Публикации > Просмотр публикации
Развитие связей Татарстана с внешним миром
Прошедшие двенадцать лет новейшей истории Республики Татарстан были ознаменованы активным участием республики в международной деятельности, в летописи которой немало ярких страниц. Оглядываясь назад, можно с удовлетворением констатировать, что за этот период Татарстану удалось добиться заметных результатов, найти свое место в быстро меняющемся современном мире. За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами активно участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных, экологических, гуманитарных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной и взаимовыгодной интеграции Татарстана в международную экономику.
Международная и внешнеэкономическая деятельность республики осуществляется в строгом соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России, которое, в соответствии с Указом Президента РФ, является органом, координирующим международные связи субъектов Российской Федерации.
Сегодня уже общепризнанно, что процесс развития международных связей субъектов России был продиктован самой жизнью, явился отражением устойчивой общемировой тенденции. ХХ век стал эпохой глобализации, больших мультинациональных концернов, наднациональных и международных организаций, усиления тенденции создания общемировой экономики в рамках общей цивилизации и обострения конкуренции. Беспрецедентное развитие информационных технологий способствовало снижению значимости экономических границ государств. Данные статистики говорят о том, что мировая торговля товарами и услугами достигла отметки почти в семь триллионов долларов ежегодно, а темпы ее роста почти в три раза превысили совокупный рост национальных экономик. При этом носителями глобальной конкуренции все в меньшей степени выступают крупные образования в виде национальных государств, и в большей степени - конкурирующие между собой хозяйственные регионы.
Глобализация уже давно проникла на региональный и местный уровень. Она представляет собой вполне реальное и неизбежное явление, ее позитивные и негативные последствия приходится учитывать в тех областях, которые раньше были практически изолированы от внешнего мира. В этих условиях обеспечение устойчивого развития региона, повышение его конкурентоспособности в немалой степени зависит от правильного позиционирования не только во внутригосударственной, но и в международной экономике.
Правительства субъектов большинства зарубежных федеративных государств, а сегодня уже и многие административно-территориальные образования унитарных государств активно развивают свои международные связи, подписывают соответствующие межправительственные соглашения, на своем уровне участвуют в деятельности международных организаций, открывают свои представительства за рубежом, проводят политику привлечения иностранных инвестиций, активно продвигают интересы своих товаропроизводителей на внешних рынках. Подобная деятельность получила неофициальное название "парадипломатия". В отличии от внешней политики стран, дипломатия регионов не стремится представлять широкие общие интересы или быть всесторонней и всеохватывающей. В то же время она позволяет региону находить свои ниши в современной системе международных отношений в рамках имеющихся полномочий. Центральные правительства зарубежных государств поддерживают подобную активность своих субъектов, хорошо понимая, что это одна из важнейших форм укрепления и развития международной конкурентоспособности.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Этот процесс достаточно сложен и многообразен. Мы считаем, что на этом пути необходимо всячески развивать международный потенциал российских регионов и использовать их возможности во благо всей страны.
Право российских регионов на международную и внешнеэкономическую деятельность закреплено в 72 статье Конституции Российской Федерации 1993 года. С нашей точки зрения это право - одно из важнейших завоеваний российского федерализма.
Попытки ограничить участие субъектов федерации в международных и внешнеэкономических связях, опираясь на тезис о так называемой "властной вертикали", неконституционны и ошибочны по своей сути. Построение подлинно федеративного государства закономерно сопровождается децентрализацией управления, переносом центра тяжести в решении многих вопросов, в том числе и в сфере международных и внешнеэкономических связей, с общегосударственного на региональный уровень. Субъекты федерации, как и федеральный центр, жизненно заинтересованы в построении процветающего государства, основой которой выступают не дотационные регионы, а экономически развитые образования, способные успешно конкурировать в международной экономике.
Именно такого подхода придерживается Республика Татарстан при развитии своих связей с внешним миром. В соответствии с новой редакцией Конституции Татарстана "Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций".
Определенная самостоятельность в международной деятельности позволяет Татарстану использовать более эффективные формы интеграции в мировую экономику, активнее развивать прямое двустороннее и многостороннее сотрудничество с зарубежными партнерами.
Наличие в республике богатых природных ресурсов, значительного промышленного, научного и культурного потенциала создает хорошую основу для развития ее внешних связей.
Татарстан известен в мире как промышленно развитый регион. Располагая 0,4% от общей территории Российской Федерации и 2,6% от общей численности населения страны, республика занимает лидирующие позиции в России по производству ряда ключевых промышленных товаров. Мы производим 9% российской нефти, 60% полиэтилена, около 50% дизельных грузовых автомобилей, 25% каучука, 30% автомобильных шин, 95% газовых турбин, 75% стирола, более 50% центробежных электронасосов для добычи нефти. По многим видам спецтехники татарстанские предприятия занимают ведущие мировые позиции. Значительная часть продукции экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.
В республике создана прочная нормативно-правовая база развития внешних связей. С партнерами из зарубежных государств подписано более 60 межправительственных договоров и соглашений в области торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. За прошедшее десятилетие произошло трехкратное увеличение объемов внешней торговли и более чем четырехкратное увеличение экспорта Татарстана. Республика уверенно входит в десятку регионов лидеров по инвестиционной привлекательности.
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительств Татарстана в иностранных государствах и субъектах Российской Федерации.
Традиционно высок уровень зарубежных визитов и встреч наших делегаций, отражающий тот авторитет, которым пользуется республика за пределами страны. Специалисты отмечают, что Татарстан отличают широкий спектр и разнообразие международных связей, сочетание долгосрочных и текущих приоритетов, высокий профессионализм зарубежного представительского корпуса республики.
Огромным международным авторитетом пользуется Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, визиты которого в иностранные государства всегда проходят на высоком правительством уровне и привлекают большое внимание как внутри страны, так и за рубежом. Его встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, Премьер-министром Франции Аленом Жюппе, Президентом Польши Александром Квасьневским, Президентом Египта Мухаммедом Хосни Мубареком, Президентом Финляндской Республики Мартти Ахтисаари, Премьер-министром Швеции Йораном Перссоном, Президентом Ирана Сейедом Мохаммедом Хатами, Президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером, Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро говорят о большом уважении к Татарстану и его Президенту.
Как государство и субъект федерации Республика Татарстан обладает развитой структурой управления международной и внешнеэкономической деятельностью. В соответствии с Конституцией РТ Президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях.
Инструментом реализации этих конституционных функций Президента выступает Департамент внешних связей Президента, на который в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан № УП-399 от 1 августа 1997 года возложены функции координации связей государственных органов Республики Татарстан с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью всех представительств Республики Татарстан в других странах. Департамент внешних связей осуществляет взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и его представительством в Казани, посольствами и консульствами РФ за рубежом.
Вместе с тем, это не означает, что другие органы государственного управления Татарстана лишены возможности развивать свои внешние контакты. Сегодня в значительно большей степени, чем раньше многие министерства и организации республики вовлечены в международную деятельность. Министерства Татарстана, занимающиеся вопросами торговли, промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, туризма и спорта имеют свои программы и проекты с участием зарубежных партнеров. Кроме того, в ряде стран существуют представительства крупнейших татарстанских компаний. Развитие внешних связей этих организацией создает общий фон восприятия международной деятельности Республики Татарстан. Одна из задач Департамента внешних связей состоит в обеспечении единой скоординированной позиции всех республиканских участников внешних связей, соблюдении ими соответствующих норм татарстанского, российского и международного права.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. В этой части Департамент выступает в качестве органа, инициирующего, стимулирующего и поощряющего различные виды международной активности, возникающие в Татарстане.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата.
Международные связи Татарстана разнообразны и многогранны.
Определяя региональные приоритеты, республика продолжает последовательно придерживаться баланса между западными и восточными партнерами. За прошедшие годы сложились устойчивые связи практически со всеми странами Европы, особенно с Германией, Швейцарией, Польшей, Финляндией, Францией и Великобританией. Многие предприятия Татарстана имеют стратегических партнеров в этих странах, на этот регион приходится более 75 процентов татарстанского экспорта.
Процессы европейской интеграции, строительство новой Европы без разделительных линий создают основу для равноправного участия всех народов и, соответственно, общего пространства демократии и стабильности. Мы считаем, что в предстоящее десятилетие Татарстан станет активным участником этого процесса, будет стремиться достичь стандартов "Еврорегиона" с тем, чтобы, сохраняя свою государственную и социальную сущность, историческое, культурное и языковое своеобразие, вносить достойный вклад в укрепление международных отношений на общеевропейском пространстве. Будущее Татарстана - это цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня.
Сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств всегда будет оставаться важнейшим направлением внешней деятельности республики. Ведущими партнерами Татарстана выступают Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь. Отрадно, что на протяжении двух последних лет сохраняется положительная динамика роста объемов торговли со странами СНГ, происходит оживление контактов в других сферах.
Одним из ключевых внешних партнеров республики являются Соединенные Штаты Америки, компании которых, также как и фирмы европейских стран выступают в качестве наших ведущих иностранных инвесторов. Существенное технологическое отставание многих татарстанских предприятий от мировых конкурентов заставляет активно вести поиск передовых западных технологий, прямых стратегических инвестиций, необходимых для технологического совершенствования промышленности республики.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Сегодняшний экспорт Татарстана в страны этого региона не превышает 10%, хотя имеющийся потенциал торгового сотрудничества значительно превышает эту цифру. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Египтом, Индией, Китаем, ОАЭ, Малайзией, Ираном, Ираком. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную, и другую продукцию. В последнее время активно развиваются контакты с Японией, страной, где все больше растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Со многими мусульманскими странами нашу республику связывает историческая духовная и культурная близость. В этом регионе у Татарстана особая позиция.
Республика Татарстан поддерживает торговые связи с рядом государств Африки и Латинской Америки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления Татарстана в этих странах.
Одними из важнейших для нас являются вопросы развития федерализма, перспективы федерального устройства России, которые затрагивают и внешние связи республики. Изучение зарубежного опыта, проведение различных международных конференций и семинаров, разъяснение позиции Татарстана по проблемам федерализма в ходе многочисленных встреч с зарубежными гостями и делегациями составляют немалую часть нашей международной деятельности.
Статья 14 Конституции Татарстана устанавливает, что "Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан". Это направление всегда было важным в деятельности органов государственной власти и управления, занимающихся развитием внешней деятельности республики. С принятием новой редакции Основного закона республики появляется конституционная основа для этой деятельности.
События последних лет показывают, что особую актуальность в международной жизни приобретает фактор диалога культур и цивилизаций, который в современном мире является альтернативой противостоянию и конфликтам, создает условия для устойчивого развития мирового сообщества. В этой связи не ослабевает интерес ученых, политиков и дипломатов зарубежных стран и международных организаций к Татарстану, к межконфессиональному диалогу и толерантности в республике, к такому явлению как "евроислам". Мы видим свою задачу в распространении этого опыта на международном уровне и считаем это своим вкладом в развитие современных мировых процессов.
Несмотря на то, что внешняя деятельность субъектов федерации - достаточно новое и противоречивое явление для современной системы международных отношений, Татарстану удалось накопить достаточный опыт в области развития своей "парадипломатии", сделать многое для того, чтобы республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Республики Татарстан с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
Прошедшие двенадцать лет новейшей истории Республики Татарстан были ознаменованы активным участием республики в международной деятельности, в летописи которой немало ярких страниц. Оглядываясь назад, можно с удовлетворением констатировать, что за этот период Татарстану удалось добиться заметных результатов, найти свое место в быстро меняющемся современном мире. За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Сегодня практически нет ни одной отрасли республики, которая прямо или косвенно не имела бы контактов с внешним миром. Предприятия, организации, государственные органы Республики Татарстан совместно с иностранными партнерами активно участвуют в экономических, научных, культурных, образовательных, экологических, гуманитарных и других программах и проектах. Внешняя деятельность органично сочетается с общей стратегией социально-экономического развития республики, создает необходимые предпосылки для эффективной и взаимовыгодной интеграции Татарстана в международную экономику.
Международная и внешнеэкономическая деятельность республики осуществляется в строгом соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации, в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел России, которое, в соответствии с Указом Президента РФ, является органом, координирующим международные связи субъектов Российской Федерации.
Сегодня уже общепризнанно, что процесс развития международных связей субъектов России был продиктован самой жизнью, явился отражением устойчивой общемировой тенденции. ХХ век стал эпохой глобализации, больших мультинациональных концернов, наднациональных и международных организаций, усиления тенденции создания общемировой экономики в рамках общей цивилизации и обострения конкуренции. Беспрецедентное развитие информационных технологий способствовало снижению значимости экономических границ государств. Данные статистики говорят о том, что мировая торговля товарами и услугами достигла отметки почти в семь триллионов долларов ежегодно, а темпы ее роста почти в три раза превысили совокупный рост национальных экономик. При этом носителями глобальной конкуренции все в меньшей степени выступают крупные образования в виде национальных государств, и в большей степени - конкурирующие между собой хозяйственные регионы.
Глобализация уже давно проникла на региональный и местный уровень. Она представляет собой вполне реальное и неизбежное явление, ее позитивные и негативные последствия приходится учитывать в тех областях, которые раньше были практически изолированы от внешнего мира. В этих условиях обеспечение устойчивого развития региона, повышение его конкурентоспособности в немалой степени зависит от правильного позиционирования не только во внутригосударственной, но и в международной экономике.
Правительства субъектов большинства зарубежных федеративных государств, а сегодня уже и многие административно-территориальные образования унитарных государств активно развивают свои международные связи, подписывают соответствующие межправительственные соглашения, на своем уровне участвуют в деятельности международных организаций, открывают свои представительства за рубежом, проводят политику привлечения иностранных инвестиций, активно продвигают интересы своих товаропроизводителей на внешних рынках. Подобная деятельность получила неофициальное название "парадипломатия". В отличии от внешней политики стран, дипломатия регионов не стремится представлять широкие общие интересы или быть всесторонней и всеохватывающей. В то же время она позволяет региону находить свои ниши в современной системе международных отношений в рамках имеющихся полномочий. Центральные правительства зарубежных государств поддерживают подобную активность своих субъектов, хорошо понимая, что это одна из важнейших форм укрепления и развития международной конкурентоспособности.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Этот процесс достаточно сложен и многообразен. Мы считаем, что на этом пути необходимо всячески развивать международный потенциал российских регионов и использовать их возможности во благо всей страны.
Право российских регионов на международную и внешнеэкономическую деятельность закреплено в 72 статье Конституции Российской Федерации 1993 года. С нашей точки зрения это право - одно из важнейших завоеваний российского федерализма.
Попытки ограничить участие субъектов федерации в международных и внешнеэкономических связях, опираясь на тезис о так называемой "властной вертикали", неконституционны и ошибочны по своей сути. Построение подлинно федеративного государства закономерно сопровождается децентрализацией управления, переносом центра тяжести в решении многих вопросов, в том числе и в сфере международных и внешнеэкономических связей, с общегосударственного на региональный уровень. Субъекты федерации, как и федеральный центр, жизненно заинтересованы в построении процветающего государства, основой которой выступают не дотационные регионы, а экономически развитые образования, способные успешно конкурировать в международной экономике.
Именно такого подхода придерживается Республика Татарстан при развитии своих связей с внешним миром. В соответствии с новой редакцией Конституции Татарстана "Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций".
Определенная самостоятельность в международной деятельности позволяет Татарстану использовать более эффективные формы интеграции в мировую экономику, активнее развивать прямое двустороннее и многостороннее сотрудничество с зарубежными партнерами.
Наличие в республике богатых природных ресурсов, значительного промышленного, научного и культурного потенциала создает хорошую основу для развития ее внешних связей.
Татарстан известен в мире как промышленно развитый регион. Располагая 0,4% от общей территории Российской Федерации и 2,6% от общей численности населения страны, республика занимает лидирующие позиции в России по производству ряда ключевых промышленных товаров. Мы производим 9% российской нефти, 60% полиэтилена, около 50% дизельных грузовых автомобилей, 25% каучука, 30% автомобильных шин, 95% газовых турбин, 75% стирола, более 50% центробежных электронасосов для добычи нефти. По многим видам спецтехники татарстанские предприятия занимают ведущие мировые позиции. Значительная часть продукции экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.
В республике создана прочная нормативно-правовая база развития внешних связей. С партнерами из зарубежных государств подписано более 60 межправительственных договоров и соглашений в области торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. За прошедшее десятилетие произошло трехкратное увеличение объемов внешней торговли и более чем четырехкратное увеличение экспорта Татарстана. Республика уверенно входит в десятку регионов лидеров по инвестиционной привлекательности.
Одним из эффективных механизмов развития международных и внешнеэкономических связей является деятельность представительств Татарстана в иностранных государствах и субъектах Российской Федерации.
Традиционно высок уровень зарубежных визитов и встреч наших делегаций, отражающий тот авторитет, которым пользуется республика за пределами страны. Специалисты отмечают, что Татарстан отличают широкий спектр и разнообразие международных связей, сочетание долгосрочных и текущих приоритетов, высокий профессионализм зарубежного представительского корпуса республики.
Огромным международным авторитетом пользуется Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев, визиты которого в иностранные государства всегда проходят на высоком правительством уровне и привлекают большое внимание как внутри страны, так и за рубежом. Его встречи с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, Премьер-министром Франции Аленом Жюппе, Президентом Польши Александром Квасьневским, Президентом Египта Мухаммедом Хосни Мубареком, Президентом Финляндской Республики Мартти Ахтисаари, Премьер-министром Швеции Йораном Перссоном, Президентом Ирана Сейедом Мохаммедом Хатами, Президентом Турции Ахметом Недждетом Сезером, Генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацууро говорят о большом уважении к Татарстану и его Президенту.
Как государство и субъект федерации Республика Татарстан обладает развитой структурой управления международной и внешнеэкономической деятельностью. В соответствии с Конституцией РТ Президент Татарстана определяет направления внешней деятельности, представляет Республику Татарстан при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом подписывает договоры и соглашения от имени Республики Татарстан; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в Российской Федерации, ее субъектах, в субъектах и административно-территориальных образованиях иностранных государств, а также в иностранных государствах и международных организациях.
Инструментом реализации этих конституционных функций Президента выступает Департамент внешних связей Президента, на который в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан № УП-399 от 1 августа 1997 года возложены функции координации связей государственных органов Республики Татарстан с иностранными государствами и международными организациями, а также функции обеспечения государственного протокола и оперативного руководства деятельностью всех представительств Республики Татарстан в других странах. Департамент внешних связей осуществляет взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и его представительством в Казани, посольствами и консульствами РФ за рубежом.
Вместе с тем, это не означает, что другие органы государственного управления Татарстана лишены возможности развивать свои внешние контакты. Сегодня в значительно большей степени, чем раньше многие министерства и организации республики вовлечены в международную деятельность. Министерства Татарстана, занимающиеся вопросами торговли, промышленности, сельского хозяйства, культуры, образования, туризма и спорта имеют свои программы и проекты с участием зарубежных партнеров. Кроме того, в ряде стран существуют представительства крупнейших татарстанских компаний. Развитие внешних связей этих организацией создает общий фон восприятия международной деятельности Республики Татарстан. Одна из задач Департамента внешних связей состоит в обеспечении единой скоординированной позиции всех республиканских участников внешних связей, соблюдении ими соответствующих норм татарстанского, российского и международного права.
Свои контакты с зарубежными партнерами имеют неправительственные организации, образовательные и научные учреждения республики. В этой части Департамент выступает в качестве органа, инициирующего, стимулирующего и поощряющего различные виды международной активности, возникающие в Татарстане.
Осуществление внешнеэкономической деятельности относится к конституционным полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан, которые реализуются Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ. На уровне городов и районов действуют комитеты внешнеэкономических связей. В министерствах и ведомствах имеются свои международные отделы. На протяжении многих лет в Татарстане успешно работает Торгово-промышленная палата.
Международные связи Татарстана разнообразны и многогранны.
Определяя региональные приоритеты, республика продолжает последовательно придерживаться баланса между западными и восточными партнерами. За прошедшие годы сложились устойчивые связи практически со всеми странами Европы, особенно с Германией, Швейцарией, Польшей, Финляндией, Францией и Великобританией. Многие предприятия Татарстана имеют стратегических партнеров в этих странах, на этот регион приходится более 75 процентов татарстанского экспорта.
Процессы европейской интеграции, строительство новой Европы без разделительных линий создают основу для равноправного участия всех народов и, соответственно, общего пространства демократии и стабильности. Мы считаем, что в предстоящее десятилетие Татарстан станет активным участником этого процесса, будет стремиться достичь стандартов "Еврорегиона" с тем, чтобы, сохраняя свою государственную и социальную сущность, историческое, культурное и языковое своеобразие, вносить достойный вклад в укрепление международных отношений на общеевропейском пространстве. Будущее Татарстана - это цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня.
Сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств всегда будет оставаться важнейшим направлением внешней деятельности республики. Ведущими партнерами Татарстана выступают Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Беларусь. Отрадно, что на протяжении двух последних лет сохраняется положительная динамика роста объемов торговли со странами СНГ, происходит оживление контактов в других сферах.
Одним из ключевых внешних партнеров республики являются Соединенные Штаты Америки, компании которых, также как и фирмы европейских стран выступают в качестве наших ведущих иностранных инвесторов. Существенное технологическое отставание многих татарстанских предприятий от мировых конкурентов заставляет активно вести поиск передовых западных технологий, прямых стратегических инвестиций, необходимых для технологического совершенствования промышленности республики.
Существенную роль в международной деятельности республики играет восточное направление. Сегодняшний экспорт Татарстана в страны этого региона не превышает 10%, хотя имеющийся потенциал торгового сотрудничества значительно превышает эту цифру. Особое место занимает Турция, которая традиционно выступает нашим стратегическим партнером. У нас сложились неплохие отношения с Египтом, Индией, Китаем, ОАЭ, Малайзией, Ираном, Ираком. Мы экспортируем в эти страны машиностроительную, нефтехимическую, военную, и другую продукцию. В последнее время активно развиваются контакты с Японией, страной, где все больше растет интерес к сотрудничеству с Татарстаном. Со многими мусульманскими странами нашу республику связывает историческая духовная и культурная близость. В этом регионе у Татарстана особая позиция.
Республика Татарстан поддерживает торговые связи с рядом государств Африки и Латинской Америки. Мы считаем, что это перспективные направления и постепенно создаем основу для закрепления Татарстана в этих странах.
Одними из важнейших для нас являются вопросы развития федерализма, перспективы федерального устройства России, которые затрагивают и внешние связи республики. Изучение зарубежного опыта, проведение различных международных конференций и семинаров, разъяснение позиции Татарстана по проблемам федерализма в ходе многочисленных встреч с зарубежными гостями и делегациями составляют немалую часть нашей международной деятельности.
Статья 14 Конституции Татарстана устанавливает, что "Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан". Это направление всегда было важным в деятельности органов государственной власти и управления, занимающихся развитием внешней деятельности республики. С принятием новой редакции Основного закона республики появляется конституционная основа для этой деятельности.
События последних лет показывают, что особую актуальность в международной жизни приобретает фактор диалога культур и цивилизаций, который в современном мире является альтернативой противостоянию и конфликтам, создает условия для устойчивого развития мирового сообщества. В этой связи не ослабевает интерес ученых, политиков и дипломатов зарубежных стран и международных организаций к Татарстану, к межконфессиональному диалогу и толерантности в республике, к такому явлению как "евроислам". Мы видим свою задачу в распространении этого опыта на международном уровне и считаем это своим вкладом в развитие современных мировых процессов.
Несмотря на то, что внешняя деятельность субъектов федерации - достаточно новое и противоречивое явление для современной системы международных отношений, Татарстану удалось накопить достаточный опыт в области развития своей "парадипломатии", сделать многое для того, чтобы республику стали узнавать и принимать в мире, проявлять интерес к ее богатой истории и культуре, развивать с ней взаимовыгодные отношения. Мы считаем, что это хороший задел для дальнейшего расширения связей Республики Татарстан с внешним миром, укрепления авторитета России как современной демократической федерации.
Т.Ю.Акулов
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Директор Департамента внешних связей
Э.И.Хабибуллин
Заведующий сектором Департамента внешних связей
Президента Республики Татарстан
Государственный советник при Президенте
Республики Татарстан по международным вопросам
Директор Департамента внешних связей
Э.И.Хабибуллин
Заведующий сектором Департамента внешних связей
Президента Республики Татарстан