Публикации > Просмотр публикации
"Международная деятельность Республики Татарстан"
Процесс распада Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств в конце 80-х-начале 90-х годов способствовали значительным переменам в политическом устройстве новой России, хозяйственных механизмах и законодательстве Российской Федерации, в принципах и способах регулирования ее внутренней и внешней политики.
Постепенный переход российского унитарного государства к демократии, децентрализация экономики, интеграция в мировую систему разделения труда, самостоятельный выход регионов на внешний рынок продукции, технологий и услуг, расширение числа экономических связей субъектов федерации с зарубежными партнерами заставляли пересматривать стереотипы старой системы управления, искать новые формы взаимоотношений центра с российскими регионами, в том числе и в области международной и внешнеэкономической деятельности.
Открытость России внешнему миру способствовала тому, что ее регионы начинали играть все более активную и непосредственную роль в международных вопросах посредством новых нетрадиционных форм дипломатии.
Хорошо понимая, что серьезные перспективы развития непосредственно связаны с международными материальными, информационными и культурными обменами, Республика Татарстан одной из первых в России включилась в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с различными странами.
Первые самостоятельные внешние шаги Татарстана относятся к концу 80-х годов. В этот период Казань, другие города республики начинают активно посещать аккредитованные в Москве дипломаты, зарубежные гости различных уровней. Представители республики совершают ряд поездок за рубеж.
С принятием Декларации о государственном суверенитете (1990) и Конституции Республики Татарстан (1992) международная деятельность начинает приобретать более системное очертание. В 1991 году президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев посещает Турцию, Чехию, Кению, осуществляются поездки правительственных делегаций в Германию, Югославию, Турцию, Венгрию, Францию, подписываются первые межправительственные соглашения с иностранными партнерами в области торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, устанавливаются связи столицы Татарстана с будущими городами побратимами. В 1992 -1993 годах проходят официальные визиты президента Татарстана в Швейцарию, США, Канаду, Венгрию, Грецию. В Узбекистане и Азербайджане впервые открываются представительства нашей республики, устанавливаются контакты с различными международными организациями. В Казани проводятся конференции с участием иностранных экспертов, развиваются межпарламентские связи. В июне 1993 года столицу Татарстана посещает президент Венгрии Арпад Генц
Конституция Республики Татарстан, подписанный в 1994 году Договор о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашение в области внешнеэкономических связей формируют законодательное поле международной деятельности Татарстан. Они наглядно демонстрируют, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность перед мировым сообществом за принятые на себя международные обязательства.
Постепенно внешняя деятельность становится эффективной формой реализации принципов Декларации о государственном суверенитете РТ, действенным механизмом развития государственности и самоопределения татарского народа в рамках федерации.
Одним из приоритетов внешней деятельности республики становится проведение политики, учитывающей интересы татар, проживающих за пределами Татарстана, восстановление их связей с республикой, возрождение этносоциальных и культурно-нравственных ценностей татарского этноса.
С самых первых шагов на внешнем направлении руководство Татарстана уделяет особое внимание торгово-экономической составляющей международной деятельности, которая рассматривается как важнейший фактор социально-экономического развития Республики Татарстан. Продвижение республиканского экспорта на мировые рынки, привлечение иностранных инвестиций, технологическое совершенствование промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития экономики Татарстана становятся основными приоритетами деятельности органов государственной власти на внешнем направлении.
Татарстан уверенно заявляет о себе как о перспективном регионе для взаимовыгодного сотрудничества, последовательно формирует механизмы развития внешнеэкономической деятельности. Он создает благоприятное для иностранных инвесторов законодательство, основу которого составляют Закон "Об иностранных инвестициях", Указ Президента РТ "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций". Закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", Закон "О внешнеторговой деятельности", Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", Закон "О свободной экономической зоне Алабуга" и другие.
В республике принимается концепция развития внешнеэкономической деятельности, которая определяет приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели внешнеторговой политики. Целенаправленно ведется формирование структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, проводится изучение новых рынков сбыта промышленной продукции и услуг предприятий и компаний Татарстана.
Поэтапно реализуются программы привлечения иностранных инвестиций по пакету республиканских инвестиционных проектов, внедряются механизмы предоставления финансово-имущественных гарантий для иностранных инвесторов, ведется работа по созданию залогово-страхового фонда, экспортно-импортного банка Республики Татарстан с участием ведущих западных банков и финансовых групп. Поддерживается курс на создание в Татарстане локальных свободно-экономических зон, республика регулярно участвует в крупных международных выставках.
Имея торговые связи более чем со 100 странами мира, Татарстан делает упор на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Наряду с развитием отношений с такими традиционными партнерами, как Германия, Франция, США, Великобритания, Турция, республика активизирует контакты с Египтом, Ираном, ОАЭ, другими восточными государствами. Укрепление сотрудничества со странами СНГ становится одной из центральных задач внешней деятельности. Помимо Узбекистана и Азербайджана Татарстан открывает свои представительства на Украине и в Казахстане.
Особое значение придается участию республики в международных организациях. Татарстан становится членом-учредителем Организации непредставленных наций и народностей, членом Ассамблеи регионов Европы. Исполком Всемирного конгресса татар получает статус наблюдателя при Межпарламентской ассамблее СНГ.
Поддерживаются контакты с такими крупнейшими международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МОТ, ЕБРР, Совет Европы, Конгресс местных и региональных властей Европы, Международный Союз местных властей, Совет Европейских коммун и регионов, рядом других международных и региональных организаций. В январе 1994 года республику посещает заместитель Генерального секретаря ООН Джон В. Рид. На этот же период приходится выступление президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в Гарвардском университете США, которое стало знаковым для понимания западными политиками процессов, происходящих в нашей республике.
Важным политическим итогом 1995 года стало проведение по инициативе президента Татарстана международного форума по урегулированию смертоносных конфликтов, получившим название "Гаагская инициатива". Авторитет республики основывается на стабильности, последовательности и взвешенности в подходах к решению многих проблем переходного периода, опыте мирного разрешения конфликтов, дружеском отношении между различными конфессиями на нашей земле. Распространение этого опыта и ознакомление мировой общественности с "моделью Татарстана" входит в число основных задач международной деятельности.
В 1996 году в Казани открывается Генеральное консульство Турции. К этому времени на территории республики действуют торговые представительства Венгрии, Азербайджана, ряда республик Российской Федерации.
В этот же период Татарстан посещают премьер-министр Франции Ален Жюппе и премьер-министр земли Нижняя Саксония Г.Шредер (в настоящее время - канцлер ФРГ).
Зарубежные визиты М.Ш.Шаймиева проходят на самом высоком уровне, что свидетельствует о большом авторитете первого президента Республики Татарстан. В период 1996-1999 годов делегации Татарстана выезжают в Польшу, Египет, Иран, Малайзию, Турцию, Канаду, Индию, Пакистан, Германию, Финляндию, ОАЭ. М.Ш.Шаймиев встречается с президентом США Б.Клинтоном, Канцлером Германии Г. Шредером, президентом Польши О.Квасьневским, президентом Египта Х.Мубараком, президентом Ирана А.Хомейни и председателем парламента Ирана Н.Нури, с королем Малайзии Я.Агонгом, с вице-президентом Индии К.Кантом, с президентом Финляндии М.Ахтисаари.
Регулярные контакты с президентом Турции С.Демирелем, президентом Казахстана Н.Назарбаевым и президентом Азербайджана Г.Алиевым перерастают в теплые дружеские отношения.
К началу нового тысячелетия Татарстан имеет свои представительства в США, Франции, Турции, Австралии, Австрии, Финляндии, Чехии и Словакии, Кипре, Кубе, Италии, Украине, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (пока журнал готовился к печати, были открыты еще два торговых представительства Татарстана - в Финляндии и Вьетнаме - прим. ред. сайта www.tatar.ru) Создана правовая база международной и внешнеэкономической деятельности. Подписано более 50 международных договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными государствами, осуществляется координация деятельности органов государственного управления республики на внешнем направлении, налажено взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, проходят регулярные контакты с иностранными дипломатами, аккредитованными в Москве.
Выступая сторонником создания подлинной демократической федерации, Республика Татарстан последовательно отстаивает принципы федерализма и учитывает этот фактор в своей международной деятельности.
Развиваются международные контакты по линии научных, образовательных, культурных, архивных, медицинских, спортивных, туристических и общественных организаций, вовлекая в этот круг все большее число участников. Это непосредственно содействует развитию дружбы и сотрудничества народами других стран, создает благоприятные условия и возможности для развития подлинной "народной дипломатии", поэтапной интеграции Татарстана в мировое сообщество.
Результаты прошедших лет убедительно свидетельствуют, что Татарстан способен эффективно участвовать в международной и внешнеэкономической деятельности не в ущерб интересам страны, а в духе конструктивного сотрудничества, с учетом согласования интересов республики и центра. Несмотря на непростые процессы преобразований, происходящие в Российской Федерации, Татарстан уверенно входит в XXI век, имея за плечами значительный опыт международной и внешнеэкономической деятельности.
Пройденный путь не лишен определенных ошибок, которые неизбежно возникают в процессе создания наиболее адекватной модели взаимодействия с внешним миром. Вместе с тем нам есть чем гордиться. За уходящее десятилетие в республике созданы все условия для перехода на новый этап международной деятельности, которая призвана выступать эффективным инструментом в реализации стратегии экономического и социального развития Татарстана, вносить существенный вклад в развитие федерализма, укрепление авторитета России на международной арене.
Процесс распада Советского Союза и образование Содружества Независимых Государств в конце 80-х-начале 90-х годов способствовали значительным переменам в политическом устройстве новой России, хозяйственных механизмах и законодательстве Российской Федерации, в принципах и способах регулирования ее внутренней и внешней политики.
Постепенный переход российского унитарного государства к демократии, децентрализация экономики, интеграция в мировую систему разделения труда, самостоятельный выход регионов на внешний рынок продукции, технологий и услуг, расширение числа экономических связей субъектов федерации с зарубежными партнерами заставляли пересматривать стереотипы старой системы управления, искать новые формы взаимоотношений центра с российскими регионами, в том числе и в области международной и внешнеэкономической деятельности.
Открытость России внешнему миру способствовала тому, что ее регионы начинали играть все более активную и непосредственную роль в международных вопросах посредством новых нетрадиционных форм дипломатии.
Хорошо понимая, что серьезные перспективы развития непосредственно связаны с международными материальными, информационными и культурными обменами, Республика Татарстан одной из первых в России включилась в процесс развития международных контактов и установления взаимовыгодных двусторонних связей с различными странами.
Первые самостоятельные внешние шаги Татарстана относятся к концу 80-х годов. В этот период Казань, другие города республики начинают активно посещать аккредитованные в Москве дипломаты, зарубежные гости различных уровней. Представители республики совершают ряд поездок за рубеж.
С принятием Декларации о государственном суверенитете (1990) и Конституции Республики Татарстан (1992) международная деятельность начинает приобретать более системное очертание. В 1991 году президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев посещает Турцию, Чехию, Кению, осуществляются поездки правительственных делегаций в Германию, Югославию, Турцию, Венгрию, Францию, подписываются первые межправительственные соглашения с иностранными партнерами в области торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, устанавливаются связи столицы Татарстана с будущими городами побратимами. В 1992 -1993 годах проходят официальные визиты президента Татарстана в Швейцарию, США, Канаду, Венгрию, Грецию. В Узбекистане и Азербайджане впервые открываются представительства нашей республики, устанавливаются контакты с различными международными организациями. В Казани проводятся конференции с участием иностранных экспертов, развиваются межпарламентские связи. В июне 1993 года столицу Татарстана посещает президент Венгрии Арпад Генц
Конституция Республики Татарстан, подписанный в 1994 году Договор о разграничении и взаимном делегировании полномочий с федеральным центром и соглашение в области внешнеэкономических связей формируют законодательное поле международной деятельности Татарстан. Они наглядно демонстрируют, что республика имеет не только значительные права, но и несет большую ответственность перед мировым сообществом за принятые на себя международные обязательства.
Постепенно внешняя деятельность становится эффективной формой реализации принципов Декларации о государственном суверенитете РТ, действенным механизмом развития государственности и самоопределения татарского народа в рамках федерации.
Одним из приоритетов внешней деятельности республики становится проведение политики, учитывающей интересы татар, проживающих за пределами Татарстана, восстановление их связей с республикой, возрождение этносоциальных и культурно-нравственных ценностей татарского этноса.
С самых первых шагов на внешнем направлении руководство Татарстана уделяет особое внимание торгово-экономической составляющей международной деятельности, которая рассматривается как важнейший фактор социально-экономического развития Республики Татарстан. Продвижение республиканского экспорта на мировые рынки, привлечение иностранных инвестиций, технологическое совершенствование промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития экономики Татарстана становятся основными приоритетами деятельности органов государственной власти на внешнем направлении.
Татарстан уверенно заявляет о себе как о перспективном регионе для взаимовыгодного сотрудничества, последовательно формирует механизмы развития внешнеэкономической деятельности. Он создает благоприятное для иностранных инвесторов законодательство, основу которого составляют Закон "Об иностранных инвестициях", Указ Президента РТ "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций". Закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", Закон "О внешнеторговой деятельности", Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", Закон "О свободной экономической зоне Алабуга" и другие.
В республике принимается концепция развития внешнеэкономической деятельности, которая определяет приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели внешнеторговой политики. Целенаправленно ведется формирование структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, проводится изучение новых рынков сбыта промышленной продукции и услуг предприятий и компаний Татарстана.
Поэтапно реализуются программы привлечения иностранных инвестиций по пакету республиканских инвестиционных проектов, внедряются механизмы предоставления финансово-имущественных гарантий для иностранных инвесторов, ведется работа по созданию залогово-страхового фонда, экспортно-импортного банка Республики Татарстан с участием ведущих западных банков и финансовых групп. Поддерживается курс на создание в Татарстане локальных свободно-экономических зон, республика регулярно участвует в крупных международных выставках.
Имея торговые связи более чем со 100 странами мира, Татарстан делает упор на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Наряду с развитием отношений с такими традиционными партнерами, как Германия, Франция, США, Великобритания, Турция, республика активизирует контакты с Египтом, Ираном, ОАЭ, другими восточными государствами. Укрепление сотрудничества со странами СНГ становится одной из центральных задач внешней деятельности. Помимо Узбекистана и Азербайджана Татарстан открывает свои представительства на Украине и в Казахстане.
Особое значение придается участию республики в международных организациях. Татарстан становится членом-учредителем Организации непредставленных наций и народностей, членом Ассамблеи регионов Европы. Исполком Всемирного конгресса татар получает статус наблюдателя при Межпарламентской ассамблее СНГ.
Поддерживаются контакты с такими крупнейшими международными организациями, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МОТ, ЕБРР, Совет Европы, Конгресс местных и региональных властей Европы, Международный Союз местных властей, Совет Европейских коммун и регионов, рядом других международных и региональных организаций. В январе 1994 года республику посещает заместитель Генерального секретаря ООН Джон В. Рид. На этот же период приходится выступление президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева в Гарвардском университете США, которое стало знаковым для понимания западными политиками процессов, происходящих в нашей республике.
Важным политическим итогом 1995 года стало проведение по инициативе президента Татарстана международного форума по урегулированию смертоносных конфликтов, получившим название "Гаагская инициатива". Авторитет республики основывается на стабильности, последовательности и взвешенности в подходах к решению многих проблем переходного периода, опыте мирного разрешения конфликтов, дружеском отношении между различными конфессиями на нашей земле. Распространение этого опыта и ознакомление мировой общественности с "моделью Татарстана" входит в число основных задач международной деятельности.
В 1996 году в Казани открывается Генеральное консульство Турции. К этому времени на территории республики действуют торговые представительства Венгрии, Азербайджана, ряда республик Российской Федерации.
В этот же период Татарстан посещают премьер-министр Франции Ален Жюппе и премьер-министр земли Нижняя Саксония Г.Шредер (в настоящее время - канцлер ФРГ).
Зарубежные визиты М.Ш.Шаймиева проходят на самом высоком уровне, что свидетельствует о большом авторитете первого президента Республики Татарстан. В период 1996-1999 годов делегации Татарстана выезжают в Польшу, Египет, Иран, Малайзию, Турцию, Канаду, Индию, Пакистан, Германию, Финляндию, ОАЭ. М.Ш.Шаймиев встречается с президентом США Б.Клинтоном, Канцлером Германии Г. Шредером, президентом Польши О.Квасьневским, президентом Египта Х.Мубараком, президентом Ирана А.Хомейни и председателем парламента Ирана Н.Нури, с королем Малайзии Я.Агонгом, с вице-президентом Индии К.Кантом, с президентом Финляндии М.Ахтисаари.
Регулярные контакты с президентом Турции С.Демирелем, президентом Казахстана Н.Назарбаевым и президентом Азербайджана Г.Алиевым перерастают в теплые дружеские отношения.
К началу нового тысячелетия Татарстан имеет свои представительства в США, Франции, Турции, Австралии, Австрии, Финляндии, Чехии и Словакии, Кипре, Кубе, Италии, Украине, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (пока журнал готовился к печати, были открыты еще два торговых представительства Татарстана - в Финляндии и Вьетнаме - прим. ред. сайта www.tatar.ru) Создана правовая база международной и внешнеэкономической деятельности. Подписано более 50 международных договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными государствами, осуществляется координация деятельности органов государственного управления республики на внешнем направлении, налажено взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации, проходят регулярные контакты с иностранными дипломатами, аккредитованными в Москве.
Выступая сторонником создания подлинной демократической федерации, Республика Татарстан последовательно отстаивает принципы федерализма и учитывает этот фактор в своей международной деятельности.
Развиваются международные контакты по линии научных, образовательных, культурных, архивных, медицинских, спортивных, туристических и общественных организаций, вовлекая в этот круг все большее число участников. Это непосредственно содействует развитию дружбы и сотрудничества народами других стран, создает благоприятные условия и возможности для развития подлинной "народной дипломатии", поэтапной интеграции Татарстана в мировое сообщество.
Результаты прошедших лет убедительно свидетельствуют, что Татарстан способен эффективно участвовать в международной и внешнеэкономической деятельности не в ущерб интересам страны, а в духе конструктивного сотрудничества, с учетом согласования интересов республики и центра. Несмотря на непростые процессы преобразований, происходящие в Российской Федерации, Татарстан уверенно входит в XXI век, имея за плечами значительный опыт международной и внешнеэкономической деятельности.
Пройденный путь не лишен определенных ошибок, которые неизбежно возникают в процессе создания наиболее адекватной модели взаимодействия с внешним миром. Вместе с тем нам есть чем гордиться. За уходящее десятилетие в республике созданы все условия для перехода на новый этап международной деятельности, которая призвана выступать эффективным инструментом в реализации стратегии экономического и социального развития Татарстана, вносить существенный вклад в развитие федерализма, укрепление авторитета России на международной арене.
Тимур Акулов, директор Департамента внешних связей - Государственный советник при Президенте РТ по международным вопросам
"ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ". NN1-2 2000 г., с.61-66.
"ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ". NN1-2 2000 г., с.61-66.