Публикации > Просмотр публикации
О бюджетной системе Республики Татарстан на 2002 год

Доклады публикуются в изложении с некоторыми сокращениями.

Доклад министра финансов Р. МУСИНА 21 ноября 2001 года

Формирование проекта бюджета на 2002 год Правительством республики осуществлялось в тесном контакте с постоянными комиссиями Государственного Совета, народными депутатами, главами администраций районов и городов, руководителями министерств и ведомств, местных финансовых, налоговых и казначейских органов республики, а также с Министерством финансов Российской Федерации и отдельными депутатами Государственной Думы, сказал докладчик.

Доходы бюджета прогнозировались с учетом продолжающихся изменений в федеральном налоговом законодательстве, утверждения Правительством РФ федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", а также принятия федеральным Правительством Программы развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года.

Кроме того, формирование доходной части бюджета строилось на основе показателей социально-экономического развития республики, как достигнутых в текущем году, так и прогнозируемых на предстоящий год, а также хода исполнения бюджета республики в 2001 году.

В этом году, отметил Р.Мусин, исполнение консолидированного и республиканского бюджетов происходит с превышением прогнозных показателей, как ожидается, более чем на 20%. Этому способствует продолжающийся подъем экономики республики.

Информируя участников сессии об исполнении консолидированного бюджета республики за 10 месяцев, докладчик подчеркнул, что доходная часть его за этот период перевыполнена на 25% (план 36,7 млрд. руб., фактически поступило 45,8 млрд.руб.). Сверхплановые поступления доходов составили 9,1 млрд. рублей. Вместе с тем не обеспечено выполнение плановых показателей по налогу с продаж по консолидированному бюджету на 400 млн.рублей, по земельному налогу - на 254 млн.рублей.

Расходная часть консолидированного бюджета за 10 месяцев исполнена в целом также с превышением. По жилищно-коммунальному хозяйству это превышение составило 16 %, пассажирскому транспорту - 69 %, сельскому хозяйству - 20 %, культуре и искусству - 15 %. В плановых объемах профинансировано здравоохранение.

В то же время на содержание учреждений образования недовыделено 128 млн.рублей. Часть регионов республики не справилась с планом финансирования расходов учреждений образования.

Министр обратил внимание и на то, что в ряде районов и городов не обеспечивается равномерное финансирование отраслей. Перекосы в этом деле недопустимы, их надо устранить до завершения бюджетного года и не допускать в дальнейшем.

Говоря об исполнении республиканского бюджета, Р.Мусин отметил, что за 10 месяцев с учетом средств федерального бюджета при плане 27 млрд.рублей фактически в республиканский бюджет поступило 34,3 млрд.рублей доходов, в том числе 10,8 млрд.рублей из федерального бюджета. План поступления доходов выполнен на 127 процентов, сумма сверхплановых поступлений составила 7,3 млрд.рублей.

Плановые назначения, кроме четырех позиций, перевыполнены по всем видам налогов. Благодаря сверхплановым поступлениям по наиболее крупным налогам расходная часть республиканского бюджета за 10 месяцев исполнена с превышением от плановых назначений на 49 процентов. На финансирование отраслей экономики и социальной сферы направлено 28,3 млрд.рублей. За счет дополнительно полученных доходов произведены дополнительные расходы на 4 млрд. 565 млн.рублей. Наиболее крупные суммы дополнительных доходов направлены на развитие сельского хозяйства (312 млн.руб.), здравоохранение (193 млн.руб.), социальное обеспечение (113 млн.руб.), капитальные вложения (386 млн.руб.), на оказание финансовой поддержки на возвратной основе, включая кредиты для сельского хозяйства (1,4 млрд.руб.).

Далее министр перешел непосредственно к характеристике проекта республиканского бюджета на 2002 год. Его доходная часть сформирована, как и в 2001 году, в рамках общефедерального налогового законодательства на основе макроэкономических показателей Министерства экономики и промышленности республики, которое разрабатывало их в тесной увязке с аналогичными федеральными показателями.

По расходам бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность. Она обеспечивается следующими параметрами:
расходная часть бюджета сформирована на основе утвержденных социальных норм и стандартов; расходы по всем статьям бюджета учреждений отраслей социальной сферы учтены практически в полном объеме;
опережающие темпы роста расходов на социальную сферу;
существенное повышение заработной платы в бюджетной сфере.
В 2002 году при общем росте расходов консолидированного бюджета против 2001 года на 25 % рост объема расходов в социальной сфере составляет 43%, опережая темпы общего роста в 1,7 раза.

Применена система стимулирования регионов-доноров в зависимости от их вклада в бюджет республики при условии выполнения ими обязательств по сбору доходов во все уровни бюджетов и участия региона в формировании налогового поля республики. Смысл стимулирования - в увеличении расходной части бюджета региона-донора с наделением его дополнительными отчислениями от регулирующих налогов и доходов. В консолидированном бюджете республики 15 регионам-донорам предусмотрен 1 млрд. рублей для увеличения их расходных полномочий. Увеличение суммы стимулирования против плана 2001 года составляет 25%.

Однако, отметил докладчик, мы еще не смогли до конца определить оптимальную систему финансовой поддержки регионов, которая в полной мере стимулировала бы районы и города республики к постоянному расширению собственной налогооблагаемой базы. И поэтому поиск такой системы необходимо продолжить. Это касается и регионов-реципиентов. Объемы выделяемых им из республиканского бюджета дотаций и субвенций должны зависеть от оценки региона в части увеличения собственной налогооблагаемой базы.

ДОХОДЫ

Доходы бюджета республики на 2002 год, как уже было отмечено, сформированы с учетом предстоящих с 1 января 2002 года изменений налогового законодательства, а также принятого в августе текущего года постановления Правительства РФ "О федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года".

С 1 января вносятся изменения в налогообложение прибыли и минерального сырья. Эти изменения предусматривают снижение размера налоговых ставок, изменение нормативов зачисления налогов по уровням бюджетов и уменьшение количества налогов, что предусматривает снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и создание благоприятного инвестиционного климата. В результате изменения нормативов распределения доходных источников по уровням бюджетов обеспечивается значительное пополнение доходов федерального бюджета, а бюджеты субъектов Федерации понесут ощутимые потери.

Говоря о наиболее объемных доходных источниках, министр отвел наибольшую роль налогу на прибыль, поступление которого в консолидированный бюджет прогнозируется в сумме 10 млрд.рублей, из них в республиканский бюджет - 4,9 млрд.рублей. Доля этого налога в общей сумме налоговых доходов на 2002 год составляет по консолидированному бюджету более 35 %, по республиканскому - 37%.

По налогу на прибыль прогноз составлен с учетом введения в действие с 1 января 2002 года главы 25 второй части Налогового кодекса РФ. Учтено снижение ставки налога на прибыль с 35% до 24%, в бюджет РТ налог зачисляется по ставке 16,5%, из них для поступления в местные бюджеты законом установлена ставка 2%.

Особенностью налога на прибыль в предстоящем году является не только снижение размера ставок, но и внесение изменений в его налогооблагаемую базу и отмена почти всех существующих в настоящее время льгот. Из налогооблагаемой базы предусматривается принять к вычету расходы по рекламе, медицинскому и имущественному страхованию, затраты на освоение природных ресурсов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Налог на прибыль в части ставки 14,5% является регулирующим и в основном полностью поступает в местные бюджеты, кроме высокодоходных.

Следующим по значимости доходным источником бюджета республики является налог на доходы физических лиц. В соответствии с предполагаемыми межбюджетными взаимоотношениями федерального центра с субъектами в 2002 году налог на доходы физических лиц предусматривается полностью зачислять в бюджет Республики Татарстан. Доля этого налога в общей сумме налоговых доходов на 2002 год составляет по консолидированному бюджету 28%, по республиканскому - 15%. Ставка налога на доходы физических лиц в проекте бюджета применена, как и в текущем году, в размере 13%.

Поступление налога на имущество предприятий в бюджет республики спрогнозировано в сумме 3,4 млрд. рублей, из которых 1 млрд. рублей будет зачислен в республиканский бюджет. При исчислении налога применена ставка в размере 2% от налогооблагаемой базы.

С 1 января отменяются ныне действующие три вида налогов, такие как акцизы на нефть, плата за недра и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и вместо них вводится один налог - на добычу полезных ископаемых. От этого нового налога в бюджет республики будет зачисляться 20% поступлений, оцениваемых в сумме 2,8 млрд.рублей. Из-за отмены указанных видов налогов бюджет республики несет значительные потери, сумма которых только по нефти составляет более 6 млрд.рублей.

Необходимо отметить, что в бюджете на 2002 год за местными бюджетами законодательно закрепляются дополнительные доходные полномочия по налоговым доходам. Если в 1997-2000 годах доля местных бюджетов в консолидированном бюджете составляла менее 40%, а в 2001 году - 41%, то в 2002 году она достигнет 53%. Это накладывает дополнительную ответственность на регионы республики по обеспечению выполнения консолидированного бюджета.

Необходимость сохранения достигнутых в 2000 и 2001 годах объемов доходов бюджета республики предполагает активизацию работы по мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, наращиванию налогооблагаемой базы, увеличению поступлений в бюджет за счет роста собираемости налогов и рационального распределения их по уровням бюджетов.

РАСХОДЫ

Прогноз консолидированного бюджета республики на 2002 год по расходам без учета федеральной целевой программы предусмотрен в сумме 41,6 млрд.рублей с ростом против плана 2001 года на 25%, в том числе по республиканскому бюджету соответственно 25,6 млрд.рублей и 26%.

Прогнозируемые объемы расходов бюджета республики должны обеспечивать текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений социальной сферы, оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам в виде дотаций и субвенций, финансирование отдельных мероприятий и отраслей экономики.

В консолидированном бюджете республики на 2002 год на жилищно-коммунальное хозяйство предусмотрено направить 4,5 млрд. рублей, из них из республиканского бюджета - 1,1 млрд.рублей. Кроме того, в эту отрасль за счет федеральной целевой программы предусмотрено выделить 700 млн.рублей. В сравнении с планом 2001 года общий объем бюджетного финансирования по этой отрасли предусматривается увеличить в 2 раза. Такой рост расходов обусловлен большим объемом приемки ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, ростом цен на энергоносители, сырье, материалы и горюче-смазочные материалы. Передаваемое ведомственное жилье из-за высокой изношенности требует большой суммы средств на его незамедлительный капитальный и другие виды ремонта и реконструкции. Очевидно, что только за счет бюджетных средств эти проблемы не решить. Здесь нужны комплексные мероприятия, включающие, кроме бюджетных средств, средства хозяйствующих субъектов и населения.

Расходы бюджета на компенсацию выпадающих доходов транспортных предприятий от пассажирских перевозок на городском и пригородном автомобильном транспорте, пригородном железнодорожном, речном и авиационном транспорте при условии сохранения регулируемых тарифов и льгот отдельным категориям граждан в консолидированном бюджете предусмотрены в объеме 1,7 млрд.рублей, что на 28% превышает плановый уровень 2001 года. В республиканском бюджете на эти цели предусмотрено 235 млн.рублей. Кроме того, в республиканском бюджете на поддержку дорожного хозяйства предусматривается выделить 3 млрд.109 млн.рублей, из них 850 млн.рублей - на строительство мостового перехода через Каму.

На развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса республики в проекте бюджета предусматривается 2,9 млрд.рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 0,3 млрд.рублей, федерального - 2,6 млрд. рублей. Средства республиканского бюджета предусмотрено направить на содержание бюджетных учреждений и организаций, а федерального бюджета - на финансирование расходов, связанных с повышением плодородия земель и обеспечением эффективного ведения сельскохозяйственного производства.

Наибольший объем средств предусматривается выделить на содержание учреждений социально-культурной сферы - 20,1 млрд.рублей, что составляет 65 процентов от всей суммы расходов, предусмотренных за счет собственных доходов бюджета республики. В республиканском бюджете на социально-культурную сферу предусматривается направить 7,1 млрд.рублей с ростом против плана 2001 года в 2,8 раза. В социальную сферу, в частности, на оплату медицинских услуг, оказываемых населению республики через Фонд обязательного медицинского страхования, предусмотрено направить 5,2 млрд.рублей, в том числе по республиканскому бюджету - 3,4 млрд.рублей.

По всем отраслям социальной сферы проектные объемы расходов определены исходя из утвержденных социальных норм и стандартов.

В 2002 году предполагается уйти от понятия "защищенные статьи расходов бюджета". В предстоящем году все расходы бюджета, и в первую очередь на социально-культурную сферу, будут носить защищенный характер, что особенно важно для нормального функционирования школ, больниц и других учреждений социальной сферы.

Следующий основополагающий момент, заложенный в проекте бюджета на 2002 год, - это реализация декларации Правительства о неуклонном повышении благосостояния населения республики, в частности существенное повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений и сохранение действующей системы адресной социальной защиты, аналога которой нет в Российской Федерации. В 2002 году рост заработной платы работникам бюджетных учреждений предусматривается в среднем на 64% по сравнению с действующей в Республике Татарстан в текущем году.

Предусматриваются серьезные изменения в финансировании расходов здравоохранения. Основная сеть его учреждений переводится на финансирование за счет средств медицинского страхования с соответствующим уменьшением бюджетной доли в общем объеме финансирования этой отрасли и одновременной централизацией средств местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и льготное лекарственное обеспечение.

Объем медицинских услуг, финансируемых за счет средств ОМС, прогнозируется на 5,2 млрд.рублей. После утверждения Госсоветом проекта бюджета на 2002 год Кабинетом Министров республики будут утверждены объемы, виды и стоимость медицинской помощи, оказываемой за счет указанных средств. За счет этих средств будут финансироваться расходы на содержание больниц и поликлиник практически по всем статьям расходов. В базовую программу ОМС войдут 8 статей расходов - заработная плата, начисления на заработную плату, питание, медикаменты, хозяйственные и коммунальные расходы, мягкий инвентарь, командировочные расходы, приобретение оборудования.

О целевых бюджетных фондах

Бюджет целевых фондов на 2002 год прогнозируется бездефицитным, вследствие чего их доходная и расходная части предусматриваются в одинаковой сумме - 9,1 млрд. рублей, из которых 3,4 млрд. рублей формируются за счет взносов из республиканского бюджета.

Наиболее крупными целевыми фондами являются фонд обязательного медицинского страхования и Государственный жилищный фонд при Президенте РТ. Объемы их бюджетов прогнозируются соответственно в сумме 5,4 млрд. рублей и 3 млрд. рублей, их доля в общем объеме всех целевых фондов составляет 92%.

Доходная часть фонда обязательного медицинского страхования на 3,4 млрд. рублей формируется за счет отчислений из средств республиканского бюджета за неработающее население и на 2 млрд. рублей - за счет части единого социального налога, уплачиваемого работодателями. Основную часть средств фонда ОМС предусматривается использовать на оплату медицинских услуг (4,9 млрд. рублей) и на выравнивание финансовых условий деятельности больничных касс в рамках территориальной программы ОМС (302 млн. рублей).

Бюджет Государственного жилищного фонда планируется в сумме 3 млрд. рублей, что на 0,5 млрд. рублей больше планового уровня 2001 года. Основная сумма средств этого фонда будет направлена на новое жилищное строительство.

Исполнение расходов бюджета республики в предстоящем году, как и в текущем, будет осуществляться Департаментом казначейства Министерства финансов РТ. Для осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, выделяемых Татарстану в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года в сумме 12,3 млрд. рублей, в республике создано специальное государственное учреждение.

В текущем году Департаментом казначейства продолжена работа по расчетно-кассовому обслуживанию республиканских и местных бюджетополучателей, осуществлялось финансирование государственного заказа, проводились все предусмотренные в рамках системы контроля мероприятия. Однако отдельные нарушения финансовой дисциплины, к сожалению, по-прежнему имеют место.

В 2001 году внесены существенные изменения в работу с внебюджетными средствами бюджетополучателей. На сегодняшний день все они учитываются на казначейских счетах, финансирование расходов за счет указанных средств осуществляется на основании утвержденных смет доходов и расходов. Вместе с тем существует ряд проблем. Прежде всего, это отсутствие соответствующей нормативной базы исполнения бюджета, в том числе это касается доработки положений по финансированию государственного заказа. Также не отработан вопрос о применении к бюджетным организациям, допустившим нарушение бюджетного законодательства, мер принуждения. Необходимо вплотную заняться решением этих проблем, заметил докладчик. Вопросы должен снять разрабатываемый сейчас закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан.

Завершая свое выступление, докладчик поблагодарил всех народных депутатов Республики Татарстан, принявших участие в обсуждении проекта бюджета на заседаниях постоянных комиссий, парламентских слушаниях. Практически каждое их предложение или вопрос содержали ценную информацию для работы над проектом бюджета.

Все замечания и предложения народных депутатов будут для нас руководством к действию в 2002 году, сказал Р.Мусин. Он попросил депутатов утвердить представленный Президентом республиканский бюджет Республики Татарстан по доходам в сумме 35 млрд. 579 млн. 904 тыс.рублей, по расходам в сумме 37 млрд. 872 млн. 232 тыс. рублей с предельным уровнем дефицита в сумме 2 млрд. 292 млн. 328 тыс.рублей, или 10,2%.

Содоклад председателя Комиссии Госсовета по бюджетно-финансовым вопросам И. САФИУЛЛИНА 21 ноября 2001 года

По Бюджетному посланию Президента Республики Татарстан депутатами и Правительством проделана огромная работа по поиску способов сочетания интересов государства, предприятий и социальной сферы, сказал И.Сафиуллин. Несмотря на массу внешних факторов, наличие большого количества ограничений, сужение маневра, Правительству, по нашему мнению, в основном удалось справиться с поставленными задачами и предложить вполне приемлемый в современных условиях документ для обсуждения в первом чтении.

Работа над бюджетом была построена следующим образом. На первом этапе уточнялись экономические показатели регионов и на их основе - соответственно параметры будущего бюджета. Затем в ходе многократных встреч Минэкономпром и Минфин согласовали со специалистами районов эти показатели. Такая работа проводилась и с другими бюджетополучателями. Важным этапом согласования стали зональные совещания в Казани и Набережных Челнах с участием Правительства, народных депутатов Республики Татарстан, представителей районов и городов республики. На них высказано немало предложений.

Кроме того, проводилась работа по письмам, поступившим в Госсовет. Все они были систематизированы, сведены в таблицу и направлены в Министерство финансов. Доработанное с учетом всего этого Бюджетное послание поступило в Госсовет 26 октября 2001 года.

На втором этапе комиссиями Госсовета были организованы встречи с министерствами и ведомствами, на которых обсуждалось финансирование отдельных статей бюджета, анализировалось исполнение этих статей в текущем году, рассматривались потребности отраслей.

Согласно графику все комиссии провели свои заседания по предварительному рассмотрению проекта, высказали свое видение, дали предложения и подготовили заключения по направлениям своей компетенции.

Третьим этапом явились парламентские слушания. По их итогам выработаны рекомендации с максимальным учетом высказанных замечаний.

Интерес, проявляемый к бюджету и простыми гражданами, и предприятиями, свидетельствует о его роли в экономике республики, сказал далее председатель комиссии Госсовета. Завышенные ожидания показывают, что мы являемся слишком социально ориентированным государством. Рыночные отношения пока не стали доминирующими. Отсюда такие надежды на бюджет. И хотя возможности его сужены, при рассмотрении проекта на комиссиях было предложено, в частности, увеличить расходы на государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и медицинское обслуживание, социальную политику, охрану окружающей среды.

Вызывают озабоченность депутатов перекосы, возникающие в оплате труда бюджетных работников по сравнению с работниками промышленных предприятий. В этой связи была бы логичной наша законодательная инициатива по внесению изменений в ETC с привязкой их к средней заработной плате в регионе. Иначе происходит вымывание хороших специалистов из бюджетной сферы, особенно в нефтяных районах.

В целом предложения постоянных комиссий направлены на поддержку социальной сферы, отечественного производителя, жилищно-коммунального хозяйства, на дальнейшее развитие международных связей Татарстана, культуры и образования. Материалы парламентских слушаний и сводное заключение у депутатов имеются. Предложений поступило много. Все они будут предметом рассмотрения во втором чтении. А уже сегодня, на наш взгляд, можно согласиться с основными параметрами бюджета.

В последние годы мы имеем заметный рост в экономике. Это сопровождается сдерживанием инфляции. Возрастают реальные доходы населения. И сейчас действительно есть возможность максимально полно использовать те преимущества и те основы экономического роста, которые заложены на протяжении трех последних лет, подчеркнул выступающий. Задача заключается не только в том, чтобы удержаться в начавшемся экономическом росте, но и в том, чтобы создать серьезные предпосылки для его устойчивости и необратимости.

Говоря о доходах бюджета-2002, И.Сафиуллин напомнил, что перераспределение налоговых поступлений, мобилизуемых за счет стабильных источников в пользу федерального бюджета, сокращает доходную базу региональных бюджетов. Имеет место нестабильность закрепления федеральных налогов. Развивая промышленность, мы рассчитывали получить от нее поступления в бюджет, однако на 2002 год введен новый налог на добычу полезных ископаемых, в частности, на нефть и природный газ, по ним распределение идет: 80% - в РФ, 20% - в Республику Татарстан. 50% акцизов на водку поступают в федеральный бюджет. Пивной акциз на следующий год полностью остается у нас, но где гарантия, что он снова не уйдет в федеральный бюджет?

Одним из факторов риска при сборе налога на прибыль выступающий назвал высокую долю платежей от нефтяных компаний. При прогнозе на 2002 год в расчете прибыли они составили 41%. Только при падении цены нефти на 1 доллар за баррель со всего объема добычи потери налога на прибыль составят по бюджету республики 206 млн.рублей.

Необходимость сохранения объемов доходов бюджета республики предполагает активизацию работы по выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов, наращивание налогооблагаемой базы, увеличение поступлений в бюджет за счет роста собираемости налоговых доходов, рационального распределения их по уровням бюджетов.

Сдерживающее влияние на экономику может оказать сформировавшаяся в текущем году тенденция, когда каждый дополнительный процент роста дается все с большим трудом и требует более активного включения новых его источников, прежде всего дальнейших усилий в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата.

Следует учесть и то, что динамика экспорта товаров, "очищенная" от сезонной и календарной составляющих, в январе-августе текущего года, при некоторых колебаниях, в целом по России замедлилась. Сокращение экспортных доходов и увеличение все более дорогого импорта быстро подъест "жирок" актива платежного баланса. Прогнозировать сохранение активности на потребительском рынке можно лишь с некоторой вероятностью. Ведь розницу стимулировал сдвиг в структуре покупок населения в пользу более дешевых потребительских товаров, а действие этого фактора постепенно ослабевает. Содокладчик назвал и ряд других факторов, вынуждающих в предстоящем году качественно изменить подходы к планированию, формированию, исполнению республиканского бюджета и системы государственного управления в республике в целом. Надеемся, сказал он, что усложнение формирования бюджета, увеличение роли Федерации в распределении доходов будет лишь стимулом для мобилизации достаточно больших внутренних резервов, которые имеются у нас.

Говоря о социальной направленности бюджета, которая выражается в предоставлении населению республики основных социальных гарантий и качестве предоставляемых услуг в области образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, реализации мероприятий социальной защиты малообеспеченных слоев населения, И.Сафиуллин напомнил планируемые цифры расходов на социально-культурную сферу. Суммы немалые, однако никто - ни уполномоченные государственные учреждения, ни специальные институты - не могут ответить на главные вопросы: мало ли это, много ли это и сколько нужно?

Между тем улучшение ситуации в социальной сфере не всегда требует дополнительных расходов. Нужны иные подходы, реформы, которые бы избавили ее от неэффективного механизма, оставшегося в наследство от прошлого. Это относится и к жилищно-коммунальному хозяйству, и к пассажирским перевозкам, и к сфере образования.

Если новшеством текущего бюджета было финансирование сельхозпроизводителей через банки, то главным новшеством бюджета-2002 можно считать переход к финансированию медицинских услуг через больничную кассу, сказал далее председатель комиссии Госсовета. Обеспеченность зданиями, техническим персоналом - это параметры, характеризующие состояние отрасли. Увеличение финансирования на эти цели пока дает увеличение количества больных, что естественно. Чем лучше оборудование, тем больше болезней выявляется. Средств, заложенных в бюджете, может не хватить на всю сеть медицинских учреждений. Необходимо срочно разработать программу загрузки имеющейся у нас прекрасной сети здравоохранения за счет дополнительных, платных услуг.

Немало вопросов и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это и невозможность финансирования при сегодняшнем уровне развития экономики продекларированных государственных гарантий, и, как следствие, изношенность жилищного фонда, коммуникаций. Но прежде чем принять решение об увеличении финансирования отрасли или переложении этих расходов на население, хотелось бы убедиться в прозрачности и обоснованности ее затрат. Например, почему у нас на один квадратный метр расходуется 300 кВт/час., а в Финляндии при аналогичном климате лишь 70 кВт/час? Почему каждые три из четырех квартир приватизированы, а аппарат ЖЭКов остается прежним? Нужны мероприятия по упорядочению, сокращению расходов.

Говоря о работе, осуществляемой Департаментом казначейства, содокладчик в качестве недостатка отметил длительную и сложную процедуру получения средств. Бюджетополучателям приходится собирать большое количество различных справок и подтверждающих документов, зачастую формальных.

Мы понимаем важность работы Департамента казначейства, как органа контролирующего, отвечающего за эффективное и экономное расходование бюджетных средств. Однако, на наш взгляд, взаимодействие бюджетополучателей с казначейством требует оптимизации. Необходимо доработать нормативную базу, а также программное обеспечение для создания единой информационной системы исполнения бюджета, включающей в себя как кредитные учреждения, Министерство финансов, Департамент казначейства, так и бюджетополучателей.

По мнению И.Сафиуллина, пополнить республиканский бюджет поможет налаживание работы бюджетных организаций по оказанию платных услуг, усиление контроля за государственными унитарными предприятиями. По итогам 2000 года ГУПы получили 3,2 млрд. прибыли, но есть среди них и убыточные. Правительству пора обратить внимание на эти предприятия. Требуется навести порядок и в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. Необходимо установить жесткий контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлениями доходов от аренды государственной собственности в республиканский бюджет.

Мы учимся "жить по средствам", и в этих условиях особенно важно обеспечить эффективное взаимодействие всех ветвей власти, чтобы выполнить намеченные ориентиры предстоящего бюджета, сказал в заключение содокладчик. Комиссия Государственного Совета по бюджетно-финансовым вопросам предлагает принять в первом чтении проект закона Республики Татарстан о бюджетной системе на 2002 год с учетом предложений и замечаний, высказанных народными депутатами.