Расширенный поиск...
О сайте
Выпуск: 119-120(3313-3314) | Техно
Главная » Техно » Минтранс Татарстана намерен строить экранофлот. Турбизнес республики тоже заинтересовался транспортом будущего

Минтранс Татарстана намерен строить экранофлот. Турбизнес республики тоже заинтересовался транспортом будущего

Минтранс Татарстана намерен строить экранофлот. Турбизнес республики тоже заинтересовался транспортом будущего
Выпуск: за 02 2010 года
Рубрика: Техно
Автор: Тимур ЛАТЫПОВ, "ВиД"
Когда впервые услышал о том, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана рассматривает экранопланы как перспективный транспорт, в том числе и внутриреспубликанский, не поверил - уж больно экзотическая техника, идея массового применения которой к тому же имеет немало противников. Но нет, как выясняется, намерения серьезные. Более того, проект начал воплощаться в жизнь.

Между небом и водой

В самом Минтрансе РТ ничего фантастического в этих планах не видят и считают вдохновляющим пример отца современных экранопланов - Ростислава Алексеева, конструкторское бюро которого в 70-е-80-е годы добилось выдающихся успехов в проектировании и строительстве боевых и транспортных кораблей-самолетов. Есть пример и поближе - в 80-х годах КАИ удалось далеко продвинуться в области исследования экранного полета. Но главное "за" - большая протяженность татарстанских водных путей. "830 километров, порядка тысячи рек. Не использовать это, мягко говоря, неправильно. Все говорит о необходимости создания современного скоростного флота, в том числе экранопланов и судов на воздушной подушке", - обрисовывает сложившуюся ситуацию начальник управления транспорта Минтранса РТ Артур Насрутдинов.

Впечатляет фундаментальность постановки проблемы. По мнению Артура Насрутдинова и его единомышленников, речь идет не просто о том, чтобы связать пункт А и пункт Б, быстренько слетать, например, в Булгары или Камские Поляны, но о создании в Казани российского центра развития экранофлота. Теорию обеспечит КГТУ имени А.Н. Туполева, воплощение в "железо" - ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" и ОАО "КАПО имени С.П. Горбунова", планируется задействовать и малые предприятия.

- Артур Камильевич, вспоминается важный для понимания сути дела спор: что такое экраноплан - корабль или самолет?

- В 2007 году вышел закон о саморегулируемых организациях, который позволяет самим профессионалам определять "правила игры" в новой, не регламентированной государством сфере деятельности. Это как раз наш случай. А чтобы в полной мере отразить промежуточную суть экранопланов, будем применять термин "экранофлот".

Городок экранопланщиков

- А не смущает, что работа алексеевского бюро оказалась в итоге словно никому и не нужной?

- Как не смущает? Мы же не альтруисты. Поэтому и необходима четко продуманная стратегия. Мы ездили в Нижний Новгород, где работают соратники и последователи Алексеева. Пытались договориться о создании головного судна. Но выставленный счет оказался непомерным. Поэтому хотим сделать по-другому. Надо пригласить ведущих российских специалистов по экранной тематике в Казань. В планах - создание в Верхнем Услоне чего-то вроде профильного Академгородка - жилье, научная, производственная, испытательная базы и так далее. На территории Куйбышевского водохранилища запустим пилотный проект, отработаем правила, требования, документы. Если все пойдет нормально, в 2015 году сможем пользоваться услугами экранопланов.

- Но есть мнение, что использовать большие экранопланы на водных путях Татарстана невыгодно. Такие машины эффективны на линиях большой протяженности, а у нас кругом плотины, которые потребуется "перепрыгивать" по-самолетному, а это связано со многими трудностями - техническими и организационными…

- Есть варианты технического решения этой проблемы. Кроме того, в "Концепции развития внутреннего водного транспорта в Республике Татарстан до 2015 года" прописан механизм экспорта транспортных услуг. В прошлом году наши пассажирские суда уже работали в других регионах - Татарстан единственный в Поволжье смог сохранить свой речной пассажирский транспорт. То есть если мы сумели "продать" услуги обычного флота, более чем уверен, сможем сделать это и с флотом инновационным. Например, на Дальнем Востоке разрабатывается прекрасный проект по скоростной морской связи между Россией и Японией. Схожие проекты есть для Черного и Балтийского морей. В Москве активно продвигают идею "железнодорожной гребенки России", подразумевающую и транспортировку грузов по Лене, Оби, Енисею. В Минтрансе России считают, что наша концепция упростила бы перевозку пассажиров на северных территориях. Есть туризм, наконец. Словом, все это не только строительство экранопланов, но и развитие сопутствующего бизнеса - транспортного и лизингового. Без лизинговых схем не обойтись - инвестиции в производство экранопланов долгосрочные, окупятся минимум за восемь-двенадцать лет.

- Что запланировано на этот год?

- Постройка в Казани судна на воздушной подушке (СВП) и его опытная эксплуатация. Надеемся, это поможет создать базу для начала работ по экранопланам. Кое-какие перспективы уже видны.

Туристическая изюминка

Ринат Ханипов - директор недавно созданного Автономного учреждения "Туристско-оздоровительный парк РТ "Камские поляны" (ТОП) - обрисовывает ближайшее будущее парка: семнадцать объектов, среди которых базы отдыха, деревня народных промыслов и ремесел, рыбацкая деревня, яхт-клуб и так далее. Все это на солидных размеров территории - 103,015 тысячи гектаров ("от Чистополя до мамадышского моста") - земли пяти прикамских муниципальных районов Татарстана с 35 населенными пунктами и многочисленными речушками, озерами, заливными лугами.

Собственно, поначалу развивающийся туристический бизнес заинтересовали небольшие двухместные СВП. Почему? "А сами посудите, - объясняет Ринат Ханипов, - на территории множество рыбных мест, до которых ни на какой лодке не доберешься, а "воздушная подушка" для этого подойдет идеально. Второй плюс - эксплуатировать СВП можно круглый год. В сентябре в нашем парке пройдет чемпионат России по спортивной рыбной ловле, вот и опробуем новые суда. Вообще хотим приобрести их минимум по два на каждый объект, то есть в районе сорока. А важным дополнением к СВП могут стать экранопланы. Ведь большая забота - доставка туристов в парк: мы хотели бы их не просто перевозить, а с выдумкой. Пусть это будет не только перемещение в пространстве, а интересное путешествие. А прокатиться на экраноплане - это же удовольствие! Экраноплан сам по себе может стать изюминкой, пусть люди даже ради него к нам приедут".

Об ощущениях при пилотировании экраноплана нам коротко рассказал ведущий инженер отдела технических средств обучения КГТУ имени Туполева, пилот 1-го класса Сергей Степанов, несколько лет назад испытывавший "ИКАР" (фото на 1-й странице) - первый экраноплан постройки КГТУ: "Вроде бы все как в обычном полете, но особые ощущения создает близость воды. Интересно чувствуется момент, когда экраноплан на скорости 60 километров в час "спрыгивает с горба", то есть отрывается от поверхности - будто его держали, а потом отпустили. Это всем организмом чувствуешь. Словом, непередаваемые ощущения. И - что важно - человек с нормальным стажем вождения автомобиля, думаю, способен быстро научиться управлять аппаратом".

Дешево и сердито

А разрабатываться и строиться упомянутый СВП и (если все пойдет как запланировано) экранопланы будут в созданном по идее Минтранса РТ при КГТУ им. Туполева инновационном малом предприятии - ООО "Амфибийные транспортные системы". Сейчас здесь достраивают опытный образец двухместного СВП "Омега-2" (на фото справа; скорость на воде - 50-60, по льду - 90, по земле - 30-40 километров в час). Инвесторы проекта - ТОП и Татарстанский филиал страховой группы "Поддержка". Если начнется более-менее массовое производство, найдутся средства и на разработку двухместного экраноплана, который инициативная группа - Владимир Жерехов, Евгений Пустоселов, и директор предприятия Артем Файзуллин, пока продумывают в свободное от работы время.

- За основу возьмем схему немецкого конструктора Александра Липпиша - треугольное шатрообразное крыло создает гораздо большую подъемную силу, чем классическое прямое, - объясняет Артем Файзуллин. - К тому же такой аппарат более устойчив в продольном управлении. Подобные экранопланы немного использовались в бундесвере, но потом от них избавились - было непонятно, в какой области их применять. В СССР экраноплан по схеме Липпиша построили в Москве в 1973 году - "ЭСКА-1" (на фото слева показан его модернизированный вариант). Вес - всего 250 килограммов, двигатель - 32 лошадиные силы, от мотоцикла "Урал". На этом аппарате гоняли по Москве-реке, а потом продали военным в Чкаловск. И они лет десять его эксплуатировали - летали по протокам - без всяких происшествий, пока не сгнил от старости - сделан-то был из фанеры. Дешево и сердито. А мы хотим строить из современных пластиков.

Рынок пока свободен

- Артем, но в России из-за специфических законов в области авиации общего назначения особо не полетаешь…

- А наш экраноплан будет относиться к речным, а не воздушным судам - чтобы не связываться с авиационными властями и не проектировать по авиационным нормам. А высоту полета ограничим автоматикой до трех метров - только в зоне экрана. Максимальная скорость - не более 150 километров в час. Аппарат можно будет в разобранном виде транспортировать на прицепе, дальше - собрали за полчаса и полетели. Двигатель - по желанию заказчика: 65-, 100-сильный.

- И сколько будет стоить машина?

- Полтора миллиона рублей. Предельно простая и дешевая двухместная игрушка для активного отдыха. Сейчас главное - построить прототип, потому что многие говорят: "Купим, но только когда увидим, что летает". И рынок пока свободен. В Нижнем Новгороде сделали пятиместный экраноплан с двигателем от "Мерседеса", цена - 14,5 миллиона рублей. За такие деньги можно вертолет "Робинсон" купить… Австралийцы на восьмиместном экраноплане возят туристов вдоль Большого барьерного рифа. А вот в Китае это направление здорово развивается, уже запустили перевозку пассажиров. Словом, пока у России есть шанс стать законодателем мод в области транспорта будущего, как называют экранопланы, а то китайцы обгонят. Очень перспективная тема. Но - не в республике, а на морских просторах, для которых Казань могла бы строить экранопланы.

Фотография предоставлена КГТУ имени Туполева.

Комментарии:

Автор Комментарий
Автор Комментарий

Оставить комментарий:

Комментарий*:
   
Для того чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Нравится

Авторизация
Введите логин/пароль!
 
Вы ввели неверную пару логин/пароль!
 
Вы не подтвердили регистрацию. Выслать подтверждение повторно
 
Повторное подтверждение выслано на E-mail
 
Логин:
Пароль:
   Запомнить   
  Регистрация | 
    Электронная подписка
Новости on-line
Бренд КФУ – в десятке лучших в России
от 05.06.2016 12:16
Составлен рейтинг лучших вузов России для айтишников
от 11.05.2016 19:09
ВСМ "Москва - Казань" получит в 2018 году китайский поезд
от 11.05.2016 19:08
Татарстан простимулируют развивать инфраструктуру жилых микрорайонов
от 10.05.2016 11:22
все новости
Архив выпусков
«    Июнь, 2016  →  »
  135
671112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Пн ВтСрЧт ПтСбВс
Peклaмa
Главная | Политика | Экономика | Бизнес | Финансы | Закон и право | Общество | Культура | ТВ и кино | Спорт | Техно | Авто | Форум | Статьи | Полезно
Главная страницаНапишите нам письмоКарта сайтаRSS