Публикации > Просмотр публикации
Стратегия развития Татарстана на ближайшие пять лет
Стратегия развития республики на ближайшие пять лет 6 августа будет рассматриваться в Кабинете Министров РТ. Корреспондент "ВиД" Наталья Гарбузова взяла интервью у идеолога "Стратегии" вице-премьера РТ, министра экономики и промышленности Сергея Когогина.
- Сергей Анатольевич, характерно, что документ назван стратегией. Не программа, не основные направления развития республики на ближайшие пять лет, а именно стратегия. В чем принципиальное отличие?
- Каждое правительство должно иметь свою стратегию. Это ясно. В данном случае документ более емкий, в нем намечены именно стратегические перспективы. "Стратегия" сформирована так, что в ней определена миссия государства, цель деятельности органов государственной власти республики, разработаны основные направления деятельности правительства в общественно-политической и социально-экономической сферах. Приняты основные принципы государственной политики.
Осознанная необходимость и возможность разработать стратегию развития Республики Татарстан у нас появилась только после серьезных перемен в экономике и после принятия ряда системных управленческих решений. От ситуативного управления экономикой, когда мы хватались только за острые моменты и что-либо планировать и рассчитывать на будущее было практически невозможно, мы перешли к некоторой определенности, которая уже позволяет принимать стратегические планы. Вспомните, с 1995 по 1998 годы к числу наиболее значимых проблем относились рост безработицы, преступности, резкое падение курса рубля, снижение качества медицинского обслуживания. За истекший период приоритеты постепенно изменились.
Уровень безработицы упал до нормативного и появился дефицит трудовых ресурсов. Мы отмечаем почти 20 тысяч вакансий, требуются рабочие разных профессий и квалификации. Вместе с тем по проводимым опросам населения мы видим, что 70 процентов жителей обеспокоены низкими доходами и ростом цен. Поэтому в настоящее время мы считаем основной задачей государственных органов обеспечить достойный уровень жизни населения через увеличение доходов и в первую очередь повышение заработной платы.
При том, что миссия государства как власти - это обеспечение социально-экономической безопасности (самодостаточности) республики, целью государственной политики становится достижение уровня жизни не ниже нормативного, измеряемого как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, то есть такого уровня, который выведет человека из-за черты бедности.
В "Стратегии" расписано, что должно делать правительство для достижения цели. Это и создание благоприятных условий для вовлечения частного бизнеса в экономику, духовное и культурное развитие населения, обеспечение экологической безопасности, дальнейшая интеграция Татарстана в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества. В качестве метода государственного регулирования экономикой остается система индикативного управления.
Определены приоритеты в реальном секторе экономики республики: правительство может поддерживать только сильных товаропроизводителей, доказавших свою экономическую, техническую, технологическую состоятельность, производящих товары-лидеры. К товарам-лидерам относятся нефть и нефтепродукты, вертолеты и самолеты, автомобили, шина, полиэтилен, продукты химических производств, меховые изделия, мебель и продукция деревообработки, пиво и алкогольная продукция.
- Видимо, основная часть документа посвящена планам развития производства: промышленности, сельского хозяйства...
-"Стратегия" состоит из двух одинаково важных разделов: "Развитие отраслей социальной сферы" и "Развитие реального сектора экономики".
Уже сегодня мы говорим, что к 2005 году в республике не останется ветхих школ. Достаточно конкретно, например, к 2003 году планируется открыть 25 детско-юношеских спортивных школ, 500 досуговых, 326 клубных учреждений.
Телевидение должно быть доступно всем жителям республики. Продолжается телефонизация, возрастет обеспеченность населения телефонной связью. Планируется увеличение с 60 до 73 телефонных аппаратов в расчете на 100 семей и так далее. Собственно говоря, обозначены измеряемые индикаторы по всем направлениям развития. Этим "Стратегия" отличается от других подобных документов.
- Какие планы по развитию жилищно-коммунального хозяйства?
- Реформирование жилищно-коммунального хозяйства становится приоритетным направлением работы правительства. Отрасль должна выйти на бездотационное функционирование. Будут активно формироваться рынки жилья, земельных участков под застройку. Важным ресурсным источником должно стать привлечение средств населения, включая механизм ипотеки. Учитывая, что в 2004 году завершится выполнение программы ликвидации ветхого жилья, в 2005 году в коммунальных квартирах должно проживать не более 2,5 процента населения. С 2001 года обеспеченность жилой площадью на одного жителя увеличивается до 18,4 кв.м, 95 процентов семей должны иметь изолированное жилье.
Важнейший раздел "Стратегии" - о доходах населения. В 2001 году принимается ряд нормативных актов, по которым социальные - выплаты и фонд оплаты труда должны формироваться исходя из средней заработной платы в 3 тысячи рублей. В реальном секторе величина средней заработной платы и ее доля в структуре добавленной стоимости станут одним из основных индикаторов оценки деятельности руководителей предприятий и представителей государства в них. Остаются проблемными работники бюджетной сферы и село. Мы считаем, что заработная плата работников бюджетной сферы должна быть на уровне 80 процентов от средней зарплаты в промышленности, а у сельчан к 2003 году среднемесячная зарплата вырастет до уровня 80 процентов от среднереспубликанской. От уровня заработной платы будет зависеть и уровень пенсии, который должен быть не ниже среднероссийского.
- Сергей Анатольевич, не могу удержаться и не сказать, что средняя зарплата в 3 тысячи рублей очень плохо сочетается с тезисом о достойном образе жизни. Это даже не "минималка", значит, у кого-то будет минимум - на хлеб и молоко, а у кого-то десятки тысяч рублей дохода. В среднем все равно выйдет три тысячи.
- Мы обязаны планировать реальные и достижимые величины. Уровень жизни - величина измеряемая. Еженедельно отслеживается, как изменяются стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, как все это соотносится с доходами населения. Только к 2003 году мы можем запланировать, что доходы будут не ниже черты обеспеченности. То есть отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета составит единицу. Прогнозируется, что к 2002 году доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составит не более 14 процентов и не более 9 процентов к 2003 году. Эта категория граждан будет защищена государственными социальными гарантиями.
К 2005 году не менее 51 процента населения республики должны иметь доходы на уровне республиканских стандартов обеспеченности. Чтобы добиться этого, правительство должно постоянно заниматься ростом доходов населения и осознанно проводить тарифную политику в сфере услуг, где еще сохраняется монополия государства: энергетике, коммунальном хозяйстве. Последний резкий скачок прожиточного минимума был связан с повышением цен на тепло. При таких темпах никакой рост зарплаты не сможет обеспечить людей.
Названные меры позволят решить и проблему формирования среднего класса. Здесь правительство обеспокоено тем, что идет рассогласование между малообеспеченными и состоятельными слоями населения. Мы ставим задачу, чтобы численность людей с доходами ниже прожиточного минимума не превышала нормативов. Нормативный показатель, общепринятый в мире, - 14 процентов. У нас пока 19,5 процента.
По проблемам занятости планируется создание новых рабочих мест и в целом развитие рынка труда с привлекательными условиями: высоким уровнем оплаты труда и более эффективной системой профессионального образования.
Здравоохранение - важнейшая область, здесь ставится цель - создать условия для развития внебюджетных сфер и разработать стандарты, по которым мы будем обеспечивать всему населению гарантированный уровень здравоохранения. По фундаментальным исследованиям планируется поддержка высокими технологиями в медицине.
В образовании ключевой проблемой становится подготовка кадров. Уже начато реформирование Министерства образования. В состав нового правительства министерство уже вошло с новыми функциями в части дополнительного профессионального образования. Планируется с 2002 года ввести государственный заказ системе образования. Оценка деятельности учебных заведений будет производиться по степени эффективности применения полученных знаний в текущей деятельности обучающихся.
Много предложений по развитию инфраструктуры. Это и окончание программы газификации, и строительство новых школ, их компьютеризация. В производственной сфере - это нормативная обеспеченность дорогами с одновременным повышением качества строительства и реконструкции дорог. Завершение строительства первой очереди моста через Каму предполагается в 2002 году.
- С нынешнего года, как известно, началось формирование госзаказа научно-исследовательским коллективам. Как бы сделан шаг к возрождению. Какие перспективы для науки прописаны в "Стратегии"?
- Определены направления, которые правительство будет поддерживать в части фундаментальной науки и прикладных исследований. К ним отнесены развитие татарской национальной культуры, медицинские и биологические науки, образовательные и информационные технологии, математика, механика, машиностроение, новые высокие химические технологии, топливно-энергетические ресурсы, перспективные материалы и технологии в области физики и энергетики, повышение эффективности агропромышленного производства и другое.
- Какие прогнозы в развитии реального сектора экономики?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы отметить, что при разработке "Стратегии" мы исходили из определенных сценарных условий. Никаких сверхбольших изменений мы не предполагаем, поэтому приняты следующие исходные посылки:
- потребность мирового рынка в нефти и нефтепродуктах за 5 лет не упадет, и цена на нефть сохранится на уровне 21-25 долларов за баррель; - республика будет находиться в едином налоговом поле России; - бюджетообразующие предприятия не потеряют рынок; - структура экономики принципиально не изменится; - применен дефлятор прогноза Российской Федерации; - средняя заработная плата в 2001 году - 3000 рублей; - государственная поддержка агропромышленного комплекса сохранится на прежнем уровне; - доллар в 2005 году будет равен 36 рублям; - численность экономически активного населения сохранится.
При этих сценарных условиях мы прогнозируем, что валовой региональный продукт в 2005 году составит 366 млрд. рублей в действующих ценах. Цель достижимая, вопрос: как она будет достигаться.
Главная задача, которую мы ставим, - создать равные условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Мы говорим, что не будем вмешиваться в хозяйственную деятельность самодостаточных предприятий. Государство уже в 2001 году должно полностью уйти из значительной части сфер экономики, таких как пищевая и легкая промышленность, торговля, бытовые услуги. Мы берем на себя обязательства, что все государственные предприятия и акционерные общества с долей госсобственности будут работать безубыточно. Государственная поддержка будет предоставляться симметрично, независимо от форм собственности. И самое важное, чтобы государство как собственник управляло предприятиями на профессиональной основе. А конфликт: менеджер - собственник должен закончиться победой собственника.
К основным индикаторам, определяющим уровень экономической самодостаточности предприятий, будут отнесены уровень заработной платы, доля фонда оплаты труда в структуре добавленной стоимости, уровень самодостаточности.
В среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики будет декларироваться саморазвитие. У государства нет ресурсов, поэтому на государственную поддержку смогут рассчитывать только те предприятия, которые сумели самостоятельно адаптироваться в новой экономической среде, а также те, которые сумеют доказать свои потенциальные возможности.
- А что же будет с теми производствами, которые не попали в приоритеты, не могут выбраться из проблем?
.- Их право работать, доказывать свою состоятельность, в противном случае такие предприятия могут прекратить свое существование.
- На самодостаточность должны выйти не только предприятия, но и города и регионы. Расскажите подробнее, что значит самодостаточность региона.
- У нас сегодня количество дотационных регионов слишком велико. Мы ставим задачу, что к 2005 году их будет в республике не более 15 процентов. Есть такое предложение: если район депрессивный и постоянно снижает собственные доходы, то с ним надо поступать так же, как и с предприятием - банкротить. Во всяком случае, должен быть поставлен вопрос о целесообразности существования такого района.
После введения индикаторов стало видно, что ежегодно у многих районов падает собственная доходная база и процент покрытия расходов собственными доходами уменьшается. Еще 2-3 года, и там будут целиком жить на то, что дает республика за счет средств, собранных в других районах. Это, конечно, прежде всего относится к селу. Чтобы быть бездотационной, продукция сельского хозяйства должна стать настоящим товаром. Мы отпустили цены на продукты питания, почти вдвое увеличилось количество прибыльных предприятий на селе. То есть условия для развития созданы. Мы надеемся, что предприятия сельского хозяйства смогут обеспечивать самодостаточность районов.
- Система индикативного управления - где она применяется и как проявляет себя?
- Пионер индикативного метода управления - это Франция, затем Япония. Уровень жизни в Японии и Франции можно смело назвать достойным. Система себя оправдала. Другое дело, что характер этого метода там несколько иной. Он выполняет роль чисто информационную. У нас степень воздействия государства через индикаторы значительно выше, потому что у нас госрегулирование должно быть на начальных этапах более глубоким, чем в развитых капиталистических странах.
В качестве основных индикаторов при оценке деятельности органов госуправления приняты уровень жизни, уровень обеспеченности расходов на содержание отраслей социальной сферы собственными доходами, величина средней заработной платы, инфраструктурная обеспеченность.
- Сергей Анатольевич, как сочетается "Стратегия" с Федеральной программой развития РТ?
- Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан в своей основе носит несколько иной характер. Она не принята, но одобрена Российским правительством, и в течение месяца необходимо внести корректировки по высказанным замечаниям. Замечаний было два. Первое -объединить программу развития Республики Татарстан и исторического центра - города Казань. Второе замечание было сделано нашим Президентом в свете того, что Госдума приняла во втором чтении ряд законов по недропользованию, по прибыли. Налоговое поле субъектов Федерации - доноров снова уменьшается. Было предложено заняться этим вопросом. Мы рассчитываем в течение месяца проработать замечания и утвердить Программу в федеральном правительстве. Это позволит создать адаптационный период перехода республики на общероссийское налоговое поле. А Федеральная программа должна создать условия для исполнения той стратегии, которую мы принимаем.
Стратегия развития республики на ближайшие пять лет 6 августа будет рассматриваться в Кабинете Министров РТ. Корреспондент "ВиД" Наталья Гарбузова взяла интервью у идеолога "Стратегии" вице-премьера РТ, министра экономики и промышленности Сергея Когогина.
- Сергей Анатольевич, характерно, что документ назван стратегией. Не программа, не основные направления развития республики на ближайшие пять лет, а именно стратегия. В чем принципиальное отличие?
- Каждое правительство должно иметь свою стратегию. Это ясно. В данном случае документ более емкий, в нем намечены именно стратегические перспективы. "Стратегия" сформирована так, что в ней определена миссия государства, цель деятельности органов государственной власти республики, разработаны основные направления деятельности правительства в общественно-политической и социально-экономической сферах. Приняты основные принципы государственной политики.
Осознанная необходимость и возможность разработать стратегию развития Республики Татарстан у нас появилась только после серьезных перемен в экономике и после принятия ряда системных управленческих решений. От ситуативного управления экономикой, когда мы хватались только за острые моменты и что-либо планировать и рассчитывать на будущее было практически невозможно, мы перешли к некоторой определенности, которая уже позволяет принимать стратегические планы. Вспомните, с 1995 по 1998 годы к числу наиболее значимых проблем относились рост безработицы, преступности, резкое падение курса рубля, снижение качества медицинского обслуживания. За истекший период приоритеты постепенно изменились.
Уровень безработицы упал до нормативного и появился дефицит трудовых ресурсов. Мы отмечаем почти 20 тысяч вакансий, требуются рабочие разных профессий и квалификации. Вместе с тем по проводимым опросам населения мы видим, что 70 процентов жителей обеспокоены низкими доходами и ростом цен. Поэтому в настоящее время мы считаем основной задачей государственных органов обеспечить достойный уровень жизни населения через увеличение доходов и в первую очередь повышение заработной платы.
При том, что миссия государства как власти - это обеспечение социально-экономической безопасности (самодостаточности) республики, целью государственной политики становится достижение уровня жизни не ниже нормативного, измеряемого как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, то есть такого уровня, который выведет человека из-за черты бедности.
В "Стратегии" расписано, что должно делать правительство для достижения цели. Это и создание благоприятных условий для вовлечения частного бизнеса в экономику, духовное и культурное развитие населения, обеспечение экологической безопасности, дальнейшая интеграция Татарстана в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества. В качестве метода государственного регулирования экономикой остается система индикативного управления.
Определены приоритеты в реальном секторе экономики республики: правительство может поддерживать только сильных товаропроизводителей, доказавших свою экономическую, техническую, технологическую состоятельность, производящих товары-лидеры. К товарам-лидерам относятся нефть и нефтепродукты, вертолеты и самолеты, автомобили, шина, полиэтилен, продукты химических производств, меховые изделия, мебель и продукция деревообработки, пиво и алкогольная продукция.
- Видимо, основная часть документа посвящена планам развития производства: промышленности, сельского хозяйства...
-"Стратегия" состоит из двух одинаково важных разделов: "Развитие отраслей социальной сферы" и "Развитие реального сектора экономики".
Уже сегодня мы говорим, что к 2005 году в республике не останется ветхих школ. Достаточно конкретно, например, к 2003 году планируется открыть 25 детско-юношеских спортивных школ, 500 досуговых, 326 клубных учреждений.
Телевидение должно быть доступно всем жителям республики. Продолжается телефонизация, возрастет обеспеченность населения телефонной связью. Планируется увеличение с 60 до 73 телефонных аппаратов в расчете на 100 семей и так далее. Собственно говоря, обозначены измеряемые индикаторы по всем направлениям развития. Этим "Стратегия" отличается от других подобных документов.
- Какие планы по развитию жилищно-коммунального хозяйства?
- Реформирование жилищно-коммунального хозяйства становится приоритетным направлением работы правительства. Отрасль должна выйти на бездотационное функционирование. Будут активно формироваться рынки жилья, земельных участков под застройку. Важным ресурсным источником должно стать привлечение средств населения, включая механизм ипотеки. Учитывая, что в 2004 году завершится выполнение программы ликвидации ветхого жилья, в 2005 году в коммунальных квартирах должно проживать не более 2,5 процента населения. С 2001 года обеспеченность жилой площадью на одного жителя увеличивается до 18,4 кв.м, 95 процентов семей должны иметь изолированное жилье.
Важнейший раздел "Стратегии" - о доходах населения. В 2001 году принимается ряд нормативных актов, по которым социальные - выплаты и фонд оплаты труда должны формироваться исходя из средней заработной платы в 3 тысячи рублей. В реальном секторе величина средней заработной платы и ее доля в структуре добавленной стоимости станут одним из основных индикаторов оценки деятельности руководителей предприятий и представителей государства в них. Остаются проблемными работники бюджетной сферы и село. Мы считаем, что заработная плата работников бюджетной сферы должна быть на уровне 80 процентов от средней зарплаты в промышленности, а у сельчан к 2003 году среднемесячная зарплата вырастет до уровня 80 процентов от среднереспубликанской. От уровня заработной платы будет зависеть и уровень пенсии, который должен быть не ниже среднероссийского.
- Сергей Анатольевич, не могу удержаться и не сказать, что средняя зарплата в 3 тысячи рублей очень плохо сочетается с тезисом о достойном образе жизни. Это даже не "минималка", значит, у кого-то будет минимум - на хлеб и молоко, а у кого-то десятки тысяч рублей дохода. В среднем все равно выйдет три тысячи.
- Мы обязаны планировать реальные и достижимые величины. Уровень жизни - величина измеряемая. Еженедельно отслеживается, как изменяются стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, как все это соотносится с доходами населения. Только к 2003 году мы можем запланировать, что доходы будут не ниже черты обеспеченности. То есть отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета составит единицу. Прогнозируется, что к 2002 году доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составит не более 14 процентов и не более 9 процентов к 2003 году. Эта категория граждан будет защищена государственными социальными гарантиями.
К 2005 году не менее 51 процента населения республики должны иметь доходы на уровне республиканских стандартов обеспеченности. Чтобы добиться этого, правительство должно постоянно заниматься ростом доходов населения и осознанно проводить тарифную политику в сфере услуг, где еще сохраняется монополия государства: энергетике, коммунальном хозяйстве. Последний резкий скачок прожиточного минимума был связан с повышением цен на тепло. При таких темпах никакой рост зарплаты не сможет обеспечить людей.
Названные меры позволят решить и проблему формирования среднего класса. Здесь правительство обеспокоено тем, что идет рассогласование между малообеспеченными и состоятельными слоями населения. Мы ставим задачу, чтобы численность людей с доходами ниже прожиточного минимума не превышала нормативов. Нормативный показатель, общепринятый в мире, - 14 процентов. У нас пока 19,5 процента.
По проблемам занятости планируется создание новых рабочих мест и в целом развитие рынка труда с привлекательными условиями: высоким уровнем оплаты труда и более эффективной системой профессионального образования.
Здравоохранение - важнейшая область, здесь ставится цель - создать условия для развития внебюджетных сфер и разработать стандарты, по которым мы будем обеспечивать всему населению гарантированный уровень здравоохранения. По фундаментальным исследованиям планируется поддержка высокими технологиями в медицине.
В образовании ключевой проблемой становится подготовка кадров. Уже начато реформирование Министерства образования. В состав нового правительства министерство уже вошло с новыми функциями в части дополнительного профессионального образования. Планируется с 2002 года ввести государственный заказ системе образования. Оценка деятельности учебных заведений будет производиться по степени эффективности применения полученных знаний в текущей деятельности обучающихся.
Много предложений по развитию инфраструктуры. Это и окончание программы газификации, и строительство новых школ, их компьютеризация. В производственной сфере - это нормативная обеспеченность дорогами с одновременным повышением качества строительства и реконструкции дорог. Завершение строительства первой очереди моста через Каму предполагается в 2002 году.
- С нынешнего года, как известно, началось формирование госзаказа научно-исследовательским коллективам. Как бы сделан шаг к возрождению. Какие перспективы для науки прописаны в "Стратегии"?
- Определены направления, которые правительство будет поддерживать в части фундаментальной науки и прикладных исследований. К ним отнесены развитие татарской национальной культуры, медицинские и биологические науки, образовательные и информационные технологии, математика, механика, машиностроение, новые высокие химические технологии, топливно-энергетические ресурсы, перспективные материалы и технологии в области физики и энергетики, повышение эффективности агропромышленного производства и другое.
- Какие прогнозы в развитии реального сектора экономики?
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы отметить, что при разработке "Стратегии" мы исходили из определенных сценарных условий. Никаких сверхбольших изменений мы не предполагаем, поэтому приняты следующие исходные посылки:
- потребность мирового рынка в нефти и нефтепродуктах за 5 лет не упадет, и цена на нефть сохранится на уровне 21-25 долларов за баррель; - республика будет находиться в едином налоговом поле России; - бюджетообразующие предприятия не потеряют рынок; - структура экономики принципиально не изменится; - применен дефлятор прогноза Российской Федерации; - средняя заработная плата в 2001 году - 3000 рублей; - государственная поддержка агропромышленного комплекса сохранится на прежнем уровне; - доллар в 2005 году будет равен 36 рублям; - численность экономически активного населения сохранится.
При этих сценарных условиях мы прогнозируем, что валовой региональный продукт в 2005 году составит 366 млрд. рублей в действующих ценах. Цель достижимая, вопрос: как она будет достигаться.
Главная задача, которую мы ставим, - создать равные условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Мы говорим, что не будем вмешиваться в хозяйственную деятельность самодостаточных предприятий. Государство уже в 2001 году должно полностью уйти из значительной части сфер экономики, таких как пищевая и легкая промышленность, торговля, бытовые услуги. Мы берем на себя обязательства, что все государственные предприятия и акционерные общества с долей госсобственности будут работать безубыточно. Государственная поддержка будет предоставляться симметрично, независимо от форм собственности. И самое важное, чтобы государство как собственник управляло предприятиями на профессиональной основе. А конфликт: менеджер - собственник должен закончиться победой собственника.
К основным индикаторам, определяющим уровень экономической самодостаточности предприятий, будут отнесены уровень заработной платы, доля фонда оплаты труда в структуре добавленной стоимости, уровень самодостаточности.
В среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики будет декларироваться саморазвитие. У государства нет ресурсов, поэтому на государственную поддержку смогут рассчитывать только те предприятия, которые сумели самостоятельно адаптироваться в новой экономической среде, а также те, которые сумеют доказать свои потенциальные возможности.
- А что же будет с теми производствами, которые не попали в приоритеты, не могут выбраться из проблем?
.- Их право работать, доказывать свою состоятельность, в противном случае такие предприятия могут прекратить свое существование.
- На самодостаточность должны выйти не только предприятия, но и города и регионы. Расскажите подробнее, что значит самодостаточность региона.
- У нас сегодня количество дотационных регионов слишком велико. Мы ставим задачу, что к 2005 году их будет в республике не более 15 процентов. Есть такое предложение: если район депрессивный и постоянно снижает собственные доходы, то с ним надо поступать так же, как и с предприятием - банкротить. Во всяком случае, должен быть поставлен вопрос о целесообразности существования такого района.
После введения индикаторов стало видно, что ежегодно у многих районов падает собственная доходная база и процент покрытия расходов собственными доходами уменьшается. Еще 2-3 года, и там будут целиком жить на то, что дает республика за счет средств, собранных в других районах. Это, конечно, прежде всего относится к селу. Чтобы быть бездотационной, продукция сельского хозяйства должна стать настоящим товаром. Мы отпустили цены на продукты питания, почти вдвое увеличилось количество прибыльных предприятий на селе. То есть условия для развития созданы. Мы надеемся, что предприятия сельского хозяйства смогут обеспечивать самодостаточность районов.
- Система индикативного управления - где она применяется и как проявляет себя?
- Пионер индикативного метода управления - это Франция, затем Япония. Уровень жизни в Японии и Франции можно смело назвать достойным. Система себя оправдала. Другое дело, что характер этого метода там несколько иной. Он выполняет роль чисто информационную. У нас степень воздействия государства через индикаторы значительно выше, потому что у нас госрегулирование должно быть на начальных этапах более глубоким, чем в развитых капиталистических странах.
В качестве основных индикаторов при оценке деятельности органов госуправления приняты уровень жизни, уровень обеспеченности расходов на содержание отраслей социальной сферы собственными доходами, величина средней заработной платы, инфраструктурная обеспеченность.
- Сергей Анатольевич, как сочетается "Стратегия" с Федеральной программой развития РТ?
- Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан в своей основе носит несколько иной характер. Она не принята, но одобрена Российским правительством, и в течение месяца необходимо внести корректировки по высказанным замечаниям. Замечаний было два. Первое -объединить программу развития Республики Татарстан и исторического центра - города Казань. Второе замечание было сделано нашим Президентом в свете того, что Госдума приняла во втором чтении ряд законов по недропользованию, по прибыли. Налоговое поле субъектов Федерации - доноров снова уменьшается. Было предложено заняться этим вопросом. Мы рассчитываем в течение месяца проработать замечания и утвердить Программу в федеральном правительстве. Это позволит создать адаптационный период перехода республики на общероссийское налоговое поле. А Федеральная программа должна создать условия для исполнения той стратегии, которую мы принимаем.
Опубликовано в газете "Время и Деньги", 3 августа 2001 г.