Публикации > Просмотр публикации
Тимур Акулов: "Экономическая целесообразность - главное, ради чего работаем"
Не исключено, что когда-нибудь историки сочтут необходимым досконально изучить каждый из этапов становления татарстанской дипломатии. Дотошные потомки, разумеется, установят, что первый дипломат республики - Тимур Акулов. При его непосредственном участии состоялся выход Татарстана на международную арену, завязались полезные знакомства с другими государствами, наполнилось конкретным смыслом такое понятие, как внешняя деятельность субъекта Федерации.
Договариваться с ним об интервью - дело чрезвычайно сложное и хлопотное. Во-первых, у директора Департамента внешних связей - государственного советника при Президенте РТ по международным вопросам каждый рабочий день расписан по минутам. Во-вторых, он не слишком расположен к беседам о значимости своего ведомства и своей собственной роли в политической жизни Татарстана.
Нам удалось встретиться после нескольких предварительных договоренностей, а интервью продолжалось не более часа. Тем не менее даже по лаконичным ответам на вопросы корреспондента "ВиД" можно было судить о нем как о личности и профессионале.
Из досье "ВиД": Акулов Тимур Юрьевич, 44 года. Родился в Узбекистане. С отличием окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета по специальности "История арабских стран". Был преподавателем истфака КГУ, читал лекции студентам Йеменского университета, работал атташе посольства СССР в Адене.
С декабря 1991 года - советник Президента РТ по международным вопросам. Два года назад назначен директором Департамента внешних связей.
После успешного завершения "кандагарской истории" награжден одной из престижнейших российских наград - Орденом Почета.
Владеет шестью иностранными языками, английским и арабским - в совершенстве.
- Тимур Юрьевич, не так давно было упразднено министерство внешних экономических связей РТ. Кто-то оценивает сей факт как "беспрецедентный", кто-то - как мудрый ход". А каковы ваши комментарии на этот счет?
- Отношение неоднозначное. И вот почему. С одной стороны, существование, МВЭС как бы подтверждало экономическую правосубъектность Татарстана. С другой - пришла пора осознать, что уже пройден этап, когда практически каждой структуре для выхода на внешний рынок требовался "поводырь".
Второй аргумент окажется сильнее, если оценивать ситуацию без лишних эмоций. Ведь ведомства, подобные МВЭС, являются рудиментами переходного периода, от них без сожаления отказались Франция, Бельгия и другие европейские страны. Выбор именно такого пути закономерен и для Татарстана, который стремится стать цивилизованным государством. Стратегический баланс нисколько не пострадает, так как отраслевые министерства - экономики, финансов и Департамент внешних связей Президента РТ - взяли на себя дополнительные функции.
- О новых обязанностях, выпавших на долю двух республиканских министерств - экономики и финансов, - уже известно. А что передано по праву наследования Департаменту внешних связей?
- Теперь наше ведомство основательней, чем прежде, занимается информационно-аналитическим обеспечением внешних связей республики. Как политических, так и экономических. Среди новых обязанностей - участие в определении той стратегической линии, которой должна придерживаться республика в экономическом сотрудничестве с другими государствами. Среди прежних - подготовка протокольных мероприятий для первых лиц Татарстана.
- Достоверна ли информация, что создается служба государственного протокола?
- Да, в ней появилась настоятельная необходимость, потому что за последние годы количество государственных визитов значительно возросло. Об уровне общения руководства нашей республики можно судить хотя бы по именам лишь нескольких персон, с которыми встречался Президент РТ. Это Президент Польши Александр Квасневский, Президент Венгрии Арпад Генц, Президент Египта Хосни Мубарак, Премьер-министр Франции Ален Жюппе... Замечу, что во время каждого визита Минтимера Шаймиева соблюдается протокол, соответствующий пребыванию государственного деятеля независимого суверенного государства.
- Какие сроки требуются для подготовки визита на высшем уровне?
- Подготовительный период занимает, как правило, от 6 до 8 месяцев. Визиты планируются лишь тогда, когда уже получено "добро" от высшего руководства страны, которую планирует посетить глава нашей республики.
- Многочисленные зарубежные контакты, разумеется, радуют. Но иногда создается впечатление, что мы готовы сотрудничать с любой страной, проявившей хотя бы минимальный интерес к Татарстану. Может быть, есть смысл последовать примеру других государств, более щепетильных в выборе партнеров?
- Подобная картина, действительно, наблюдалась в начале 90-х годов, когда восторженно воспринималась любая заинтересованность со стороны зарубежных политиков и бизнесменов. Теперь, когда уже вполне освоено и международное "поле", можем себе позволить более избирательный подход. Не все делегации принимаем, не на все предложения откликаемся.
А сутью концепции внешней политики, определяемой согласно Конституции РТ Президентом, является достижение паритета во взаимоотношениях с зарубежными странами. Это чрезвычайно важно для Татарстана, где проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. Значит, и во внешней политике не должно быть явных кренов ни в сторону востока, ни в направлении запада.
Еще одно немаловажное обстоятельство при определении приоритетов - экономическая целесообразность. Возможно, кто-то недоумевает по поводу того, что Татарстан совсем не прочь "подружиться" с Ираном, Ираком и даже Ливией... Но было бы большой ошибкой путать две совершенно разные вещи - экономическое сотрудничество, на которое мы пошли, что называется, в открытую, и поддержку одиозных режимов.
- А разве уже не существуют такие ограничители, как международное эмбарго?
- Понятно, что имеете в виду Ирак, с которым якобы никто, никогда и никакого дела иметь не хочет. Но я там был и видел договоры, подписанные иракскими чиновниками и руководителями крупных фирм США, Японии, Германии... Оказалось, что большинство стран, присоединившихся к эмбарго, в той или иной форме продолжают сотрудничать с Ираком. Нет только России, умудрившейся растерять выгоднейшие рынки сбыта. И не только на Ближнем и Среднем Востоке, no и в Африке, Юго-Восточной Азии.
- Значит, татарстанская дипломатия старается помочь республике укрепиться на тех рынках сбыта, где можно вести игру и по своим правилам?
- Да, это так. Можно сказать, что не без нашего участия достигнуты многие договоренности и обретают реальные очертания перспективы экономического и торгового сотрудничества. На подходе очень солидный контракт с Объединенными Арабскими Эмиратами. Предстоит подписать блок экономических договоров с Ираном, что сулит получение большого пакета заказов. Появились подвижки и после двухлетней работы с Малайзией - ее крупнейшие финансисты наконец-то стали вести речь об инвестировании свободных капиталов в промышленность республики.
- К одной из дипломатических удач можно, видимо, отнести результаты визита нашего Президента в Египет...
- Итогами остались довольны обе стороны. Глава Египта Хосни Мубарак, который часто отказывает в аудиенции многим высоким гостям, в течение часа беседовал с Президентом РТ. Минтимеру Шариповичу также была предоставлена возможность выступить по общеарабскому телевидению и радио, а членам делегации - встретиться с представителями крупнейших фирм.
После той поездки появились не только очень интересные проекты сотрудничества с деловыми кругами Египта, но и серьезные заявки от будущих партнеров из других арабских стран. Такой поворот событий можно было предвидеть. Египет является признанным лидером арабского мира, с его мнением считаются, его примеру следуют.
- Всегда ли оправдываются расчеты и достигается желаемый результат?
- От ошибок никто не застрахован. Даже огромный аппарат МИДа России не смог, например, правильно предугадать исход президентских выборов в Иране. Наш департамент тоже просчитался, предположив, что самые серьезные шансы на победу имеет Председатель меджлиса Ирана Али Акбар Натек-Нури.
Когда к власти в Иране пришел совсем другой политик, один из телекомментаторов ОРТ не удержался от "шпильки" в наш адрес: Татарстан, мол, тоже сделал ставку не на того кандидата! Но ведь мы и не стремимся к тому, чтобы делать какие-либо политические ставки. Мы расставляем акценты в несколько иной последовательности - экономические и культурные связи между Татарстаном и другими государствами превалируют над внешнеэкономическими.
- Как относитесь к тому, что внешняя деятельность Татарстана оказывает влияние на формирование международного имиджа России?
- Считаю это вполне нормальным явлением. Во внешней политике нет "суверенного Татарстана" или "суверенной России", а есть единое целое. Если бы мы постоянно подчеркивали свою независимость, то крайне осторожные зарубежные политики постарались бы с нами не общаться: никому не желательны осложнения во взаимоотношениях с Россией.
Статус республики на международной арене я определил бы так - де-юре Татарстан считается субъектом РФ, де-факто - признается большинством стран демократическим суверенным государством, в чьей политике не замечена грубых ошибок и досадных проколов.
- В такое сложное время, как наше, не каждая республика в состоянии открыть и финансировать свои представительства в дальнем и ближнем зарубежье. По этому поводу также существуют полярные точки зрения: "непозволительная роскошь" и "насущная необходимость". В какую все-таки копеечку обходится налогоплательщикам содержание наших "форпостов"?
- Сумма по нынешним меркам достаточно скромная - 8 миллиардов рублей в год. Эти средства и распределяются между 14 полномочными, постоянными и торгово-экономическими представительствами Татарстана.
Но ведь можно заняться другими подсчетами, которые наглядно покажут, что наши представители даром хлеб не едят. Они умеют находить новые механизмы и схемы оплаты той продукции, которая поставляется Татарстаном, успешно налаживают полезные контакты для сотрудничества в разных областях. В прошлом году лишь с помощью представительства удалось добиться возвращения 12-миллиардного долга из Санкт-Петербурга. Нынче с той же подачи стали погашаться задолженности Узбекистана, Азербайджана, Украины.
Слухи о безмятежной жизни и спокойной работе наших представителей сильно преувеличены. Им нельзя заниматься бизнесом и зарабатывать деньги на стороне, единственным источником дохода является зарплата. А требования предъявляются жесткие и интенсивность труда высокая. В целях экономии пришлось внести значительные коррективы даже в штатное расписание. Сейчас во Франции, США и некоторых других зарубежных странах работает всего по одному нашему представителю вместо трех.
- Но после "прощания" с МВЭС, скорее всего, кроме новых обязанностей появились и новые средства, которые позволят не только обойтись без жесткого режима экономии, но и значительно расширить сферу влияния?
- На самом высшем уровне пока ведутся переговоры об открытии представительств в ОАЭ и Египте. Как я уже говорил, Татарстан начал активно работать именно с этими странами, поэтому свои люди и там необходимы.
Что касается Департамента внешних связей, то в его штате, по-прежнему, всего шесть человек. Дефицита кадров пока не ощущается, но не исключено, что придется подумать и о пополнении.
Тот, кто хотел бы работать в нашем ведомстве, должен иметь представление о важнейших критериях отбора: надо хорошо знать, как минимум, два иностранных языка, иметь дипломатическое образование или опыт работы за рубежом, способность работать 24 часа в сутки, если того потребуют обстоятельства. На примете - 15 человек, обладающих именно такими качествами. Может быть, именно из их числа и сделаем выбор.
- Вы часто бываете за рубежом, имеете представление о многих странах... К какой из них относитесь с особой симпатией?
- Мне нравится Йемен, где жил и работал в течение семи лет. К сожалению, у Татарстана пока нет экономической целесообразности в сотрудничестве с этим государством. Буду рад, когда появится шанс для взаимовыгодной работы.
- Можете ли сообщить, какие визиты планируются в ближайшее время?
- Их будет несколько: один в Канаду, другой в Туркмению... О третьем пока не скажу. Боюсь сглазить, хотя и не суеверен.
Не исключено, что когда-нибудь историки сочтут необходимым досконально изучить каждый из этапов становления татарстанской дипломатии. Дотошные потомки, разумеется, установят, что первый дипломат республики - Тимур Акулов. При его непосредственном участии состоялся выход Татарстана на международную арену, завязались полезные знакомства с другими государствами, наполнилось конкретным смыслом такое понятие, как внешняя деятельность субъекта Федерации.
Договариваться с ним об интервью - дело чрезвычайно сложное и хлопотное. Во-первых, у директора Департамента внешних связей - государственного советника при Президенте РТ по международным вопросам каждый рабочий день расписан по минутам. Во-вторых, он не слишком расположен к беседам о значимости своего ведомства и своей собственной роли в политической жизни Татарстана.
Нам удалось встретиться после нескольких предварительных договоренностей, а интервью продолжалось не более часа. Тем не менее даже по лаконичным ответам на вопросы корреспондента "ВиД" можно было судить о нем как о личности и профессионале.
Из досье "ВиД": Акулов Тимур Юрьевич, 44 года. Родился в Узбекистане. С отличием окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета по специальности "История арабских стран". Был преподавателем истфака КГУ, читал лекции студентам Йеменского университета, работал атташе посольства СССР в Адене.
С декабря 1991 года - советник Президента РТ по международным вопросам. Два года назад назначен директором Департамента внешних связей.
После успешного завершения "кандагарской истории" награжден одной из престижнейших российских наград - Орденом Почета.
Владеет шестью иностранными языками, английским и арабским - в совершенстве.
- Тимур Юрьевич, не так давно было упразднено министерство внешних экономических связей РТ. Кто-то оценивает сей факт как "беспрецедентный", кто-то - как мудрый ход". А каковы ваши комментарии на этот счет?
- Отношение неоднозначное. И вот почему. С одной стороны, существование, МВЭС как бы подтверждало экономическую правосубъектность Татарстана. С другой - пришла пора осознать, что уже пройден этап, когда практически каждой структуре для выхода на внешний рынок требовался "поводырь".
Второй аргумент окажется сильнее, если оценивать ситуацию без лишних эмоций. Ведь ведомства, подобные МВЭС, являются рудиментами переходного периода, от них без сожаления отказались Франция, Бельгия и другие европейские страны. Выбор именно такого пути закономерен и для Татарстана, который стремится стать цивилизованным государством. Стратегический баланс нисколько не пострадает, так как отраслевые министерства - экономики, финансов и Департамент внешних связей Президента РТ - взяли на себя дополнительные функции.
- О новых обязанностях, выпавших на долю двух республиканских министерств - экономики и финансов, - уже известно. А что передано по праву наследования Департаменту внешних связей?
- Теперь наше ведомство основательней, чем прежде, занимается информационно-аналитическим обеспечением внешних связей республики. Как политических, так и экономических. Среди новых обязанностей - участие в определении той стратегической линии, которой должна придерживаться республика в экономическом сотрудничестве с другими государствами. Среди прежних - подготовка протокольных мероприятий для первых лиц Татарстана.
- Достоверна ли информация, что создается служба государственного протокола?
- Да, в ней появилась настоятельная необходимость, потому что за последние годы количество государственных визитов значительно возросло. Об уровне общения руководства нашей республики можно судить хотя бы по именам лишь нескольких персон, с которыми встречался Президент РТ. Это Президент Польши Александр Квасневский, Президент Венгрии Арпад Генц, Президент Египта Хосни Мубарак, Премьер-министр Франции Ален Жюппе... Замечу, что во время каждого визита Минтимера Шаймиева соблюдается протокол, соответствующий пребыванию государственного деятеля независимого суверенного государства.
- Какие сроки требуются для подготовки визита на высшем уровне?
- Подготовительный период занимает, как правило, от 6 до 8 месяцев. Визиты планируются лишь тогда, когда уже получено "добро" от высшего руководства страны, которую планирует посетить глава нашей республики.
- Многочисленные зарубежные контакты, разумеется, радуют. Но иногда создается впечатление, что мы готовы сотрудничать с любой страной, проявившей хотя бы минимальный интерес к Татарстану. Может быть, есть смысл последовать примеру других государств, более щепетильных в выборе партнеров?
- Подобная картина, действительно, наблюдалась в начале 90-х годов, когда восторженно воспринималась любая заинтересованность со стороны зарубежных политиков и бизнесменов. Теперь, когда уже вполне освоено и международное "поле", можем себе позволить более избирательный подход. Не все делегации принимаем, не на все предложения откликаемся.
А сутью концепции внешней политики, определяемой согласно Конституции РТ Президентом, является достижение паритета во взаимоотношениях с зарубежными странами. Это чрезвычайно важно для Татарстана, где проживают представители разных национальностей и вероисповеданий. Значит, и во внешней политике не должно быть явных кренов ни в сторону востока, ни в направлении запада.
Еще одно немаловажное обстоятельство при определении приоритетов - экономическая целесообразность. Возможно, кто-то недоумевает по поводу того, что Татарстан совсем не прочь "подружиться" с Ираном, Ираком и даже Ливией... Но было бы большой ошибкой путать две совершенно разные вещи - экономическое сотрудничество, на которое мы пошли, что называется, в открытую, и поддержку одиозных режимов.
- А разве уже не существуют такие ограничители, как международное эмбарго?
- Понятно, что имеете в виду Ирак, с которым якобы никто, никогда и никакого дела иметь не хочет. Но я там был и видел договоры, подписанные иракскими чиновниками и руководителями крупных фирм США, Японии, Германии... Оказалось, что большинство стран, присоединившихся к эмбарго, в той или иной форме продолжают сотрудничать с Ираком. Нет только России, умудрившейся растерять выгоднейшие рынки сбыта. И не только на Ближнем и Среднем Востоке, no и в Африке, Юго-Восточной Азии.
- Значит, татарстанская дипломатия старается помочь республике укрепиться на тех рынках сбыта, где можно вести игру и по своим правилам?
- Да, это так. Можно сказать, что не без нашего участия достигнуты многие договоренности и обретают реальные очертания перспективы экономического и торгового сотрудничества. На подходе очень солидный контракт с Объединенными Арабскими Эмиратами. Предстоит подписать блок экономических договоров с Ираном, что сулит получение большого пакета заказов. Появились подвижки и после двухлетней работы с Малайзией - ее крупнейшие финансисты наконец-то стали вести речь об инвестировании свободных капиталов в промышленность республики.
- К одной из дипломатических удач можно, видимо, отнести результаты визита нашего Президента в Египет...
- Итогами остались довольны обе стороны. Глава Египта Хосни Мубарак, который часто отказывает в аудиенции многим высоким гостям, в течение часа беседовал с Президентом РТ. Минтимеру Шариповичу также была предоставлена возможность выступить по общеарабскому телевидению и радио, а членам делегации - встретиться с представителями крупнейших фирм.
После той поездки появились не только очень интересные проекты сотрудничества с деловыми кругами Египта, но и серьезные заявки от будущих партнеров из других арабских стран. Такой поворот событий можно было предвидеть. Египет является признанным лидером арабского мира, с его мнением считаются, его примеру следуют.
- Всегда ли оправдываются расчеты и достигается желаемый результат?
- От ошибок никто не застрахован. Даже огромный аппарат МИДа России не смог, например, правильно предугадать исход президентских выборов в Иране. Наш департамент тоже просчитался, предположив, что самые серьезные шансы на победу имеет Председатель меджлиса Ирана Али Акбар Натек-Нури.
Когда к власти в Иране пришел совсем другой политик, один из телекомментаторов ОРТ не удержался от "шпильки" в наш адрес: Татарстан, мол, тоже сделал ставку не на того кандидата! Но ведь мы и не стремимся к тому, чтобы делать какие-либо политические ставки. Мы расставляем акценты в несколько иной последовательности - экономические и культурные связи между Татарстаном и другими государствами превалируют над внешнеэкономическими.
- Как относитесь к тому, что внешняя деятельность Татарстана оказывает влияние на формирование международного имиджа России?
- Считаю это вполне нормальным явлением. Во внешней политике нет "суверенного Татарстана" или "суверенной России", а есть единое целое. Если бы мы постоянно подчеркивали свою независимость, то крайне осторожные зарубежные политики постарались бы с нами не общаться: никому не желательны осложнения во взаимоотношениях с Россией.
Статус республики на международной арене я определил бы так - де-юре Татарстан считается субъектом РФ, де-факто - признается большинством стран демократическим суверенным государством, в чьей политике не замечена грубых ошибок и досадных проколов.
- В такое сложное время, как наше, не каждая республика в состоянии открыть и финансировать свои представительства в дальнем и ближнем зарубежье. По этому поводу также существуют полярные точки зрения: "непозволительная роскошь" и "насущная необходимость". В какую все-таки копеечку обходится налогоплательщикам содержание наших "форпостов"?
- Сумма по нынешним меркам достаточно скромная - 8 миллиардов рублей в год. Эти средства и распределяются между 14 полномочными, постоянными и торгово-экономическими представительствами Татарстана.
Но ведь можно заняться другими подсчетами, которые наглядно покажут, что наши представители даром хлеб не едят. Они умеют находить новые механизмы и схемы оплаты той продукции, которая поставляется Татарстаном, успешно налаживают полезные контакты для сотрудничества в разных областях. В прошлом году лишь с помощью представительства удалось добиться возвращения 12-миллиардного долга из Санкт-Петербурга. Нынче с той же подачи стали погашаться задолженности Узбекистана, Азербайджана, Украины.
Слухи о безмятежной жизни и спокойной работе наших представителей сильно преувеличены. Им нельзя заниматься бизнесом и зарабатывать деньги на стороне, единственным источником дохода является зарплата. А требования предъявляются жесткие и интенсивность труда высокая. В целях экономии пришлось внести значительные коррективы даже в штатное расписание. Сейчас во Франции, США и некоторых других зарубежных странах работает всего по одному нашему представителю вместо трех.
- Но после "прощания" с МВЭС, скорее всего, кроме новых обязанностей появились и новые средства, которые позволят не только обойтись без жесткого режима экономии, но и значительно расширить сферу влияния?
- На самом высшем уровне пока ведутся переговоры об открытии представительств в ОАЭ и Египте. Как я уже говорил, Татарстан начал активно работать именно с этими странами, поэтому свои люди и там необходимы.
Что касается Департамента внешних связей, то в его штате, по-прежнему, всего шесть человек. Дефицита кадров пока не ощущается, но не исключено, что придется подумать и о пополнении.
Тот, кто хотел бы работать в нашем ведомстве, должен иметь представление о важнейших критериях отбора: надо хорошо знать, как минимум, два иностранных языка, иметь дипломатическое образование или опыт работы за рубежом, способность работать 24 часа в сутки, если того потребуют обстоятельства. На примете - 15 человек, обладающих именно такими качествами. Может быть, именно из их числа и сделаем выбор.
- Вы часто бываете за рубежом, имеете представление о многих странах... К какой из них относитесь с особой симпатией?
- Мне нравится Йемен, где жил и работал в течение семи лет. К сожалению, у Татарстана пока нет экономической целесообразности в сотрудничестве с этим государством. Буду рад, когда появится шанс для взаимовыгодной работы.
- Можете ли сообщить, какие визиты планируются в ближайшее время?
- Их будет несколько: один в Канаду, другой в Туркмению... О третьем пока не скажу. Боюсь сглазить, хотя и не суеверен.
Галина Григоренко, "Время и Деньги" N 84, 24 июля 1997 г.