закону России, вопросы языков, развития национальных культур находятся в исключительной компетенции субъектов. И Центр не может вмешиваться в это дело. А наш закон о переходе на латиницу никто не отменял.
Рафаиль Сибгатович, а татары и кряшены - это один народ?
- Я считаю, что один, просто религии разные.
- У меня среди кряшен много товарищей. Они утверждают, что мы - разные народы.
- Народ определяет не религия, а язык, культура. А с кряшенами у нас один язык, одни песни, одна одежда.
- А при переписи большинство хотят записаться не татарами?
- Ну что же, каждый имеет право определить себя тем, кем он себя чувствует.
Алло, это Рафаиль Сибгатович Хакимов? Вы можете баллотироваться в Президенты?
- Могу, но не буду.
- Почему?
- Меня устраивает должность советника. (Смеется).
Добрый вечер. Вот есть у нас Национальный музей, Национальная библиотека, Национальный архив и так далее... Что подразумевается под словом "национальный"?
- "Национальный" - имеется в виду "государственный".
- Но ведь слова "нация", "национальность" имеют свои специфические особенности.
- Согласен. Но в данном случае терминология, пришедшая из советской лексики, не совпадает с международной. И у нас идет такая небольшая путаница. Иногда используется "национальный" в смысле "этнический", а иногда - как "государственный".
Рафаиль Сибгатович, скажите, пожалуйста, зачем нам татарстанское гражданство?
- Для татар этот вопрос, в первую очередь, связан с правом писать свое имя и фамилию на родном языке. Каких-то иных привилегий наше гражданство не дает, поэтому человек может отказаться от страничек на татарском языке, тем самым и от гражданства республики. Но в будущем для татарстанцев вероятны какие-то дополнительные социальные льготы, как, например, существующие сейчас компенсационные выплаты, республиканская минималка и так далее.
- Но столько споров вокруг нашего вкладыша. Может быть, его отменить?
- Да нет, я вот, как и многие другие татары, не согласен с тем, чтобы мои имя и фамилия искажались. Кроме того, вот у нас - суверенная республика. И для многих важно само ее признание. А отдельные странички (или, как их называют, вкладыш) это подтверждают.
-А еще... С переходом на латиницу документы, написанные кириллицей, будут переписываться?
- Латиница вовсе не исключает кириллицу, и нет необходимости переписывать все документы. Кроме того, переход будет осуществляться десять лет, и многие из бумаг просто устареют.
Меня зовут Марат. Будет ли в новом паспорте графа "национальность"?
- Согласно законодательству и новой форме паспорта - нет. Но вы можете зафиксировать ее в свидетельстве о рождении.
- Но вот в старом паспорте есть... Я знаю, что я - татарин, чем и горжусь. А теперь мне будет труднее осознавать это.
- Я так не думаю. Ведь паспорт фиксирует гражданство, а не этническое происхождение. Никуда ваша национальность не денется, раз вы ее осознаете.
Здравствуйте, это "Комсомолка"? Вас беспокоит Наталья Воронова из Казани. Как Вы считаете, есть ли сейчас в республике человек, который мог бы стать достойным преемником нашего Президента?
- Тут, конечно, трудно ответить. (Улыбается.) Потому что Шаймиев символизирует собой целое десятилетие. У него - имя, вошедшее в историю, огромный авторитет. Но, я думаю, что достойный преемник в республике найдется.
- А есть люди, которые себя уже хорошо проявили?
- Ну, допустим, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин... Человек заметный, авторитетный. Я не хочу сказать, что он - кандидат в Президенты (перед выборами и другие кандидатуры появятся)... Но Фарид Хайруллович, мне кажется, уже показал себя человеком, понимающим и все сложности, которые есть в республике, и политику Татарстана в целом.
- А Рафгат Алтынбаев?
- Сегодня он - сенатор. И сразу не скажешь - способен ли человек, бывший мэром, работать Президентом. Все-таки у них разные функции, разные возможности.
Меня зовут Андрей. Я русский. Не националист, не шовинист. Но сколько раз слышал (даже в госучреждениях): "Раз ты русский, езжай в Москву и там командуй, а у нас свои законы". Как Вы относитесь к таким ситуациям?
- Плохо. С каждым подобным частным случаем нужно разбираться. Но люди бывают разные... И сумасшедшие тоже. Стоит ли на них обижаться? А политика республики в целом строится на равноправии, взаимоуважении и толерантности между всеми татарстанцами.
- А вот говорят, что Вы - ярый националист...
- Да, я самый ярый татарстанский националист. И буду до последнего защищать народ Татарстана, его права и его интересы. У нас настолько все перемешано. Я - татарин, жена - узбечка, друзья - и русские, и евреи, и кого только нет.
- Что Вы думаете о "вертикали власти"?
- Я считаю, что "вертикаль власти" - вообще очень архаичная система и совершенно неэффективная в рыночных условиях. Это мы ощутим уже в нынешнем году. Все-таки должна быть или плановая система управления экономикой и вертикаль, или рынок и другая система управления.
Исанмесес, Рафаиль Сибгатович. Можно я с Вами буду по-русски?
- Исанмесес. Якши.
- Скажите, почему наш суверенитет Москве как кость в горле?
- Тут разные причины. Центр стремится установить "вертикаль власти". Это не что иное как былое административно-командное подчинение. А Москве кажется, что от этого всей стране сразу станет хорошо.
- А кому станет плохо, если у Татарстана будет суверенитет?
- Кто-то считает, что мнение самостоятельно мыслящей республики (которое не всегда совпадает с федеральным) угрожает безопасности России. Кроме того, есть и экономические причины. Ну, скажем, Татарстан имеет нефть, которой нет у олигархов, или свою энергетическую компанию "Татэнерго", не входящую в РАО ЕЭС. Ведь приватизацию мы тоже провели по-своему, и какие-то хорошие куски миновали жаждущих.
- А как теперь у нас обстоит дело с суверенитетом?
- В новой редакции Конституции республика объявлена суверенной. Есть отдельная статья о Договоре между Москвой и Казанью о разграничении полномочий. Есть несколько статей, закрепляющих основные понятия суверенитета, и по форме и по содержанию. Права народа на недра, право на два государственных языка, право вести самостоятельно международную деятельность, например.
- А вообще наша Конституция и Договор - навечно или на какое-то время? Придут другие начальники и все вернут обратно...
- В принципе принимается навечно. Однако проходит время и вносятся изменения. Но я не думаю, что в будущем суверенитету грозят какие-то ограничения. Если Россия будет демократической страной, то ей будут выгодны сильные регионы, способные самостоятельно решать какие-то проблемы.
- Ярар, бик зур рахмэт.
Вопрос с пейджера.
Когда начнут учить детей настоящей истории народов Среднего Поволжья? Учебники, написанные русскими авторами, не отражают истинной истории народов, населяющих эту территорию?
- В Татарстане есть свои учебники, трактующие ее так, как мы их понимаем. А российские - большая проблема. В последних из них уже мягче излагаются вопросы, касающиеся татар. Но эти пособия еще далеки от объективности. Дело в том, что проблема учебников упирается в другую, очень важную. Нужна новая трактовка, новые взгляды, новые подходы ко всей истории российской государственности. И возникает такой, на первый взгляд, простой вопрос: "А, собственно, с какого века начинать отсчет истории России? С Х-го - с зарождения Киевской Руси, или с VI-го - с возникновения Тюркского каганата, занимавшего практически всю ее территорию? И оказывается, что он - не столько исторический, сколько политический. Если Россию понимать как многонациональную страну, тогда нужно изучать ее историю с истории тех народов, которые ее издавна населяли. А если как чисто русское государство - тогда начинать надо с Киевской Руси. Так что пока мы учим детей по своим учебникам, а в России - по своим.
"Комсомольская правда" 21 марта 2002 года