Публикации > Просмотр публикации
Состояние и перспективы развития связей Республики Татарстан со странами Латинской Америки
В последнее десятилетие XX века ранее достаточно сложные и противоречивые российско-латиноамериканские отношения начинают претерпевать значительные качественные изменения.
Процессы демократических преобразований, происходящие в Российской Федерации, заставляют по иному взглянуть на развитие отношений с казалось бы далекой и малопонятной Латинской Америкой.
Схожесть позиций России и стран этого региона по основным вопросам международной политики, походам к формированию многополюсного мира XXI века, поиску баланса в системе мировых торгово-экономических связей создают основу для взаимодействия и практического сотрудничества в различных областях.
Латинская Америка представляет собой конгломерат разнородных государств, однако взаимный учет интересов и удачное сочетание целей каждого участника в рамках общего рынка позволяет говорить о латиноамериканском союзе как о наиболее динамично развивающемся регионе мира, претендующем на свое место в системе международных отношений.
Несмотря на ряд общих проблем, возникающих при решении задач переходного периода, Россия значительно отстает от многих латиноамериканских стран в проведении рыночных реформ. Сегодня Аргентина, Уругвай, Мексика, Чили уже обошли Россию по валовому внутреннему продукту в расчете на душу населения, а Бразилия входит в десятку ведущих государств мира. Латиноамериканские страны преодолевают последствия мирового финансового кризиса намного успешнее нашей страны.
России уже есть чему поучиться у этого региона и совершенно очевидно, что в ближайшие годы политические, экономические и культурные связи России с рядом латиноамериканских стран будут развиваться достаточно динамично.
Деловые круги этих стран ведут поиски более активного экономического сотрудничества с Россией, латиноамериканский капитал ищет свое применение в нашей стране, при этом ряд государств латинского региона испытывают потребность в замене технологического парка машинотехнической продукции, запасных частей и комплектующих, которые поставлялись в свое время из Советского Союза.
Взаимное стремление сторон к развитию сотрудничества способствовало активации межгосударственных контактов. За последние годы состоялись поездки в страны Латинской Америки членов правительства и парламента России, визиты в Москву правительственных делегаций стран этого региона. В конце 1997г. Е.М.Примаков в должности министра иностранных дел РФ посетил с официальным визитом ряд стран Латинской Америки. Этот визит ставил своей целью углубление политического диалога со странами региона, расширение с ними разносторонних, прежде всего экономических связей.
За период с 1996 по 1998 года Россией были подписаны Договора о дружбе и сотрудничестве с Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Панамой, Эквадором, Боливией, Уругваем. С Кубой, Чили, Бразилией и рядом других латиноамериканских стран подписаны соглашения и протоколы в различных областях сотрудничества.
Вместе с тем наращивание позитивной динамики в отношениях с латиноамериканскими странами самым непосредственным образом связано с развитием торговли и экспортного потенциала России, которые, в свою очередь, определяются развитием промышленности ряда российских регионов, их конкурентоспособностью и деятельностью на этом перспективном рынке.
В Республике Татарстан внимательно следят за процессами, происходящими на этом континенте, изучают положительный опыт социально-экономических преобразований в ряде стран этого региона, потенциальные возможности развития сотрудничества.
Являясь одним из активных участников внешнеэкономической деятельности, наша республика успешно развивает свои связи со многими странами мира, в том числе и с латиноамериканскими странами.
Татарстан занимает 0,4% территории России, на которой проживает 2,5% населения. При этом наш внешнеторговый оборот составляет 1,7% от общего внешнеторгового оборота федерации, а оборот со странами Латинской Америки составляет более 2% от общефедерального.
Латинская Америка наряду со странами Азии, Африки постепенно становится приоритетным направлением внешней деятельности республики. Хотя мы и не имеем длительной истории развития отношений со многими странами этого региона, опыт, накопленный в ходе взаимодействия с партнерами из Кубы, Бразилии и рядом других стран, представляет определенный интерес в свете дальнейшего развития связей с латиноамериканскими странами.
На рынке стран "Меркосур" Республика Татарстан уже достаточно давно известна своими автомобилями "КАМАЗ", автомобильными шинами, оптическими приборами, различными видами машиностроительной продукции.
В 1994 году состоялась поездка первого заместителя Премьер-министра Татарстана Равиля Муратова в Бразилию и Венесуэлу, в ходе которой прошли переговоры с нефтяной компанией "Петрообраз" на предмет использования в Бразилии некоторых технологий в области нефтехимии, возможностей поставки на латиноамериканский рынок нефтехимической продукции, а также встречных поставок в республику сахара, кофе, фруктов, другой традиционно экспортируемой продукции из этих стран, обсуждался вопрос о создании совместного предприятия.
В период с 1992 по 1998 годы состоялись встречи с правительственными и деловыми делегациями из Аргентины, Боливии, Мексики, Кубы, в ходе которых стороны отмечали большой потенциал сотрудничества и возможности для его реализации в ближайшие годы.
По данным Госкомитета РТ по статистике и Татарского таможенного управления в 1995 году торговый оборот со странами Латинской Америки составлял более 13 миллионов долларов, в 1996 году он понизился до 11 миллионов долларов США, в 1997 году эта цифра достигла 70 миллионов долларов.
По итогам 1998 года на страны Латинской Америки приходилось 2,7% (46 млн. долларов США) от всего внешнеторгового оборота Республики Татарстан. Кризисная ситуация в Российской Федерации отразилась на общем снижении объемов торговли и в 1998 году показатель на этом направлении составил 65% от уровня 1997 года.
Если в 1995г. доля стран Латинской Америки в торговле с Татарстаном составляла 1%, то к 1998 году этот показатель вырос почти до 3% , при этом импорт за этот период рос гораздо более высокими темпами, чем экспорт.
Реальный импорт продукции из стран Латинской Америки растет еще быстрее и трудно поддается учету, поскольку продукты питания, кофе, тростниковый сахар, какао, чай, плоды цитрусовых, жиры, масла, произведенные латиноамериканцами, ввозятся в Татарстан и из других государств, стран СНГ, регионов России.
Традиционно, основными статьями экспорта из Республики Татарстан в латиноамериканские страны выступают нефть, продукты химической и нефтехимической промышленности (полимеры этилена, синтетический каучук, автомобильные шины), а также машиностроения (летательные аппараты, грузовые автомобили, части и оборудование автомобилей, двигатели, электрооборудование, контрольные и измерительные приборы).
В последнее время отмечается растущий интерес со стороны Республики Татарстан к возможностям латиноамериканского рынка. Многими республиканскими предприятиями проводятся маркетинговые исследования рынков отдельных стран данного региона.
Так например ОАО "Завод микролитражных автомобилей" в 1998 году осуществляло работу по продвижению автомобилей на рынки стран Латинской Америки, в частности Уругвая.
ОАО "КАМАЗ" поставляло запасные части в Панаму, кроме того, в 1999 году планируются поставки автомобилей "КАМАЗ" в Панаму, Никарагуа, Эквадор, а также запасных частей на Кубу.
Татарстанские компании ведут переговоры по закупке тростникового сахара-сырца для перерабатывающих заводов республики, существует ряд интересных предложений по сотрудничеству в области кожевенного производства, поставок продукции деревообработки.
Казанский вертолетный завод и Государственная компания "Росвооружение" ведут целенаправленную работу по продвижению на латиноамериканский рынок вертолетов МИ-17. В 1997 году произведена поставка партии татарстанских вертолетов в Колумбию. В марте прошлого года казанские вертолетостроители принимали участие в Международной авиационной выставке FIDAI-98 (Чили).
Некоторые предприятия осваивают латиноамериканский рынок с помощью своих представителей. Так ОАО "АЛНАС" представлен в Аргентине а Торгово-финансовая компания "КАМАЗ" в Панаме и Никарагуа.
Лидирующее место среди стран этого региона по объему внешнеторгового оборота с нашей республикой занимает Бразилия (78,4%), товарооборот с которой увеличивается за счет импорта.
Основной статьей импортных закупок в Бразилии являются комплектующие для производства легковых автомобилей совместным предприятием "Елаз - Дженерал Моторс". Экспорт незначителен и представлен полимерами этилена и синтетическим каучуком. В настоящее время ведутся переговоры о закупках сахара-сырца для обеспечения бесперебойной работы республиканских сахарных заводов. При содействии торгового представительства Российской Федерации в Бразилии и Посольства Бразилии в Москве ведется работа по организации поставок высококачественного кожевенного бразильского сырья и созданию совместного татарстано-бразильского предприятия по производству конкурентоспособной обуви для внутреннего и внешнего рынка.
В последние годы наблюдается достаточно динамичное развитие торгово-экономических связей между Республикой Татарстан и Республикой Куба. В годы существования Советского Союза наша республика поставляла в эту страну автомобили "КамАЗ", шины, продукты нефтехимии, минеральные удобрения, электрооборудование. После распада СССР в силу ряда причин многие отечественные предприятия и организации прервали свои отношения с Островом Свободы.
Татарстан избрал другой путь и, несмотря на общее ухудшение экономической ситуации в стране, мы и сегодня стараемся не упускать этот рынок и поддерживать прямые связи с кубинцами, хотя и понимаем необходимость модернизации связей, их увязки с изменившимися условиями. Куба рассматриваться нами как долгосрочный партнер со значительными возможностями и как форпост для постепенного развития связей с Латиноамериканскими странами.
В 1996 году состоялся визит на Кубу официальной делегации Татарстана во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Равилем Муратовым. Визиту предшествовала большая организационно-подготовительная работа. В ходе встреч и переговоров стороны обстоятельно обсудили различные вопросы развития сотрудничества в области торговли, науки, образования. Прорабатывались различные аспекты кооперации в области добычи, переработки и реализации нефти, переработки и сбыта кубинского сахара-сырца, а также экспорта продукции Татарстана. Была подтверждена готовность обеих сторон подключиться к исполнению российско-кубинского Межправительственного Протокола о торговле и платежах, регулирующего встречные российско-кубинские поставки нефти и сахара-сырца.
Результатом поездки татарстанской делегации стали два межправительственных соглашения ("О торгово-экономическом сотрудничестве" и "О сотрудничестве в сфере культуры, образования, науки и техники"), которые на сегодняшнем этапе создают правовую базу развития татарстано-кубинских отношений.
Исполнителем торгово-экономического соглашения было назначено Агентство по развитию международного сотрудничества при Кабинете министров Республики Татарстан.
С момента своего создания правительственное Агентство приобрело значительный опыт деятельности в качестве специализированной внешнеэкономической организации Республики Татарстан, занимается наиболее сложными и перспективными направлениями внешнеэкономической деятельности, в частности лизинговой деятельностью, реализацией кредитных соглашений, привлечением иностранных инвестиций, созданием инфраструктуры за рубежом, содействием экспорту и созданием импортозаменяющих производств в Татарстане, участием в работе по использованию задолженностей иностранных государств.
За относительно короткий период удалось достичь заметных результатов. В октябре 1997 г. Торговая палата Кубы зарегистрировала представительство Агентства (в соответствии с кубинским законодательством этой процедуре должен, как правило, предшествовать трехлетний опыт совместной работы), налажены прямые торговые связи. Только в 1997г. на Кубу по линии Агентства были поставлены КамАЗы, запасные части и агрегаты к ним на сумму в несколько миллионов долларов.
В 1996 и 1997 годах Агентство в рамках российской экспозиции представляло продукцию татарстанских предприятий на традиционной Международной Гаванской торгово-промышленной ярмарке.
В настоящее время на Кубе организованы консигнационные склады, подготовлены документы для регистрации совместного предприятия. Основными партнерами Татарстана с кубинской стороны выступают государственные объединения "Техноимпорт" и "Трансимпорт". Кроме того, имеется соглашение с объединением "Кубасахар" о финансировании сахарной отрасли Кубы поставками продукции предприятий Татарстана.
В свою очередь Правительством РТ разрабатывается комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности сахароперерабатывающей промышленности республики, в частности рассматривается возможность осуществления сезонных закупок кубинского сахара-сырца в объеме 25 тыс. тонн ежемесячно.
В 1996 году внешнеторговый оборот Татарстана с Кубой составлял 2,8 миллионов долларов США. В 1997г. эта цифра составила более 8 миллионов долларов. В 1998 году объем торговли превысил 11 миллионов долларов. Почти вся сумма приходится на экспорт.
По итогам 1997 года Куба занимала 35-е место среди стран -торговых партнеров республики. В 1998г. она перемещается на 26 место. Мы считаем, что существуют все необходимые условия для сохранения этой динамики на ближайшие годы.
Номенклатура поставляемых на Кубу товаров представлена автомобильными шинами, двигателями внутреннего сгорания и частями к ним, грузовыми автомобилями, запасными частями к автомобилям, электрооборудованием, нефтью и нефтепродуктами, продукцией машиностроения и другой продукцией. В 1998 году номенклатура товарной продукции на Кубу значительно расширилась за счет продукции машиностроения. Несмотря на то, что ее объемы пока незначительны мы рассматриваем это как важный шаг на пути постепенного закрепления на кубинском рынке и как результат активизации татарстанско-кубинских контактов на различных уровнях.
В марте 1998 года Казани с краткосрочным деловым визитом находилась официальная делегация Республики Куба во главе с министром иностранных дел Кубы Роберто Робайно Гонсалесом. Его сопровождал Чрезвычайный и Полномочный Посол России на Кубе Арнольд Калинин.
В ходе встреч стороны обсудили проблемы расширения торговли, наметили наиболее эффективные пути движения товаров и финансов, договорились предоставить гарантии предпринимателям, оказывать государственную поддержку татарстано-кубинским проектам в виде налоговых льгот. Обсуждалась возможность открытия торгового представительства Кубы в Татарстане.
Роберто Робайно Гонсалес побывал также в Государственном Совете Республики Татарстан, где стороны договорились об установлении межпарламентских контактов.
В ноябре 1998 года состоялся визит на Кубу делегации Республики Татарстан во главе Председателем Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина. В рамках программы визита прошли встречи с Фиделем Кастро, в министерствах и ведомствах Кубы. Делегация приняла участие в работе XVI Гаванской международной ярмарки.
В ходе встреч стороны неоднократно подчеркивали необходимость развития контактов в научно-технической и культурных областях, расширения туризма. В нашей республике хорошо знают кубинский народ, в свое время в татарских ВУЗах обучалось большое количество студентов с Острова Свободы. В то же время на Кубе не успели забыть культуру нашей страны, многие кубинцы знают русский язык, кубинский научный потенциал во многом базируется на знаниях и опыте нашей науки.
Ученые из нашей республики ведут научную и преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях Кубы, Бразилии, Аргентины, Чили. К сожалению, несмотря на имеющийся потенциал, развитие связей в этом направлении сдерживается ограниченными финансовыми возможностями обеих сторон и зависит, в первую очередь, от развития взаимовыгодной торговли.
В отношениях с Кубой уже достаточно давно отсутствуют идеологический аспект, все торговые связи строятся на взаимовыгодной сбалансированной основе в соответствии с нормами мирового рынка.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия Россия продолжает терять свои преимущества на Кубе и бывшие ранее твердые российские позиции занимают наши экономические конкуренты. На острове активно работают компании из Канады, Мексики, Китая. Многие страны не поддерживают антикубинский закон Хелмса-Бэртона и стремятся укрепить свои позиции на кубинском рынке. Постепенная интеграция в карибские и латиноамериканские экономические структуры способствует переориентации Кубы на страны этого региона.
Для сохранения наших позиций на кубинском рынке необходимо вести поиски новых, более эффективных форм и механизмов взаимодействия, которые позволят укрепить российско-кубинское сотрудничество и заложить основу для его расширения в обозримом будущем.
В целом этап развития связей между Республикой Татарстан и странами Латинской Америка можно охарактеризовать сегодня как организационно-подготовительный.
Экономические возможности республики позволяют говорить о значительном увеличении экспорта в эти страны и расширении торговли. Вне всякого сомнения перспективы экспорта продукции ряда промышленных предприятий Татарстана (КамАЗ, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Казаньоргсинтез, КОМЗ, КМИЗ, Зеленодольский судостроительный завод, КВПО и др.) в страны Латинской Америки имеют достаточно хорошие перспективы.
Изучение рынка показывает, что вертолеты МИ-17, грузовые автомобили КамАЗ, автомобильные шины, речные пассажирские теплоходы на подводных крыльях, компрессоры, оборудование для добычи нефти, оптические приборы, медицинские инструменты, продукция нефтехимии являются вполне конкурентоспособной продукцией. Маркетинговые исследования подтверждают и тот факт, что цены на наши товары значительно ниже зарубежных аналогов.
Вместе с тем, несмотря на наличие определенного спроса на нашу продукцию, удаленность данного региона, жесткая конкуренция на латиноамериканском рынке, доминирующее влияние иностранных компаний, и в первую очередь, компаний США, заставляют искать общие подходы в развитии торговых связей.
Существуют и другие неблагоприятные факторы, среди которых незнание языка, большая удаленность стран друг от друга, отсутствие опыта у отечественных предприятий для продвижения своей экспортной продукции. Большинство предприятий не располагают оборотными средствами для финансирования своего широкого участия на обширных рынках Латинской Америки.
Создание системы поддержки экспортеров на федеральном уровне, к сожалению, существенно запаздывает. Это касается как осуществления мер финансовой, так и административно-организационной и информационной поддержки экспортной деятельности.
Созданный в начале 1998 года Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки был призван кардинально изменить положение ситуации и активизировать разносторонние формы сотрудничества и, в первую очередь, торговые связи России и стран этого региона. К сожалению, Комитет до сих пор проходит организационный этап своего формирования и не ведет активной работы.
Общеизвестно, что освоение рынков происходит поэтапно. Важнейшим условием на первом этапе является не столько формирование организационных структур, сколько создание эффективной и оперативной службы деловой информации, тем более что условиях революционных перемен в области информационных технологий, глобального расширения сети "Интернет" такие возможности не только существуют, но и требуют новых подходов во внешней деятельности и дипломатии.
Информационные технологии меняют не только работу, но и процессы познания, способы общения и даже отдыха. Соответственно меняются и способы общения и ведения дел между государствами, правительствами и лидерами. Большое число граждан и частных предпринимателей выходят на международную арену, невзирая на установленные государственные границы, существующие системы распределения и дипломатические протоколы.
Осваивая рынки стран СНГ по такому пути пошло, например, министерство торговли США, создав для информационной поддержки американских компаний и фирм, службу деловой информации в СНГ "BISNIS, которая общедоступна в системе Интернет. Подобные американские службы существуют и в других странах, в том числе в Латинской Америке.
Не имея такого оперативного информационного механизма трудно рассчитывать не только на серьезное присутствие на современных рынках, но и на сколько-нибудь заметные успехи. К сожалению в России работа в этом направлении не выходит за рамки признания проблемы. Это касается не только стран Латинской Америки, но и других регионов мира.
В последнее время МИД России и российские посольства в латиноамериканских странах начинают постепенно осваивать международное информационное пространство. Надеемся, что в ближайшее время этому примеру последуют министерство торговли, другие федеральные органы власти, другие организации, заинтересованные в продвижении интересов нашей страны в Латинской Америке.
Среди других причин, сдерживающих развитие торговли с латиноамериканскими странами: слабый маркетинг и прогнозирование конъюнктуры, несовершенная транспортная инфраструктура, низкий уровень стандартизации и сертификации продукции, отсутствие эффективных механизмов страхования и кредитования экспорта,
Усилий Республики Татарстан в части стимулирования своих экспортеров явно недостаточны. Татарстан находится в едином экономическом пространстве России и вынужден пожинать плоды экономических просчетов и ошибок общефедерального масштаба.
В рамках имеющихся возможностей правительство республики поддерживает свои экспортные предприятия поскольку хорошо понимает, что экспортная составляющая дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета республики, поддержания благосостояния народа. Мы хорошо понимаем, что именно экспорт сложных технологических изделий повышает конкурентоспособность государства и напрямую влияет на рост уровня жизни населения.
Накопленный опыт самостоятельной внешнеэкономической деятельности республики показывает, что татарстанские компании активно перенимают опыт других стран в области управления, маркетинга, производственных технологий, разработки продукции и т.д.
В этой связи рынок Латинской Америки рассматривается в нашей республике как один из наиболее перспективных и динамично развивающихся. Правительство Республики Татарстан намерено в ближайшее время представить комплекс мер по активизации деятельности в этом направлении, созданию более льготных условий для республиканских товаропроизводителей, освоению имеющихся возможностей и резервов, поддержке инициатив и перспективных совместных проектов.
Тимур Юрьевич Акулов
Директор Департамента внешних связей -
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Эдуард Ильтезярович Хабибуллин
Заведующий сектором стран Америки, Австралии и Океании
Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан
В последнее десятилетие XX века ранее достаточно сложные и противоречивые российско-латиноамериканские отношения начинают претерпевать значительные качественные изменения.
Процессы демократических преобразований, происходящие в Российской Федерации, заставляют по иному взглянуть на развитие отношений с казалось бы далекой и малопонятной Латинской Америкой.
Схожесть позиций России и стран этого региона по основным вопросам международной политики, походам к формированию многополюсного мира XXI века, поиску баланса в системе мировых торгово-экономических связей создают основу для взаимодействия и практического сотрудничества в различных областях.
Латинская Америка представляет собой конгломерат разнородных государств, однако взаимный учет интересов и удачное сочетание целей каждого участника в рамках общего рынка позволяет говорить о латиноамериканском союзе как о наиболее динамично развивающемся регионе мира, претендующем на свое место в системе международных отношений.
Несмотря на ряд общих проблем, возникающих при решении задач переходного периода, Россия значительно отстает от многих латиноамериканских стран в проведении рыночных реформ. Сегодня Аргентина, Уругвай, Мексика, Чили уже обошли Россию по валовому внутреннему продукту в расчете на душу населения, а Бразилия входит в десятку ведущих государств мира. Латиноамериканские страны преодолевают последствия мирового финансового кризиса намного успешнее нашей страны.
России уже есть чему поучиться у этого региона и совершенно очевидно, что в ближайшие годы политические, экономические и культурные связи России с рядом латиноамериканских стран будут развиваться достаточно динамично.
Деловые круги этих стран ведут поиски более активного экономического сотрудничества с Россией, латиноамериканский капитал ищет свое применение в нашей стране, при этом ряд государств латинского региона испытывают потребность в замене технологического парка машинотехнической продукции, запасных частей и комплектующих, которые поставлялись в свое время из Советского Союза.
Взаимное стремление сторон к развитию сотрудничества способствовало активации межгосударственных контактов. За последние годы состоялись поездки в страны Латинской Америки членов правительства и парламента России, визиты в Москву правительственных делегаций стран этого региона. В конце 1997г. Е.М.Примаков в должности министра иностранных дел РФ посетил с официальным визитом ряд стран Латинской Америки. Этот визит ставил своей целью углубление политического диалога со странами региона, расширение с ними разносторонних, прежде всего экономических связей.
За период с 1996 по 1998 года Россией были подписаны Договора о дружбе и сотрудничестве с Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Панамой, Эквадором, Боливией, Уругваем. С Кубой, Чили, Бразилией и рядом других латиноамериканских стран подписаны соглашения и протоколы в различных областях сотрудничества.
Вместе с тем наращивание позитивной динамики в отношениях с латиноамериканскими странами самым непосредственным образом связано с развитием торговли и экспортного потенциала России, которые, в свою очередь, определяются развитием промышленности ряда российских регионов, их конкурентоспособностью и деятельностью на этом перспективном рынке.
В Республике Татарстан внимательно следят за процессами, происходящими на этом континенте, изучают положительный опыт социально-экономических преобразований в ряде стран этого региона, потенциальные возможности развития сотрудничества.
Являясь одним из активных участников внешнеэкономической деятельности, наша республика успешно развивает свои связи со многими странами мира, в том числе и с латиноамериканскими странами.
Татарстан занимает 0,4% территории России, на которой проживает 2,5% населения. При этом наш внешнеторговый оборот составляет 1,7% от общего внешнеторгового оборота федерации, а оборот со странами Латинской Америки составляет более 2% от общефедерального.
Латинская Америка наряду со странами Азии, Африки постепенно становится приоритетным направлением внешней деятельности республики. Хотя мы и не имеем длительной истории развития отношений со многими странами этого региона, опыт, накопленный в ходе взаимодействия с партнерами из Кубы, Бразилии и рядом других стран, представляет определенный интерес в свете дальнейшего развития связей с латиноамериканскими странами.
На рынке стран "Меркосур" Республика Татарстан уже достаточно давно известна своими автомобилями "КАМАЗ", автомобильными шинами, оптическими приборами, различными видами машиностроительной продукции.
В 1994 году состоялась поездка первого заместителя Премьер-министра Татарстана Равиля Муратова в Бразилию и Венесуэлу, в ходе которой прошли переговоры с нефтяной компанией "Петрообраз" на предмет использования в Бразилии некоторых технологий в области нефтехимии, возможностей поставки на латиноамериканский рынок нефтехимической продукции, а также встречных поставок в республику сахара, кофе, фруктов, другой традиционно экспортируемой продукции из этих стран, обсуждался вопрос о создании совместного предприятия.
В период с 1992 по 1998 годы состоялись встречи с правительственными и деловыми делегациями из Аргентины, Боливии, Мексики, Кубы, в ходе которых стороны отмечали большой потенциал сотрудничества и возможности для его реализации в ближайшие годы.
По данным Госкомитета РТ по статистике и Татарского таможенного управления в 1995 году торговый оборот со странами Латинской Америки составлял более 13 миллионов долларов, в 1996 году он понизился до 11 миллионов долларов США, в 1997 году эта цифра достигла 70 миллионов долларов.
По итогам 1998 года на страны Латинской Америки приходилось 2,7% (46 млн. долларов США) от всего внешнеторгового оборота Республики Татарстан. Кризисная ситуация в Российской Федерации отразилась на общем снижении объемов торговли и в 1998 году показатель на этом направлении составил 65% от уровня 1997 года.
Если в 1995г. доля стран Латинской Америки в торговле с Татарстаном составляла 1%, то к 1998 году этот показатель вырос почти до 3% , при этом импорт за этот период рос гораздо более высокими темпами, чем экспорт.
Реальный импорт продукции из стран Латинской Америки растет еще быстрее и трудно поддается учету, поскольку продукты питания, кофе, тростниковый сахар, какао, чай, плоды цитрусовых, жиры, масла, произведенные латиноамериканцами, ввозятся в Татарстан и из других государств, стран СНГ, регионов России.
Традиционно, основными статьями экспорта из Республики Татарстан в латиноамериканские страны выступают нефть, продукты химической и нефтехимической промышленности (полимеры этилена, синтетический каучук, автомобильные шины), а также машиностроения (летательные аппараты, грузовые автомобили, части и оборудование автомобилей, двигатели, электрооборудование, контрольные и измерительные приборы).
В последнее время отмечается растущий интерес со стороны Республики Татарстан к возможностям латиноамериканского рынка. Многими республиканскими предприятиями проводятся маркетинговые исследования рынков отдельных стран данного региона.
Так например ОАО "Завод микролитражных автомобилей" в 1998 году осуществляло работу по продвижению автомобилей на рынки стран Латинской Америки, в частности Уругвая.
ОАО "КАМАЗ" поставляло запасные части в Панаму, кроме того, в 1999 году планируются поставки автомобилей "КАМАЗ" в Панаму, Никарагуа, Эквадор, а также запасных частей на Кубу.
Татарстанские компании ведут переговоры по закупке тростникового сахара-сырца для перерабатывающих заводов республики, существует ряд интересных предложений по сотрудничеству в области кожевенного производства, поставок продукции деревообработки.
Казанский вертолетный завод и Государственная компания "Росвооружение" ведут целенаправленную работу по продвижению на латиноамериканский рынок вертолетов МИ-17. В 1997 году произведена поставка партии татарстанских вертолетов в Колумбию. В марте прошлого года казанские вертолетостроители принимали участие в Международной авиационной выставке FIDAI-98 (Чили).
Некоторые предприятия осваивают латиноамериканский рынок с помощью своих представителей. Так ОАО "АЛНАС" представлен в Аргентине а Торгово-финансовая компания "КАМАЗ" в Панаме и Никарагуа.
Лидирующее место среди стран этого региона по объему внешнеторгового оборота с нашей республикой занимает Бразилия (78,4%), товарооборот с которой увеличивается за счет импорта.
Основной статьей импортных закупок в Бразилии являются комплектующие для производства легковых автомобилей совместным предприятием "Елаз - Дженерал Моторс". Экспорт незначителен и представлен полимерами этилена и синтетическим каучуком. В настоящее время ведутся переговоры о закупках сахара-сырца для обеспечения бесперебойной работы республиканских сахарных заводов. При содействии торгового представительства Российской Федерации в Бразилии и Посольства Бразилии в Москве ведется работа по организации поставок высококачественного кожевенного бразильского сырья и созданию совместного татарстано-бразильского предприятия по производству конкурентоспособной обуви для внутреннего и внешнего рынка.
В последние годы наблюдается достаточно динамичное развитие торгово-экономических связей между Республикой Татарстан и Республикой Куба. В годы существования Советского Союза наша республика поставляла в эту страну автомобили "КамАЗ", шины, продукты нефтехимии, минеральные удобрения, электрооборудование. После распада СССР в силу ряда причин многие отечественные предприятия и организации прервали свои отношения с Островом Свободы.
Татарстан избрал другой путь и, несмотря на общее ухудшение экономической ситуации в стране, мы и сегодня стараемся не упускать этот рынок и поддерживать прямые связи с кубинцами, хотя и понимаем необходимость модернизации связей, их увязки с изменившимися условиями. Куба рассматриваться нами как долгосрочный партнер со значительными возможностями и как форпост для постепенного развития связей с Латиноамериканскими странами.
В 1996 году состоялся визит на Кубу официальной делегации Татарстана во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Равилем Муратовым. Визиту предшествовала большая организационно-подготовительная работа. В ходе встреч и переговоров стороны обстоятельно обсудили различные вопросы развития сотрудничества в области торговли, науки, образования. Прорабатывались различные аспекты кооперации в области добычи, переработки и реализации нефти, переработки и сбыта кубинского сахара-сырца, а также экспорта продукции Татарстана. Была подтверждена готовность обеих сторон подключиться к исполнению российско-кубинского Межправительственного Протокола о торговле и платежах, регулирующего встречные российско-кубинские поставки нефти и сахара-сырца.
Результатом поездки татарстанской делегации стали два межправительственных соглашения ("О торгово-экономическом сотрудничестве" и "О сотрудничестве в сфере культуры, образования, науки и техники"), которые на сегодняшнем этапе создают правовую базу развития татарстано-кубинских отношений.
Исполнителем торгово-экономического соглашения было назначено Агентство по развитию международного сотрудничества при Кабинете министров Республики Татарстан.
С момента своего создания правительственное Агентство приобрело значительный опыт деятельности в качестве специализированной внешнеэкономической организации Республики Татарстан, занимается наиболее сложными и перспективными направлениями внешнеэкономической деятельности, в частности лизинговой деятельностью, реализацией кредитных соглашений, привлечением иностранных инвестиций, созданием инфраструктуры за рубежом, содействием экспорту и созданием импортозаменяющих производств в Татарстане, участием в работе по использованию задолженностей иностранных государств.
За относительно короткий период удалось достичь заметных результатов. В октябре 1997 г. Торговая палата Кубы зарегистрировала представительство Агентства (в соответствии с кубинским законодательством этой процедуре должен, как правило, предшествовать трехлетний опыт совместной работы), налажены прямые торговые связи. Только в 1997г. на Кубу по линии Агентства были поставлены КамАЗы, запасные части и агрегаты к ним на сумму в несколько миллионов долларов.
В 1996 и 1997 годах Агентство в рамках российской экспозиции представляло продукцию татарстанских предприятий на традиционной Международной Гаванской торгово-промышленной ярмарке.
В настоящее время на Кубе организованы консигнационные склады, подготовлены документы для регистрации совместного предприятия. Основными партнерами Татарстана с кубинской стороны выступают государственные объединения "Техноимпорт" и "Трансимпорт". Кроме того, имеется соглашение с объединением "Кубасахар" о финансировании сахарной отрасли Кубы поставками продукции предприятий Татарстана.
В свою очередь Правительством РТ разрабатывается комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности сахароперерабатывающей промышленности республики, в частности рассматривается возможность осуществления сезонных закупок кубинского сахара-сырца в объеме 25 тыс. тонн ежемесячно.
В 1996 году внешнеторговый оборот Татарстана с Кубой составлял 2,8 миллионов долларов США. В 1997г. эта цифра составила более 8 миллионов долларов. В 1998 году объем торговли превысил 11 миллионов долларов. Почти вся сумма приходится на экспорт.
По итогам 1997 года Куба занимала 35-е место среди стран -торговых партнеров республики. В 1998г. она перемещается на 26 место. Мы считаем, что существуют все необходимые условия для сохранения этой динамики на ближайшие годы.
Номенклатура поставляемых на Кубу товаров представлена автомобильными шинами, двигателями внутреннего сгорания и частями к ним, грузовыми автомобилями, запасными частями к автомобилям, электрооборудованием, нефтью и нефтепродуктами, продукцией машиностроения и другой продукцией. В 1998 году номенклатура товарной продукции на Кубу значительно расширилась за счет продукции машиностроения. Несмотря на то, что ее объемы пока незначительны мы рассматриваем это как важный шаг на пути постепенного закрепления на кубинском рынке и как результат активизации татарстанско-кубинских контактов на различных уровнях.
В марте 1998 года Казани с краткосрочным деловым визитом находилась официальная делегация Республики Куба во главе с министром иностранных дел Кубы Роберто Робайно Гонсалесом. Его сопровождал Чрезвычайный и Полномочный Посол России на Кубе Арнольд Калинин.
В ходе встреч стороны обсудили проблемы расширения торговли, наметили наиболее эффективные пути движения товаров и финансов, договорились предоставить гарантии предпринимателям, оказывать государственную поддержку татарстано-кубинским проектам в виде налоговых льгот. Обсуждалась возможность открытия торгового представительства Кубы в Татарстане.
Роберто Робайно Гонсалес побывал также в Государственном Совете Республики Татарстан, где стороны договорились об установлении межпарламентских контактов.
В ноябре 1998 года состоялся визит на Кубу делегации Республики Татарстан во главе Председателем Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина. В рамках программы визита прошли встречи с Фиделем Кастро, в министерствах и ведомствах Кубы. Делегация приняла участие в работе XVI Гаванской международной ярмарки.
В ходе встреч стороны неоднократно подчеркивали необходимость развития контактов в научно-технической и культурных областях, расширения туризма. В нашей республике хорошо знают кубинский народ, в свое время в татарских ВУЗах обучалось большое количество студентов с Острова Свободы. В то же время на Кубе не успели забыть культуру нашей страны, многие кубинцы знают русский язык, кубинский научный потенциал во многом базируется на знаниях и опыте нашей науки.
Ученые из нашей республики ведут научную и преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях Кубы, Бразилии, Аргентины, Чили. К сожалению, несмотря на имеющийся потенциал, развитие связей в этом направлении сдерживается ограниченными финансовыми возможностями обеих сторон и зависит, в первую очередь, от развития взаимовыгодной торговли.
В отношениях с Кубой уже достаточно давно отсутствуют идеологический аспект, все торговые связи строятся на взаимовыгодной сбалансированной основе в соответствии с нормами мирового рынка.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия Россия продолжает терять свои преимущества на Кубе и бывшие ранее твердые российские позиции занимают наши экономические конкуренты. На острове активно работают компании из Канады, Мексики, Китая. Многие страны не поддерживают антикубинский закон Хелмса-Бэртона и стремятся укрепить свои позиции на кубинском рынке. Постепенная интеграция в карибские и латиноамериканские экономические структуры способствует переориентации Кубы на страны этого региона.
Для сохранения наших позиций на кубинском рынке необходимо вести поиски новых, более эффективных форм и механизмов взаимодействия, которые позволят укрепить российско-кубинское сотрудничество и заложить основу для его расширения в обозримом будущем.
В целом этап развития связей между Республикой Татарстан и странами Латинской Америка можно охарактеризовать сегодня как организационно-подготовительный.
Экономические возможности республики позволяют говорить о значительном увеличении экспорта в эти страны и расширении торговли. Вне всякого сомнения перспективы экспорта продукции ряда промышленных предприятий Татарстана (КамАЗ, Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Казаньоргсинтез, КОМЗ, КМИЗ, Зеленодольский судостроительный завод, КВПО и др.) в страны Латинской Америки имеют достаточно хорошие перспективы.
Изучение рынка показывает, что вертолеты МИ-17, грузовые автомобили КамАЗ, автомобильные шины, речные пассажирские теплоходы на подводных крыльях, компрессоры, оборудование для добычи нефти, оптические приборы, медицинские инструменты, продукция нефтехимии являются вполне конкурентоспособной продукцией. Маркетинговые исследования подтверждают и тот факт, что цены на наши товары значительно ниже зарубежных аналогов.
Вместе с тем, несмотря на наличие определенного спроса на нашу продукцию, удаленность данного региона, жесткая конкуренция на латиноамериканском рынке, доминирующее влияние иностранных компаний, и в первую очередь, компаний США, заставляют искать общие подходы в развитии торговых связей.
Существуют и другие неблагоприятные факторы, среди которых незнание языка, большая удаленность стран друг от друга, отсутствие опыта у отечественных предприятий для продвижения своей экспортной продукции. Большинство предприятий не располагают оборотными средствами для финансирования своего широкого участия на обширных рынках Латинской Америки.
Создание системы поддержки экспортеров на федеральном уровне, к сожалению, существенно запаздывает. Это касается как осуществления мер финансовой, так и административно-организационной и информационной поддержки экспортной деятельности.
Созданный в начале 1998 года Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки был призван кардинально изменить положение ситуации и активизировать разносторонние формы сотрудничества и, в первую очередь, торговые связи России и стран этого региона. К сожалению, Комитет до сих пор проходит организационный этап своего формирования и не ведет активной работы.
Общеизвестно, что освоение рынков происходит поэтапно. Важнейшим условием на первом этапе является не столько формирование организационных структур, сколько создание эффективной и оперативной службы деловой информации, тем более что условиях революционных перемен в области информационных технологий, глобального расширения сети "Интернет" такие возможности не только существуют, но и требуют новых подходов во внешней деятельности и дипломатии.
Информационные технологии меняют не только работу, но и процессы познания, способы общения и даже отдыха. Соответственно меняются и способы общения и ведения дел между государствами, правительствами и лидерами. Большое число граждан и частных предпринимателей выходят на международную арену, невзирая на установленные государственные границы, существующие системы распределения и дипломатические протоколы.
Осваивая рынки стран СНГ по такому пути пошло, например, министерство торговли США, создав для информационной поддержки американских компаний и фирм, службу деловой информации в СНГ "BISNIS, которая общедоступна в системе Интернет. Подобные американские службы существуют и в других странах, в том числе в Латинской Америке.
Не имея такого оперативного информационного механизма трудно рассчитывать не только на серьезное присутствие на современных рынках, но и на сколько-нибудь заметные успехи. К сожалению в России работа в этом направлении не выходит за рамки признания проблемы. Это касается не только стран Латинской Америки, но и других регионов мира.
В последнее время МИД России и российские посольства в латиноамериканских странах начинают постепенно осваивать международное информационное пространство. Надеемся, что в ближайшее время этому примеру последуют министерство торговли, другие федеральные органы власти, другие организации, заинтересованные в продвижении интересов нашей страны в Латинской Америке.
Среди других причин, сдерживающих развитие торговли с латиноамериканскими странами: слабый маркетинг и прогнозирование конъюнктуры, несовершенная транспортная инфраструктура, низкий уровень стандартизации и сертификации продукции, отсутствие эффективных механизмов страхования и кредитования экспорта,
Усилий Республики Татарстан в части стимулирования своих экспортеров явно недостаточны. Татарстан находится в едином экономическом пространстве России и вынужден пожинать плоды экономических просчетов и ошибок общефедерального масштаба.
В рамках имеющихся возможностей правительство республики поддерживает свои экспортные предприятия поскольку хорошо понимает, что экспортная составляющая дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета республики, поддержания благосостояния народа. Мы хорошо понимаем, что именно экспорт сложных технологических изделий повышает конкурентоспособность государства и напрямую влияет на рост уровня жизни населения.
Накопленный опыт самостоятельной внешнеэкономической деятельности республики показывает, что татарстанские компании активно перенимают опыт других стран в области управления, маркетинга, производственных технологий, разработки продукции и т.д.
В этой связи рынок Латинской Америки рассматривается в нашей республике как один из наиболее перспективных и динамично развивающихся. Правительство Республики Татарстан намерено в ближайшее время представить комплекс мер по активизации деятельности в этом направлении, созданию более льготных условий для республиканских товаропроизводителей, освоению имеющихся возможностей и резервов, поддержке инициатив и перспективных совместных проектов.
Тимур Юрьевич Акулов
Директор Департамента внешних связей -
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Эдуард Ильтезярович Хабибуллин
Заведующий сектором стран Америки, Австралии и Океании
Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан
Статья в книге "Страны СНГ и Латинская Америка", 1999 г.