Публикации > Просмотр публикации
Представительства Республики Татарстан в системе международных и внешнеэкономических связей
Объективная тенденция развития современных международных отношений создала основу для непосредственного вовлечения субъектов различных федераций в международные связи. Процессы глобализации и революционные изменения в информационных технологиях способствовали обострению международной конкуренции, проникновению проблем и вызовов международного характера на региональный и местный уровень, возникновению такого понятия как "региональная конкурентоспособность". Последние десятилетия XX века были отмечены возрастающей активностью региональных органов власти на мировом рынке, поиском регионами своего места в международном разделении труда, различных форм прямого участия в международной жизни.
Одним из непосредственных и наиболее эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических контактов на субнациональном уровне стало создание регионами своих представительств в иностранных государствах.
Пионерами в этой области выступили американские штаты и канадские провинции. В 1970г. свои представительства за рубежом имели лишь 4 штата США. Сегодня 43 штата имеют в общей сложности более 180 представительств в 30 различных странах. Канадские провинции также с успехом используют эту форму развития международного сотрудничества. Лидером выступает Квебек, сеть зарубежных представительств которого включает в себя шесть Генеральных делегаций, четыре зарубежных бюро, около двух десятков торговых представительств и зарубежных делегатов.
Немецкие земли, австралийские штаты, бельгийские коммуны и регионы, а также региональные органы власти в таких государствах, как Франция и Япония находятся в числе тех, кто активно участвует в международной деятельности, используя представительскую форму. Многие субъекты федераций имеют своих представителей или наблюдателей при международных организациях.
Вне всякого сомнения, подобное участие будет развиваться и в будущем, отражая две мировые тенденции движения к глобализации и регионализации, растущий профессионализм региональных уровней власти, их доходы, стремление представлять интересы своих жителей, а также растущее число проблем, имеющих как местную, так и международную окраску.
Республика Татарстан является одним из регионов Российской Федерации, успешно использующих при развитии своих международных связей представительскую форму.
Процесс распада Советского Союза, децентрализация управления и разрыв устоявшихся связей между предприятиями, переход страны на рыночные формы хозяйства, с одной стороны, и необходимость формирования "новой конкурентоспособной региональной экономики" с другой, поставили органы государственной власти Татарстана перед непростой задачей поиска эффективных форм взаимодействия с внешним миром и создания на новой основе экономических связей с федеральным центром и российскими регионами. В экономическом плане это выражалось в необходимости закрепления Татарстана на зарубежных и внутрироссийских секторах рынка, на которых традиционно были сильны позиции нашей республики.
С другой стороны, процессы возрождения самосознания татарского народа, культурно-нравственных ценностей татарской нации на фоне отсутствия грамотной национальной политики на федеральном уровне вызывали необходимость создания и поддержки татарских культурных центров, объединяющих вокруг себя людей в местах компактного проживания татар, являющихся второй по численности нацией в России. По ряду причин в странах СНГ этот процесс приобретал особую значимость.
Эти два фактора во многом предопределили подходы к возникновению трехуровневой системы республиканских представительств, которая включала в себя представительства Татарстана на территории Российской Федерации, представительства в странах Содружества Независимых Государств и представительства в странах дальнего зарубежья.
Представительства создавались как специализированные органы Татарстана, призванные представлять его интересы в иностранных государствах, международных организациях и субъектах Российской Федерации в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных областях.
Почти десятилетний опыт работы представительского корпуса Республики Татарстан показал, что наиболее гибкой формой для нашей республики является трехуровневый статус института представительств.
На сегодняшний день республика имеет 18 представительств, обладающих разными статусами.
На территории Российской Федерации это полномочное представительство в Москве, постоянные представительства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, торгово-экономическое представительство в Ханты-Мансийском округе.
На территории ближнего зарубежья Татарстан открыл полномочное представительство в Казахстане, постоянные представительства в Азербайджане и Узбекистане, торгово-экономическое представительство в Украине.
В дальнем зарубежье интересы республики представляют полномочные представительства во Франции и Турции, постоянные представительства в США и Чешской-Словацкой республике, торгово-экономические представительства в Австрии, Финляндии, Кубе, Кипре, Вьетнаме, Италии.
Несмотря на отсутствие российской законодательной базы о представительствах субъектов, за прошедшие годы Татарстану совместно с МИД России удалось создать основу функционирования республиканских зарубежных институтов, сформулировать принципы их деятельности, обеспечить необходимые условия работы.
Представительства на территориях иностранных государств открываются на основе соглашений между Правительством Республики Татарстан и правомочными органами субъектов иностранных федеративных государств или правомочными органами административно-территориальных образований иностранных государств и действуют на основании положений, в которых закрепляется их статус, полномочия и круг обязанностей.
Основой положений татарстанских представительств является разработанное МИД России типовое положение о представительствах, которое явилось итогом совместной работы внешнеполитического ведомства и региональных органов власти. Немалую роль при разработке положения сыграл и опыт работы представительств Республики Татарстан.
В качестве основной организационно-правовой формы создания большинства представительств Татарстана выбрана форма государственной некоммерческой организации, зарегистрированной как самостоятельное юридическое лицо в соответствии с законодательством страны пребывания. Татарстанские представительства не обладают дипломатическим статусом, их работники не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Наряду с самостоятельной организационно-правовой формой, республика активно использует и работу своих представителей при загранучреждениях России в иностранных государствах. Например, руководители татарстанских представительств в США, Чехии-Словакии, Австрии, Вьетнама работают при торгпредствах Российской Федерации в этих странах, и как работники торгпредств, обладают дипломатическими рангами.
Основной задачей всех представительств является содействие предприятиям Татарстана в продвижении продукции и услуг на международные и внутрироссийские рынки, привлечение иностранных и российских инвестиций в экономическую, социальную, культурную и гуманитарную сферы Республики Татарстан.
В круг задач республиканских зарубежных органов входят представительские функции, содействие государственным органам, предприятиям и организациям Татарстана в установлении контактов с зарубежными и отечественными партнерами, помощь в экспертизе, заключении и реализации контрактов, контроль за ходом выполнения соглашений, подписанных от имени государственных органов РТ, координация торгово-экономической и иной деятельности предприятий и организаций республики в государстве пребывания, распространение информации о Республике Татарстан, ее политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни.
По поручению органов государственной власти республики представительства проводят переговоры с государственными органами в зарубежных государствах, в пределах своих полномочий осуществляют подготовку и обеспечение зарубежных поездок делегаций Республики Татарстан.
Представительства оказывают содействие установлению прямых связей между предприятиями, организациями, учреждениями культуры, просвещения, здравоохранения, спорта, туризма Республики Татарстан с соответствующими зарубежными партнерами, содействуют организации совместных предприятий, выставок, ярмарок, проведению Дней Республики Татарстан, фестивалей и других организационных мероприятий Татарстана в государстве пребывания.
Конкретные задачи представительств определяются особенностями страны пребывания, интересами и возможностями Татарстана в этих регионах. В одних странах уровень сотрудничества ограничивается торгово-экономическими связями, в других - стоят более широкие задачи развития международных контактов, укрепления связей с татарской диаспорой, налаживания сотрудничества с Татарстаном в области культуры, межпарламентских связей и других областях.
На некоторые представительства возлагаются задачи представлять интересы республики не только в регионе пребывания, но и в близлежащих странах. При большинстве представительств действуют отделы содействия привлечению инвестиций в республику, созданы информационно-выставочные и культурные центры, ведутся работы по реализации республиканских инвестиционных проектов.
Все представительства координируют свою деятельность с посольствами и торгпредствами России в странах пребывания, участвуют в работе российских частей совместных комиссий с зарубежными странами, входят в экспертные советы, в ряде случаев выступают инициаторами различных мероприятий, касающихся сотрудничества на региональном уровне.
Оперативная координация деятельности представительств осуществляется Департаментом внешних связей Президента Республики Татарстан. В Департамент стекается вся информация о деятельности зарубежных институтов республики. В этом органе формулируются стратегические и тактические направления их деятельности, вырабатываются соответствующие рекомендации, обеспечиваются необходимые согласования, систематизируется ежеквартальная отчетность представительского корпуса, проводятся ежегодные совещания, в том числе и с участием представителей ДСПО МИД России.
Представительский корпус Татарстана - это высокообразованные, квалифицированные специалисты в области экономики, права, международных отношений, обладающие большим опытом работы в государственных органах, имеющие научные степени, пользующиеся заслуженным уважением в регионах пребывания.
В соответствии с Конституцией нашей республики назначение полномочных и постоянных представителей осуществляется указами Президента Татарстана. Полномочные и постоянные представительства Татарстана финансируются за счет бюджета республики, расходы по их содержанию выделяются по статье "международное сотрудничество". На 2001 год общие расходы по содержанию 12 представительств Республики Татарстан составили 0,15 % от расходной части бюджета республики.
Закон о внешнеторговой деятельности Татарстана предоставляет полномочия Кабинету Министров нашей республики создавать торгово-экономические представительства. Статус этих представительств несколько ниже, они финансируются из альтернативных источников, как правило, на основе самоокупаемости, исходя из участия в выполнении контрактов республиканских предприятий.
Различные организационные и статусные формы позволяют учитывать разнообразие международных и внешнеэкономических связей республики в переходный период, создают необходимые предпосылки для закрепления Татарстана на мировых и внутрироссийских рынках продукции и услуг.
Различается и штатная численность представительств. В дальнем зарубежье штат представительства, как правило, состоит из 1-2 человек, которые координируют направления сотрудничества Татарстана с этими государствами. В странах СНГ, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге общее количество сотрудников представительств Татарстана достигает 7-8 человек. Как правило, это руководитель представительства, назначаемый республикой, и дополнительный местный персонал.
Самое большое по численности представительство Татарстана расположено в городе Москве и открыто в соответствии с Договором между федеральным центром и Татарстаном. Расходы на содержание представительства в Москве составляют почти треть всех бюджетных расходов на представительский корпус. Штатная численность этого представительства достигает 60 человек и определяется широким кругом задач, включающих политические, международные, экономические и общественные функции, охватывающие все сферы жизнедеятельности республики. Среди основных задач московского представительства - обеспечение постоянного взаимодействия республики с федеральными органами власти, продвижение интересов Татарстана на федеральном уровне, взаимодействие с посольствами и международными организациями, расположенными в Москве.
Формирование зарубежных институтов Татарстана носило длительный и непростой характер. Республика с трудом пробивалась на внешний уровень на фоне обвинений в сепаратизме, противодействия и непонимания со стороны федеральных органов власти. Приходилось доказывать очевидность многих решений. Сегодня ситуация изменилась, у нас существует взаимопонимание с МИД Российской Федерации, посольства и консульства страны за рубежом оказывают необходимое содействие нашему представительскому корпусу. В итоге терпение и готовность к диалогу позволили сформировать партнерские отношения между центром и регионами в области международной деятельности, которые сегодня становятся одним из эффективных инструментов внешней политики России.
Развитие института представительств Татарстана происходило в русле реализации основных целей республики на внешнем направлении, рассматривающих международную и внешнеэкономическую деятельность республики как важнейший фактор ее социально-экономического развития, повышения региональной конкурентоспособности, как эффективный механизм поэтапной интеграции Татарстана в мировую экономику.
В своей деятельности представительства ориентированы на сочетание экономических, культурных, социальных и политических аспектов, что позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности и преимущества нашей республики. Экономическая эффективность при наименьшем уровне затрат является важнейшим принципом деятельности представительского корпуса.
Имеющиеся цифры говорят о том, что деятельность зарубежных институтов нашей республики напрямую влияет на формируемый за рубежом имидж Татарстана, на приток иностранных инвестиций, на отношение к республике как к надежному партнеру в международном сотрудничестве.
В 2000 году на страны, где расположены представительства, приходилось 27% от внешнеторгового оборота Татарстана, 23% экспорта и 60% импорта республики.
Мы исходим из того, что деятельность представительств не направлена на самостоятельную и непосредственную продажу продукции и услуг, производимых в Татарстане. Представительства призваны выступать эффективными консультантами, менеджерами и организационно-связующими звеньями между предприятиями Татарстана и рынками регионов пребывания, создавать благоприятный климат для республиканского экспорта. Сегодня представительства позволяют избегать нежелательных посредников, создавая, таким образом, механизм прямого выхода татарстанских предприятий на рынок с конкурентоспособной ценой и качеством. Так обстоят дела с экспортом автомобилей "КамАЗ" и "Ока", шин, медицинских инструментов, спецодежды, оптических приборов, продукции нефтехимии, запасных частей к машиностроительным изделиям, некоторыми видами специальной продукции. Рост экспорта ведет к увеличению налогооблагаемой базы предприятий и, соответственно, к росту доходов республиканского бюджета, что, в свою очередь положительно влияет на объемы финансирования представительств. К сожалению, пока мы не можем сказать, что этот механизм хорошо отлажен и существует четкая схема измерения объема работ, проводимой представительствами, в реальных цифрах. Далеко не в полной мере удается реализовать все возможности и предложения, проходящие по каналам татарстанских представительств. Причин здесь много, есть и такие объективные, как несовершенство российских рыночных механизмов и законодательной базы, а есть и инертность республиканских предприятий, попытки "наскоком", без научного изучения рынка продать свою продукцию, недостаточное понимание всех тонкостей работы на внешнеэкономическом направлении в современных условиях. Тем не менее, в этом плане налицо и положительные сдвиги. Предприятия постепенно перестают видеть в государстве "все контролирующий и запрещающий" орган, осваивают мировой опыт работы в условиях жесткой рыночной конкуренции, начинают рассматривать государственные органы, в том числе, и представительства Татарстана, как эффективный механизм своего развития, как партнера, сотрудничество с которым направленно на достижение общих целей. В перспективе неотъемлемым звеном этой схемы станет и малое предпринимательство республики, которое будет быстрее и эффективнее реагировать на все возможности, которые открываются при работе в партнерстве с представительствами.
Зарубежные институты республики играют существенную роль в инициировании и реализации инвестиционных проектов на территории Татарстана. Среди примеров - проекты по развитию телекоммуникационной связи и медицинского обеспечения Татарстана, реконструкции Международного аэропорта Казань и совершенствования сельского хозяйства, модернизации нефтехимических предприятий и развития строительных технологий, совершенствования банковской сферы и подготовки кадров республики, создание совместных предприятий на территории свободной экономической зоны "Алабуга" и загрузка мощностей мешиностроительных предприятий республики, различные экологические программы. Представители плотно работают с потенциальными инвесторами, разъясняют позицию республики в области привлечения внешних инвестиций, организуют выставки, проводят презентационные мероприятия.
Представительскому корпусу приходится заниматься реструктуризацией задолженностей и урегулированием различных спорных вопросов, возникающих между отечественными и иностранными партнерами, вести работу по предупреждению антидемпинговых расследований против татарстанских предприятий.
Особое внимание в работе представительств уделяется развитию связей с международными организациями. При непосредственном участии представителей Татарстана налажены контакты и проводится целенаправленная работа с ЮНЕСКО, Ассамблеей регионов Европы, Организацией городов всемирного культурного наследия. Результатом совместной деятельности мэрии г.Казани, Полпредств Татарстана в Москве и Франции стало признание Казанского Кремля объектом всемирного наследия под патронажем ЮНЕСКО. Представительство в Санкт-Петербурге активно участвует в работе Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ. Поддерживаются рабочие контакты представителей Татарстана с представителями ЕБРР, ЮНИТАР, МОТ, ПРООН, ОИК, Совет Европы.
Одним из приоритетов в работе представительств Татарстана является активное взаимодействие с татарскими национально-культурными автономиями и татарскими национально-культурными обществами. Общественно-культурная работа составляет значительную часть деятельности представительского корпуса.
Несмотря на десятилетний период становления и развития института представительств Татарстана, это достаточно новое общественное явление не только для нашей республики и федерации в целом, но и для других стран. Принятый в начале 1999 года федеральный Закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" определил общие принципы создания представительств субъектов, фактически закрепил сложившуюся на сегодняшний день практику взаимоотношений субъектов федерации с иностранными партнерами. Мы считаем, что настало время на уровне республики законодательно обобщить опыт работы представительств. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Сегодня на обсуждении в республиканском парламенте находится проект закона "О Представительствах Республики Татарстан", который призван придать законодательный импульс дальнейшему развитию института представителей республики.
Подводя итог можно сказать, что накоплен богатый и разнообразный опыт представительской деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться представителям, намечены основные принципы и направления их работы. К сожалению, не удалось избежать многих недостатков в организации работы наших зарубежных институтов, присущих переходному этапу. Вместе с тем, достигнуто главное - представительства Татарстана заняли достойное место в жизни республики, стали действенным механизмом реализации международных и внешнеэкономических связей Татарстана, ее лицом во внешнем мире. Их поддержка и развитие - основа дальнейшего укрепления связей Татарстана с международным сообществом.
Т.Ю.Акулов
Директор Департамента внешних связей
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Э.И.Хабибуллин
Заведующий сектором Департамента внешних связей
Президента Республики Татарстан
Объективная тенденция развития современных международных отношений создала основу для непосредственного вовлечения субъектов различных федераций в международные связи. Процессы глобализации и революционные изменения в информационных технологиях способствовали обострению международной конкуренции, проникновению проблем и вызовов международного характера на региональный и местный уровень, возникновению такого понятия как "региональная конкурентоспособность". Последние десятилетия XX века были отмечены возрастающей активностью региональных органов власти на мировом рынке, поиском регионами своего места в международном разделении труда, различных форм прямого участия в международной жизни.
Одним из непосредственных и наиболее эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических контактов на субнациональном уровне стало создание регионами своих представительств в иностранных государствах.
Пионерами в этой области выступили американские штаты и канадские провинции. В 1970г. свои представительства за рубежом имели лишь 4 штата США. Сегодня 43 штата имеют в общей сложности более 180 представительств в 30 различных странах. Канадские провинции также с успехом используют эту форму развития международного сотрудничества. Лидером выступает Квебек, сеть зарубежных представительств которого включает в себя шесть Генеральных делегаций, четыре зарубежных бюро, около двух десятков торговых представительств и зарубежных делегатов.
Немецкие земли, австралийские штаты, бельгийские коммуны и регионы, а также региональные органы власти в таких государствах, как Франция и Япония находятся в числе тех, кто активно участвует в международной деятельности, используя представительскую форму. Многие субъекты федераций имеют своих представителей или наблюдателей при международных организациях.
Вне всякого сомнения, подобное участие будет развиваться и в будущем, отражая две мировые тенденции движения к глобализации и регионализации, растущий профессионализм региональных уровней власти, их доходы, стремление представлять интересы своих жителей, а также растущее число проблем, имеющих как местную, так и международную окраску.
Республика Татарстан является одним из регионов Российской Федерации, успешно использующих при развитии своих международных связей представительскую форму.
Процесс распада Советского Союза, децентрализация управления и разрыв устоявшихся связей между предприятиями, переход страны на рыночные формы хозяйства, с одной стороны, и необходимость формирования "новой конкурентоспособной региональной экономики" с другой, поставили органы государственной власти Татарстана перед непростой задачей поиска эффективных форм взаимодействия с внешним миром и создания на новой основе экономических связей с федеральным центром и российскими регионами. В экономическом плане это выражалось в необходимости закрепления Татарстана на зарубежных и внутрироссийских секторах рынка, на которых традиционно были сильны позиции нашей республики.
С другой стороны, процессы возрождения самосознания татарского народа, культурно-нравственных ценностей татарской нации на фоне отсутствия грамотной национальной политики на федеральном уровне вызывали необходимость создания и поддержки татарских культурных центров, объединяющих вокруг себя людей в местах компактного проживания татар, являющихся второй по численности нацией в России. По ряду причин в странах СНГ этот процесс приобретал особую значимость.
Эти два фактора во многом предопределили подходы к возникновению трехуровневой системы республиканских представительств, которая включала в себя представительства Татарстана на территории Российской Федерации, представительства в странах Содружества Независимых Государств и представительства в странах дальнего зарубежья.
Представительства создавались как специализированные органы Татарстана, призванные представлять его интересы в иностранных государствах, международных организациях и субъектах Российской Федерации в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных областях.
Почти десятилетний опыт работы представительского корпуса Республики Татарстан показал, что наиболее гибкой формой для нашей республики является трехуровневый статус института представительств.
На сегодняшний день республика имеет 18 представительств, обладающих разными статусами.
На территории Российской Федерации это полномочное представительство в Москве, постоянные представительства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, торгово-экономическое представительство в Ханты-Мансийском округе.
На территории ближнего зарубежья Татарстан открыл полномочное представительство в Казахстане, постоянные представительства в Азербайджане и Узбекистане, торгово-экономическое представительство в Украине.
В дальнем зарубежье интересы республики представляют полномочные представительства во Франции и Турции, постоянные представительства в США и Чешской-Словацкой республике, торгово-экономические представительства в Австрии, Финляндии, Кубе, Кипре, Вьетнаме, Италии.
Несмотря на отсутствие российской законодательной базы о представительствах субъектов, за прошедшие годы Татарстану совместно с МИД России удалось создать основу функционирования республиканских зарубежных институтов, сформулировать принципы их деятельности, обеспечить необходимые условия работы.
Представительства на территориях иностранных государств открываются на основе соглашений между Правительством Республики Татарстан и правомочными органами субъектов иностранных федеративных государств или правомочными органами административно-территориальных образований иностранных государств и действуют на основании положений, в которых закрепляется их статус, полномочия и круг обязанностей.
Основой положений татарстанских представительств является разработанное МИД России типовое положение о представительствах, которое явилось итогом совместной работы внешнеполитического ведомства и региональных органов власти. Немалую роль при разработке положения сыграл и опыт работы представительств Республики Татарстан.
В качестве основной организационно-правовой формы создания большинства представительств Татарстана выбрана форма государственной некоммерческой организации, зарегистрированной как самостоятельное юридическое лицо в соответствии с законодательством страны пребывания. Татарстанские представительства не обладают дипломатическим статусом, их работники не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Наряду с самостоятельной организационно-правовой формой, республика активно использует и работу своих представителей при загранучреждениях России в иностранных государствах. Например, руководители татарстанских представительств в США, Чехии-Словакии, Австрии, Вьетнама работают при торгпредствах Российской Федерации в этих странах, и как работники торгпредств, обладают дипломатическими рангами.
Основной задачей всех представительств является содействие предприятиям Татарстана в продвижении продукции и услуг на международные и внутрироссийские рынки, привлечение иностранных и российских инвестиций в экономическую, социальную, культурную и гуманитарную сферы Республики Татарстан.
В круг задач республиканских зарубежных органов входят представительские функции, содействие государственным органам, предприятиям и организациям Татарстана в установлении контактов с зарубежными и отечественными партнерами, помощь в экспертизе, заключении и реализации контрактов, контроль за ходом выполнения соглашений, подписанных от имени государственных органов РТ, координация торгово-экономической и иной деятельности предприятий и организаций республики в государстве пребывания, распространение информации о Республике Татарстан, ее политической, социальной, экономической, культурной и духовной жизни.
По поручению органов государственной власти республики представительства проводят переговоры с государственными органами в зарубежных государствах, в пределах своих полномочий осуществляют подготовку и обеспечение зарубежных поездок делегаций Республики Татарстан.
Представительства оказывают содействие установлению прямых связей между предприятиями, организациями, учреждениями культуры, просвещения, здравоохранения, спорта, туризма Республики Татарстан с соответствующими зарубежными партнерами, содействуют организации совместных предприятий, выставок, ярмарок, проведению Дней Республики Татарстан, фестивалей и других организационных мероприятий Татарстана в государстве пребывания.
Конкретные задачи представительств определяются особенностями страны пребывания, интересами и возможностями Татарстана в этих регионах. В одних странах уровень сотрудничества ограничивается торгово-экономическими связями, в других - стоят более широкие задачи развития международных контактов, укрепления связей с татарской диаспорой, налаживания сотрудничества с Татарстаном в области культуры, межпарламентских связей и других областях.
На некоторые представительства возлагаются задачи представлять интересы республики не только в регионе пребывания, но и в близлежащих странах. При большинстве представительств действуют отделы содействия привлечению инвестиций в республику, созданы информационно-выставочные и культурные центры, ведутся работы по реализации республиканских инвестиционных проектов.
Все представительства координируют свою деятельность с посольствами и торгпредствами России в странах пребывания, участвуют в работе российских частей совместных комиссий с зарубежными странами, входят в экспертные советы, в ряде случаев выступают инициаторами различных мероприятий, касающихся сотрудничества на региональном уровне.
Оперативная координация деятельности представительств осуществляется Департаментом внешних связей Президента Республики Татарстан. В Департамент стекается вся информация о деятельности зарубежных институтов республики. В этом органе формулируются стратегические и тактические направления их деятельности, вырабатываются соответствующие рекомендации, обеспечиваются необходимые согласования, систематизируется ежеквартальная отчетность представительского корпуса, проводятся ежегодные совещания, в том числе и с участием представителей ДСПО МИД России.
Представительский корпус Татарстана - это высокообразованные, квалифицированные специалисты в области экономики, права, международных отношений, обладающие большим опытом работы в государственных органах, имеющие научные степени, пользующиеся заслуженным уважением в регионах пребывания.
В соответствии с Конституцией нашей республики назначение полномочных и постоянных представителей осуществляется указами Президента Татарстана. Полномочные и постоянные представительства Татарстана финансируются за счет бюджета республики, расходы по их содержанию выделяются по статье "международное сотрудничество". На 2001 год общие расходы по содержанию 12 представительств Республики Татарстан составили 0,15 % от расходной части бюджета республики.
Закон о внешнеторговой деятельности Татарстана предоставляет полномочия Кабинету Министров нашей республики создавать торгово-экономические представительства. Статус этих представительств несколько ниже, они финансируются из альтернативных источников, как правило, на основе самоокупаемости, исходя из участия в выполнении контрактов республиканских предприятий.
Различные организационные и статусные формы позволяют учитывать разнообразие международных и внешнеэкономических связей республики в переходный период, создают необходимые предпосылки для закрепления Татарстана на мировых и внутрироссийских рынках продукции и услуг.
Различается и штатная численность представительств. В дальнем зарубежье штат представительства, как правило, состоит из 1-2 человек, которые координируют направления сотрудничества Татарстана с этими государствами. В странах СНГ, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге общее количество сотрудников представительств Татарстана достигает 7-8 человек. Как правило, это руководитель представительства, назначаемый республикой, и дополнительный местный персонал.
Самое большое по численности представительство Татарстана расположено в городе Москве и открыто в соответствии с Договором между федеральным центром и Татарстаном. Расходы на содержание представительства в Москве составляют почти треть всех бюджетных расходов на представительский корпус. Штатная численность этого представительства достигает 60 человек и определяется широким кругом задач, включающих политические, международные, экономические и общественные функции, охватывающие все сферы жизнедеятельности республики. Среди основных задач московского представительства - обеспечение постоянного взаимодействия республики с федеральными органами власти, продвижение интересов Татарстана на федеральном уровне, взаимодействие с посольствами и международными организациями, расположенными в Москве.
Формирование зарубежных институтов Татарстана носило длительный и непростой характер. Республика с трудом пробивалась на внешний уровень на фоне обвинений в сепаратизме, противодействия и непонимания со стороны федеральных органов власти. Приходилось доказывать очевидность многих решений. Сегодня ситуация изменилась, у нас существует взаимопонимание с МИД Российской Федерации, посольства и консульства страны за рубежом оказывают необходимое содействие нашему представительскому корпусу. В итоге терпение и готовность к диалогу позволили сформировать партнерские отношения между центром и регионами в области международной деятельности, которые сегодня становятся одним из эффективных инструментов внешней политики России.
Развитие института представительств Татарстана происходило в русле реализации основных целей республики на внешнем направлении, рассматривающих международную и внешнеэкономическую деятельность республики как важнейший фактор ее социально-экономического развития, повышения региональной конкурентоспособности, как эффективный механизм поэтапной интеграции Татарстана в мировую экономику.
В своей деятельности представительства ориентированы на сочетание экономических, культурных, социальных и политических аспектов, что позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности и преимущества нашей республики. Экономическая эффективность при наименьшем уровне затрат является важнейшим принципом деятельности представительского корпуса.
Имеющиеся цифры говорят о том, что деятельность зарубежных институтов нашей республики напрямую влияет на формируемый за рубежом имидж Татарстана, на приток иностранных инвестиций, на отношение к республике как к надежному партнеру в международном сотрудничестве.
В 2000 году на страны, где расположены представительства, приходилось 27% от внешнеторгового оборота Татарстана, 23% экспорта и 60% импорта республики.
Мы исходим из того, что деятельность представительств не направлена на самостоятельную и непосредственную продажу продукции и услуг, производимых в Татарстане. Представительства призваны выступать эффективными консультантами, менеджерами и организационно-связующими звеньями между предприятиями Татарстана и рынками регионов пребывания, создавать благоприятный климат для республиканского экспорта. Сегодня представительства позволяют избегать нежелательных посредников, создавая, таким образом, механизм прямого выхода татарстанских предприятий на рынок с конкурентоспособной ценой и качеством. Так обстоят дела с экспортом автомобилей "КамАЗ" и "Ока", шин, медицинских инструментов, спецодежды, оптических приборов, продукции нефтехимии, запасных частей к машиностроительным изделиям, некоторыми видами специальной продукции. Рост экспорта ведет к увеличению налогооблагаемой базы предприятий и, соответственно, к росту доходов республиканского бюджета, что, в свою очередь положительно влияет на объемы финансирования представительств. К сожалению, пока мы не можем сказать, что этот механизм хорошо отлажен и существует четкая схема измерения объема работ, проводимой представительствами, в реальных цифрах. Далеко не в полной мере удается реализовать все возможности и предложения, проходящие по каналам татарстанских представительств. Причин здесь много, есть и такие объективные, как несовершенство российских рыночных механизмов и законодательной базы, а есть и инертность республиканских предприятий, попытки "наскоком", без научного изучения рынка продать свою продукцию, недостаточное понимание всех тонкостей работы на внешнеэкономическом направлении в современных условиях. Тем не менее, в этом плане налицо и положительные сдвиги. Предприятия постепенно перестают видеть в государстве "все контролирующий и запрещающий" орган, осваивают мировой опыт работы в условиях жесткой рыночной конкуренции, начинают рассматривать государственные органы, в том числе, и представительства Татарстана, как эффективный механизм своего развития, как партнера, сотрудничество с которым направленно на достижение общих целей. В перспективе неотъемлемым звеном этой схемы станет и малое предпринимательство республики, которое будет быстрее и эффективнее реагировать на все возможности, которые открываются при работе в партнерстве с представительствами.
Зарубежные институты республики играют существенную роль в инициировании и реализации инвестиционных проектов на территории Татарстана. Среди примеров - проекты по развитию телекоммуникационной связи и медицинского обеспечения Татарстана, реконструкции Международного аэропорта Казань и совершенствования сельского хозяйства, модернизации нефтехимических предприятий и развития строительных технологий, совершенствования банковской сферы и подготовки кадров республики, создание совместных предприятий на территории свободной экономической зоны "Алабуга" и загрузка мощностей мешиностроительных предприятий республики, различные экологические программы. Представители плотно работают с потенциальными инвесторами, разъясняют позицию республики в области привлечения внешних инвестиций, организуют выставки, проводят презентационные мероприятия.
Представительскому корпусу приходится заниматься реструктуризацией задолженностей и урегулированием различных спорных вопросов, возникающих между отечественными и иностранными партнерами, вести работу по предупреждению антидемпинговых расследований против татарстанских предприятий.
Особое внимание в работе представительств уделяется развитию связей с международными организациями. При непосредственном участии представителей Татарстана налажены контакты и проводится целенаправленная работа с ЮНЕСКО, Ассамблеей регионов Европы, Организацией городов всемирного культурного наследия. Результатом совместной деятельности мэрии г.Казани, Полпредств Татарстана в Москве и Франции стало признание Казанского Кремля объектом всемирного наследия под патронажем ЮНЕСКО. Представительство в Санкт-Петербурге активно участвует в работе Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ. Поддерживаются рабочие контакты представителей Татарстана с представителями ЕБРР, ЮНИТАР, МОТ, ПРООН, ОИК, Совет Европы.
Одним из приоритетов в работе представительств Татарстана является активное взаимодействие с татарскими национально-культурными автономиями и татарскими национально-культурными обществами. Общественно-культурная работа составляет значительную часть деятельности представительского корпуса.
Несмотря на десятилетний период становления и развития института представительств Татарстана, это достаточно новое общественное явление не только для нашей республики и федерации в целом, но и для других стран. Принятый в начале 1999 года федеральный Закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" определил общие принципы создания представительств субъектов, фактически закрепил сложившуюся на сегодняшний день практику взаимоотношений субъектов федерации с иностранными партнерами. Мы считаем, что настало время на уровне республики законодательно обобщить опыт работы представительств. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Сегодня на обсуждении в республиканском парламенте находится проект закона "О Представительствах Республики Татарстан", который призван придать законодательный импульс дальнейшему развитию института представителей республики.
Подводя итог можно сказать, что накоплен богатый и разнообразный опыт представительской деятельности, выявлены трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться представителям, намечены основные принципы и направления их работы. К сожалению, не удалось избежать многих недостатков в организации работы наших зарубежных институтов, присущих переходному этапу. Вместе с тем, достигнуто главное - представительства Татарстана заняли достойное место в жизни республики, стали действенным механизмом реализации международных и внешнеэкономических связей Татарстана, ее лицом во внешнем мире. Их поддержка и развитие - основа дальнейшего укрепления связей Татарстана с международным сообществом.
Т.Ю.Акулов
Директор Департамента внешних связей
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Э.И.Хабибуллин
Заведующий сектором Департамента внешних связей
Президента Республики Татарстан
Материалы к выступлению Т.Ю.Акулова в Министерстве иностранных дел Российской Федерации 13 июня 2001г.