Прошедшая 10-13 августа в Казани V Международная специализированная выставка "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" (АКТО-2010) широко освещалась в СМИ, в том числе и специализированных. При общем доброжелательном тоне по поводу принятых на форуме решений мнения разделились, и непроясненных вопросов оказалось немало: "Так есть ли все-таки серийное будущее у КАПО?", "Каковы авиационные перспективы КМПО?" и так далее. Ответить на самые важные вопросы "ВиД" попросил заместителя председателя оргкомитета выставки, советника Премьер-министра Татарстана Назира КИРЕЕВА.
В условиях перманентных реформ
- Назир Талипович, как вы оцените итоги АКТО-2010, например, в коммерческой части?
- Эта выставка не носит ярко выраженного коммерческого характера: она - технологическая и задумывалась как помощь предприятиям
Татарстана в реализации различных проектов. И в таком качестве она оказалась востребованной не только нами. Проводилась она в пятый раз, полагаю, проводить ее будем и в будущем. Впрочем, несмотря на некоммерческий характер форума, на выставке были заключены соглашения, предусматривающие приобретение и продажу технологий и оборудования. Они небольшие по суммам и поэтому негромкие.
- Какие события АКТО-2010 можно назвать знаковыми?
- Во-первых, то, что, открывая выставку, Президент
Татарстана Рустам Нургалеевич
Минниханов заявил: "Авиакосмическая тема всегда была актуальна в
Татарстане, и авиастроение, вертолетостроение, приборостроение остаются главными приоритетами промышленности республики". Во-вторых, в условиях, когда выручка авиастроения в основном складывается из продаж военной техники за границу, а отрасль находится в перманентном процессе преобразований, важнее всего определиться с перспективой конкретных предприятий, что и было сделано в подписанных на выставке соглашениях.
Разъясню. Энергичные усилия, предпринятые в последние годы руководством республики, и подписанные с ОАО "ОПК "Оборонпром" соглашения позволили определиться с загрузкой на ближайшую перспективу Казанского вертолетного завода. Сейчас в рамках этих соглашений решаются вопросы модернизации предприятия, создания условий для масштабного выпуска вертолетов "Ансат" и Ми-38. Подобные усилия предпринимаются и по
КАПО. Вы, конечно, помните, что на выставке в 2008 году Правительство
Татарстана и Объединенная авиастроительная корпорация подписали соглашение, которым определялись действия сторон на период вхождения
КАПО в ОАК. Оно сыграло положительную роль в решении главной тогда задачи
КАПО - строительства двух самолетов для Управления делами Президента России. Стороны дружно поработали и сумели привлечь недостающие средства для завершения строительства этих бортов. На нынешней же выставке подписано новое соглашение, определяющее перспективу
КАПО.
КАПО продолжит строительство лайнеров по коммерческим контрактам
- По этому соглашению и возникло больше всего даже не вопросов, а домыслов, что, впрочем, понятно - официальные лица не горят желанием комментировать документ…
- Важнейшая часть соглашения - корректировка позиции ОАК по специализации
КАПО. Решено: пока предприятие не получит достаточного количества заказов на спецсамолеты, оно будет продолжать строительство и поставку лайнеров по коммерческим контрактам. Это означает, что будет сохранена компетенция предприятия по всем технологическим переделам, присущим строительству планеров, а не только по монтажу спецоборудования. Рабочие заготовительных, механообрабатывающих производств и цехов сборки агрегатов будут иметь масштабную работу. Этому также должно способствовать и предусмотренное соглашением освоение на
КАПО центроплана Ан-148 для последующей его поставки Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу.
Второе, подписанное в день открытия выставки соглашение, предусматривает организацию на территории
КАПО предприятия по производству элементов конструкции самолетов из композиционных материалов. Важность создания такого производства для российского авиастроения и республики очевидна и, полагаю, не требует особых комментариев.
- Эти соглашения обсуждали все, а были ли другие, оставшиеся без внимания?
- Конечно. Например, в дни работы выставки подписан документ об углублении сотрудничества между
Татарстаном и "Оборонпромом". То, что это событие не вызвало пристального интереса СМИ, наверное, закономерно: оно - из числа регулярно пополняющих перечень соглашений, расширяющих тематику совместных работ и совершенствующих деловые связи.
А вот соглашение между
КАПО и производителями комплектующих изделий, с одной стороны, и авиакомпаниями, с другой, обойдено вниманием зря. Это знаковое для России соглашение делает принципиально новыми отношения между производителями авиационной техники и ее эксплуатантами. Подписание предварял доклад заместителя генерального директора
КАПО Валерия Ивановича Перцева на пленарном заседании научно-практической конференции. Доклад произвел настоящий фурор. И вот почему.
КАПО и производители комплектующих, чтобы снять все претензии к надежности своей продукции, предлагают авиакомпаниям покупать только летные часы изделий, а техническое обслуживание
КАПО и его партнеры готовы полностью взять на себя. Согласитесь, предложение радикальное. Оно свидетельствует об уверенности производителей в надежности Ту-214 и его комплектующих, а также в собственной способности поддерживать такую готовность самолета, которая обеспечит ежемесячный налет в 300 часов. Одновременно это предложение и своеобразный оселок, позволяющий определить - действительно ли только проблемы надежности лежат в основе нежелания отдельных авиакомпаний покупать отечественную технику.
Авиаперспективы КМПО и будущее машиностроения
- Что еще, на взгляд человека, непосредственно готовившего выставку, оказалось на ней примечательным?
- К ярким событиям отнесу демонстрацию совместного продукта запорожского предприятия "Мотор Сич" и КМПО - новейшего турбовального двигателя МС-500В для вертолета "Ансат". Разработанный в Украине и собранный в Казани двигатель обладает уникальными характеристиками. Он будет сертифицирован уже к концу текущего года, и при хорошо организованных сертификационных испытаниях вертолета с этим двигателем такой "Ансат" может поставляться авиакомпаниям с начала 2012 года. Таким образом, решается проблема авиационной перспективы в деятельности КМПО. Напомню, тема МС-500В в качестве совместной включена в межправительственное российско-украинское соглашение.
Мы привыкли к демонстрации на выставке натурной техники - винтокрылых машин Казанского вертолетного завода, малых самолетов фирмы "МВЕН", мотодельтапланов КГТУ имени Туполева, авиационных двигателей семейства "НК", произведенных на КМПО. На этот раз в рамках выставки в международном аэропорту "Казань" проведена презентация магистрального самолета Ан-158, который до этого демонстрировался только в Фарнборо. Генеральный конструктор украинского государственного предприятия "Антонов" Дмитрий Семенович Кива подробно рассказал Премьер-министру
Татарстана Ильдару Шафкатовичу Халикову и большой группе специалистов авиационных предприятий, ученых КГТУ-КАИ и представителей авиакомпаний о новой машине, в создании компонентов которой участвовали и российские разработчики.
На выставке было много интересных экспозиций. Особенно выделялись стенды "Туполева" и ЦАГИ. Первый - оригинальным способом показа возможностей салона Ту-334, гарантирующего пассажирам комфорт, который в своем классе может быть предоставлен только этим самолетом. Второй - интересным показом достижений отечественной науки, позволяющим кардинально повысить эффективность вентиляторных и компрессорных ступеней авиационного двигателя, а также в использовании композитных материалов.
Научно-практическая конференция порадовала прекрасными докладами таких авторитетов авиационной и космической науки, как Александр Игоревич Ланшин (Центральный институт авиационного моторостроения), Владимир Иванович Халиманович (Информационные спутниковые системы), Станислав Николаевич Васильев (Институт проблем управления РАН имени Трапезникова), уже упоминавшийся Дмитрий Семенович Кива.
- Впервые на выставке, да и в России вообще, был проведен конкурс "3D-арт в авиастроении"…
- К этому мероприятию я отношусь особенно трепетно. Представленные работы были великолепными, что не может оставить равнодушным: технологии 3D - будущее всего машиностроения, они позволяют увидеть изделие, на которое еще нет чертежей.
И, конечно, лучшие экспозиции на выставке, доклады на конференции и работы по 3D-технологиям были награждены дипломами, денежными премиями и подарками.
Словом, ради таких результатов выставку стоило затевать.