Публикации > Просмотр публикации
Модель Татарстана имеет международное значение
- Сергей Михайлович, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу определения Конституционного Суда РФ в отношении тех республик, Конституции которых не соответствуют российской...
- Критиковать КС России - дело неблагодарное, как и комментировать его решения. Я выскажу свою личную точку зрения, как один из авторов действующей Конституции и один из участников переговорного процесса с Татарстаном. В Основном Законе нашeго государства заложена модель "ограниченного суверенитета" его субъектов, и прежде всего республик, определенных как государства в составе России. Это означает, что вся полнота государственной власти вне вопросов, переданных Российской Федерации, закрепленных за РФ в Конституции, принадлежит республике, в данном случае Татарстану. Формула "вся полнота власти, за исключением вопросов, закрепленных за федеральным центром" есть формула ограниченного суверенитета. Я об этом свидетельствую как разработчик Конституции России.
Поэтому Определения КС в трактовке суверенитета в составе РФ, на мой взгляд страдает неточностью. Чтобы за этим определением наступили юридические и политические последствия, это должно быть не определение, а постановление суда, и не о всех республиках вкупе, а конкретно о нормативно-правовых актах Татарстана, например.
- Но было постановление КС в отношении Республики Алтай, и, по сути, оно касалось всех республик...
- Я думаю заблуждаются те, кто полагает, что с этим решением суда включен некий счетчик: через шесть месяцев последует Указ Президента, через три месяца, если не будут приняты меры - повторный флажок красный, а потом роспуск законодательного собрания и новые выборы.
Во-первых, в таком принудительном порядке роспуск законодательного собрания скорее приведет к последствиям, обратным ожидаемым Центром.
- А что же может привести к последствиям, отвечающим интересам обеих сторон?
- Думаю, что главное сейчас - запустить процесс взаимного согласования законодательств Республики Татарстан и РФ, а в рамках этого процесса сохранить Договор о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения. Ведь Конституция Татарстана и Конституция России очень сильно разнятся, хотя бы потому, что были приняты в разное время, и именно Договор между РТ и РФ стал той общей платформой, которая привела такие разные позиции к общему знаменателю. Договор - тот критерий, тот оселок, по которому мы должны оценивать и законодательство Татарстана, и законодательство РФ.
- Тем не менее сейчас наступила пора ревизии договорной практики, то есть не только Декларации, но и сами договора, заключенные между центром и субъектами, и возможность в будущем заключать подобные соглашения сейчас оспариваются. По сути говорят: "Все, о чем мы с вами договаривались, - это хорошо. Но сейчас мы с вами будем разговаривать по-другому!" Не так ли?
- Дело в том, что данный документ нельзя изменить в одностороннем порядке. А в соответствии с год назад принятым законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий" установлен трехлетний период для оценки этих документов с точки зрения соответствия Конституции.
- Вопрос к вам как к участнику договорного процесса с Татарстаном. Чем объясняется то, что Ельцин все же пошел на этот договор, в то время и в той исторической реальности?
- Это был компромисс. Это были уступки. Я принимал участие более трех лет в подготовке этого документа, неоднократно приезжал в республику. Это были часы бесед с Президентом Татарстана, бесед, в которых родилось, я надеюсь, взаимное доверие и понимание того, что мы искали искренний компромисс. Такая формула была найдена.
- Формула "ассоциированное членство" - как она родилась, кто был автор и для чего, собственно, появилось выражение, которое мало что меняет в жизни?
- Дает это или не дает республике - это оценивать руководству. Это была формула татарстанской стороны. И собственно в тексте договора, который был подписан в окончательном виде, мы пришли к такому компромиссу: перевели иностранное слово "ассоциированный", иностранное для татарского и для русского языков (смеется - авт.) на общепонятный термин "объединенное" - "Республика Татарстан, объединенная с Российской Федерацией". Эта формула четко закреплена в преамбуле договора. И я думаю, это главное, в этом суть данного документа, это отражает историю, нынешний день и будущее наших народов.
- Как бы вы прокомментировали те шаги, которые делает команда нового Президента России, сам Президент, по федеральному переустройству РФ...
- Заявленная цель - ликвидировать рыхлось государственной власти, ее недееспособность, восстановить вертикаль исполнительной власти и государственную дисциплину - цель благородная. А выбранные средства вызывают некоторые вопросы:
Ну, я думаю что идею семи федеральных округов в системе управления жизнь трансформирует. Пятое колесо в системе управления, очевидно, не нужно. Изменение федеративного устройства - я отношусь к этому очень осторожно и боюсь этого - на мой взгляд, единственное, что за десять лет удалось более или менее успешно, это найти федеративную форму государственного устройства.
Договор с Татарстаном и усилия руководства Татарстана, как показал опыт, оказались не делом внутритатарстанским. Это была первая попытка федерализма, реального федерализма в России. Я бы даже сказал, та модель имеет международное значение. Например, для урегулирования отношений на Балканах, для урегулирования отношений Крыма и Киева. То есть это методологическая федералистская модель и никакого сепаратизма в итоге здесь не оказалось. Я думаю, что наезды в их непродуманной части, прекратятся. Другого не дано, потому что Федерация - это единственный способ сохранить единство России. Федерация - это еще и гарантия сохранения демократического политического режима, когда издержки и противовесы по горизонтали заполняются издержками и противовесами по вертикали. С этой точки зрения десятилетие Декларации о суверенитете РТ - хороший повод не просто попить водки, кумыса и других напитков, сколько повод оценить практические результаты всех этих федералистских усилий.
И потом, вы знаете: Для жителей Татарстана: татар, русских, чувашей, башкир, суверенитет, хочу верить, это не политический лозунг или термин. Суверенитет - это новые дороги, новые школы, больницы, пенсии и зарплаты вовремя. Суверенитет, переведенный в экономические вещи, для жителей Татарстана не прошлое, а настоящее и, я надеюсь, будущее!
- Сергей Михайлович, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу определения Конституционного Суда РФ в отношении тех республик, Конституции которых не соответствуют российской...
- Критиковать КС России - дело неблагодарное, как и комментировать его решения. Я выскажу свою личную точку зрения, как один из авторов действующей Конституции и один из участников переговорного процесса с Татарстаном. В Основном Законе нашeго государства заложена модель "ограниченного суверенитета" его субъектов, и прежде всего республик, определенных как государства в составе России. Это означает, что вся полнота государственной власти вне вопросов, переданных Российской Федерации, закрепленных за РФ в Конституции, принадлежит республике, в данном случае Татарстану. Формула "вся полнота власти, за исключением вопросов, закрепленных за федеральным центром" есть формула ограниченного суверенитета. Я об этом свидетельствую как разработчик Конституции России.
Поэтому Определения КС в трактовке суверенитета в составе РФ, на мой взгляд страдает неточностью. Чтобы за этим определением наступили юридические и политические последствия, это должно быть не определение, а постановление суда, и не о всех республиках вкупе, а конкретно о нормативно-правовых актах Татарстана, например.
- Но было постановление КС в отношении Республики Алтай, и, по сути, оно касалось всех республик...
- Я думаю заблуждаются те, кто полагает, что с этим решением суда включен некий счетчик: через шесть месяцев последует Указ Президента, через три месяца, если не будут приняты меры - повторный флажок красный, а потом роспуск законодательного собрания и новые выборы.
Во-первых, в таком принудительном порядке роспуск законодательного собрания скорее приведет к последствиям, обратным ожидаемым Центром.
- А что же может привести к последствиям, отвечающим интересам обеих сторон?
- Думаю, что главное сейчас - запустить процесс взаимного согласования законодательств Республики Татарстан и РФ, а в рамках этого процесса сохранить Договор о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения. Ведь Конституция Татарстана и Конституция России очень сильно разнятся, хотя бы потому, что были приняты в разное время, и именно Договор между РТ и РФ стал той общей платформой, которая привела такие разные позиции к общему знаменателю. Договор - тот критерий, тот оселок, по которому мы должны оценивать и законодательство Татарстана, и законодательство РФ.
- Тем не менее сейчас наступила пора ревизии договорной практики, то есть не только Декларации, но и сами договора, заключенные между центром и субъектами, и возможность в будущем заключать подобные соглашения сейчас оспариваются. По сути говорят: "Все, о чем мы с вами договаривались, - это хорошо. Но сейчас мы с вами будем разговаривать по-другому!" Не так ли?
- Дело в том, что данный документ нельзя изменить в одностороннем порядке. А в соответствии с год назад принятым законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий" установлен трехлетний период для оценки этих документов с точки зрения соответствия Конституции.
- Вопрос к вам как к участнику договорного процесса с Татарстаном. Чем объясняется то, что Ельцин все же пошел на этот договор, в то время и в той исторической реальности?
- Это был компромисс. Это были уступки. Я принимал участие более трех лет в подготовке этого документа, неоднократно приезжал в республику. Это были часы бесед с Президентом Татарстана, бесед, в которых родилось, я надеюсь, взаимное доверие и понимание того, что мы искали искренний компромисс. Такая формула была найдена.
- Формула "ассоциированное членство" - как она родилась, кто был автор и для чего, собственно, появилось выражение, которое мало что меняет в жизни?
- Дает это или не дает республике - это оценивать руководству. Это была формула татарстанской стороны. И собственно в тексте договора, который был подписан в окончательном виде, мы пришли к такому компромиссу: перевели иностранное слово "ассоциированный", иностранное для татарского и для русского языков (смеется - авт.) на общепонятный термин "объединенное" - "Республика Татарстан, объединенная с Российской Федерацией". Эта формула четко закреплена в преамбуле договора. И я думаю, это главное, в этом суть данного документа, это отражает историю, нынешний день и будущее наших народов.
- Как бы вы прокомментировали те шаги, которые делает команда нового Президента России, сам Президент, по федеральному переустройству РФ...
- Заявленная цель - ликвидировать рыхлось государственной власти, ее недееспособность, восстановить вертикаль исполнительной власти и государственную дисциплину - цель благородная. А выбранные средства вызывают некоторые вопросы:
Ну, я думаю что идею семи федеральных округов в системе управления жизнь трансформирует. Пятое колесо в системе управления, очевидно, не нужно. Изменение федеративного устройства - я отношусь к этому очень осторожно и боюсь этого - на мой взгляд, единственное, что за десять лет удалось более или менее успешно, это найти федеративную форму государственного устройства.
Договор с Татарстаном и усилия руководства Татарстана, как показал опыт, оказались не делом внутритатарстанским. Это была первая попытка федерализма, реального федерализма в России. Я бы даже сказал, та модель имеет международное значение. Например, для урегулирования отношений на Балканах, для урегулирования отношений Крыма и Киева. То есть это методологическая федералистская модель и никакого сепаратизма в итоге здесь не оказалось. Я думаю, что наезды в их непродуманной части, прекратятся. Другого не дано, потому что Федерация - это единственный способ сохранить единство России. Федерация - это еще и гарантия сохранения демократического политического режима, когда издержки и противовесы по горизонтали заполняются издержками и противовесами по вертикали. С этой точки зрения десятилетие Декларации о суверенитете РТ - хороший повод не просто попить водки, кумыса и других напитков, сколько повод оценить практические результаты всех этих федералистских усилий.
И потом, вы знаете: Для жителей Татарстана: татар, русских, чувашей, башкир, суверенитет, хочу верить, это не политический лозунг или термин. Суверенитет - это новые дороги, новые школы, больницы, пенсии и зарплаты вовремя. Суверенитет, переведенный в экономические вещи, для жителей Татарстана не прошлое, а настоящее и, я надеюсь, будущее!
Газета "Время и деньги" N 157, 22 августа 2000 г.